Социальные организации и их особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные организации и их особенности



Термин «организация» (от франц. о rganisation, позднее лат. orgsniso – сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях:

как элемент социальной структуры общества;

как вид деятельности какой-либо группы;

как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.

Обязательным условием возникновения организаций является необходимость достижения общих целей совместными усилиями.

Социальная организация - это социальная общность, образующаяся для достижения общих целей совместными усилиями. Социальные организации обладают характерными чертами. Основными из них являются:

создаются для реализации определенных целей. Организация представляет собой одновременно и средство, и инструмент объединения людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку;

члены организации распределяются по иерархической лестнице, соответственно ролям и статусам;

разделение труда, его специализация происходит по функциональному признаку. Организации строятся по вертикали и горизонтали;

наличие механизмов и средств регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации.

По степени формализации связей и взаимодействия в организациях, выделяют два основных типа социальных организаций: формальные и неформальные.

Понятие формальной и неформальной организации ввел в мировую социологию американский социолог Элтон Мэйо проводивший в 20-30 гг. ХХ века знаменитые Хоторнские эксперименты. В ходе экспериментов было установлено, что в любой компании или на заводе помимо официальных служебных отношений (формальная организация) у людей обязательно возникают неформальные, дружеские отношения (неформальные организации). Причем они строго упорядочены и подчиняются определенным закономерностям.

Формальная организация - это   организация, характеризующаяся строго предписанными и документально зафиксированными целями, правилами и ролевыми функциями, рациональностью и безличностью отношений между ее членами, наличием органа власти и аппарата управления.В основе формальной организации лежит разделение труда, возникающее в результате необходимой специализации. Должностные статусы упорядочиваются в иерархическую структуру по сходству функциональных задач. Формальная организация рациональна, в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели. Она включает различные механизмы, регулирующие деятельность данной организации (нормы поведения, программы деятельности, принципы и нормы вознаграждения). Формальная организация принципиально обезличена, рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не предусмотрено никаких отношений, кроме служебных.

Формальная организация имеет тенденцию превращаться в бюрократическую. М. Вебер считал формирование бюрократии (управленческого аппарата) основой процесса рационализации. Для описания характерных особенностей бюрократии он использовал ее идеальный тип (модель) и выделил следующие характерные черты идеального типа бюрократии.

разделение труда, обусловленное определенными правилами или законами;

порядок подчиненности, представляющий иерархию должностных лиц;

публичный офис, в котором собраны сведения о деятельности учреждения;

официальная процедура подготовки должностных лиц в организации;

штатные сотрудники, посвятившие свои силы деятельности организации;

правила, достаточно общие, регулирующие режим работы;

лояльность каждого работника по отношению к организации, стремление следовать установленным правилам.

Все это делает поведение сотрудников предсказуемым, помогает руководству координировать деятельность работников. Предсказуемость и координация – основные факторы, способствующие повышению эффективности и производительности труда. Главное достоинство бюрократии, по Веберу, - высокая хозяйственно-экономическая эффективность: точность, быстрота, знание, постоянство управленческого процесса, служебная тайна, единоначалие, субординация, сведение к минимуму конфликтов и экономичность. Главный недостатокигнорирование специфики конфликтных ситуаций, действие по шаблону, отсутствие необходимой гибкости.

Неформальная организация это совокупность личных и социальных отношений, никак не определяемых формальной организацией, но возникающих в результате взаимодействия сотрудников. В неформальных организациях основную роль играют члены групп и их взаимоотношения, а в формальных организациях акцент делается на официальных ролях в рамках должностных прав и обязанностей индивидов. Неформальная власть обращается к человеку как к личности, тогда как формальная – к занимаемой сотрудником должности. Неформальная власть носит личный характер, формальная устанавливается официально.

Поведение членов неформальной организации определяется установившимися в ней нормами, в формальной – установленными правилами деятельности, закрепленными в соответствующих документах. Неформальный лидер получает властные полномочия от членов группы, часто не имея никакого отношения к формальной командной цепочке, нередко вступая с ней в конфликт. Так как неформальная власть лидера зависит, прежде всего, от отношения к нему сотрудников, в отличие от официальной, она не отличается стабильностью. Каждый официальный лидер, наряду с должностными (формальными) властными полномочиями обладает и определенной личностной (неформальной) властью. Таким образом, в каждой организации обычно взаимодействуют формальный и неформальный лидеры. Формальные организации могут разрастаться до значительных размеров, а неформальные (опирающиеся на личные связи) – включают в себя ограниченное количество участников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.005 с.)