Социальный институт как форма общественной жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный институт как форма общественной жизни



 

Термин «институт» означает некое установление, устройство (от лат. institutum), то есть регулярную, долговременно осуществляемую социальную практику, санкционированную (одобренную, разрешенную) и поддерживаемую с помощью социальных норм общества. Институтами называют системы правил общественных отношений, устанавливающих образцы поведения и регулирующих определенные сферы социальной жизнедеятельности людей. Впервые это понятие ввел в научный оборот американский социолог                         Т. Веблейн в книге «Теория праздного класса» в 1899 г.

Социальный институт в широком смысле слова – это система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей. Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны – это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях.

Социальный институт – это исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающие выполнение жизненно важных для общества функций (брак, семья, государство, армия, суд и др.). Они служат упорядочению и стандартизации связей и отношений между людьми, регулируют их деятельность и поведение в обществе, обеспечивают определенную организованность и устойчивость жизни общества. Своей деятельностью они постоянно поддерживают общественные отношения, характер социальной организации, возможности воспроизводства общественной системы.Для того чтобы в обществе возник и сформировался такой структурный элемент общества, как социальный институт, необходимы особые условия:

во-первых, в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая осознана многими членами общества (общесоциальная), она является главной предпосылкой возникновения нового социального института;

во-вторых, наличие средств удовлетворения этой потребности, то есть сложившейся системы необходимых для общества функций, действий, операций, частных целей, реализующих новую потребность;

в-третьих, обладание необходимыми ресурсами (материальные, финансовые, трудовые, организационные), постоянно пополняемыми обществом;

в-четвертых, особая культурная среда, предназначенная для самовоспроизводства института: особая система знаков, действий, правил поведения, отличающих людей, принадлежащих к этому институту.

Таким образом, социальный институт представляет собой специфическое общественное устройство, созданное для удовлетворения важнейших потребностей общества и регулируемое системой социальных норм. Социальные институты возникают сами собой, вырастая из конкретной потребности людей, членов общества (например, потребность в охране порядка привела к возникновению и утверждению института полиции).

Социологи выделяют пять наиболее важных потребностей общества, которые приводят к образованию социальных институтов.

потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

потребность в безопасности и социальном порядке (государство, право);

потребность в получении средств к существованию (экономические институты, производство);

потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты образования, наука, культура);

потребности в самореализации, определении смысла жизни, решении духовных проблем (институт религии).

Сам процесс утверждения в обществе того или иного явления в качестве социального института называют институционализацией. Она заключается в упорядочении, стандартизации, организационном оформлении и законодательном регулировании тех связей и отношений в обществе, которые претендуют на превращение в социальный институт(например, институтом является система образования, осуществляющая передачу знаний и культурных ценностей от одного поколения к другому).

Процесс институционализации, то есть образования социального института состоит из нескольких последовательных этапов:

возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

формирование общих целей;

появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия;

появление процедур, связанных с нормами и правилами;

институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие, практическое применение;

установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Итогом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобряемой большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Институты – это символы порядка и организованности в обществе. Институты служат не только организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей. Они также регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество. Например, семья не может существовать при отсутствии необходимых условий: зарплаты, любви и чувства долга между родителями и детьми, разумного распределения власти для преодоления внутрисемейных конфликтов.

Социальные институты очень разнообразны и изменчивы, однако все они тесно взаимосвязаны. Среди социальных институтов в зависимости от сферы действия выделяют четыре основные группы. Каждая из них, как и каждый институт в отдельности, выполняет определенные функции.

Экономические институты: служат для производства и распределения товаров и услуг.

Политические: связаны с установлением определенной власти и управлением обществом.

Духовные (культурные): связаны с развитием науки, образования, искусства, поддержанием в обществе моральных ценностей.

Семейно-брачные: (институты родства) обеспечивают воспроизводство и наследование посредством брака, семьи, социализации (воспитания социальных качеств детей). Семейно-брачные институты являются первичным и ключевым звеном всей социальной системы. Из семьи люди приходят в общество. В ней воспитываются основные черты личности. Благополучие семьи – это залог процветания общества. Институт семьи находится в центре пересечения всех институтов общества.

Государство действует во всех сферах: занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения.

Каждый социальный институт имеет как свои специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами. Основные признаки, общие для всех институтов, объединены в пять групп.

кодексы поведения (устные и письменные): поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля (военная присяга, библия, клятва Гиппократа);

культурные символы: в концентрированной форме выражают основные специфические черты института, его образ (герб, распятие, обручальное кольцо);

идеология: определяет отношение людей к действию, почему они должны действовать определенным образом. Это основополагающие убеждения института и его разработка, которая объясняют окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Идеология поддерживает влияние института, оправдывает и объясняет всю его деятельность;

установки и образцы поведения: регулируют деятельность членов общества в соответствии с общепринятыми нормами;

утилитарные культурные черты: материальные предметы присущие каждому институты (семья – дом, мебель; религия – здание церкви, литература; политические – здания, бланки и т.д.).

Некоторые из институтов могут не обладать полным набором признаков, либо, кроме основных, могут обладать специфическими качествами, определяемыми выполняемыми ими потребностями.

Каждый социальный институт выполняет в обществе определенные функции, основными из них являются:

закрепление и воспроизводство общественных отношений - обеспечивает устойчивость социальной структуры общества;

регулятивная функция - обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами института или общества в целом путем выработки шаблонов поведения;

интегративная функция - включает процессы сплоченности, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп. Одно из условий выживания организаций, и способов соотнесения целей его участников;

транслирующая функция - передает социальный опыт;

коммуникативная функция - распространение информации, произведенной в институте с целью управления и контроля за соблюдением норм и взаимодействиях между институтами.

Американский социолог Роберт Мертон выделил явные и латентные (скрытые) функции социальных институтов. Они служат не только характеристикой социальной структуры общества, но и показателем его общей стабильности.

Явные функции записаны в уставах, формально определены, приняты сообществом причастных людей, декларированы. Они всегда оглашены, формализованы и подконтрольны обществу.

Латентные функции – те, которые не оглашены, но осуществляются на самом деле. Иногда они могут соответствовать заявленным функциям, но обычно между формальной и реальной деятельностью институтов существует расхождение. Когда расхождение значительно, это свидетельствует о потенциальной нестабильности общества.

Состояние социальных институтов является показателем стабильности всей общественной системы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.015 с.)