Особенности метода эксперимент: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности метода эксперимент:



применяется для получения информации малых групп;

непосредственный контакт социолога с объектом исследования.

Достоинства метода эксперимент:

оперативность получаемой информации;

позволяет получить первичную информацию.

Недостатки метода эксперимент:

подходит только для изучения небольших групп;

высокие требованию к уровню подготовки экспериментатора.

 

 

Выборка и ее сущность

Объект исследования насчитывает сотни, тысячи, десятки тысяч и более людей. Поэтому результат исследования определяется не только количеством исследуемых, но их качественными характеристиками. Для того чтобы правильно организовать и провести исследование необходимо заранее определить, какое количество людей необходимо исследовать, чтобы получить достоверные данные. Для определения состава изучаемой совокупности людей используют такие понятия, как генеральная и выборочная совокупность.

Генеральная совокупность – это вся изучаемая выборочным методом статистическая совокупность объектов или явлений общественной жизни (единиц отбора), имеющих общие качественные признаки или количественные переменные.

Выборка (выборочная совокупность) – это представительная часть генеральной совокупности. Это точная, но уменьшенная копия генеральной совокупности. Знаменитый институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5-2 тысячи человек, и получает вполне достоверные сведения о том, как будут голосовать на предстоящих выборах все 300 миллионов американцев. Ошибка выборки, начиная с 1950 г. не превышает 1,4 %.

Как же удается путем опроса нескольких тысяч человек, получить вполне достоверные сведения о мнении всего населения страны? Если генеральная совокупность представляет весь круг лиц, которые нужно опросить, чтобы получить необходимую информацию, то выборка является точной, но уменьшенной копией генеральной. Для этого выборка должна быть репрезентативной (представительной), то есть точно отражать генеральную совокупность, быть точным отражением структуры всего населения. Ее отклонение от генеральной, будет называться ошибкой репрезентативности (выборки). Она не должна быть слишком большой, иначе социолог не имеет права распространять выводы исследования на все население.

Математическая статистика вооружила социолога самыми современными методами расчета выборки. Главное, чтобы накануне исследования социолог точно определил, кто является типичным представителем генеральной совокупности, и на основании этого точно определил круг выборки, отражающей качественные и количественные характеристики генеральной совокупности.

Выборочное обследование, по сравнению со сплошным, обладает рядом преимуществ: позволяет сократить затраты на сбор и обработку социологической информации, добиться большей оперативности; имеет более широкую область применения.

 

3.1. Методы формирования выборки

При проведении социологических исследований используется несколько методов формирования выборки.

Механическая выборка – это отбор элементов, имеющих типичные для всей исследуемой группы признаки. При такой выборке отбор может быть произведен через 10, 20, 50 и т.д. человек. Промежуток между отбираемыми элементами называется шагом отбора (шагом выборки).

Серийная выборка – заключается в делении генеральной совокупности по заданному признаку (полу, возрасту, образованию и т.д.) на однородные части (серии). Затем отбор респондентов идет отдельно из каждой серии. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней.

Гнездовая выборка – состоит в отборе целых групп и коллективов для проведения исследования. Например, из 30 студенческих групп, отбирается 10, в которых проводится сплошной опрос.

Стихийная выборка – это обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру опрашиваемых, которые заполнят и отправят анкеты. Выводы такого исследования можно распространять лишь на определенную совокупность.

Основной массив – предполагает опрос до 60-70% респондентов, попавших в отобранную совокупность. Как правило, применяют при проведении разведывательного исследования.

 

4. Программа социологического исследования

Программа социологического исследования - это теоретический документ, излагающий методические, методологические и организационные принципы, приемы, средства изучения конкретного социального объекта. Программа является обязательным отправным пунктом социологического исследования и состоит из двух разделов: методологического и (процедурного) методического.

Методологический раздел

1. Обоснование проблемы социологического исследования. Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Проблема может быть задана каким-либо заказчиком или познавательным интересом. Проблема исследования представляет собой сформулированное противоречие между состоянием социальной действительности и ее теоретическим представлением, требующее для своего разрешения использования научных методов, процедур и приемов уточнения знания.

2. Определение объекта и предмета исследования. Источником проблемных ситуаций (противоречий) является объект исследования. Объект исследования – это социальные общности, деятельность людей и условия в которых она осуществляется (социальные институты, общности, процессы и т.д.). Объект – это носитель социальной проблемы (конкретные общности, группы, индивиды), предмет – это те стороны и свойства объекта, которые наиболее ярко отражают существующее противоречие. Предмет исследования – это стороны объекта (свойства, отношения), которые подлежат изучению.

3. Цели и задачи социологического исследования. Они делятся теоретические и практические. Цель исследования - это конечный результат, который намечены получить после завершения работы. Цели исследования могут быть различны. Они должны точно отвечать на следующие вопросы: во-первых, на решение какой проблемы и, во-вторых, на получение, какого результата ориентируется данное исследование? Цель конкретизируется задачами исследования.

Задачи исследования – это действия, намеченные для достижения цели. Задачи соответствуют цели исследования, представляя собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели.

4. Гипотезы исследования. Задачи исследования должны быть в процессе работы согласованы с гипотезами проводимого исследования. Гипотеза исследования – это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его элементами, и основных направлениях его развития. Они вырабатываются на основе имеющихся фактов. Гипотезы являются отправными точками исследования, дальнейшие этапы которого зависят от выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы и процедур исследования нередко проводят предварительное (пилотажное) исследование.

Формирование гипотез – это разработка логических основ для сбора и анализа эмпирических данных. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки (подтверждения или опровержения).

5. Определение основных понятий. Неизменным условием любого научного исследования является определение используемых понятий. Определение понятий - это процесс уточнения содержания понятийного аппарата, применяемого в исследовании. При составлении любой части программы используется единый понятийный аппарат (система понятий). Важно, чтобы исследователи четко представляли себе содержание (смысл) понятий (терминов), с которыми они работают, употребляли их однозначно, не допускали различных толкований одного и того же понятия. Кроме того, в процессе исследования необходимо сопоставить теоретические положения с эмпирическими данными, что важно для проверки гипотез. Конечной целью этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.005 с.)