III . Практики игрового взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . Практики игрового взаимодействия



(ДВОРОВЫЕ ИГРЫ, НАРОДНЫЕ ИГРЫ)

Игровые практики, или как их еще обозначают практики игрового взаимодействия, представляют собой организацию образовательного процесса в формате различных игровых заданий, игровой среды, игрового взаимодействия. Они представляют собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни – игру.

Игровое взаимодействие это организованный процесс игровой коммуникации или общения, по крайней мере, двух субъектов или общности, в которых систематически осуществляется воздействие на объект совместной творческой деятельности (игры), имеющее целью вызвать определенные изменения в существующей действительности. Игровое взаимодействие в детских объединениях обычно проводит к становлению новых норм отношений, принципов поведения, ценностных ориентации участников игры, побуждает к самоанализу и рефлексии.

Практики игрового взаимодействия – это организованный процесс игровой коммуникации или общения, по крайней мере, двух субъектов или общности, в которых систематически осуществляется воздействие на объект совместной творческой деятельности (игры), имеющее целью вызвать определенные изменения в существующей действительности.

Создание системы использования игрового взаимодействия для успешной социализации личности детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ – это последовательная деятельность педагога по отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Результативность игрового взаимодействия, как, впрочем, и любого взаимодействия вообще, обеспечивается совокупностью четырех основных принципов.

• Первый принцип — это принцип ситуативности игрового взаимодействия.

• Второй принцип — это принцип вариативности игрового взаимодействия.

• Третий принцип— это принцип личностной адаптивности игрового взаимодействия.

• Четвертый принцип — это принцип целесообразности игрового взаимодействия.

На протяжении дошкольного возраста можно проследить динамику игрового взаимодействия: от первичных непосредственно эмоциональных контактов с близкими взрослыми и активных ориентировочно-исследовательских действий при появлении сверстника через освоение предметных, сюжетных действий, выполняемых индивидуально и совместно со сверстниками. И проявление отношений, выражаемых в симпатиях (антипатиях) к формированию игрового общения на уровне ролевого взаимодействия и познанию партнера как субъекта деятельности и к проявлению социально-направленного игрового взаимодействия, опосредованного ролью и способами взаимоотношений и общения со сверстниками.

Игровое взаимодействие дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях». Оно представляет собой культурную и событийную среду жизнестроения личности ребенка, социума, культуры коммуникаций и взаимоотношений. Это пространство приобретения ребенком дошкольного возраста опыта коммуникативной культуры через игровое взаимодействие

Игровое взаимодействие детей позволяет не только развивать совместные действия, но и обратить внимания ребенка на партнера, как субъекта совместной деятельности, на определенный тип поведения ребенка в игре, раскрывающий новые социальные роли и способы воздействия на партнера по деятельности и отношением ребенка к сверстникам. Игровое взаимодействие способствует обмену определенным игровым опытом со стороны каждого участника, позволяет проявлять разнообразные эмоции в ходе игрового общения. Другими словами, вступив в совместную игру, дети познают друг друга, обмениваются индивидуальным игровым опытом и проявляют как личностные, так и ролевые отношения друг к другу. При организации игрового взаимодействия важно содержание игры.

Структура игрового взаимодействия в детских объединениях тесно связана с характером игр, обеспечивающим позитивные изменения ребенка в результате разнообразных, постепенно усложняющихся, эмоционально насыщенных испытаний, задач, упражнений.

Рассмотрим практики игрового взаимодействия дошкольников на примере дворовых и народных игр.

Дворовые игры – это игры, возникающие по инициативе детей, самостоятельные игры, не требующие участия взрослого. Дети старшего возраста являются хранителями и носителями знаний о дворовых играх. Они учат младших играм и контролируют выполнение правил. При этом младшие играют наравне со старшими.

Дворовая игра - это своеобразный результат освоения и присвоения ребенком социокультурного опыта. В детском игровом сообществе это причастность к миру взрослых, соотнесение себя с группой сверстников, проявление дисциплины и адекватности поведения в соответствии с взятой ролью. Именно в дворовой игре возникают основные психологические новообразования и развиваются волевые и физические качества ребенка. Ведь в совместных играх дети развивали не только двигательные моторные навыки, но и внимательность, ловкость, умение договариваться друг с другом, сотрудничать. Культура дворовых игр воспитывала в детях социальные навыки.

Дворовые игры имеют большое значение для развития детей дошкольного возраста – это интеллектуальное развитие, испытание себя и своих возможностей, понимание другого человека, сострадание и сопереживание ему. Игры способствуют развитию навыков общения, дети учатся договариваться (ведь необходимо вспомнить правила, установить очередность и т.д.), разрешать конфликтные ситуации. Игры учат достойно проигрывать, развивают физические качества: ловкость, силу, быстроту реакции.

Значение дворовых игр в развитии личности:

 1. Игра как развлечение - одно из самых полезных занятий, поскольку обеспечивает здоровье, долголетие; помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми; снимает психические перегрузки; учит отдыхать и веселиться; обеспечивает радостное самочувствие.

 2. Воспроизводство игровых традиций - своеобразное возвращение к некоторым играм на более поздних этапах жизненного пути, связанное с воспитанием собственных детей и внуков, передача игровых традиций «по наследству».

3. Развитие двигательных способностей: быстроты, силы, ловкости, выносливости.

4. Воспитывают чуткость к людям, учат детей общаться, помогают усвоить нормы и ценности культуры, расширяется процесс взаимодействия подрастающего поколения с окружающими людьми, дети учатся отстаивать свои интересы и своё место в социальной группе.

5. Помогают находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения.

Дворовые игры можно условно разделить на 3 группы: подвижные, словесные, сюжетные.

Словесные дворовые игры:

· «Я ЗНАЮ ПЯТЬ ИМЕН»

· «Я САДОВНИКОМ РОДИЛСЯ»

· «КИС-МЯУ»

· «МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОРОЛЬ»

· «ЗЕМЛЯ, ВОДА, ОГОНЬ, ВОЗДУХ»

· «ЧЕРВИЧКИ-СТОП!»

· «ЗАЙЧИК, ЗАЙЧИК, СКОЛЬКО ВРЕМЯ?»

· «КАМЕНЬ-НОЖНИЦЫ-БУМАГА»

· «СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ»

Малоподвижные и Подвижные дворовые игры:

· «РЕЗИНКИ»

· «КЛАССИКИ»

· «ТИШЕ ЕДЕШЬ – ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ – СТОП!»

· «ВЫШИБАЛЫ»

· «КАРТОШКА»".

· «СИМОН ГОВОРИТ…».

· ПРЯТКИ

· САЛОЧКИ

· ЛАПТА

· ЖМУРКИ

· ШТАНДЕР-СТОП (ХАЛИ-ХОЛО)

· РЫБАК И РЫБКИ

· «ПУТАНИЦА»

· «ВОДЯНОЙ»

Сюжетные дворовые игры:

· «КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ».

· САДЖО

· МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ, РАЗ …»

· «СЕКРЕТИКИ»

· «ЗОЛУШКА»

· «АЛИ–БАБА И РАЗРЫВНЫЕ ЦЕПИ»

Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка.

Народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры ребенок входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений. Она связана с песней, плясками, потешками, загадками, сказками

Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них отражается образ жизни народа, его быт, труд, обычаи. Участие в них формирует у участников представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильными, ловкими, выносливыми; способность проявлять смекалку, выдержку, выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Игры являются не только развлечением и забавой, но и приучают к труду, дисциплине, соблюдению правил, формируют умение контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других, развивают чувство справедливости

Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

На основе исследований О. И. Капицы, Г. М. Науменко игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;

б) обрядовые (календарные);

в) по отношению к природе (природные);

г) трудовые (бытовые)

д) с ведущим (водящим);

ж) драматические (с элементами театрализованных действий)

В народных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.

Таким образом, дворовые и народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Народные и дворовые детские игры – это неотъемлемая часть культуры, они обогащают ребенка духовно, так как они образовывают, воспитывают, совершенствуют человека. Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть, нужно обязательно восстановить ту «ниточку», когда правила передавались от старших ребят младшим, из поколения в поколение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.018 с.)