В старших классах проблемная ситуация может создаваться и по теоретическим вопросам, а не только по жизненным ситуациям. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В старших классах проблемная ситуация может создаваться и по теоретическим вопросам, а не только по жизненным ситуациям.



· Необходимо побуждать учащихся к самостоятельному обобщению понятий, изучаемых на предыдущих уроках.

Пример: Мы с Вами изучили рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй - что общего, что их отличает?

· Можно побудить учащихся к обобщению фактического материала с целью выдвижения перед ними учебно-познавательной проблемы. На основании ответов учащихся учитель ставит перед ними проблему.

· Проведение эксперимента с целью конкретизации закона, изученного ранее.

Пример: Таблица Менделеева. Посредством химических опытов доказать, что с увеличением атомного веса, химические элементы, расположенные в таблице в одном периоде или группе, изменяют свои свойства.

· На базе сравнения и сопоставления, ранее усвоенных понятий и обобщений вывести новые понятия и обобщения, подтвердить их познавательным опытом или документальными фактами.

Пример: Показать с помощью опытов, какие физические и химические свойства проявляет азотная кислота в сравнении с серной кислотой.

· Предварительная постановка опыта с целью подведения учащихся к проблемному вопросу.

Пример: Закон Ома для участка цепи. Сначала производятся измерения, и учащиеся самостоятельно делают выводы.

· Побуждение учащихся к выводу новых понятий и обобщений по одному учебному предмету, опираясь на понятия, известные по другим учебным предметам.

· Побуждение учащихся к отысканию нового фактического материала для вывода новых теоретических положений.

Проблемный урок. Восстание декабристов. Весь урок учитель излагает новый материал методом лекции - лекция поисковая.

В начале урока учитель говорит ученикам: я вам сегодня расскажу о восстании декабристов, а вы, слушая мой рассказ, должны вскрыть причины поражения восстания.

В конце урока просит учащихся на листочках написать: в чем же причины поражения восстания декабристов. В результате 80% учащихся правильно выделяют эти причины.

В другом классе учитель не ставит перед учащимися задачи, сам излагает весь материал, сам называет причины поражения восстания декабристов. И так же в конце урока просит учащихся написать на листочках причины поражения восстания. Правильно ответили только 20% учащихся.

Проблемные задания - это такие задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.

Проблемное обучение осуществляется в основном в трех формах, которые отличаются по степени познавательной самостоятельности учащихся:

- проблемное изложение;

- частично-поисковая деятельность;

- самостоятельная исследовательская деятельность учащихся.

 

Проблемное чтение лекций предполагает 1 и 2 формы познавательной деятельности учащихся, т.е. форма обучения, в результате которой преподаватель ставит и раскрывает ряд научных проблем и познавательных задач. В этом случае в классе должна возникнуть обстановка интеллектуальной напряженности, сопереживания, соразмышления.

Существуют два вида приемов введения проблемной ситуации: научный и методический.

Научный - вводит учащихся в мир, действительно существующих или существовавших научных проблем, показывающий разработку научных проблем, пример, ретроспективный анализ проблем строения атома и т.д.

Методический - привлечение учащихся к отдельным аспектам проблемы по ходу лекции.

Например, в этой лекции приведены фрагменты проблемного урока (восстание декабристов).

 

Организация постепенного возрастания сложности выполняемых учащимися заданий не допускает применения исследовательских и проблемных методов в начальной стадии обучения.

 

Общий принцип сочетания методов в процессе обучения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.005 с.)