Классификация форм организации обучения проводится учеными по разным основаниям. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация форм организации обучения проводится учеными по разным основаниям.



I. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

СЛАЙД 1-4

Прежде чем говорить о формах интерактивного обучения, необходимо определиться с содержанием понятия «интерактивное обучение» исходя, из соотнесения этого понятия с традиционными представлениями о процессе обучения.

СЛАЙД 5

В педагогике, под обучением понимают – двусторонний, целенаправленный, планомерно и систематически осуществляемый процесс образования, воспитания и развития личности.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Образовательный процесс осуществляется в определенных формах, с использованием определенных методов, средств и технологий.

 

СЛАЙД 6

Латинское слово forma означает внешнее очертание, наружный вид, структура чего-либо.

В современной педагогике различают общие

ü формы обучения (коллективная, групповая, индивидуальная и др.) и

ü формы организации учебно-воспитательного процесса (урок, лекция, диспут, научные общества, экскурсии и др.).

 

СЛАЙД 7

Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса.

Она зависит от

· целей, содержания, методов и средств обучения,

· материальных условий,

· состава участников образовательного процесса

· и других его элементов.

Существуют различные формы обучения, которые подразделяются

· по количеству обучающихся

· времени и месту обучения,

· порядку его осуществления.

 

Выделяют

· индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные,

· аудиторные и внеаудиторные,

· классные и внеклассные,

· школьные и внешкольные формы обучения.

Такие классификации не являются строго научными, но позволяют несколько упорядочить разнообразие форм обучения.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником.

В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах.

Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами.

Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия.

При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками.

Такие формы обучения, как аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные, связаны с местом проведения занятий.

СЛАЙД 8

Форма организации обучения (организационная форма обучения) – это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т.д.).

 

СЛАЙД 9

Устанавливаются доверительные отношения в диаде «учитель – ученик», что может делать процесс обучения более эффективным.

 

Гувернер – это высококвалифицированный специалист в области педагогики и психологии, занимающийся воспитанием и обучением детей в обеспеченных семьях либо в детских садах.

К основным обязанностям гувернера относятся:

  • полный уход за воспитанником;
  • забота о безопасности ребенка;
  • организация режима дня с учетом необходимости подвижных игр;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • чтение книг и разучивание стихов;
  • занятия по развитию речи, письму, математике;
  • проведение развивающих игр;
  • проведение занятий по рисованию, лепке, пению;
  • посещение с ребенком детских учреждений, различных кружков, секций, музеев и
  • соблюдение рекомендаций педиатра;
  • соблюдение пожеланий родителей.

 

СЛАЙД 12

Коллективно-групповые занятия включают уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры.

Индивидуально-коллективные занятия – это погружения, творческие недели, научные недели, проекты.

 

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

СЛАЙД 13

Метод обучения

· способ деятельности, осуществление которой ведет к достижению конкретных дидактических целей учебного занятия;

· особые способы взаимосвязанной деятельности учителей и учеников, направленные на решение комплексных задач учебного процесса;

· способы руководства педагогом познавательной деятельностью обучающихся.

СЛАЙД 14

 

Учителю /преподавателю необходимо создать условия

· для осознания и осмысления блока новой учебной информации;

· для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях;

· проверки уровня усвоения системы знаний и умений, обобщения и систематизации знаний и умений;

· для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность;

· для проверки уровня обученности,

· определить методику коррекции учебной деятельности учащихся.

 

СЛАЙД 15

Дидакты подразделяют методы, по разным основаниям, на


· словесные,

· наглядные,

· репродуктивные,

· частично-поисковые,

· поисковые,

· творческие,

· объяснительно-иллюстративные,

· эвристические,

· проблемно-поисковые,

· исследовательские,

· пассивные,

· активные

· интерактивные


 

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предлагают классификацию общедидактических методов по уровню познавательной самостоятельной деятельности школьников, в которой выделяют две группы.

 

Первая группа - репродуктивные: объяснительно-иллюстративные и собственно-репродуктивные;

Вторая - продуктивные: проблемное изложение, частично-поисковые (эвристические), исследовательские.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

СЛАЙД 20

Технология обучения

· это описание процесса обучения с применением конкретных методов, дидактических и технических средств, алгоритм действий, процедура контроля, структура представления знаний и др.;

· управление условиями познавательной деятельности.

· Это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей

https://урок.рф/library/sovremennie_tehnologii_obucheniya_112324.html

 

Долгое время термин «технология» оставался за пределами понятийного аппарата педагогики, относился к технократическому языку. Хотя его буквальное значение («учение о мастерстве») не противоречит задачам педагогики: описанию, объяснению, прогнозированию, проектированию педагогических процессов.

В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующих те или иные педагогические технологии:


· технология обучения,

· технология воспитания,

· технология преподавания,

· образовательная технология,

· традиционная технология,

· технология программированного обучения,

· технология проблемного обучения,

· авторская технология и т. д.


СЛАЙД 21

Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Таким образом, педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Следует также обратить внимание на то, что понятие «педагогическая технология» обозначает приемы работы в сфере обучения и воспитания. Поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятия «технология обучения» и «технология воспитания».

СЛАЙД 22-23

В современной дидактике представлены самые разнообразные технологии, так как каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. Однако по многочисленным сходствам и общим признакам можно выделить следующие технологии:

• по уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные);

по философской основе: научные и религиозные, гуманистические и авторитарные;

по ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений и навыков); операционные (формирование способов умственных действий); эвристические (развитие творческих способно­стей); прикладные (формирование действенно-практической сферы);

по характеру модернизации традиционной системы обучения: технологии по активизации и интенсификации деятельности учащихся; технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между учителем и учащимися; технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала и др.

 

Педагогические технологии также классифицируются по доминированию целей и решаемых задач; по применяемой форме организацииобучения; по доминирующим методам, которым отдается предпочтение, и другим основаниям.

Слайд 24

Однако при большом разнообразии педагогических технологий в современной дидактике сложился общий план их анализа.

В каждой технологии автор должен видеть:

• уровень ее применения;

• философскую основу;

• ведущую концепцию усвоения знаний;

• отличительный характер содержания образования;

• организационные формы обучения;

• преобладающий метод обучения;

• категорию обучаемых.

Метод обучения предполагает

• взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектами изучения и

• в результате этой деятельности реализуется процесс усвоения учеником содержания образования.

 

В педагогической литературе выделяют три уровня усвоения знаний:

Первый уровень - уровень осознанного восприятия и запоминания, который внешне проявляется в точном или близком воспроизведении.

Второй уровень - уровень применения знаний по образцу или в сходной ситуации.

Третий уровень - уровень творческого применения знаний, т.е. в новой, ранее ученику не знакомой ситуации.

 

СЛАЙД 27

Классификация методов обучения:

мы выделили пять групп методов обучения:

 


1.Объяснительно-иллюстративный,

2. Репродуктивный,

3. Проблемное изложение,

4. Частично-поисковый,

5. Исследовательский.


1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления.

2. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучающихся имеет алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам.

3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.

4. Частично-поисковый или эвристический метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний.

Организуется постепенное приближение учащихся к самостоятельному решению проблем

их необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, формируя их умения постепенно:

· учат видению проблем, предлагая ставить вопросы к картине, документу, изложенному содержанию

· требуют построить самостоятельно найденное доказательство

· сделать выводы из представленных фактов

· высказать предположение

· построить план его проверки и т. д.

Исследовательский метод.

Организация обучения, при котором учащиеся ставятся в положение исследователя:

· самостоятельно выделяют и ставят проблему,

· находят методы ее решения, исходя из известных данных,

· делают выводы и обобщения,

· постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде

После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа учащиеся самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения, выполняют действия поискового характера.

Ни одна из рассмотренных классификаций не свободна от недостатков. Следует исходить из того, что «чистых» методов обучения не бывает. Они взаимно проникают друг в друга, характеризуя разностороннее взаимодействие преподавателя и обучающихся. «И если мы можем сказать на определенном этапе об использовании одного метода, то это лишь означает, что он в данный момент доминирует».

Классификации методов отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности учащихся и характеру деятельности учителя.

 

Перечисленные методы могут быть разделены на две группы:

а) репродуктивная группа, при использовании которой, ученик усваивает готовые знания (1 и 2 методы)

б) продуктивная группа, при которой ученик добывает новые знания (4 и 5 методы)

Проблемное изложение относится к промежуточной группе, т.к. в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.

Рассмотрим каждый из методов подробнее.

 

СЛАЙД 28

Рассмотрим Репродуктивную группу методов

 

СЛАЙД 29

Метод беседы.

Беседа - это наиболее старый метод обучения, ее мастерски использовал еще Сократ. Под беседой мы понимаем вопросно-ответный метод изложения знаний. Беседа может быть построена тремя путями:

а) индуктивный - от частного к общему;

б) дедуктивный - от общего к частному;

в) эвристический - путем открытия.

Требования к вопросам учителя при изложении нового материала методом беседы:

─ вопросы учителя в беседе по изложению нового материала должны иметь логическую последовательность.

─ вопросы не должны содержать ошибок.

─ вопросы должны быть четкими, не громоздкими.

─ количество вопросов должно быть достаточным для изложения материала, но не слишком большим (5-6 при комбинированном уроке, 12-15 при уроке изложения нового материала).

─ если на основной вопрос ученики не могут дать правильного ответа, учитель задает серию дополнительных, если ответа снова нет, то учитель отвечает сам (не нужно затягивать паузу, ведь знаний по теме у учащихся нет).

При беседе по закреплению новых знаний к вопросам учителя предъявляются свои требования:

─ вопросы могут задаваться не обязательно в логической последовательности;

─ вопросы могут содержать специально допущенную ошибку (дата, имя и др.).

Требования к ответам учащихся:

─ ответы должны быть полными;

─ ответы должны быть доказательными (или на основании того, что уже известно, или на основании результатов проведенного эксперимента).

Требования к организации беседы:

─ при беседе по изложению новых знаний ученики отвечают только по желанию (так как целью является не проверка знаний, а изложение нового материала);

─ ученики могут отвечать сидя, особенно, если идет катехизическая беседа (катехизис - вопросно-ответное вероучение, короткий вопрос - короткий ответ; например, вопросы о датах, понятиях).

Исключением является подростковый возраст, особенно у нового учителя, так как может привести к панибратским отношениям.

Метод школьной лекции.

Для учащих 10-11 классов изложение нового материала предпочтительнее в виде школьной лекции. В 9 классе лекцию можно использовать в 3-4 четверти, в 7-8 классах возможно только частичное использование при соответствующей подготовке учащихся.

Школьная лекция позволяет дать в сжатой форме основные теоретические положения по названной теме. На первом этапе школьная лекция может быть рассчитана на 20-25 минут, позднее - на 45 минут, а в 11 классе - и на 90 минут.

Требования к лекции:

─ четкость постановки цели;

─ содержанием лекция должна решать поставленные цели и задачи;

─ лекция представляет собой образец логического изложения материала, доказательного, наполненного большим дополнительным фактологическим материалом;

─ лекция должна быть эмоциональной;

─ лекция обязательно конспектируется учащимися, а потому учитель должен:

• основные понятия, положения, выводы повторять 2-3 раза, на первом этапе - 3-4 раза,

• при повторении должен обязательно менять ритм лекции;

• предложить учащимся в тетрадях для конспектирования вводить широкие поля, куда при последующей работе над лекцией вносить пропущенную или дополнительную информацию;

• посоветовать учащимся, использовать разного цвета ручки или маркеры для подчеркивания;

• конспекты лекций учитель должен обязательно проверять на первых этапах использования этого метода.

─ лекцию необходимо разнообразить разными видами наглядности (схемы, кинофрагменты, магнитофонные записи и т.д.);

─ лекция должна соответствовать современным научным знаниям, не содержать фактических ошибок;

─ лекция должна учитывать возрастные особенности и психологический настрой учащихся;

─ речь учителя должна быть образцом изложения мысли;

─ лекция должна читаться в оптимистическом тоне, с доброжелательным отношением.

─ лекция должна читаться в определенном ритме: не менее 25 слов в минуту и не более 65 слов в минуту, самый удачный ритм для студенческой аудитории - 45-50слов в минуту, для школьников 30-35 слов в минуту.

Логико-педагогический план лекции:

1. Вводная часть. Здесь формулируются тема, цели, задачи лекции. Дается краткая характеристика проблемы. Раскрывается состояние вопроса, анализ дополнительной литературы, иногда устанавливаются связи с предыдущим материалом, делается небольшое вступление. Эта часть составляет 10-15% времени лекции.

2. Изложение нового материала. В этой части анализируются факты, освещаются события. Проводится демонстрация наглядных пособий. Дается характеристика различных точек зрения на эту проблему. Определяется своя позиция и аргументировано доказывается. Формулируются частные выводы. Показывается связь теории с практикой.

3. Заключение. В этой части формулируется основной вывод. Даются установки для самостоятельной работы, методические советы (как готовить домашнюю работу). Ответы на вопросы.

Метод объяснения.

Объяснение - это трактовка определенных понятий, категорий, правил, законов, устройства приборов и т.д.

Метод объяснения присутствует всегда при изложении нового материала, но его одного явно не достаточно.

Метод рассказа.

Рассказ - это монологическое изложение нового материала, авторский текст учителя. Рассказ является подготовительным этапом к лекции. Методом рассказа учитель излагает новый материал, если у учащихся нет опорных знаний для беседы, то есть, нет никаких знаний по данному вопросу.

Особенности: рассказ может предполагать частичную запись, остальные требования к нему предъявляются такие же, как и к школьной лекции.

Таким образом, объяснительно-иллюстративный метод – это один из наиболее экономных способов передачи молодому поколению обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, он завоевал себе прочное место в школах всех стран, на всех ступенях обучения.

 

Знания, полученные в результате объяснительно-иллюстративного метода, не формируют умений и навыков пользоваться этими знаниями.

СЛАЙД 30

II. Репродуктивные методы.

Для достижения второго уровня усвоения знаний (применение знаний по образцу или в сходной ситуации), приобретения умений и навыков, учитель должен системой заданий организовать деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению сообщаемых им знаний и показать способ деятельности учащихся.

Воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию учителя является главным признаком репродуктивного метода.

Название метода характеризует деятельность ученика, но он предполагает и организующую деятельность учителя.

Для повышения эффективности репродуктивного метода дидакты, методисты совместно с психологами

• разрабатывают системы упражнений, а также

• программированные материалы, обеспечивающие обратную связь и самоконтроль.

 

Определенную роль при осуществлении этого метода может играть алгоритмизация. Ученикам предъявляется алгоритм, т.е. правила и порядок выполнения действий, в результате выполнения которых ученик учится распознавать объект, выясняет его наличие и одновременно осуществляет определенный порядок действий.

Применение алгоритмов в обучении представляет собой одну из форм предъявления учащимся ориентиров для осуществления четко обозначенной деятельности.

Использование учащимися известного им алгоритма по заданию учителя характеризует прием репродуктивного метода. Первая попытка алгоритмизации была сделана Н.Ф.Талызиной. Элементом алгоритмизации в курсах истории, географии является заполнение контурных карт.

Применение алгоритмов важно, когда необходимо сформировать навык, состоящий из нескольких точно обозначенных операций, или когда целесообразно показать учащимся преграды и варианты, встречающиеся на пути выполнения действия (Выход из лабиринта). Повторение должно привести к автоматизации действия, т.е. к формированию навыков.

Алгоритм не является самостоятельным методом обучения, не может заполнить даже целостного его этапа, это лишь один из этапов приобретения информации.

Метод программированного обучения предполагает обучать шаг за шагом, не допуская разрывов в логике предъявления учебного материала, которые делают его непонятным.

Существует машинное и безмашинное программированное обучение.

Безмашинное:

1. Тетради с заданной основой (прописи, контурные карты, дневники наблюдений) - положительный результат достигается тем, что нет переписывания, нет потери времени.

2. Карточки для учащихся.

3. Программированные пособия и учебники.

В гуманитарных науках их пока нет, в точных науках есть по физике и химии. Материал дается на одной части листа, на другой части – пояснение, изложение дополнительной информации. Это самый эффективный метод, более дешевый для школы и более дорогой для государства.

Машинное:

Первоначально машинное обучение строилось по принципу разработки отдельных машин для различных нужд.

1. Машины - информаторы (справочные - автоматы на вокзалах).

2. Машины - экзаменаторы, (тестирующие машины при получении водительских прав).

3. Машина – репетитор (при работе на таких машинах учащиеся проверяют и тренируют свои знания, умения и навыки).

Все эти машины имели высокую стоимость и были экономически невыгодны для школ. Сейчас другой подход к программированному обучению - персональные компьютеры, в которых используются различные программы. Они очень эффективны, но, к сожалению, используются недостаточно.

Причин этого можно выделить несколько: малое количество обучающих программ, их высокая стоимость, неподготовленность учителей.

Сейчас появляется большое количество информационных программ на CD ROM.

Методы семинарских и лабораторных работ. Они имеют свои специфические задачи и соответствующую методику.

Цель семинарского занятия

· способствовать углубленному усвоению учащимися наиболее сложных вопросов учебного курса,

· побудить их к коллективному творческому обсуждению,

· овладению научными методами анализа явлений и проблем,

· активизировать самостоятельное изучение первоисточников, научной и методической литературы,

· формировать навыки самообразования.

Семинарскому занятию должна предшествовать специальная консультация, на которой сообщается тема, план, список литературы, даются методические указания о целесообразной последовательности в подготовке, технике учебного труда.

Эффективности семинарских занятий способствует подготовка рефератов и практических заданий. Важен грамотно поставленный вопрос, целесообразна проблемная постановка вопроса, возбуждающая у школьников интерес и потребность найти научное объяснение рассматриваемым явлениям.

Методика семинарских занятий должна соответствовать уровню развития учащихся, характеру изучаемого материала. Важно регулировать активность аудитории, дать возможность проявить себя каждому, целесообразно использовать дифференцированный подход, стимулирующий участие в работе учащихся разных уровней развития мышления. Обязательное требование - не оскорблять и не унижать учащихся при высказывании точек зрения.

Отличительные и общие черты семинарских и лабораторных работ:

Общее:

1. Заранее даются вопросы, список литературы.

2. Заранее проводится консультация.

3. В конце учитель подводит итог.

4. Оценки ставятся только выступающим (в отличие от лабораторной работы по точным и естественным предметам, где оценки ставятся всем).

Отличия:

1. Лабораторная работа проводится по теме конкретного урока, семинар - итоговый урок темы, а потому вопросы к лабораторной работе даются не менее, чем за неделю, а к семинару-за несколько недель. (Пример лабораторной работы - "Битва под Кенигсбергом"; пример семинара - "Значение Великой Отечественной войны").

2. Организация проведения:

· на семинаре задается вопрос, и отвечает, тот из учащихся, кто знает ответ;

· на лабораторной работе - учащиеся разбиваются на группы (по своему желанию или по желанию учителя), каждой группе даются вопросы, 10 минут на обсуждение, выступает один представитель от группы, другие группы задают вопросы, дополняют, опровергают, спорят. Группы выступают по очереди. Учитель должен поинтересоваться точкой зрения остальных членов группы, мнением класса.

3. Реферативные сообщения и доклады подготавливаются и заслушиваются только на семинаре.

СЛАЙД 31

Построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы и большинство которых требует от учащихся не только воспроизведения знаний, но и осуществления небольшого поиска.

Пример: 7 класс, изучение истории Киевской Руси.

Задача: Несколько лет, работая на раскопках кургана, под которым находились неукрепленное поселение и укрепленное городище, примыкающие друг к другу, археологи в городище находили предметы только христианского верования, а в неукрепленном поселении - предметы только языческих верований. Постройте гипотезу, объясняющую это различие.

Учитель: Какой вопрос возник бы у Вас, если бы Вы были археологом?

Ученик: К одному времени или нет, относятся поселения.

Учитель: Я думаю, что это правильно. Но почему этот вопрос первый?

Ученик: Если поселения не одного периода, то ответ ясен - сначала языческое поселение, а потом - христианское.

Учитель: Но почему остатки разных верований в разных местах, они могли бы оказаться в одном и том же поселении.

Ученик: Ясно, значит это поселения одного времени.

Учитель: Хорошо, одного времени. Что из этого следует?

Ученик А: Что это было поселение из двух частей.

Ученик Б: Что в городище - завоеватели, а в неукрепленной части - покоренные.

Ученик В: Что в городище жили знатные, а в поселении - бедные.

Учитель: Что из сказанного более вероятно?

Ученик Г: Завоевателей тогда не было, но если бы они и были, то они стали знатью.

Учитель: Хорошо. Какие можно сделать предположения о причинах того, почему остались разные верования?

Ученик: Так как в городище жила знать и там же предметы христианской религии, это значит, что знать уже приняла христианство, а беднота осталась языческой.

Учитель: Чем это объяснить?

Ученик: Народ сопротивлялся знати и не хотел принимать новую веру.

Учитель: А почему мы можем выдвигать только гипотезу?

Ученик: Потому что для полной уверенности нам недостаточно фактов.

Эвристический метод предполагает следующие формы занятий:

• Олимпиады. При помощи них оценивают не правильность решения задач, а степень творчества учеников, которое проявляется при создании ими продуктов.

• Эвристические уроки предполагают выполнение заданий учащимися, направленные на их творчество (например, изобрести свои цифры, сочинить рассказ, составить игру и др.).

• Деловая игра позволяет приблизиться к реальным, производственным или научным условиям. При такой форме обучения в игровой форме моделируется работа организации по решению какой-либо проблемы.

• Интерактивные формы обучения реализуются при помощи компьютерных программ.

• Дистанционные и очные проекты. С помощью дистанционной формы обучения (E-mail, сеть Интернет) организуются между школами эвристические олимпиады, творческие проекты, исследования. эвристическое обучение

• Творческие работы. Ученикам дается задание творческого характера, которое они способны выполнить в течение урока. Или над заданием нужно потрудиться пару дней, а возможно, и пару месяцев (экзаменационные, итоговые работы, которые оформляются специальным образом).

• Погружение. При такой форме обучения в течение некоторого времени происходит погружение, например, в определенное историческое событие или эпоху, в физическую теорию, в творчество писателя. При этом обеспечивается личностное познание культурного, природного или другого образовательного объекта.

• Метод «вживания». Ученик пытается вжиться в объект изучения, познать и почувствовать его изнутри (например, стать цветком).

• Метод символического видения. Ученики наблюдают какой-либо объект с целью понять и изобразить его символ в любой форме (графической, словесной).

• Метод образного видения. Учащиеся смотрят, например, на горящую свечу и пытаются увидеть и нарисовать те образы, которые они увидели.

• Метод придумывания. При этом создается новый, неизвестный ранее продукт. Например, додумывается сказка, в которой произошел неожиданный поворот (Курочка Ряба снесла не 1, а 3 золотых яйца).

• Метод «Если бы…». Учащиеся рисуют или устно описывают картину о том, что случится, если в мире что-нибудь изменится (например, исчезнут слова, все люди переселятся на Марс, начнут говорить животные и др.).

• Метод эвристических вопросов. Задаются 7 ключевых вопросов: "Кто? Что? Где? Зачем? Как? Чем? Когда?" для того, чтобы найти сведения о каком-либо объекте или событии.

• Метод гиперболизации. Происходит уменьшение или увеличение объекта познания, его отдельных частей или качеств (придумывается самое длинное число, изображаются кролики с большими головами или двумя ногами).

• Метод агглютинации. Учащимся предлагают соединить несоединимые в действительности свойства, качества, части объектов и изобразить вершину пропасти, соленый сахар, черный свет, квакающую собаку.

• Мозговой штурм – это сбор как можно большего количества мыслей, идей в ходе обсуждения.

• Метод морфологического ящика. При этом происходит поиск новых, неожиданных идей с помощью составления комбинаций неизвестных и известных элементов.

• Метод инверсии. Применяются принципиально противоположные альтернативные решения взамен стереотипных приемов.

- Читайте подробнее на SYL.ru: https://www.syl.ru/article/171617/new_evristicheskiy-metod-formyi-evristicheskogo-obucheniya

II. ИНТЕРАКЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

СЛАЙД

 

Чтобы понять особенность интерактивного обучения необходимо объяснить содержание понятия интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга).

 

СЛАЙД

Интеракция в психологии – это способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-то (чем-то), беседы.

Интеракция в социологии – процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.

СЛАЙД

Интеракция в образовании – способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, при котором, все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы совместно, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

Таким образом, для организации образовательного процесса в режиме интеракции, т.е. интерактивном образовании необходимо использовать такие формы, методы, приемы, средства и технологии обучения (из общего числа известных педагогике), которые способствую

· вовлечению всех студентов в процесс познания,

· побуждают их к активным взаимодействиям с преподавателем и друг с другом, переживанию состояния успеха;

· соответственно мотивируют поведение студентов,

· обеспечивают творческий подход к образовательной деятельности,

· создают условия для проявления способностей каждого.

 

СЛАЙД

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая преподавателя.

 

Проблемы изучения интерактивных форм и методов обучения нашли отражение в трудах таких ученых как М.Ж. Арстанов, В.П.Беспалько, М.И. Винокурова, М.В.Кларин, А.Р Лебединская, О.П. Осипова, А.А. Петина, Г.К.Селевко, С.Б. Ступина, Г.С. Трофимова, В.Т. Фоменко, И.С.Якиманская и др.

Среди исследователей на сегодняшний день нет устоявшегося мнения относительно содержания понятия интерактивное обучение. Описание и определение интерактивного обучения в каждом конкретном случае определяется авторской трактовкой понятия интерактивности.

 

СЛАЙД

Нередко под активным методом обучения понимают форму взаимодействия студентов и преподавателя в ходе занятия, где студенты не пассивные слушатели, а активные равноправные участники образовательного процесса.

Характер взаимодействия преподавателя и учащихся меняется, хотя учитель и остается центральной частью занятия. Он остается главным и единственным источником информации и экспертом, но учащиеся уже не являются пассивными слушателями. Они могут задавать вопросы, прояснять необходимые положения, предлагать собственные решения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.182 с.)