Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.



Воспитатель повторно читает рассказ, дети внимательно слушают.

Рассказы детей.

Воспитатель просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.

 Физкультминутка «Огород» (см. занятие 4).

После физкультминутки воспитатель предлагает детям составить еще несколько рассказов.

6. Игра «В саду или в огороде?».

Воспитатель: Теперь вы знаете, что где растет. Я предлагаю взять овощи и фрукты, «посадить» ово­щи — в «огороде» (ставит на магнитную доску картинку огорода), а фрукты — в «саду» (ставит на магнитную доску картинку сада) и составить предложения по образцу. Образец: Помидор растет в огороде. Яблоко растет в саду. И т.д.

Итог занятия.

Воспитатель (подводит итог занятия): Кто прихо­дил к нам в гости? Как можно назвать Ваню? (Са­довник.) А Костю? (Огородник.)

Почему гусята радовались урожаю? (Потому что они сами его вырастили.)

Занятие 7

Тема: Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с ис­пользованием предметных картинок.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

— учить детей пересказывать рассказ, исполь­зуя предметные картинки;

— учить логическому построению высказыва­ния.

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей умение отвечать на вопро­сы полным предложением;

— активизировать словарь по теме;

— развивать внимание, мышление, связную речь;

— развивать умение согласовывать слова в пред­ложениях.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей взаимоуважение и забо­ту о близких людях.

Оборудование: предметные картинки по тексту рассказа: земляника, бабушка, девочка, кружки (пустые), кружечки (одна полная, вторая пустая), дедушка.

Предварительная работа: Чтение художественных текстов: С. Есенин «Береза», М. Пришвин «Осинкам холодно», В. Катаев «Грибы», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой» с обсуждением прочитанного.

Лепка — «Яго­ды в корзинке».

Рисование — «Осенний лес».

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Назови ласково».

Воспитатель: К нам в гости пришли куклы Катя и Катенька. Вы подарите им подарки и составите пред­ложения по образцу, а затем сядете на свои места.

Дети берут пары картинок с изображением ягод, по очереди выполняют задание и садятся на свои места. Об­разец: Кате я подарю малину, а Катенькемалинку.

2. Объявление темы.

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем, как собира­ли ягоды бабушка и ее внучка из рассказа Якова Тайца «По ягоды». Но сначала давайте вспомним, кем вы были, когда составляли рассказ о фрук­тах. (Писателями.)

Яков Тайц — это настоящий, взрослый писатель, который писал интересные рассказы для детей.

3. Чтение рассказа Я. Тайца «По ягоды»с последующим подробным обсуждением. По ходу рассказа педагог выставляет предметные картинки на доску.

Яков Тайц «По ягоды»

Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес — и давай собирать. Только бабушка — в кружечку, а Надя — в рот.

Пришли домой. У бабушки полная кружечка, а у Нади — пустая, даже дедушку угостить нечем.

Стыдно стало Наде. На другой день она пошла и лес, ни одной ягодки не съела — все в кружечку. При­шла домой и говорит деду:

— Кушай!

— А сама что же?

— А я вчера ела.

— Вчера не считается, — сказал дедушка.— Давай вместе.

И они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя — ягоду, и дед — ягоду, Надя — ягоду, и дед — ягоду. Так все и съели.

• О ком этот рассказ?

• Куда пошли бабушка и внучка Надя?

• Что они взяли с собой?

• С какой кружкой вернулась из леса бабушка? (С полной.)

• А с какой кружкой вернулась Надя? (С пустой.)

• Почему Надина кружка была пустая?

• Почему Наде было стыдно?

• Как она поступила на следующий день?

• Кого Надя угостила ягодами?

• А что сделал дедушка? (Пригласил Надю по­есть ягоды вместе.)

•    А кого бы вы угостили?

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Логопед повторно читает рассказ, дети внима­тельно слушают.

5. Рассказы детей.

Логопед просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа «По ягоды».

Физкультминутка «Ягоды». Выполнение дви­жений по тексту стихотворения.

Мы шли-шли-шли, «Шагают» пальчиками по столу.
Земляникунашли. Изображают землянику.
Раз, два, три, четыре, пять— Пальчики «здороваются».
Мы идем искать опять. «Шагают» пальчиками по столу.

После физкультминутки воспитатель предлагает де­тям составить еще несколько пересказов.

6. Итог занятия.

Воспитатель (подводит итог занятия): Назовите яго­ды, которые собирали бабушка и Надя? Почему Наде стало стыдно? Как она исправила свою ошибку?

 

Занятие 8

Тема: Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжет­ных картин.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

— учить детей пересказывать рассказ, исполь­зуя сюжетные картинки;

— учить логическому построению высказыва­ния.

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей умение отвечать на вопро­сы полным предложением;

— активизировать словарь по теме;

— развивать внимание, мышление, связную речь;

— развивать умение согласовывать слова в пред­ложениях.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей любовь к родному краю и эмоциональную отзывчивость на литера­турное произведение.

Оборудование: картинки с изображением перелетных и зимующих птиц,сюжетные картинки по тексту рас­сказа.

Предварительная работа: Чтение художественных текстов: А. Плещеев «Дети и птичка», А. Фет «Ласточки пропали» (выучить наизусть), Л. Толстой «Птичка», украинская сказка «Хроменькая уточка», с обсуждением прочи­танного. Чтение сказки «Лягушка-путешест­венница» и рисование к нейиллюстраций.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: До пяти я посчитаю,

                 Ребят в птичек превращаю.

Каждому из детей он вручает картинку с изо­бражением птицы. Сначала перелетные «птицы» летят на свои места, а затем и зимующие.

Объявление темы.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о красивых пти­цах — лебедях, и о том, куда они улетают осенью.

3. Чтение рассказа Н. Воронковой «Лебеди» с подробным обсуждением. По ходу рассказа педагог выставляет сюжетные картинки.

Логопед объясняет детям выражение «лебеди трубят».

Лебеди

Л. Воронкова(адаптированный текст)

Дедушка перестал копать, наклонил голову набок и к чему-то прислушался. Таня спросила шепотом:

— Что там?

А дедушка ответил:

— Слышишь — лебеди трубят?

Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:

— А что же, у лебедей труба есть? Дедушка засмеялся и ответил:

— Какая там труба? Просто они кричат так про­тяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?

Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далекие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала: Вижу, вижу! Веревочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?

- Нет, они не сядут, — задумчиво сказал дедуш­ки. — Они улетают в теплые края.

А лебеди летели все дальше.

 

• О ком этот рассказ?

• К чему прислушивался дедушка?

• Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?

• Что значит «лебеди трубят»? (Это значит, что они протяжно кричат.)

• Кого увидела в небе Таня?

• Чего очень хотелось Тане? (Чтобы лебеди сели где-то неподалеку.)

• Ачто ответил ей дедушка?

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Воспитатель повторно читает рассказ, дети внима­тельно слушают.

5. Составление пересказа детьми.

Воспитатель просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.

Физкультминутка «Осень».

Выполнение дви­жений по тексту стихотворения.

Опустел скворечник, Улетели птицы,   Машут руками, как крылья­ми.  
Листьям на деревьях Тоже не сидится.   Встают, идут по кругу и машут руками.  
Целый день сегодня Все летят, летят... Видно, тоже в Африку Улететь хотят.                           И. Токмакова Бегут по кругу.  

 

После физкультминутки воспитатель предлагает де­тям составить еще несколько пересказов.

6. Итог занятия.

Воспитатель (подводит итог занятия): О каких птицах говорили на занятии?

Куда лебеди улетают осенью? Что значит выра­жение «лебеди трубят»?

Таня сказала, что лебеди летят веревочкой. Как можно сказать по-другому?

 

Занятие 9

Тема: Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему.

Цели:

Коррекционно-образовательная:

— учить детей составлять описательный рас­сказ о предметах одежды с опорой на схему описания.

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей умение отвечать на вопро­сы полным предложением;

— активизировать словарь детей по теме «Одеж­да»;

— развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании;

— развивать умение узнавать предмет по описа­нию.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами одежды.

Оборудование: схема описания одежды, кукла, ча­сти платья, предметные картинки с изобра­жением предметов одежды.

Предварительная работа: Чтение с обсуждением: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-Лебеди», Г. Снегирев «Верблюжья варежка», русская народная сказка «Василиса Прекрасная» и украинская «Рукавичка»;

 роспись варежки, фартука, сарафана;

аппликация (из кусочков ткани) «Коврик».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: К нам в гости пришла кукла Маша. Она решила сшить себе праздничное платье. Взяла ткань, раскроила детали, а как сшить их между со­бой она не знает. Давайте поможем кукле собрать детали и сшить платье.

Логопед вручает детям детали платья: рукава, юбку, пояс, воротник, пуговицы, манжеты, оборку. Дети с помощью разноцветных магнитов составляют на доске макет платья.

- А еще, ребята, кукла Маша хочет узнать, какая одежда вам нравится. Расскажем ей? (Да.) Дети садятся на свои места.

2. Объявление темы.

Воспитатель: Сегодня мы будем учиться составлять рассказы об одежде.

3. Игра «Узнай по описанию».

Воспитатель: Узнайте по описанию предмет одежды или головной убор.

• Красивое, длинное, вечернее... (Платье.)

• Теплая, меховая, пушистая, длинная... (Шуба.)

• Вязаная, зимняя, теплая, пушистая, шерстя­ная, мягкая... (Шапка.)

• Теплый, пушистый, длинный, вязаный, шер­стяной, мягкий... (Шарф.)

· летняя, льняная, мужская, разноцветная, легкая (Рубашка.)

После каждой отгадки воспитатель выставляет на доску нужное изображение.

4. Знакомство со схемой описания.

Воспитатель подробно знакомит детей с каждым пунктом схемы. Рассказывает о том, как удобно составлять рассказ об одежде.

План рассказа:

1. Что это за предмет? (знак вопроса)

2. Какого цвета этот предмет одежды? (разноцветные пятна)

3. Из каких частей состоит предмет одежды? (схематичное изображение платья)

4. Когда одевают (зимой, весной, летом, осенью)? (времена года)

5. Какая это одежда (мужская, женская, детская)? (мужчина, женщина, ребенок)

5. Совместное составление одного рассказа.

Воспитатель вместе с одним ребенком составляет об­разец рассказа о платье.

    6. Рассказы детей.

Об остальных предметах одежды дети составляют рассказы самостоятельно. Воспитатель направляв детей, помогает им.

Физкультминутка «Шапка шерстяная».

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Шапка шерстяная, Наверху помпон, Круглый, словно мячик, И пушистый он. Изображают шапку и помпон.
Есть еще у шапки Отворот цветной, Показывают отворот «ушей» у шапки.
В этой шапке можно Бегать и зимой. Бегут.
Бабушка вязала Шапку не спеша, «Вяжут спицами».
Шапка шерстяная Вышла хороша.                                В. Мирясова Руки на поясе, а затем показы­вают на воображаемую шапку.

 

После физкультминутки воспитатель предлагает де­тям составить еще несколько рассказов.

7. Итог занятия.

Логопед (подводит итог занятия): О чем мы говорили сегодня на занятии? (Об одежде.) Что мы помогали составлять для куклы Маши? (Макет платья.) Как нужно относиться к своей и чужой одежде?

 

Занятие 10

Тема: Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин.

Цели

Коррекционно-образовательная:

учить детей составлять рассказ по серии сю­жетных картин.

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей умение отвечать на вопро­сы полным предложением; активизировать словарь по теме; развивать внимание, мышление, связную речь;

Коррекционно-воспитателъная:

— воспитывать у детей трудолюбие, аккурат­ность и навыки ухода за предметами обуви и одежды.

Оборудование: серия сюжетных картин (рис. 6-8), картинки с изображением предметов одеж­ды, обуви и головных уборов.

Предварительная работа: Чтение с обсуждением: Ш. Перро «Кот в сапогах», Л. Воронкова «Маша-растеряша», Е. Благинина «Научу обуваться и братца», Саша Черный «На конь­ках»;

роспись — «Сапожок»,

рисование — иллюстрации к сказке «Кот в сапогах».

Ход занятия

1. Организационный момент.

На левой части доски выставлено три ряда карти­нок: первый—изображения предметов одежды, второй—обуви и третий—головных уборов. На правой части доски картинки, изображающие одежду, обувь и головные уборы, расположены в хаотичном порядке.

Воспитатель: Давайте поиграемв игру «Продолжи ряд». Рассмотрите внимательно ряды картинок слева. Возьмите картинки справа и продолжите ряды правильно.

Дети выходят, выбирают картинки и «продол­жают» каждый ряд, объясняя свои действия: «Я по­местил юбку в первый ряд, потому что это предмет одежды».

Объявление темы.

Воспитатель: Сегодня мы узнаем историю, которая произошла с мальчиком Колей. Но история эта на­рисована художником, а мы с вами должны ее рас­сказать.

2. Беседа по серии картин.

- Где гулял мальчик Коля?

- Чего было много вокруг дома?

- Почему Коля стоит в одном ботинке?

- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?

- Как вы думаете, он нашел его?

- Кому рассказал Коля о своей потере?

- Кто стал искать ботинок после Коли?

- А после бабушки?

- Где Коля мог потерять ботинок?

- Почему солнышко нашло ботинок, а все осталь­ные нет?

- Можно ли поступать так, как поступил Коля? Почему?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.084 с.)