Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные организации и их особенности
Термин «организация» (от франц. о rganisation, позднее лат. orgsniso – сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях: как элемент социальной структуры общества; как вид деятельности какой-либо группы; как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы. Обязательным условием возникновения организаций является необходимость достижения общих целей совместными усилиями. Социальная организация - это социальная общность, образующаяся для достижения общих целей совместными усилиями. Социальные организации обладают характерными чертами. Основными из них являются: создаются для реализации определенных целей. Организация представляет собой одновременно и средство, и инструмент объединения людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку; члены организации распределяются по иерархической лестнице, соответственно ролям и статусам; разделение труда, его специализация происходит по функциональному признаку. Организации строятся по вертикали и горизонтали; наличие механизмов и средств регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации. По степени формализации связей и взаимодействия в организациях, выделяют два основных типа социальных организаций: формальные и неформальные. Понятие формальной и неформальной организации ввел в мировую социологию американский социолог Элтон Мэйо проводивший в 20-30 гг. ХХ века знаменитые Хоторнские эксперименты. В ходе экспериментов было установлено, что в любой компании или на заводе помимо официальных служебных отношений (формальная организация) у людей обязательно возникают неформальные, дружеские отношения (неформальные организации). Причем они строго упорядочены и подчиняются определенным закономерностям. Формальная организация - это организация, характеризующаяся строго предписанными и документально зафиксированными целями, правилами и ролевыми функциями, рациональностью и безличностью отношений между ее членами, наличием органа власти и аппарата управления.В основе формальной организации лежит разделение труда, возникающее в результате необходимой специализации. Должностные статусы упорядочиваются в иерархическую структуру по сходству функциональных задач. Формальная организация рациональна, в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели. Она включает различные механизмы, регулирующие деятельность данной организации (нормы поведения, программы деятельности, принципы и нормы вознаграждения). Формальная организация принципиально обезличена, рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не предусмотрено никаких отношений, кроме служебных.
Формальная организация имеет тенденцию превращаться в бюрократическую. М. Вебер считал формирование бюрократии (управленческого аппарата) основой процесса рационализации. Для описания характерных особенностей бюрократии он использовал ее идеальный тип (модель) и выделил следующие характерные черты идеального типа бюрократии. разделение труда, обусловленное определенными правилами или законами; порядок подчиненности, представляющий иерархию должностных лиц; публичный офис, в котором собраны сведения о деятельности учреждения; официальная процедура подготовки должностных лиц в организации; штатные сотрудники, посвятившие свои силы деятельности организации; правила, достаточно общие, регулирующие режим работы; лояльность каждого работника по отношению к организации, стремление следовать установленным правилам. Все это делает поведение сотрудников предсказуемым, помогает руководству координировать деятельность работников. Предсказуемость и координация – основные факторы, способствующие повышению эффективности и производительности труда. Главное достоинство бюрократии, по Веберу, - высокая хозяйственно-экономическая эффективность: точность, быстрота, знание, постоянство управленческого процесса, служебная тайна, единоначалие, субординация, сведение к минимуму конфликтов и экономичность. Главный недостаток – игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действие по шаблону, отсутствие необходимой гибкости. Неформальная организация – это совокупность личных и социальных отношений, никак не определяемых формальной организацией, но возникающих в результате взаимодействия сотрудников. В неформальных организациях основную роль играют члены групп и их взаимоотношения, а в формальных организациях акцент делается на официальных ролях в рамках должностных прав и обязанностей индивидов. Неформальная власть обращается к человеку как к личности, тогда как формальная – к занимаемой сотрудником должности. Неформальная власть носит личный характер, формальная устанавливается официально.
Поведение членов неформальной организации определяется установившимися в ней нормами, в формальной – установленными правилами деятельности, закрепленными в соответствующих документах. Неформальный лидер получает властные полномочия от членов группы, часто не имея никакого отношения к формальной командной цепочке, нередко вступая с ней в конфликт. Так как неформальная власть лидера зависит, прежде всего, от отношения к нему сотрудников, в отличие от официальной, она не отличается стабильностью. Каждый официальный лидер, наряду с должностными (формальными) властными полномочиями обладает и определенной личностной (неформальной) властью. Таким образом, в каждой организации обычно взаимодействуют формальный и неформальный лидеры. Формальные организации могут разрастаться до значительных размеров, а неформальные (опирающиеся на личные связи) – включают в себя ограниченное количество участников.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.005 с.) |