I. Объяснительно-иллюстративные методы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Объяснительно-иллюстративные методы.



 

Основная цель этой группы методов - организация усвоения информации учащимися. Ряд дидактов называют его информационно-рецептивным, от слова

"рецепция" - восприятие, так как в основе этого метода лежит психологический процесс восприятия.

Учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а ученик воспринимает, осознает и фиксирует в памяти эту информацию.

Информацию учитель может сообщить путем:

- устного слова (беседа, рассказ, лекция, объяснение),

- печатного слова (учебник, дополнительные пособия),

- наглядных средств (карта, схема, аудиовизуальные средства),

- практического показа способов деятельности (решение задач, доказательство теорем, способы составления планов, аннотаций и т.д.).

В результате использования этих методов учащиеся выполняют действия, необходимые для первого уровня усвоения знаний, т.е. они


· слушают,

· смотрят,

· манипулируют предметами и знаниями,

· ощущают,

· читают,

· наблюдают,

· приобретают новую информацию,

· соотносят ее с ранее усвоенной,

· запоминают.


Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономичных способов передачи, обобщения и систематизации опыта человека.

Рассмотрим наиболее распространенные методы этой группы: беседу, лекцию, рассказ, объяснение.

Метод беседы.

Беседа - это наиболее старый метод обучения, ее мастерски использовал еще Сократ. Под беседой мы понимаем вопросно-ответный метод изложения знаний. Беседа может быть построена тремя путями:

а) индуктивный - от частного к общему;

б) дедуктивный - от общего к частному;

в) эвристический - путем открытия.

Требования к вопросам учителя при изложении нового материала методом беседы:

─ вопросы учителя в беседе по изложению нового материала должны иметь логическую последовательность.

─ вопросы не должны содержать ошибок.

─ вопросы должны быть четкими, не громоздкими.

─ количество вопросов должно быть достаточным для изложения материала, но не слишком большим (5-6 при комбинированном уроке, 12-15 при уроке изложения нового материала).

─ если на основной вопрос ученики не могут дать правильного ответа, учитель задает серию дополнительных, если ответа снова нет, то учитель отвечает сам (не нужно затягивать паузу, ведь знаний по теме у учащихся нет).

При беседе по закреплению новых знаний к вопросам учителя предъявляются свои требования:

─ вопросы могут задаваться не обязательно в логической последовательности;

─ вопросы могут содержать специально допущенную ошибку (дата, имя и др.).

Требования к ответам учащихся:

─ ответы должны быть полными;

─ ответы должны быть доказательными (или на основании того, что уже известно, или на основании результатов проведенного эксперимента).

Требования к организации беседы:

─ при беседе по изложению новых знаний ученики отвечают только по желанию (так как целью является не проверка знаний, а изложение нового материала);

─ ученики могут отвечать сидя, особенно, если идет катехизическая беседа (катехизис - вопросно-ответное вероучение, короткий вопрос - короткий ответ; например, вопросы о датах, понятиях).

Исключением является подростковый возраст, особенно у нового учителя, так как может привести к панибратским отношениям.

Метод школьной лекции.

Для учащих 10-11 классов изложение нового материала предпочтительнее в виде школьной лекции. В 9 классе лекцию можно использовать в 3-4 четверти, в 7-8 классах возможно только частичное использование при соответствующей подготовке учащихся.

Школьная лекция позволяет дать в сжатой форме основные теоретические положения по названной теме. На первом этапе школьная лекция может быть рассчитана на 20-25 минут, позднее - на 45 минут, а в 11 классе - и на 90 минут.

Требования к лекции:

─ четкость постановки цели;

─ содержанием лекция должна решать поставленные цели и задачи;

─ лекция представляет собой образец логического изложения материала, доказательного, наполненного большим дополнительным фактологическим материалом;

─ лекция должна быть эмоциональной;

─ лекция обязательно конспектируется учащимися, а потому учитель должен:

• основные понятия, положения, выводы повторять 2-3 раза, на первом этапе - 3-4 раза,

• при повторении должен обязательно менять ритм лекции;

• предложить учащимся в тетрадях для конспектирования вводить широкие поля, куда при последующей работе над лекцией вносить пропущенную или дополнительную информацию;

• посоветовать учащимся, использовать разного цвета ручки или маркеры для подчеркивания;

• конспекты лекций учитель должен обязательно проверять на первых этапах использования этого метода.

─ лекцию необходимо разнообразить разными видами наглядности (схемы, кинофрагменты, магнитофонные записи и т.д.);

─ лекция должна соответствовать современным научным знаниям, не содержать фактических ошибок;

─ лекция должна учитывать возрастные особенности и психологический настрой учащихся;

─ речь учителя должна быть образцом изложения мысли;

─ лекция должна читаться в оптимистическом тоне, с доброжелательным отношением.

─ лекция должна читаться в определенном ритме: не менее 25 слов в минуту и не более 65 слов в минуту, самый удачный ритм для студенческой аудитории - 45-50слов в минуту, для школьников 30-35 слов в минуту.

Логико-педагогический план лекции:

1. Вводная часть. Здесь формулируются тема, цели, задачи лекции. Дается краткая характеристика проблемы. Раскрывается состояние вопроса, анализ дополнительной литературы, иногда устанавливаются связи с предыдущим материалом, делается небольшое вступление. Эта часть составляет 10-15% времени лекции.

2. Изложение нового материала. В этой части анализируются факты, освещаются события. Проводится демонстрация наглядных пособий. Дается характеристика различных точек зрения на эту проблему. Определяется своя позиция и аргументировано доказывается. Формулируются частные выводы. Показывается связь теории с практикой.

3. Заключение. В этой части формулируется основной вывод. Даются установки для самостоятельной работы, методические советы (как готовить домашнюю работу). Ответы на вопросы.

Метод объяснения.

Объяснение - это трактовка определенных понятий, категорий, правил, законов, устройства приборов и т.д.

Метод объяснения присутствует всегда при изложении нового материала, но его одного явно не достаточно.

Метод рассказа.

Рассказ - это монологическое изложение нового материала, авторский текст учителя. Рассказ является подготовительным этапом к лекции. Методом рассказа учитель излагает новый материал, если у учащихся нет опорных знаний для беседы, то есть, нет никаких знаний по данному вопросу.

Особенности: рассказ может предполагать частичную запись, остальные требования к нему предъявляются такие же, как и к школьной лекции.

Таким образом, объяснительно-иллюстративный метод – это один из наиболее экономных способов передачи молодому поколению обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, он завоевал себе прочное место в школах всех стран, на всех ступенях обучения.

 

Знания, полученные в результате объяснительно-иллюстративного метода, не формируют умений и навыков пользоваться этими знаниями.

СЛАЙД 30

II. Репродуктивные методы.

Для достижения второго уровня усвоения знаний (применение знаний по образцу или в сходной ситуации), приобретения умений и навыков, учитель должен системой заданий организовать деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению сообщаемых им знаний и показать способ деятельности учащихся.

Воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию учителя является главным признаком репродуктивного метода.

Название метода характеризует деятельность ученика, но он предполагает и организующую деятельность учителя.

Для повышения эффективности репродуктивного метода дидакты, методисты совместно с психологами

• разрабатывают системы упражнений, а также

• программированные материалы, обеспечивающие обратную связь и самоконтроль.

 

Определенную роль при осуществлении этого метода может играть алгоритмизация. Ученикам предъявляется алгоритм, т.е. правила и порядок выполнения действий, в результате выполнения которых ученик учится распознавать объект, выясняет его наличие и одновременно осуществляет определенный порядок действий.

Применение алгоритмов в обучении представляет собой одну из форм предъявления учащимся ориентиров для осуществления четко обозначенной деятельности.

Использование учащимися известного им алгоритма по заданию учителя характеризует прием репродуктивного метода. Первая попытка алгоритмизации была сделана Н.Ф.Талызиной. Элементом алгоритмизации в курсах истории, географии является заполнение контурных карт.

Применение алгоритмов важно, когда необходимо сформировать навык, состоящий из нескольких точно обозначенных операций, или когда целесообразно показать учащимся преграды и варианты, встречающиеся на пути выполнения действия (Выход из лабиринта). Повторение должно привести к автоматизации действия, т.е. к формированию навыков.

Алгоритм не является самостоятельным методом обучения, не может заполнить даже целостного его этапа, это лишь один из этапов приобретения информации.

Метод программированного обучения предполагает обучать шаг за шагом, не допуская разрывов в логике предъявления учебного материала, которые делают его непонятным.

Существует машинное и безмашинное программированное обучение.

Безмашинное:

1. Тетради с заданной основой (прописи, контурные карты, дневники наблюдений) - положительный результат достигается тем, что нет переписывания, нет потери времени.

2. Карточки для учащихся.

3. Программированные пособия и учебники.

В гуманитарных науках их пока нет, в точных науках есть по физике и химии. Материал дается на одной части листа, на другой части – пояснение, изложение дополнительной информации. Это самый эффективный метод, более дешевый для школы и более дорогой для государства.

Машинное:

Первоначально машинное обучение строилось по принципу разработки отдельных машин для различных нужд.

1. Машины - информаторы (справочные - автоматы на вокзалах).

2. Машины - экзаменаторы, (тестирующие машины при получении водительских прав).

3. Машина – репетитор (при работе на таких машинах учащиеся проверяют и тренируют свои знания, умения и навыки).

Все эти машины имели высокую стоимость и были экономически невыгодны для школ. Сейчас другой подход к программированному обучению - персональные компьютеры, в которых используются различные программы. Они очень эффективны, но, к сожалению, используются недостаточно.

Причин этого можно выделить несколько: малое количество обучающих программ, их высокая стоимость, неподготовленность учителей.

Сейчас появляется большое количество информационных программ на CD ROM.

Методы семинарских и лабораторных работ. Они имеют свои специфические задачи и соответствующую методику.

Цель семинарского занятия

· способствовать углубленному усвоению учащимися наиболее сложных вопросов учебного курса,

· побудить их к коллективному творческому обсуждению,

· овладению научными методами анализа явлений и проблем,

· активизировать самостоятельное изучение первоисточников, научной и методической литературы,

· формировать навыки самообразования.

Семинарскому занятию должна предшествовать специальная консультация, на которой сообщается тема, план, список литературы, даются методические указания о целесообразной последовательности в подготовке, технике учебного труда.

Эффективности семинарских занятий способствует подготовка рефератов и практических заданий. Важен грамотно поставленный вопрос, целесообразна проблемная постановка вопроса, возбуждающая у школьников интерес и потребность найти научное объяснение рассматриваемым явлениям.

Методика семинарских занятий должна соответствовать уровню развития учащихся, характеру изучаемого материала. Важно регулировать активность аудитории, дать возможность проявить себя каждому, целесообразно использовать дифференцированный подход, стимулирующий участие в работе учащихся разных уровней развития мышления. Обязательное требование - не оскорблять и не унижать учащихся при высказывании точек зрения.

Отличительные и общие черты семинарских и лабораторных работ:

Общее:

1. Заранее даются вопросы, список литературы.

2. Заранее проводится консультация.

3. В конце учитель подводит итог.

4. Оценки ставятся только выступающим (в отличие от лабораторной работы по точным и естественным предметам, где оценки ставятся всем).

Отличия:

1. Лабораторная работа проводится по теме конкретного урока, семинар - итоговый урок темы, а потому вопросы к лабораторной работе даются не менее, чем за неделю, а к семинару-за несколько недель. (Пример лабораторной работы - "Битва под Кенигсбергом"; пример семинара - "Значение Великой Отечественной войны").

2. Организация проведения:

· на семинаре задается вопрос, и отвечает, тот из учащихся, кто знает ответ;

· на лабораторной работе - учащиеся разбиваются на группы (по своему желанию или по желанию учителя), каждой группе даются вопросы, 10 минут на обсуждение, выступает один представитель от группы, другие группы задают вопросы, дополняют, опровергают, спорят. Группы выступают по очереди. Учитель должен поинтересоваться точкой зрения остальных членов группы, мнением класса.

3. Реферативные сообщения и доклады подготавливаются и заслушиваются только на семинаре.

СЛАЙД 31



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.03 с.)