Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) - русский социолог, этнограф в книге «Россия и Европа» (1869) сформулировал концепцию культурно-исторических типов. Он считал, что не существует всемирной истории, есть лишь история конкретных цивилизаций, имеющих неповторимый характер. Культурно-исторический тип представляет собой единство религиозного, социально-бытового, промышленного, политического, научного и художественного развития. Как и все живое, они находятся в постоянной борьбе друг с другом и внешней средой, проходят стадии возмужания, дряхления и гибели. Начала цивилизации одного типа не передаются народам другого, а вырабатываются каждым народом для себя при определенном влиянии извне. Ход истории - это смена вытесняющих друг друга типов. Н.Я. Данилевский выделил десять типов, частично или целиком исчерпавших возможности своего развития: египетский, китайский, древнесемитский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, германо-романский и два погибших насильственной смертью: мексиканский и перуанский. К ним он также добавил находящийся в стадии становления славянский и в стадии зарождения - североамериканский типы. Цивилизации проявляют свою творческую сущность лишь в избранных областях (концентрируются на каких-то индивидуальных, характерных для них областях): для греческой это красота, семитской - религия, римской - закон и администрация, китайской - практика и польза, индийской - воображение, фантазия и мистицизм, германо-романской - наука и технология. Существует типичный цикл развития, наблюдаемый в судьбе каждой великой цивилизации. Первый период - это период возникновения и кристаллизации (около 1 тысячи лет), когда цивилизация зарождается, принимает различные форму и образ, утверждает свою культурную и политическую автономность и общий язык. Затем наступает второй период - фаза процветания (400-600 лет), затем культура истощает запас творческих сил. Третий период характеризуется недостатком творческих сил, застоем и постепенным распадом цивилизации - конечная фаза цикла. По мнению Данилевского, европейская (германо-романская) цивилизация вошла в фазу вырождения: рост цинизма, секуляризация, ненасытная жажда власти и доминирования над миром. В будущем он предполагал расцвет русско-славянской цивилизации.
Данилевский также затронул геополитическую сферу. Так, в частности история России была рассмотрена им в неразрывной связи со странами Европы. Он считал, что любые социальные преобразования будут безуспешными, более того – разрушительными, если они будут осуществляться вопреки национальным интересам. Историческая ретроспектива отношений Европы и России позволила ему выявить основные тенденции политики, выявить ее геополитические закономерности. Данилевский пришел к выводу: «Европа враждебна России». Ссылаясь на исторический опыт, он предостерегал от политической и культурной экспансии с Запада. По Данилевскому, политическое равновесие выгодно европейским государствам, которые всегда договаривались друг с другом против России. Гарантом безопасности России может быть только несогласованность и разобщенность европейских государств. Теория О. Шпенглера Немецкий философ Освальд Шпенглер (1880-1936) в работе «Закат Европы» (1918) сделал вывод, что в истории нет линейного процесса, есть ряд отдельных, уникальных, «высших культур», «процветающих на фоне определенного ландшафта, к которому они привязаны как растения». Осуществив сумму своих возможностей в форме людей, языков, искусств, государства, наук, они умирают. История является «коллективной биографией таких культур». Каждая отдельная культура переживает циклы детства, юношества, зрелости и старости: она возникает и, выполнив свое предназначение, умирает. Закат Европы знаменует собой победу техники над духовностью, мировых городов - над провинцией, плебейской морали - над аристократической. Конец сопровождается деградацией традиционной религии, искусств, нравственности, способствуя превращению людей в безличные массы. Единственным оплотом культуры остается «органический человек», крестьянин, связанный корнями с родной почвой. Однако и он подвергается насильственному давлению со стороны цивилизации. Культуры Шпенглер рассматривает как организмы с длительностью жизни примерно 1000 лет. В своем развитии они проходят три общих цикла:
докультурный (связан с мифологией и религией), культурный (с философией, наукой и искусством), цивилизованный (характеризуется заменой новаций бесконечным тиражированием однажды найденных форм и смыслов). О. Шпенглер выделил восемь культурных форм: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, классическую (греко-римскую), византийско-арабскую, мексиканскую и западную. Жизненный путь культур - это предопределенный цикл, который нельзя объяснить с точки зрения причинности. Цивилизация, по Шпенглеру, является заключительной стадией развития любой культуры. Подобно тому, как погибла греко-римская цивилизация, увядает западно-европейская. Западная культура, согласно Шпенглеру, уже вошла в стадию разложения. Теория цивилизаций А.Тойнби Арнольд Тойнби (1889-1975) - английский культуролог и философ, в 10-ти томном труде «Постижение истории» предпринял попытку создания всемирной истории развития человеческой культуры. Подходящей для исторического изучения единицей, по мнению Тойнби, являются цивилизации (промежуточные образования, имеющие большее пространственное и временное протяжение, чем отдельные общества, и меньшее чем все человечество). Он выделил в истории 21 тип культуры: египетский, шумерский, вавилонский, сирийский, арабский, минойский, хеттский, эллинский, западный, иранский, индский, индуистский, китайский, японо-корейский, дальневосточный, православный, российский, андский, майянский, юкатанский и мексиканский. Каждая цивилизация проходит пять общих стадий внутренней эволюции: возникновение, рост, надлом, разложение и гибель. Цивилизации возникают благодаря сочетанию факторов: присутствия творческого меньшинства и окружающих условий. «Цивилизации развиваются благодаря прорыву, который ведет их от вызова через ответ к дальнейшему вызову: от дифференциации через интеграцию и снова к дифференциации, - писал А. Тойнби». Окружение постоянно бросает вызов обществу, которое усилиями творческого меньшинства изыскивает средства справиться с ним. На стадии роста цивилизации ответы успешны. Формы ответов определяют характер приспособления народов, причем внешние факторы (миграции, катаклизмы, войны) сказываются более на заре цивилизации, а внутренние - в эпоху упадка. Однако в фазе дезинтеграции и распада творчество иссякает, и цивилизации разваливаются изнутри. Упадок цивилизаций происходит по причине совокупного действия трех обстоятельств: недостатка творческой мощи у меньшинства, ответного ослабления подражательного инстинкта у части большинства, которое отказывается слепо копировать преуспевающую элиту, вытекающего отсюда ослабления и утраты социального единства в обществе как целом. Судьба большинства цивилизаций - это всегда окончательный распад, даже если они и способны протянуть в застывшем состоянии в течение продолжительного периода времени». Не менее шестнадцати великих цивилизаций, по мнению Тойнби, уже мертвы и похоронены. Однако он не считал гибель цивилизации неизбежным историческим явлением. Признавая культурный прогресс, он видел его в духовно-религиозном совершенствовании человечества. Большое значение английский философ придавал территориальным и расово-этническим факторам эволюции культуры. По его мнению, в основе любой цивилизации находятся усилия нескольких рас, и выступал против тех, кто эксплуатировал идею расово-национальной исключительности. Тойнби подверг резкой критике западную цивилизацию. Моделью духовного обновления Запада и мира в целом он считал Россию, где столь разные народы объединены в культурное, политическое, социальное и экономическое целое.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.009 с.) |