Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерии оценивания практических работ
Примечание: Отметка «5» ставится, если Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающейся работает полностью самостоятельно: подбирает необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывает необходимые для проведения работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме. Отметка «4» ставится, если Работа выполнена обучающимся в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Обучающийся использует, указанные преподавателем источники знаний. Показывает знания, основываясь на теоретический материал и владеет умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. В работе могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Отметка «3» ставится, если Работа выполняется и оформляется обучающимся при помощи преподавателя На выполнение работы затрачивается много времени. Обучающийся показывает знания теоретического материала, но испытывает затруднение при самостоятельной работе с источниками знаний или приборами. Отметка «2» ставится, если Результаты, полученные обучающимся не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Отметка «1» ставится, если Работа не выполнена, у обучающегося отсутствуют необходимые для проведения работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Преподаватель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. Оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
Практическая работа выполняется в сроки, установленные в соответствии с календарно-тематическим планом. За каждую практическую работу студент должен получить положительную оценку. Итоговой формой изучения дисциплины является экзамен для всех специальностей. Студенты, не выполнившие все практические работы, не аттестуются и к экзамену не допускаются. Помните, что «царского пути» в математике нет и дорогу осилит только упорно идущий! Но, с другой стороны, не так страшна математика как ее малюют. Искренне желаем успехов!
3. Тематика и содержание практических занятий по математика АЛГЕБРА Раздел 1. Развитие понятия о числе.
Практическое занятие Приближенные вычисления Цель работы: обучающийся должен: знать: - формулы для вычисления границ абсолютной и относительной погрешности суммы, разности, произведения и частного приближенных значений чисел; уметь: - вычислять сумму, разность, произведение и частное приближенных значений чисел. Сведения из теории: Сложение приближенных значений чисел Граница абсолютной погрешности суммы приближенных значений чисел равна сумме границ абсолютных погрешностей этих чисел: Δ(a + b)=Δ a +Δ b, где a и b – приближенные значения чисел; Δ a и Δ b – границы абсолютных погрешностей соответствующих приближений. Граница относительной погрешности сумы вычисляется по формуле: ε a + b = .
Пример 1. Найти сумму S приближенных значений чисел 6,8±0,05; 4,3±0,05 и 3,575±0,0005. Решение: вычислим сумму заданных чисел и сумму их погрешностей: S=6,8+4,3+3,575=14,675; ΔS=0,05+0,05+0,0005=0,1005. Граница абсолютной погрешности заключена в пределах 0,05<0,1005<0,5. В приближенном значении суммы верными являются лишь две цифры (в разрядах десятков и единиц). Полученный результат округлим до единиц S=14,675≈15.
Вычитание приближенных значений чисел Граница абсолютной погрешности разности двух приближенных значений чисел равна сумме границ их абсолютных погрешностей: Δ(a - b)=Δ a +Δ b. Граница относительной погрешности разности вычисляется по формуле: ε a - b = . Пример 2. Вычислить разность двух приближенных значений чисел a =5,863±0,0005 и b =2,746±0,0005. Найти Δ(a - b) и ε a - b.
Решение: вычисляем границу абсолютной погрешности разности a - b: Δ(a - b)=0,0005+0,0005=0,001. В приближенном значении разности цифра в разряде тысячных не может быть верной, так как Δ(a - b)>0,0005. Итак, a - b =3,117≈3,12. Абсолютная погрешность разности 0,001. В приближенном числе 3,12 все цифры верные. Находим относительную погрешность разности: ε a - b = =0,00032≈0,03%. Умножение приближенных значений чисел Формулы для оценки границ абсолютной погрешности произведения (частного) сложны, поэтому на практике сначала находят относительную погрешность произведения (частного), а затем границу абсолютной погрешности произведения (частного). Формулы для границ абсолютной и относительной погрешности некоторых функций приведены в таблице 1.
Формулы для границ абсолютной и относительной погрешностей.
Пример 3. Найти верные цифры произведения приближенных значений чисел a =0,3862 и b =0,8. Решение: имеем 0,3862·0,8=0,30896. Границы абсолютной погрешности сомножителей равны 0,00005 и 0,05. По формуле находим относительную погрешность произведения: . Находим границу абсолютной погрешности произведения: Δ(ab)=0,30896·0,063=0,0195; 0,005 0,0195 0,05. Полученный результат означает, что в произведении одна верная цифра (в разряде десятых): 0,30896≈0,3.
Пример 4. Вычислить объем цилиндра V = π R 2 H, если R =45,8 см, H =78,6 cм. Решение: по формуле объема цилиндра, имеем V = π·45,82·78,6=517000 (см3). Используя формулу и полагая π≈3,14, находим относительную погрешность: . Находим границу абсолютной погрешности: Δ V =V·εV=517 000·0,0044 = 2270 (см3). Верными цифрами являются 5 и 1.
Деление приближенных значений чисел Пример 5. Найти границу абсолютной погрешности частного приближенных значений чисел a =8,36±0,005 и b =3,72±0,004. Решение: имеем 8,36:3,72=2,25. По формуле находим относительную погрешность частного: . Находим границу абсолютной погрешности частного: Δ(a / b)=2,25·0,002=0,0045. Полученный результат означает, что в частном все три цифры верные. Пример 6. Вычислить X = , если известно, что a =7,2±0,05, b =3,46±0,03, с =5,09±0,04. Решение: находим ; ; Δ X = X ·ε X = 0,844·0,015=0,0127; X =0,844±0,0127 или X 0,84±0,01.
Задания для самостоятельного решения: Вычислите сумму, разность, произведение и частное приближенных значений чисел:
Контрольные вопросы: 1. Перечислите действия над приближенными значениями чисел. 2. Перечислите формулы для вычисления границ абсолютной и относительной погрешностей некоторых функций.
Практическое занятие Комплексные числа Цель работы: обучающийся должен: знать: - алгебраическую форму комплексного числа; - тригонометрическую форму комплексного числа; уметь: - выполнять действия над комплексными числами, представленными в различных формах.
Сведения из теории: Алгебраическая форма комплексного числа Обозначим и назовём мнимой единицей, (). Тогда число вида где - любые действительные числа, назовём комплексным числом. Здесь а - называют действительной частью комплексного числа, - называют мнимой частью, b - коэффициентом мнимой части комплексного числа. Действия над комплексными числами, представленными в алгебраической форме Пусть даны два числа и . Для этих чисел понятия равенство и действия сложения, умножения определены следующим образом: 1) Два комплексных числа называются равными, если равны их действительная и мнимая части, т. е. а1=а2, b 1 = b 2. 2) Суммой двух комплексных чисел z 1 и z 2 называется комплексное число . 3) Произведением двух комплексных чисел z 1 и z 2 называется комплексное число . 4) Модулем комплексного числа называется длина вектора соответствующего этому комплексному числу на плоскости и вычисляется по формуле: . 5) Аргументом комплексного числа называется угол, образованный вектором с положительным направлением действительной оси и вычисляется по формуле: . Т. о. для каждого комплексного числа можно указать бесконечное множество аргументов. Для нахождения аргумента необходимо: 1. Определить в какой координатной четверти находится комплексное число. 2. Найти в этой четверти угол решив уравнение: . Пример 1. Решите квадратное уравнение: . Решение: вычислим корни квадратного уравнения через дискриминант:
Получена пара взаимно - сопряжённых комплексных чисел где Заметим, что всякое алгебраическое уравнение степени n имеет ровно n корней, среди которых могут быть как действительные (различные или равные), так и комплексные (обязательно попарно взаимно – сопряжённые) корни. Тригонометрическая форма комплексного числа Запись комплексного числа в виде называется тригонометрической формой комплексного числа. Действия над комплексными числами, представленными в тригонометрической форме Над комплексными числами в тригонометрической форме выполняются действия умножения, деления, возведения в степень и извлечение корня n -ой степени.
Пусть даны два числа и , тогда: 1) Произведением комплексных чисел называется комплексное число, которое вычисляется по формуле: . 2) Частным комплексных чисел называется комплексное число, которое вычисляется по формуле: . 3) Для возведения в степень: . Пример 2. Упростите: . Решение: упростим дробь (понизим степень числителя и знаменателя), используя (): . Подставим полученные выражения в исходную дробь и преобразуем её: . Пример 3. Вычислите: . Решение: для первого комплексного числа используем формулу возведения в степень, а затем воспользуемся формулой произведения комплексных чисел: Для извлечения корня n -й степени из комплексного числа используется формула: , где - арифметический корень, .
Пример 4. Решите уравнение: х 2-2 х +10=0. Решение: для решения воспользуемся обычными формулами вычисления корней квадратных уравнений: Получили пару комплексных взаимно сопряженных корней.
Задания для самостоятельного решения:
Контрольные вопросы: 1. Дайте определение алгебраической форме комплексного числа. 2. Перечислите действия над комплексными числами, представленными в алгебраической форме. 3. Дайте определение тригонометрической форме комплексного числа. 4. Перечислите действия над комплексными числами, представленными в тригонометрической форме.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.102.90 (0.053 с.) |