Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Решение логарифмических уравнений
Цель работы: обучающийся должен: знать: - определение логарифма; - свойства логарифмов; уметь: - решать уравнения, содержащие переменную под знаком логарифма.
Сведения из теории: Уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма или в основании логарифма, называется логарифмическим. Рассмотрим простейшее логарифмическое уравнение: logax = b. Логарифмическая функция возрастает (или убывает) на промежутке (0; +∞) и принимает на этом промежутке все действительные значения. Теорема о корне: пусть функция f возрастает (убывает) на промежутке I, число а – любое из значений, принимаемых f на этом промежутке. Тогда уравнение f (x)= a имеет единственный корень в промежутке I. По вышесказанной теореме следует, что для любого b данное уравнение имеет, и притом только одно, решение. Из определения логарифма числа следует, что таким числом является ab.
Пример 1. Решите уравнение: log 2(х 2+4 х +3)=3. Решение: данному уравнению удовлетворяют те значения х, для которых выполнено равенство: х 2+4 х +3=23. Получаем обычное квадратное уравнение х 2+4 х +3=8 или х 2+4 х -5=0, корни которого вычисляем с помощью дискриминанта: х 1=1; х 2=-5. Пример 2. Решите уравнение: log 5(2 х +3)= log 5(х+ 1). Решение: данное уравнение определено для тех значений х, при которых выполнены неравенства: 2 х +3>0 и х+ 1>0 (это следует из определения логарифма). Для этих х данное уравнение равносильно уравнению: 2 х +3= х+ 1, из которого находим х =-2. Выполняя проверку, убеждаемся, что х =-2 не удовлетворяет неравенству х+ 1>0. Следовательно, данное уравнение корней не имеет. Пример 3. Решите уравнение: log 2 5 х - log 5 х 2-3=0. Решение: данное уравнение, воспользовавшись свойством степени логарифма, можно переписать в виде: (log 5 х)2-2 log 5 х -3=0. Сделаем замену переменной: t = log 5 х, тогда наше уравнение перепишется в виде: t 2-2 t -3=0, корни которого вычислим через дискриминант: t 1=3, t 2=-1. Вернемся к исходной переменной: log 5 х =3 или log 5 х =-1. Используя определение логарифма получаем корни исходного уравнения: х 1=53=125, х 2=5-1=1/5=0,2.
Задания для самостоятельного решения: Решите уравнение:
Контрольные вопросы:
1. Что называется логарифмическим уравнением? 2. Перечислите способы решения уравнений, содержащих переменную под знаком логарифма или в основании логарифма. Практическое занятие Преобразование рациональных, иррациональных степенных, показательных и логарифмических выражений
Цель работы: обучающийся должен: знать: - правила преобразования рациональных, иррациональных, степенных выражений; уметь: - выполнять преобразования рациональных, иррациональных, степенных выражений.
Сведения из теории: Преобразование алгебраических выражений, используя приведение дробей к общему знаменателю, формулы сокращенного умножения. Формулы сокращенного умножения: ; ; ; ; где а, b, с – любые действительные числа; , где а ¹0, х 1 и х 2 – корни уравнения . Основное свойство дроби и действия над дробями , где b ¹0, с ¹0; ; ; ; . Пример 1. Упростите: Решение: решаем по действиям: 1) деление; 2) сложение; 3) вычитание. 1) Используя формулы сокращенного умножения разности квадратов: , суммы кубов , получим: ; 2) Для сложения приведем дроби к общему знаменателю : 3) Выполним вычитание дробей с одинаковыми знаменателями:
Преобразование выражений, содержащих радикалы Чтобы освободиться от иррациональности в знаменателе необходимо и числитель и знаменатель дроби помножить на одно и то же число, сопряженное к знаменателю. Пример 2. Освободитесь от иррациональности в знаменателе: . Решение: чтобы освободиться от иррациональности в знаменателе необходимо и числитель и знаменатель дроби помножить на одно и то же число, сопряженное к знаменателю: , тогда получим:
Решение иррациональных уравнений Наиболее часто используемым при решении иррациональных уравнений способов является возведение обеих частей уравнения в квадрат.
Пример 3. Решите уравнение: . Решение: возведем обе части уравнения в квадрат, при этом в уравнении появятся посторонние корни, поэтому проверка при решении иррациональных уравнений обязательна: Получилось обычное квадратное уравнение, корни которого вычисляем через дискриминант: х 1=12, х 2=7.
Выполним проверку, для этого подставим в наше исходное уравнение получившиеся корни: х 1=12: х 2=7: Задания для самостоятельного решения:
Контрольные вопросы: 1. Какие формулы можно использовать при преобразовании алгебраических выражений? 2. Как можно освободиться от иррациональности в знаменателе? 3. Сформулируйте правила решения иррациональных уравнений.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.022 с.) |