Эксперименты со звуком в лаборатории «Наураша» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эксперименты со звуком в лаборатории «Наураша»



Возрастная адресованность: 5-6 лет.

Предполагаемое количество участников: 8-10.

Материал, оборудование: цифровая лаборатория «Наураша», модуль «Звук», ноутбук, музыкальные инструменты (ксилофон, флейта, барабан, бубен, гармонь, погремушка, деревянные ложки, колокольчик).

Ход игры (правила, игровые действия, руководство):

Дети играют на различных инструментах, у каждого получается определенный звук. Ребята задаются вопросом: «Почему мы не можем увидеть звук?»

Воспитатель предлагает отправиться в лабораторию Наураши, мальчика, который любит заниматься наукой.

Наураша: звук – это колебания мельчайших частиц воздуха, эти колебания похожи на волны, но мы их увидеть не можем. Для этого в моей лаборатории есть специальный экран.

Воспитатель: с помощью датчика «божья коровка», который улавливает звуки и передает их на экран, мы можем увидеть линию звука. Если датчик не улавливает никаких шумов и звуков, то на экране мы видим тонкую полоску, похожую на ниточку. Если датчик улавливает звуки – ровная полоска превращается в кривую линию разной высоты и толщины, в зависимости от характера улавливаемых звуков. Сейчас мы с вами это проверим.

Опыт 1. «Создайте тишину»

В тихой обстановке, не произнося ни одного звука, дети наблюдают за спокойствием линии на экране.

Опыт 2. «Кто громче хлопнет»

Ребята в парах хлопают в ладоши, по изображению полоски определяется победитель.

Опыт 3. «Какой инструмент звучит тише - громче»

Воспитанники играют на музыкальных инструментах.

Инструмент, граница волны которого у́же - самый тихий. Самый громкий инструмент – граница волны шире.

Опыт 4. «Нарисуй свой голос»

Детям по очереди предлагается пропеть определенный звук в течение 5 секунд в датчик и нарисовать на бумаге (заранее с шаблонным рисунком прямой линии) какая диаграмма получилась.

В конце игры воспитанники делятся впечатлениями о проведённых опытах, какой из них оказался наиболее интересным, а какой опыт они бы ещё провели. Для следующего раза у ребят появилось много идей и задач, которые они хотели бы реализовать в лаборатории «Наураша».

Источник:

1. Марченко П.М., Поваляев О.А., Рыженков А.В., Цуцких А.Ю., Кравченко Л.В. Рассказы Наураши про звук. Рабочая тетрадь для детей 5-8 лет/ П. Марченко, О. Поваляев, А. Рыженков, А. Цуцких, Л. Кравченко. – М.: Де´Либри 2019/ - 100с.: ил.

2. Шутяева Е.А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е.А.Шуктяева. – М.: издательство «Ювента», 2016

 

«Движение планет вокруг Солнца», «Дневные звезды», «Затмение солнца», «День и ночь», «Голубое небо»

Возрастная адресованность: 5-7 лет

Предполагаемое количество участников: 5-7 участников

Материалы, оборудование: желтая деревянная палочка, нитки, 9 шариков; дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик; фонарик, глобус; стакан, молоко, ложка, пипетка, фонарик.

Ход игры (правила, игровые действия, руководство):

Воспитатель ведет диалог с ребенком, который рассматривает книгу о космосе:

Какая у тебя интересная книга. Можно посмотреть?

Как она называется? О чем она? Почему тебя заинтересовала эта книга?

Остальные дети обязательно заинтересуются диалогом воспитателя и своего товарища и поддержат его.

Воспитатель:

- А не хотите ли вы отправиться в путешествие на другие планеты, стать исследователями космического пространства?

Дети: здорово! Хотим!

Воспитатель, листая страницы книги, дает детям краткие сведения о Солнечной системе:

- Солнечная система представляет собой группу планет, вращающихся по определенным орбитам вокруг яркой звезды - Солнца. Это светило является главным источником тепла и света в Солнечной системе. Вокруг Солнца по своим орбитам двигаются восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Воспитатель:

- Ребята, давайте представим, что мы с вами в космической лаборатории, проводим опыт.

1. «Движение планет вокруг Солнца»

Воспитатель берет желтую палочку и 9 шариков на ниточках и предлагает детям представить, что желтая палочка – Солнце, а 9 шариков на ниточках – планеты.Воспитатель начинает вращать палочку-Солнце, и все шарики-планеты летят по кругу.

Воспитатель:

- Что будет, если остановить палочку-Солнце?

Дети:

- Планеты остановятся.

Воспитатель:

- Что же помогает Солнцу удерживать всю Солнечную систему?

Дети:

- Солнцу помогает вечное движение.

Воспитатель предлагает провести опыт желающим детям.

Воспитатель:

- Что ж, мои мудрые ученые, предлагаю вам новый эксперимент

Дневные звезды».

(Для проведения эксперимента необходимо пробить дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложить картонку в конверт. Эксперимент проводится в хорошо освещенной комнате).

Воспитатель дает ребенку в одну руку конверт с картонкой, а в другую - фонарик. Включает фонарик и на расстоянии 5 см светит им на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону.

Воспитатель:

- Что вы видите?

Дети:

- Дырки в картонке не видны через конверт, когда светим фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.

Воспитатель предлагает детям сделать вывод:

- В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне.

Воспитатель подводит итог эксперимента:

- Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.

Воспитатель:

- Предлагаю вам, уважаемые исследователи, еще один эксперимент

Затмение солнца».

Солнечные затмения в наших широтах - большая редкость, но это не значит, что мы должны обойти такое явление стороной!

Самое интересное, что не Солнце делается черного цвета, как думают некоторые. Наблюдая через закопченное стекло затмение, мы смотрим все на ту же Луну, которая как раз расположилась напротив Солнца. Да... звучит непонятно. Нас выручат простые подручные средства.

Воспитатель предлагает одному из детей взять большой мяч (это, естественно, будет Луна). А Солнцем на этот раз станет наш фонарик. Весь опыт состоит в том, чтобы держать мяч напротив источника света - вот вам и черное Солнце... Как все просто, оказывается.

Воспитатель:

- Предлагаю вам, уважаемые исследователи, еще один эксперимент

День и ночь»

Для проведения данной игры необходимо создать модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца. Воспитатель рассказывает детям, что во Вселенной ничто не стоит на месте, что планеты и звезды движутся по-своему, строго определенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса - это легко продемонстрировать.

Воспитатель показывает детям глобус и поясняет, что на той стороне земного шара, которая обращена к солнцу (в нашем случае – к лампе) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь.

Обратите, ребята, внимание на то, что как бы он не вращал глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен. Рассказываем детям про особенности полярного дня и ночи и о том, как живут люди за полярным кругом.Воспитатель предлагает игру- эксперимент

Голубое небо»

Воспитатель просит кого-либо из детей наполнить стакан водой, добавить в воду каплю молока и размешать. Воспитатель затемняет комнату и устанавливает фонарик так, чтобы луч света от него проходил сквозь центральную часть стакана с водой. Возвращает фонарик в прежнее положение.

Дети подводят итоги: луч света проходит только через чистую воду, а вода, разбавленная молоком, имеет голубовато-серый оттенок.Почему?

Воспитатель поясняет, что волны, составляющие белый свет, имеют различную длину в зависимости от цвета. Частицы молока выделяют и рассеивают короткие голубые волны, из-за чего вода кажется голубоватой. Находящиеся в земной атмосфере молекулы азота и кислорода, как и частицы молока, достаточно малы, чтобы также выделять из солнечного света голубые волны и рассеивать их по всей атмосфере. От этого с Земли небо кажется голубым, а Земля кажется голубой из космоса. Цвет воды в стакане бледный и не чисто голубой, потому что крупные частицы молока отражают и рассеивают не только голубой цвет. То же случается и с атмосферой, когда там скапливаются большие количества пыли или водяного пара. Чем чище и суше воздух, тем голубее небо, так как голубые волны рассеиваются больше всего.

Источник: О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина Неизведанное рядом:Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Под редакцией.2-е изд., испр, - М.; ТЦ Сфера, 2017. -192c.

«Волшебное сито»

Возрастная адресованность: для детей 3- 5 лет.

Предполагаемое количество участников: 8 человек.

Материал, оборудование: контейнеры под крупы, ложечки, различные сита, тарелки, крупа манная, горох, песок, мелкие камешки.

Ход игры (правила, игровые действия, руководство):

К детям приходит в гости Лисичка из мультфильма Мимимишки, и рассказывает, что она очень любит готовить. Она хотела своим друзьям сварить манную кашу, но у нее случилось несчастье. В банках стояли манная крупа и горох, она нечаянно их уронила, и все перемешалось. (Показывает тарелку.)

Спрашивает, как отделить горох от манки? Просит детей помочь. Дети пробуют отделить руками в разные тарелки. Отмечают, что получается медленно. Лисичка, интересуется, нет ли у детей каких-то предметов, которые могут помочь? Замечает, на столе лежит сито. Задает детям вопросы:

 Для чего оно необходимо? Как ним пользоваться? У кого дома есть сито? Что мама дома просеивает через сито? Предлагает с помощью сито просеять манку и горох.

Лисичка рассматривает очищенную манку, благодарит за помощь. Говорит, что теперь она сможет накормить своих друзей.

Обращает внимание детей, что у нее есть волшебный песок, перемешанный с камушками, его нужно отделить, чтобы друг Цыпа смог играться с песком.

Спрашивает, почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску?

Правила.

С помощью сито отделяют сыпучие предметы - мелкие и крупные (крупа, песок и другие).

Игровые действия:

Вначале дети отделяют манку и горох руками, затем берут сито и просеивают, приходят к выводу, что манка мелкая, сеется легко, а горох – крупный остается в сите. Аналогично просеивается, например, природный материал: песок и камни, и сравнивается.

Источник:   Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность, Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010.

«Кораблик для Мышонка»

Возрастная адресованность: для детей 5-6 лет.

Предполагаемое количество участников: 12 человек.

Материал, оборудование: Большой таз с водой, пробка, металлическая ложка, шарик пластмассовый, бумажный кораблик, кубик деревянный, расческа, картинки с изображением предметов. Маленькие пластмассовые емкости для воды для детей. Игрушка Мышонок.

Ход игры (правила, игровые действия, руководство):

По реке плывет кораблик,

Он плывет издалека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты. (Д. Хармс)

Появляется Мышонок Пик в группе и просит детей о помощи.

- Ребята, я очень боюсь котов и кошек. Мой дом находится на другом берегу реки. Мне нужно вернуться домой, но я не знаю, как мне переплыть реку, я ведь очень боюсь воды и совсем не умею плавать.

Воспитатель: Дети, на чем можно переплыть реку?

Дети: на лодке, кораблике. (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а из чего можно сделать кораблик?

(ответы детей – из конструктора, из бумаги, из дерева и др.)

Воспитатель: Я предлагаю вам сделать кораблик. Но для начала мы должны вспомнить, какие предметы тонут, а какие плавают. Для того чтобы наш кораблик не утонул.

Дети находят у себя на столах различные предметы и поочереди называют их. Пробка.

Воспитатель: Как вы думаете,пробка тонет или плавает?

Дети: плавает.

Воспитатель: как вы думаете, почему пробка не утонула?

Дети: потому что она легкая.

Воспитатель: Ложка.А теперь, скажите, ложка тонет или плавает?

Давайте проверим (проверяем). Вы правы ложка утонула, а почему?

Дети: потому что она тяжелая, сделана из металла.

Кубик деревянный. Тонет кубик или плавает? Почему кубик не утонул?

Дети: он легкий, деревянный.

Расческа.Расческа тонет или плавает. Правильно, тонет. А бумажный кораблик плавает или тонет?

Бумага. Почему бумага не тонет? Давайте проверим. Она легкая, легче воды. Шарик. А утонет ли шарик? Шарик не утонул.

Воспитатель: Итак, мы провели несколько опытов.

Чем отличаются предметы те, которые плавают, от тех, которые тонут? На дне лежат расческа и ложка. Это тяжелые предметы.

Пробка, бумажный кораблик, кубик, шарик плавают, потому что они легкие.

Воспитатель: Ребята, на каком же кораблике мы отправим Мышонка домой плыть через реку?

Дети: на бумажном, деревянном или пластмассовом кораблике.

Воспитатель: а теперь давайте отправим кораблики в плаванье. Подуть, сравнить, отмечаем. Какой из корабликов тонет первым, что стало с остальными от воды. Из какой бумаги лучше сделать кораблик для нашего мышонка, чтоб он плыл и не тонул.

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке

И скачут лягушки

За мной по пятам,

И просят меня:

- Прокати, капитан!

Правила

Дети поочереди называют предмет на картинке. Перебивать друг друга нельзя. Поочереди проводят опыты: опускают в воду предмет и делают вывод: тонет или плавает. В конце игры подводят итог: на каком корабле можно переплыть Мышонку.

Игровые действия.

Дети выбирают на картинке предмет для опыта. Поочереди проводят опыт с предметом, который выбрали на картинке и определяют, тонет предмет или плавает. Делают вывод, из каких предметов можно сделать кораблик для Мышонка.

Руководство.

Педагог поощряет детей, вовлекает в игровую деятельность малоактивных детей.

Источник:

1.Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду.– 2009. –№3.–12 с.;

2.Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362с.

«Прозрачная вода»

Возрастная адресованность: для детей 5-7 лет

Предполагаемое количество участников: 1 - 10 человек.

Материал, оборудование: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Ход игры (правила, игровые действия, руководство):

В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она любит играть? На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее?

Открываем банки: одна пустая - поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.)

Послушаем, как она льется. Какой слышим звук? Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода? (Прозрачная.)

Что мы узнали о воде? (Вода принимает форму).

Источник:

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011;

2. Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009;

3. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003;

4. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

 

«Волшебная вода»

Возрастная адресованность: для детей 5-6 лет.

Предполагаемое количество участников: 6 человек.

Материал, оборудование: пакет; вода; цветные карандаши (заточить поострее).

Ход игры (правила, игровые действия, руководство):

Игру - экспериментирование «Волшебная вода» желательно проводить на улице, в летний период. Для создания интереса у детей воспитатель загадывает загадку.

Мы с ней очень-очень дружим,

Часто моемся под душем. (Вода).

Детям предлагается ответить на вопросы:

Если в пакете с водой появится отверстие, что случится с водой?

Можно ли сразу заделать образовавшуюся дыру?

А если проткнуть пакет с водой, что произойдет?

Затем воспитатель предлагает детям провести экспериментальные действия и проверить свойства воды. Наполняет наполовину пакет водой, завязывает его сверху. Затем осторожно предлагает проткнуть быстро насквозь цветными карандашами. Пакет становится похож на цветной колючий ёжик, вода не вытекает.

Затем, вытаскивают карандаши по - очереди, наблюдают, как вытекает вода из отверстий.

Вывод.

Пакет удерживает воду, хотя его проткнули цветными карандашами несколько раз, вода не успевает вытечь. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу.

Правила.

Пустой пакет наполняют до половины водой, завязывают его, потом в нем делается отверстие острым карандашом. Затем, вытаскивают карандаши, вода вытекает из отверстий.

Игровые действия.

Наливают в пакет воду, прокалывают его острыми цветными карандашами, рассматривают. Затем высовывают карандаши из пакета, и наблюдают, что происходит.

Источник:

1. https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/12/12/kartoteka_zagadok_o_vode.docx

«Капиллярность бумаги»

Возрастная адресованность: для детей 5-7 лет.

Предполагаемое количество участников: 4-6 человек.

Материал, оборудование: стакан, салфетка, вода, ножницы, фломастеры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.139.105 (0.095 с.)