Механизм конструирования новых общностей (А. Турен) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм конструирования новых общностей (А. Турен)



Французский ученый Ален Турен (р. 1925), анализируя процессы возникновения и функционирования социальных общностей, выявил наиболее существенные элементы механизма конструирования новых ассоциаций.

1. Обратная («отрицательная») логика искусственной мобилизации общности. Наиболее действенный механизм консолидации не единство целей, а наличие общего врага, поэтому необходимо обеспечить возможность осознания противника, а не апеллировать к общим интересам, ценностям и целям.

2. Максимальная простота и примитивность лозунгов, очень привлекательных по содержанию и туманных по подтексту. Они должны привлекать наибольшее число сторонников и при этом не поддаваться анализу и контролю.

3. Демонстрация силы. Для привлечения сторонников необходимо провести впечатляющий «смотр сил», или организовать фальсификацию силы. Социальная мощь организации ассоциируется с большой массой (многочисленностью), хорошо отлаженной организацией (дееспособностью), функциональной монополией (значимостью) и наличием специфических ресурсов влияния (властью).

4. Привлекательный харизматический лидер. Это скорее «богоизбранный» руководитель, которому приписываются исключительные личностные и социальные качества. Он несет избавление от проблем, выполняя великую общественную миссию и открывая своим последователям новые перспективы. Он воспринимается членами общности как вождь, полумистическая фигура, отношение к которой предполагает полную эмоциональную самоотдачу, подчинение и доверие.

Этнические общности

Люди, населяющие земной шар, образуют множество разнообразных общностей. Помимо классов, слоев и других социальных групп, важное место в социальной структуре занимают этнические общности. Древнейшая этническая общность – это племя. Племя как тип этнической общности, характеризовалось коллективной собственностью, общим языком, специфической социальной организацией (вождь, совет, общеплеменное собрание и т.д.), общеплеменными обычаями и культами.

В результате развития общества, племя сменил другой тип общности – народ. Народ характеризуется особенностями своего происхождения, языком, культурой, этническим самосознанием и т.д. В отличие от племени народ достигает большей социально-этнической консолидации, более высокого развития своего языка, материальной и духовной культуры. В это время начинают складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании.

Современное человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя более 5000 различного рода этнических общностей (наций, народностей, племен, этнических групп и т.п.), которые объединились и составили более 200, в основном, полиэтнических государств. Например, только в Индии проживает несколько сотен этни­ческих общностей разного типа, в Индонезии их насчитывается более 350, население Африки включает в себя 300-500 народов (этносов), из них в Нигерии официально живет 200 народов, в Кении – более 70. Россия, имеет в своем составе более 160 национальностей и народностей.

Этнос (греч. ethnos - группа, племя, народ) - исторически возникшая устойчивая социальная группа людей, представленная племенем, народностью, нацией. Основным условием возникновения этноса является общность: самосознания - сознания своего единства и отличия от всех других подобных образований; территории; языка; и культуры (обычаев и традиций).         Дополнительными условиями могут быть общность религии и близость в расовом отношении. Нередко этнос складывается из разноязычных элементов. Для более устойчивого существования этносы стремятся к созданию своей социально-территориальной организации (государства, автономии). Д. Горовиц, например, полагает, что нации и государства выросли из этнических сообществ.

Одной из наиболее интересных гипотез, описывающих процес­сы появления этноса, является концепция этногенеза Л.Н. Гумилева. Согласно его гипотезе, процесс этногенеза связан с созданием этнического поля (аналогичного биополям), которое имеет физиче­скую природу и характеризуется единой частотой колебания. Пас­сионарии (пассионарий - активный человек, стремящийся к обновлению, развитию, лидерству) тянутся друг к другу потому, что их собственные пассио­нарные поля колеблются с одинаковой частотой. Более того, пассио­нарии «заражают» своими идеями нормальных людей, ведут их за собой, передавая им свой ритм колебаний. Именно так создается эт­нос, а люди, входящие в него, проникаются общими интересами, приобретают общий стереотип поведения. Очевидно, что этническое поле каждого этноса действует и при встрече с другими этносами. Если колебания их этнических полей совпадут или будут гармоничны, этносы будут доброжелательны друг к другу, почувствуют то, что Гумилев называет комплиментарностью, неосознанным чувством расположения. Если нет - контакт будет невозможен или очень затруднен, люди ощутят «чужого».

Нация - тип этноса, исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера, развития национального самосознания. Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т.д. Обычно нации возникают из народностей и сохраняют их названия.

В мировой практике понятие «нация» означает союз граждан одного государства. В этом смысле данное слово используется, например, в названии – Организация Объединенных Наций. ООН - это организация не каких-то экономических или культурных сообществ, а именно суверенных государств, которые принято называть национальными потому что, как правило, государства Нового времени формировались на базе одного или нескольких крупных этносов. Поэтому, определяя соотношение понятий «этнос» и «нация», многие ученые исходят из того, что нация – это этнос, обретший свою государственность. Только при этом обязательно подчеркивается, что границы между государствами никогда точно не совпадали с границами локального проживания представителей конкретных этносов. Многие этносы вообще часто оказывались разделенными границами государств (поляки, армяне, русские и др.). В то же время практика образования крупных государств диктовала необходимость объединения множества этносов под одну государственную «крышу» (например, при создании Социалистической Федеративной Республики Югославии, состоявшей из шести республик, основным критерием их образования был этнический состав населения: в Боснии и Герцеговине боснийцы-мусульмане составляли 43,7% населения, сербы - 31,4%, хорваты - 17,3%; в Черногории проживало 61,5% черногорцев, в Хорватии 77,9% составляли хорваты, в Сербии 65,8% - сербы, это с автономными краями: Воеводина, Косово и Метохия, без них же в Сербии сербы составляли 87,3%; в Словении словенцев - 87,6%, Таким образом, в каждой из республик проживали и представители титульных национальностей, и значительное количество других этносов; американцы (граждане США) – это одна нация, хотя этносов в ней перемешано видимо-невидимо, французы – это нормандцы, бретонцы, гасконцы, пикардийцы, овернцы, бургундцы и др.).

Основоположниками теории нации являются:

И.Г. Фихте (1762-1814), который делил нации на «нормальные» и «дикие», неспособные к «духовному творчеству».

Э. Ренан (1823-1892), который считал, что суть нации есть ее «дух», который складывается из «общей славной истории» и «желания жить вместе». Общность территории, язык, экономические связи, считал он – второстепенны. Типы этнических общностей, по Ренану, не дифференцируются и называются «Nation». В отличие от И.Фихте, он был противником расизма и шовинизма.

М. Вебер (1864-1920), который критиковал традиционные признаки нации на примере евро-американских наций.

К. Маркс (1818-1883), который делил этносы на стадиальные типы – племена, народности, нации, на основе соответствия определенным общественно-экономическим формациям. Согласно его теории, нация – особая форма этнической общности людей, присущая буржуазной эпохе (капиталистической формации).

В.И. Ленин (1870-1924), который выделил 5 признаков нации – общность территории, языка, культуры и обычаев, национальное сознание, экономические связи. При этом экономический фактор он считал доминирующим в определении нации.

 

 

Социальная группа и ее виды

 

Социальная группа –этосовокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Это может быть семья, группа друзей, класс и т.п. Первые попытки создания социальной теории групп были предприняты в XIX – начале XX вв. Э. Дюркгеймом, Г. Тардом, Г. Зиммелем, Л. Гумпловичем, Ч. Кули, Ф. Теннисом.

Под социальной группой обычно понимают любую совокупность людей, выделенных по определенным критериям. Признаки группы: взаимодействие; членство (чувство принадлежности к данной группе); идентичность (восприятие другими как члена группы). Общество представляет собой совокупность самых различных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных и др.

Один и тот же человек может являться членом множества социальных групп, поэтому численность групп на Земле превышает численность индивидов.

Все существующее многообразие социальных групп можно классифицировать по следующим критериям: по характеру взаимоотношений между членами группы; по социальным критериям; по принадлежности индивида к группе.

По характеру взаимоотношений выделяют группы:

первичны е - состоят из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на индивидуальных особенностях (влюбленные, друзья);

вторичные -  образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенной цели. Социальные отношения в таких группах носят безличностный характер, в них больше ценится умение выполнять определенные функции (политические, религиозные, производственные организации).

По социальным критериям группы делятся на:

номинальные (условные ) - выделяемые для статистического учета населения (больные, покупатели, пассажиры, бездетные и т.д.);

реальные - выделяемые на основе реально существующих признаков (пол, доход, национальность, возраст, профессия и т.д.).

По принадлежности индивида к группе выделяют:

ингруппы -в которых индивид чувствует свою принадлежность и идентифицирует себя с другими членами (член такой группы расценивает других членов как «мы»);

аутгруппы - группы людей, по отношению, к которым индивид не ощущает чувства идентичности или принадлежности. Члены такой группы определяются индивидом как «чужие».

Большие социальные группы редко выступают в качестве объекта социологических исследований, что обуславливается их масштабом. Гораздо чаще в качестве элементарной частицы общества, сосредотачивающей в себе все виды социальных связей, выступает малая социальная группа.

Понятие малой группы

Малая группа – это небольшая по численности социальная группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом. Это может быть: спортивная команда, класс, семья и т.д. К основным признакам малой группы относят:

ограниченное число членов группы (в среднем 7 человек, но не более 20);

стабильный состав, основанный на индивидуальной неповторимости и независимости участников; 

внутренняя структура - как система неформальных ролей и статусов, норм и правил поведения, социального контроля;

принадлежность к группе, основанная на удовлетворении личных интересов.

Существует две исходных формы малой группы: диада и триада.

Диада – это группа, состоящая из двух человек, характеризующаяся более интимными отношениями, например, пара влюбленных.

Триада – активное взаимодействие трех человек, для которых менее характерны эмоциональность и интимность, но в большей степени развито разделение труда.

В социологии применяются различные подходы к классификации малых групп. В рамках одной из них принято выделять первичные и вторичные группы.

Первичная группа – разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, близостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольностью вступления и неформальным контролем над поведением ее членов, например, семья, группа сверстников, компания друзей и т.д. Впервые термин «первичная группа» ввел в научный социологический оборот Ч. Кули. Автор рассматривал его как элементарную клеточку всего социального организма.

Вторичная группа – это социальная группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер. Эмоциональные характеристики в такой группе отходят на второй план, а на первый выходит способность осуществлять определенные функции и достигать общей цели. Вторичной группой можно назвать социальные общности, связанные между собой внешней связью, которая, однако, оказывает существенное влияние на их поведение.

В классификации малых групп выделяют также референтные группы.

Референтная группа – это реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, цели, ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Разработка этого социального явления была проведена американским социологом Г. Хайменом. В ходе исследований он выяснил, что каждый человек включает себя сразу в несколько референтных групп, хотя и не принадлежит им формально.

При рассмотрении малых социальных групп принято выделять также группы членства – группы, к которым индивид реально принадлежит. В обыденной жизни нередки случаи, когда между группами членства и референтными группами возникает ценностный конфликт. Результатом этого может стать разрыв межличностных связей, что грозит разрушением социальной группы. В современном обществе такие явления имеют значительные масштабы. Прежде всего, это связано с развитием информационных технологий. Официальная мораль, если она не поддерживается в средствах массовой информации, отвергается в процессе социализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.100.48 (0.018 с.)