Управление социальными организациями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление социальными организациями



Основой функционирования социальных организаций является управление. Социальное управление это руководство действиями для обеспечения согласованной целенаправленной деятельности людей, по осуществлению определенной цели. Процесс управления представляет собой совокупность трех основных элементов:

целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление, что составляет ядро управления;

с оциальная самоорганизация – процессы внутриколлективного регулирования (лидерство, «шкала престижа», неформальное группообразование, социальные нормы);

организационный порядок – включающий продукты «прошлого» управленческого труда (решения воплощенные в должностной структуре, административный распорядок) и систему стихийно сложившихся правил, норм и отношений в коллективе.

Главным продуктом управления являются производимые им решения.Управленческое решение - это формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации, в осуществлении которого помимо субъекта решения участвуют и другие члены организации. Принятие управленческого решения означает определение необходимости и цели предполагаемого изменения, а также включение его в систему организационных отношений. Осуществление управленческого решения означает наличие в нем плана, а затем деятельности по достижению цели. Выделяются следующие разновидности управленческих решений:

Жестко определенные решения, на содержании которых не сказываются индивидуальные особенности руководители (или влияние незначительно). Их содержание предопределено законом, инструкцией, распоряжением вышестоящей инстанции.

Инициативные решения, содержание которых предполагает индивидуальный вклад субъекта. Здесь можно выделить две разновидности:

решения ситуационные, имеющие эпизодический или локальный характер (поощрения, наказания, отдельные назначение и прочее);

реорганизационные, то есть направленные на изменение какого-либо элемента организации (перераспределение ресурсов, разработка новых задач, изменение административной структуры и т.д.).

Методы управления – это комплекс способов целенаправленного воздействия на работников, группы и коллективы. На каждом из указанных уровней управление сталкивается со специфическими проблемами, и вырабатывает соответствующие методы для их решения.

По отношению к отдельному работнику выделяют разные виды воздействия (методы социального управления) на его поведение:

прямое ( приказ, задание );

через мотивы и потребности ( стимулирование );

через систему ценностей ( воспитание, образование и т.д .);

через окружающую социальную среду ( изменение условий труда, статуса и др .).

Применительно к группе, входящей в коллектив производственного предприятия:

целенаправленное формирование состава группы (по квалификационным, демографическим, психологическим признакам, количеству, размещению рабочих мест и т.д.);

сплочение группы (посредством организации соревнования, совершенствования стиля руководства, использования социально-психологических факторов и иные способы).

На уровне социальной организации в целом используются методы:

согласование формальной и неформальной структуры (преодоление противоречий между запланированными и действительными связями и нормами);

демократизация управления (повышение роли общественных организаций, привлечения работников к выработке общих решений, выборности некоторых руководителей, развития трудовой активности и т.д.);

социальное планирование (повышение квалификации работников, совершенствование социальной структуры коллектива, улучшение благосостояния и другие мероприятия).

 

Управленческие теории

Все основные управленческие теории создавались вокруг трех явленийзадачи, человек, управленческая деятельность. Среди многообразия управленческих теорий можно выделить два основных подхода: «одномерный» и системный (синтетический).

Одномерные» теории

Эти теории в основе процессов управления рассматривают либо задачи, либо человека, либо администрирование (как управленческую деятельность). К представителям данного направления относятся: научное управление У. Тейлора, теория «человеческих отношений» Э. Мэйо и теория управленческой деятельности А. Файоля.

Теория научного управления. Основатель этой теории американский инженер У. Тейлор. Теория основана на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Возможность повышения производительности труда он видел в осуществлении рационализации трудовых операций на основе научной организации деятельности рабочего. Поскольку рационализация будет приводить к росту прибыли, то она будет поддержана рабочими тогда, когда их доход тоже будет увеличиваться.

Основные принципы научного управления:

разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений и т.д.;

абсолютное следование установленным стандартам;

подбор, обучение и расстановка рабочих на места и задания, где они принесут наибольшую пользу;

оплата по результатам труда;

использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;

поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью осуществления научного управления.

Теория «человеческих» отношений. Создатель этого направления американский социолог Элтон Мэйо. Теория была разработана на основе результатов Хоторнских экспериментов (1927-1932). В результате проведенного исследования, ученый пришел к выводу, что высокая производительность труда обусловлена особыми отношениями между людьми, их совместной работой. Поведение человека и результаты его работы зависят от социальных условий, отношений между рабочими и менеджерами, а также друг с другом. Таким образом, основой этой теории являются человеческие взаимоотношения,  складывающиеся в процессе производства.

Основные принципы теории «человеческих отношений»:

человек - «социальное животное», которое может быть свободно и счастливо только в группе;

труд человека - если он интересен и содержателен - может приносить ему не меньше удовольствия, чем игра;

средний человек стремится к ответственности, и эти качества должны быть использованы на производстве;

роль экономических форм стимулирования труда ограничена, они не являются единственными и тем более универсальными;

производственная организация - это в том числе сфера удовлетворения социальных потребностей человека, решения социальных проблем общества;

для повышения эффективности деятельности организации необходимо отказаться от принципов управления, основанных на постулатах о властных отношениях, иерархии, жестком программировании и специализации труда.

Теория управленческой деятельностью А. Файоля. Французский специалист Анри Файоль стремился найти правила рациональной деятельности. Он рассматривал управление как особый вид деятельности, а организацию как единый организм. А. Файоль выделил определенные виды (функции) управленческой деятельности:

техническая деятельность (производство);

коммерческая деятельность (закупка, сбыт и обмен);

финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала);

деятельность безопасности (защита собственности людей);

эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике);

управление (планирование, функция организации, распорядительство, координация и контроль).

Содержание и набор функций, которые осуществляются в процессе управления, зависят от целого ряда факторов: 

типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, военная и т.д.), 

размеров организации и сферы ее деятельности (производство, услуги) и многих других.

Несмотря на многообразие управленческих функций А. Файоль в 1916 г., выделил однородные виды деятельности, характерные для всех процессов управления в организации.

планирование, сущность которого заключается в выборе целей и плана действий по их достижению;

функция организации, в результате которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и устанавливается взаимодействие между ними;

руководство (распорядительство), которое заключается в мотивировании исполнителей к осуществлению намеченных действий и достижению поставленных целей;

координация (без связей и фактического взаимодействия частей в организации не может быть организованного целого).

контроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов деятельности с теми, которые были запланированы.

А. Файолем были разработаны четырнадцать принципов управления, которые, определяют успех организации.

разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);

власть (право командовать и нести ответственность за результаты);

дисциплина (взаимопонимание рабочих и менеджеров, на основе уважения существующих правил и договоренностей);

единство распорядительства (распоряжение от одного руководителя и подотчетность только одному);

единство руководства (один руководитель и единый план набора действий по достижению целей);

подчинение индивидуальных интересов общим (менеджер на основе личного примера и жесткости, должен добиваться доминирования интересов организации над интересами индивидов и групп);

вознаграждение персонала (оплата должна стимулировать людей работать с отдачей и отражать состояние организации);

централизация (уровень централизации и децентрализации определяется ситуацией, и выбирается для достижения наилучших результатов);

цепи взаимодействия (четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненным);

порядок (все должны знать свое место в организации);

равенство (относится к рабочим справедливо и по-доброму);

стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);

инициатива (следует создавать дух единства и совместных действий, развивать бригадную форму работы).

 

Синтетические» теории

Эти теории рассматривают организации, как многоплановое явление, связывающее в единое целое цели, ресурсы и процессы, протекающие в организации и за ее пределами. Особенность такого подхода заключается в том, что оно основано на признании наличия, так называемого системного эффекта (организационного), заключающегося в том, что целое качественно отличается от простой суммы составляющих его частей. К представителям системного подхода относятся концепция управления по целям Дракера; теория «7- S».

Концепция управления по целям разработана американским социологом, профессором Питером Дракером. Имя этого ученого связано со спасением автомобильной компании «Форд», внедрением на фирме «Дженерал Электрик» системы децентрализованного управления, а также с послевоенным подъемом японской экономики и рядом других преобразований.

Управление, по мнению Дракера, должно начинаться с выработки целей и потом переходить к формированию функций, системы взаимодействия и процесса. Таким образом, управление по целям – это процесс, посредством которого устанавливаются ясные, конкретные цели для организации в целом, каждого подразделения и индивидов. Эти цели служат основой планирования, руководства и организационной деятельности, оценки и вознаграждения.

Важной идеей учения Дракера является идея об исключительной роли и значении профессиональных менеджеров. Управленческая элита – это основа бизнеса, призванная играть ведущую роль в его развитии.

Теория «7- S» была разработана в 80-е гг. ХХ века (авторы Т. Питерс и          Р. Уотерман; Р. Паскаль и Э. Атос). На основе исследований в области управления авторы теории пришли к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение одного из них требует изменения остальных. Основные составляющие следующие:

стратегия (планы и направления действий);

структура (внутреннее строение организации, иерархия и распределение власти между составляющими);

системы (процедуры и процессы, протекающие в организации);

штат (группы персонала организации и их характерные черты – пол, возраст, образование и т.д.);

стиль (способ управления организацией, организационная культура);

квалификация (отличительные возможности ключевых людей в организации);

разделенные ценности (смысл и содержание направлений деятельности).

Конечно, ни одна из указанных теорий не дает полного решения управленческих проблем, а реальные условия функционирования организаций требуют творческого использования наиболее ценных идей, их совмещения.

 

Сущность руководства

Руководство этособой процесс влияния и поддержки индивидом действий других людей, направленных на достижение поставленных целей. К основным элементам процесса руководства относятся: влияние, поддержка, обеспечение добровольного участия и достижение цели. Руководство преобразует возможности организации в реальность. Оно всегда направлено на определение, развитие, объединение и обогащение потенциала организации и способностей ее сотрудников.

Существует два основных способа руководящего воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредованный, мотивирующий (стимулы).

В первом случае руководство направлено непосредственно на деятельность подчиненных, и необходимость соответствующего поведения подкрепляется санкциями за отклонение от него.

Второй способ предполагает воздействие на мотивы и потребности. Побуждение к труду происходит через удовлетворение потребности личности, выступает как компенсация за трудовой вклад.

Руководство является важной частью управленческого процесса. Основная задача руководства состоит в оказании направленного влияния на других людей, побуждая их к достижению определенных целей. Настоящий руководитель при выполнении официальных функций, подкрепляет свои действия неофициальным влиянием. В основе его деятельности лежит видение высоких целей, вдохновение к их достижению сотрудников организации.К наиболее значимым качествам руководителя относят технические, человеческие и концептуальные.

Техническая квалификация характеризует знания и способности индивида в технологических или любых других процессах (бухгалтерский учет, дизайн, обработка металлов и т.д.). Однако по мере возрастания связанной с руководством ответственности, значение технической квалификации уменьшается. Как руководители они становятся все более зависимыми от уровня профессионализма подчиненных.

Умение работать с людьми - это навыки эффективного взаимодействия руководителя с сотрудниками организации и другими людьми и создания рабочих команд. Каждый руководитель на любом из управленческих уровней должен обладать такими навыками и умениями.

Концептуальные способности – это навыки, умения, видение руководителем людей, структур и длительных взаимосвязей (долгосрочное планирование). По мере продвижения руководителя по ступенькам иерархической лестницы значение данной характеристики возрастает. Реализация концептуальных способностей предполагает умение руководителя мыслить в абстрактных категориях, работать с людьми – поддерживать отношения с индивидами, а техническая квалификация – понимать производственные процессы.

Важное значение в процессе руководства организацией имеет стиль руководства. Стиль руководства это устойчивое сочетание теоретических воззрений, навыков и умений, характерных черт и отношений, проявляющихся в поведении руководителя.Выбор линии поведения руководителя зависит от культуры, установок, характера, опыта и знаний конкретной личности. Социологи выделяют три разновидности стиля руководства: авторитарный, демократический и слабый, каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Обычно руководитель использует в своей деятельности средства всех стилей, но один из них является преобладающим.

Авторитарный стиль руководства предполагает концентрацию в руках руководителя всех властных полномочий и единоличное принятие решений, требование точности выполнения подчиненными всех распоряжений. Такой руководитель не считается с мнением подчиненных, навязывает им свою волю. Преимущества данного стиля состоит в обеспечении быстрого принятия решений, невысоком уровне компетентности подчиненных. Основной недостаток заключается в том, что большинство работников негативно относятся к такому стилю.

Демократический стиль (участие в управлении) - заключается в децентрализации властных полномочий, когда руководитель принимает решения после консультации с подчиненными. Работники получают исчерпывающую информацию относительно процесса труда, их поощряют к высказыванию предложений по усовершенствованию производства.

Слабый стиль (анархический) – состоит в уклонении от применения властных полномочий и ответственности, чрезвычайная зависимость от мнения группы, члены которой самостоятельны в обучении и самомотивированы. Руководство в данном случае играет второстепенную роль.

Контрольные вопросы и задания:

1. Что такое социальный институт и в чем его отличие от социальной организации?

2. Что понимают под функцией социальных институтов?  

3. В чем причина многообразия социальных институтов в современном обществе?

4. Перечислите и охарактеризуйте виды социальных институтов.

5. В чем специфика семьи как социального института?

Глава  6

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Учебные вопросы:

1. Социология личности.

2. Социализация личности.

Социология личности

 

Какие качества, помимо биологической природы, существенно отличают человека от животных? Человек – существо общественное. Он стремится объединяться с себе подобными, чтобы жить, реализуя свои потребности. Общественное окружение закладывает основу для самореализации индивида в процессе его жизни. Этому способствуют как естественные причины (из-за большой массы головы новорожденные появляются на свет фактически недоношенными, не способными к самостоятельному передвижению; здоровый взрослый человек физически уступает многим видам животных, что заставляет людей объединять усилия), так и социокультурные (личность формируется только в обществе других людей). Человек – существо мыслящее. Он способен запоминать факты, замечать последовательности, проводить аналогии, познавать мир, законы и пути его развития. Человек – существо духовное. Он живет в мире своих представлений, воображения, правил, значений и ценностей. Человек – существо творческое. Он создает не только предметы искусства и культуры, но и само общество.

Основой социального взаимодействия и отношений является личность. Прежде чем определить содержание понятия «личность», необходимо обозначить различие между понятиями «человек», «индивид» и «личность».

Человек – это один из видов живых существ на земле, представитель человеческого рода. Понятие человек используется для характеристики общих, присущих всем людям качеств и свойств.

Индивид – это отдельный представитель рода людей, конкретный человек. Индивид повторяет общие черты всех других людей.

Личность это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, результат общественного развития и включения людей в систему социальных отношений в процессе деятельности и общения.

Таким образом, человек – понятие общее, выражающее его биосоциальную сущность. Человек, взятый в его социальном качестве, – это личность. Личность – всегда оригинальна, так как имеет качества присущие только одному данному человеку. Понятие личность выделяет, подчеркивает социальную природу человека. Понятие личность – одно из центральных в социологической науке. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук и, прежде всего, философии, психологии и социологии.

Философия рассматривает личность как субъект деятельности, познания и творчества. 

Психология  рассматривает индивидуальные особенности людей: темперамент, характер, поведение, их отличительные черты.  

Социология рассматривает социально типические особенности людей. Понятие личность она использует для описания социальной сущности и социальных качеств человека.

На формирование личности существенное влияние оказывают следующие основные факторы:

биологическая наследственность - именно биологическое наследие человека представляет основу, из которой формируется индивид, личность. Она во многом объясняет индивидуальность личности, хотя полностью не создает ее (культура, социальный опыт не передаются по наследству);

физическое окружение - может влиять на культурные особенности социальной группы, живущей в одинаковых условиях (природно-географическая среда), но ее влияние менее значимо, чем культура группы, групповой и индивидуальный опыт;

культура - общие культурные образцы поведения, присущие личности конкретного общества;

групповой опыт - формирование личности происходит под влиянием ее социального окружения;

уникальный индивидуальный опыт - каждый человек обладает уникальным жизненным опытом, присущим только ему одному.

Каждая личность представляет собой совокупность внутренних качеств, свойств, составляющих ее структуру. Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся в процессе его жизнедеятельности. В ее структуре можно выделить следующие элементы:

способ реализации в деятельности социальных качеств, проявляющихся в образе жизни и видах деятельности (трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая);

объективные социальные потребности личности, которые лежат в основе структуры личности, являются органической частью общества;

способности к творческой деятельности, знания, навыки, являются основной отличительной чертой человека как личности;

степень овладения культурными ценностями общества, т.е. духовный мир личности;

нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность. Именно они определяют поведение человека в обществе.

Все эти структурные элементы в той или иной степени присущи каждой личности. Но социальная структура личности не остается неизменной, постоянно меняется ее социальное окружение, а значит и сама личность.

 

Теории личности

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.052 с.)