Которая называется воспитанием, — 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Которая называется воспитанием, —



это творение будущего и взгляд в будущее.

 

Василий Александрович Сухомлинский

      

 

В целях привлечения обучающихся образовательных организаций района к проблемам восстановления и приумножения лесных богатств, к работе по изучению экосистем и практической природоохранной деятельности, направленной на расширение и углубление знаний по экологии, приобретение умений и навыков по охране природы, способствующих их экологическому воспитанию и образованию в период с 19 апреля по 23 сентября 2021 года в рамках районного проекта «Живи, лес», прошли многочисленные районные мероприятия. Итогом этих мероприятий явилось издание сборника методических материалов «Живи, ЛЕС!».

Для издания сборника использовались следующие критерии: педагогическая целесообразность; оригинальность материала; фактическая достоверность материала; логичность структуры, стиль и доходчивость; возможность широкого использования. Не принимались: методические разработки, найденные в сети Интернет и в печатных изданиях.

Методическая продукция, представленная в этом сборнике, имеет перспективы дальнейшего ее использования как муниципального материала на уроках и занятиях по географии, биологии, экологии, литературе, математике и т.д., в натуралистической и природоохранной работе педагогов образовательных учреждений.

 

 

Андреева Е.В., воспитатель,

Ефименко М.И., воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Росинка» г.Бирюча»

 

«Лес, лес полон сказочных чудес»

(комплексное занятие в подготовительной группе)

 

Задачи:

- сформировать представления детей о лесе как сообществе, в котором живут вместе растения (деревья, кусты, травы) и животные (звери, птицы, насекомые);

- учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного произрастания растений и проживания животных;

- развивать умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах);

- формировать навыки правильного поведения в природе.

 

Ход занятия.

 

Педагог читает отрывки из стихотворения И. Бунина «Листопад».

 

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над солнечной поляной.

 

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца…..

 

Вопросы к детям:

- С чем сравнивает поэт лес?

- Какие краски увидел он в лесу?

- Докажите, что это стихотворение написано об осени.

В листьях и летом и осенью есть разные краски – и зеленые, и желтые, и красные. Самый сильный цвет – зеленый. Этот цвет придает листьям особое вещество – хлорофилл. Но это вещество очень любит свет. Летом солнце светит долго, света дает много, и поэтому листья остаются зелеными. Но вот наступила осень, дни стали короче, солнце светит меньше, и зеленое вещество не может образовываться. Листочки постепенно желтеют и краснеют. Вот поэтому осенью на деревьях почти нет зеленых листьев, за то много желтых и красных.

Педагог предлагает рассмотреть листья, которые дети собрали для гербария, и обращает внимание на то, что все листочки собраны с земли. Спрашивает, опадают ли листья летом. Почему же зеленые листья не осыпаются, а желтые и красные осыпаются? Педагог предлагает детям посмотреть через лупу на внутреннюю сторону листа. Она вся усеяна мелкими точечками. Что же это такое? Оказывается, что листья – это «форточки» деревьев. Чтобы расти и жить, дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, по веткам, попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» выпускают влагу, лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. Зимой земля замерзает, и воды в дерево поступает мало, солнце не припекает и «форточки» становятся не нужными.

 

А теперь мы поиграем в игру «Лети ко мне листок». Возьмите в руки по одному любому листику и определите, с какого он дерева. Вы свободно кружитесь по группе, пока я не скажу, например: «Кленовый лист лети ко мне!». Те, у кого кленовые листья должны подбежать ко мне, а по сигналу «Найди свое дерево!» вы должны подбежать к дереву, с которого упал лист.

 

К нам в группу пришло письмо прямо из леса. В письме фотографии муравьев и муравейника и подпись «Не обижайте муравьишку».        

Муравьи – очень интересные насекомые. Они строят себе жилища из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек. Жилище это непростое: в нем много входов и выходов, «комнат», камер и коридоров. Муравьи ведут очень активный образ жизни с ранней весны и до поздней осени. Они обладают завидным трудолюбием и большой выносливостью: один крохотный муравьишка может перемещать груз, превышающий по весу его собственный. Главные враги муравьев – кабаны и к сожалению человек. С кабанов спрос невелик, а человек должен помнить, что муравьи – это залог здоровья леса, поэтому не разрушайте муравейники, не позволяйте этого делать другим. Лучше понаблюдайте за муравьями – одним из чудес природы.

 

Конкурс на самый необыкновенно раскрашенный лист. Педагог предлагает детям назвать деревья, которые растут в лесах и найти картинки этих деревьев. Затем выбрать силуэт листочка и раскрасить его так, как не встретишь в лесу.

 

Конкурс загадок на лучшего знатока леса. Дети отгадывают загадки о лесе (растениях, птицах, насекомых, животных). Подводятся итоги конкурса, награждаются победители.

 

 

Бугакова С.В., воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Колобок» с. Засосна»

 

«Экскурсия в осенний лес»   

(конспект ООД)                                               

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Интеграция образовательных областей: «По­знание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

 

Цели деятельности педагога: закрепить у детей знания о фенологических изменениях в природе; учить разли­чать раннюю и позднюю осень, замечать красоту осеннего пей­зажа, сравнивать осень с другими временами года; воспитывать любовь к природе.

 

Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребёнок знает характерные признаки времён года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, жи­вотных, растений; знает правила поведения в природе и соблю­дает их; устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

 

Предварительная работа: выбрать место для экс­курсии: использовать те места, где ярче краски осени, хорошо виден ландшафт местности; рассмотреть картины художников-пейзажистов; подобрать загадки об осени.

 

Ход экскурсии

Перед отправлением на экскурсию на участке детского сада проводится беседа с детьми группы.

Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждёт необыкновенное путешествие в осенний лес. Давайте добрыми глазами и чутким сердцем увидим красоту каждого цветка, каждого листика на дереве, каждой птички, каждого насекомого. Приглашаю всех на экскурсию в наш чудесный лес.

Напоминает, что нужно беречь каждый кустик, каждое дерево. Не зря народная мудрость утверждает:

«Много леса – не губи, мало леса – посади»;

«Растение – земли украшение»;

«Рощи да леса, всему краю краса».

 

По дороге воспитанники любуются прудом. Воспитатель обращает внимания на природные изменения.

Воспитатель.

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора

-Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...

Ф. Тютчев

- Почему так красиво поэт описывает осень?

Дети. Он наблюдал ее, любовался ее яркими красками, вдыхал свежесть воздуха.

Воспитатель. Каких писателей, поэтов, писавших об осени, вы еще знаете? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает побродить среди деревьев, кустар­ников, полюбоваться их красотой и почитать стихи об осени.

 

Лес задумчивый овеян голубою дымкой,

Каждый листик серебрится тонкой паутинкой.

 Листья кленов пестрой стайкой тихо-тихо падают.

От реки притихшей веет легкою прохладою.

 Молчаливые тропинки вдаль уходят синюю,

Над лесами пролетают стаи журавлиные...

                                                                                       А. Плещеев

  Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.

Ель надломанная стонет, глухо стонет тёмный лес.

На ручей, рябой и пестрый, за листком летит листок,

И струей сухой и острой набегает холодок.

Полумрак на все ложится; налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится стая галок и ворон.

                                                                                       Н. Некрасов

Воспитатель. Обратите внимание на окраску листьев деревьев. Все ли они одинаковые?

Дети. Листья разного цвета: желтые, красные, оранжевые, есть светлее и темнее и др.

Воспитатель. Почему желтеют листья? Предположения детей.

Воспитатель. С наступлением холодов деревья «засыпа­ют», сок плохо поступает к черешкам листьев, и они постепенно отмирают. Летом, в засушливую погоду, можно наблюдать та­кое же явление. А почему травы поникли, как вы думаете? Дети. Они тоже засыпают.

Воспитатель. Верно. Как и деревья, травы осенью увя­дают. Только морозоустойчивые - подорожник, одуванчик, мокрец, лебеда, резачок, брусника - долго зеленеют. Что делают осенью птицы, насекомые?

 Дети. Одни улетают на юг, некоторые остаются зимовать. Насекомых становится меньше; они забились по щелям, ушли глубоко в землю, спрятались в сухую листву или траву. Только мухи да пауки еще греются на солнышке.

Воспитатель. «Листопад, листопад, листья по ветру ле­тят...» (Наблюдают за паданием листьев.) С чем можно срав­нить падающие листья?

Дети. Они похожи на летающие кораблики, качели, вер­тушки, парашюты...

Воспитатель. Подует ветер, и целая «стая» листьев опустится на землю, укроет семена растений от морозов. Нужно ли убирать листья в лесу?     

Дети. Нет, они перегниют, и это будет полезно для деревь­ев и травы.

Воспитатель. В начале нашей экскурсии я прочитала от­рывок из стихотворения Ф. Тютчева, там есть такая строка: «Весь день стоит как бы хрустальный...». Что этим хотел сказать поэт?

Дети. То, что на небе нет ни одного облачка, воздух све­жий, слегка морозный, чистый и прозрачный как хрусталь.

Воспитатель. Глубоко вдохните воздух через нос, на­сладитесь запахом осени.

В детском саду дети рисуют свои впечатления от экскурсии, оформляют выставку работ и делают выводы:

- середина осени отличается о ранней осени активным листопадом

- природа – целитель, ее надо беречь, она способствует сохранению и укреплению здоровья.

Список литературы:

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада – 2-е изд. доработанное – М.: Просвещение,1991.

2. Фесюкова Л.Б. Уроки экологии. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Сфера, 2014 г.

 

                                                                                       Бычкова О.И.,

учитель биологии и географии

МБОУ «Утянская СОШ»

                                                                                                        

«Сохраним леса России»

(внеклассное мероприятие)    

                                     



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.126.5 (0.023 с.)