Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность - числа от 1 до 10. Сложение и вычитание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность - числа от 1 до 10. Сложение и вычитание



Цели: познакомить с компонентами вычитания; развивать вычислительные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Задачи в стихах

(Учитель читает задачу. Учащиеся показывают карточку со знаком действия, которым решается задача. Решение называют устно.)

Привела гусыня-мать Шесть детей на луг гулять.

Все гусята как клубочки. Три сынка, а сколько дочек? (6 — 3 = 3.)

На кустике перед забором Шесть ярко-красных помидоров.

Но вдруг четыре оторвались. А сколько на кусте осталось? (6 — 4 = 2.)

Красиво вышила Татьяна Две лилии и два тюльпана,

Три яблока и груши. Какие чудные цветы! А сколько их — скажи-ка ты. (2 + 2 = 4.)

2. Устный счет

Игра “Гол — мимо”

(Играют две команды по пять человек. Нужно соединить ответ в воротах соперника с выражением, записанным на мяче. Мел игроки передают по очереди друг другу. Остальные учащиеся — судьи. Они поднимают красную карточку, если игрок ошибся, а зеленую — если ответил правильно. Выигрывает команда, которая быстрее соединит примеры с ответами.)

III. Самоопределение к деятельности

— На какие две группы можно разделить примеры, записанные на мячах? (Примеры на сложение и на вычитание.)

— Сколько примеров на сложение?

— Прочитайте пример вместе с ответом, называя числа терминами “слагаемое” и “сумма”.

— Сколько примеров на вычитание?

— Можно ли их прочитать, используя эти термины?

Сегодня на уроке мы узнаем, как называются числа при вычитании.

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

(Учитель вывешивает на доску рисунок, на котором нарисована ветка. На ней 3 листочка, а оторвались 2 листочка. Всего на рисунке 5 листьев.)

— Сколько листьев было на ветке сначала? (5.)

(Учитель выкладывает на полотно цифру 5.)

— Сколько листьев оторвалось? (2)

(Учитель выкладывает цифру 2.)

— Какой знак поставим в выражении? (Минус.)

— Сколько листьев осталось? (3.)

— Прочитайте первое равенство, которое получилось, используя термин “уменьшить на...”. (5уменьшили на 2, получилось 3.)

— Какое число мы уменьшали? (5.)

Оно называется уменьшаемым.

— Какое число мы вычитали? (2)

Оно называется вычитаемым.

— Что в результате получилось? (3.)

Результат вычитания называется разностью.

— Прочитайте равенство, используя термины “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”.

(Учитель вывешивает на доску плакат с названиями компонентов и результата вычитания.)

2. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 29. Составьте по рисунку задачу. (На ветке сидели 5 птичек. Улетели 2 птички. Сколько птичек осталось?)

— Рассмотрите схему под рисунком. Какой геометрической фигурой изобразили каждую птичку? (Кругом.)

— Почему 2 круга зачеркнули?

— Прочитайте решение задачи. Как называются числа 5, 2, 3?

— Как называется выражение 5 — 2?

— Прочитайте предложение под схемой.

V. Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. (Ходьба на месте.)

Крылья пестрые мелькают: В поле бабочки летают. (Взмахи руками.)

Раз, два, три, четыре, Полетели, закружились. (Взмахи руками, покружиться.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику № 1 (с. 29).

— Прочитайте задание. Запишите разность. Вычислите.

№ 2 (с. 29). (Задачу читает учитель.)

— Назовите решение задачи. (6 — 4 = 2 (яб.).)

(Один ученик записывает решение на доске.)

— Как называются числа 6, 4, 2?

— Как называется выражение 6 — 4?

— Прочитайте равенство, используя термины “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность” разными способами. (Уменьшаемое 6, вычитаемое 4, разность 2. Разность чисел 6и 4равна 2.)

№ 3 (с. 29).

— Решите задачу.

— Прочитайте решение, используя названия чисел. (Используя ответ этой задачи, учащиеся дополняют условие, придумывают вопрос и решают вторую задачу. Проверка. Чтение решений с использованием названий чисел.)

№ 4 (с. 29).

— Прочитайте задание. Выполните.

— Какой пример нужно записать в первый столбик? (6 + 1 — 5.)

— Какой пример запишете во второй столбик? (6 — 0 + 4.)

— В третий столбик? (5 + 5 — 4.)

(Дополнительно можно предложить задание на полях.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-4 (с. 16).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 29).)

— Запишите ответы в строчку: вариант 1 — уменьшить на 2, вариант 2 — увеличить на 1.

(Два ученика выполняют задание на откидной доске, остальные — в тетрадях. Взаимопроверка. Учащиеся, работавшие у доски, открывают решение, остальные меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.)

— Кто понял новую тему?

— Какое чувство вы испытали, когда разобрались в новом материале?

— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какое математическое открытие мы сегодня сделали на уроке?

— Почему первое число при вычитании называется уменьшаемым?

— Почему второе число называется вычитаемым?


85. Вычитание вида 6 – [ ], 7 – [ ] - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цель: познакомить с приемами вычислений вида 6 – [ ], 7 – [ ].

Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов (разрезного материала) и рисунков; выполнять вычисления вида 6 – [ ], 7 – [ ], используя взаимосвязь сложения и вычитания и знание состава чисел; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Решите задачи.

• Летела стая гусей: 2 впереди, 1 позади, 2 позади, 1 впереди. Сколько было гусей? (3.)

• Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали надрезов? (2.)

• Сыне отцом, да отец с сыном, да дедушка внуком. Сколько всех? (3.)

• Шли муж с женой да брат с сестрой. Несли 3 яблока и разделили их поровну. Сколько было людей? (Трое: жена, брат жены и муж.)

• Палку с двумя концами распилили пополам. Сколько стало концов? (Стало 2 палки, 4 конца.)

• У стола 4 угла. Сколько углов останется, если один отпилить? (5.)

2. Индивидуальная работа

Игра “Засели домик”

(Два ученика вписывают числа в окошки.)

3. Устный счет

— Покажите знак +, если согласны с утверждением, и знак если не согласны.

• Если 5 увеличить на 4, получится 9. (+)

• Число 2 меньше числа 7 на 5. (+)

• Число 8 больше, чем число 2, на 10. (—)

• Чтобы узнать, на сколько 5 больше, чем 3, нужно к 5 прибавить 3. (—)

• Чтобы узнать, на сколько 7 меньше, чем 9, нужно из 9 вычесть 7. (+)

• Первое слагаемое 4, второе слагаемое 3, сумма 1. (—)

• Разность чисел 6 и 4 равна 2. (+)

• Сумма чисел 5 и 2 равна 3. (—)

• Уменьшаемое 8, вычитаемое 3, разность 5. (+)

(Проверка учащихся, работавших у доски.)

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

Дед в шубу одет —

Наружу мех.

Зимой спит,

Летом ульи ворошит. (Медведь.)

(Учитель выставляет на наборное полотно сначала 3 предметные картинки с изображением больших медведей, а потом еще 2 — с изображением медвежат.)

— Сколько было больших медведей? (3.)

— Сколько маленьких? (2.)

— Какое равенство можно составить?

(Под диктовку учащихся учитель записывает равенство на доске: 3 + 2 = 5.)

— Прочитайте записанное равенство, используя термины “слагаемое” и “сумма”.

(Учитель убирает 3 предметные картинки с изображением больших медведей.)

— Сколько медведей было? (5.)

— Сколько ушло? (3.)

— Какое равенство составим?

(Под диктовку учащихся учитель записывает равенство на доске: 5 — 3 = 2.)

— Сравните первое равенство со вторым. Сделайте вывод. (Если из суммы вычесть первое слагаемое, то получится второе слагаемое.)

(По аналогии составляется и анализируется третье равенство: 5 — 2 = 3.)

— Сделайте вывод. (Если из суммы вычесть второе слагаемое, то получится первое слагаемое.)

— Для чего необходимо понимать этот математический закон? (Это поможет в решении примеров на вычитание.)

— Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте на с. 30 задание к уроку. Куда отправились наши медведи?

— Сколько мишек слева взялись за лапы и поехали кататься на роликах? (5.)

— Сколько мишек станет слева, если к ним присоединится мишка в голубом костюме? (6.)

— 6 — это 5 и сколько? (6 — это 5 и 1.)

— Если 6 — это 5 и 1, то сколько получится, когда из 6 вычтем 5? (1.)

— Какое число надо записать в рамочку в первом столбике? (7.)

— Почему? (6 — это 5 и 1, значит, из 6 вычесть 5 — получится 1.) (По аналогии рассматриваются остальные равенства.)

V. Физкультминутка

Хомка, хомка, хомячок,

(Надуть щеки.)

Полосатенький бочок.

(Погладить себя по бокам.)

Хомка раненько встает,

(Потянуться.)

Щечки моет, глазки трет.

(Соответствующие движения.)

Подметает хомка хатку

(Показать, как подметает.)

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять —

(Хлопки в ладоши.)

Хомка сильным хочет стать.

(Руки к плечам, в стороны.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 30).

(Устное выполнение по цепочке с комментированием.)

№ 2 (с. 30).

(В тетради выполняется схематический рисунок. Задача решается устно.)

№ 3 (с. 30).

— Составьте задачу по первому рисунку. (В корзине было 7яблок, а на тарелке — 2. Сколько всего яблок?)

— Решите задачу устно. (7 + 2 = 9 (яб.).)

— Составьте задачу по второму рисунку. (Всего в коробке 10вилок, 4 вилки достали. Сколько вилок осталось в коробке?)

— Решите задачу устно. (10 — 4 = 6 (в.).)

(Выполнение задания на полях. Взаимопроверка.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-6 (с. 17).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 30). Самостоятельное выполнение. Два ученика записывают решение на откидной доске. Проверка в парах. Учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.)

*№ 4 (с. 30).

— Кто успел выполнить дополнительное задание? Сколько станет углов? (5.)

— Кто понял новую тему?

— Какое чувство вы испытали, когда разобрались в новом материале?

— Кому было трудно считать? Как вы думаете, почему?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Оцените свою работу сегодня с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какое математическое открытие мы сегодня сделали на уроке?

— Какими способами можно выполнить вычитание из чисел 6, 7?


86. Закрепление приема вычислений вида 6 – [ ], 7 – [ ]. Решение задач - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: закреплять умение выполнять вычисления вида 6 – [ ], 7 – [ ]; готовить к знакомству с составными задачами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления вида 6 – [ ], 7 – [ ], используя взаимосвязь сложения и вычитания и знание состава чисел; использовать математическую терминологию при составлении и чтений математических равенств; решать задачи изученных видов; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

Игра “Карусель”

— Поставьте на карусели числа так, чтобы их сумма была равна числу в центре.

(Учитель называет первое слагаемое, учащиеся с помощью карточек показывают второе.)

2. Работа над задачами

(Учитель читает задачи, учащиеся показывают ответы.)

• Мама испекла 5 пирожков с мясом, а с изюмом — на 2 пирожка меньше. Сколько пирожков с изюмом испекла мама? Сколько всего пирожков испекла мама?

• С горки катались 4 девочки, а мальчиков — на 2 больше. Сколько мальчиков каталось на горке? Сколько всего детей каталось на горке?

• У Миши было 6 трансформеров и 4 бакугана. Сколько всего игрушек было у Миши? Миша подарил 2 игрушки брату. Сколько игрушек осталось у Миши?

III. Самоопределение к деятельности

— Посмотрите на столбики примеров.

— Кто догадался, каких примеров не хватает в каждом столбике? Заполните пропуски. Объясните.

(Учащиеся составляют примеры на основе взаимосвязи сложения и вычитания и называют ответы.)

— Какое правило мы будем закреплять сегодня на уроке? (Если из суммы вычесть одно слагаемое, получится другое слагаемое.)

— Что нужно знать твердо, чтобы не сделать ошибки в таких примерах? (Состав чисел.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

№ 1 (с. 31).

— Какой пример составлен по рисунку?

— Как получили второй и третий примеры?

— Устно составьте примеры и вычислите ответы во втором и третьем столбиках.

№ 2 (с. 31).

— Как из 6 вычесть 4? (6 — это 4 да 2, значит, если из 6 вычтем 4, то останется 2.)

(По аналогии разбираются остальные примеры.)

— Посмотрите на примеры, которые записаны на полях. Решите их устно.

— Какой пример следующий? (9 + 1 = 10.)

— Почему? (Первое слагаемое в каждом примере увеличивается на 2, второе слагаемое не меняется, сумма увеличивается на 2.)

№ 3, 4 (с. 31).

— Прочитайте обе задачи. Что вы заметили?

— Что надо сначала узнать в первой задаче? Что значит “на 2 меньше”? Что узнаем потом?

(Аналогично разбирается вторая задача.)

— Самостоятельно запишите решения в тетрадь: вариант 1 — № 3, вариант 2 - № 4.

V. Физкультминутка

Мы становимся псе выше,

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись,

На четыре - руки вниз.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 5 (с. 31).

— Как узнать, на сколько больше?

— Измерьте второй отрезок.

— Назовите решение. (6 — 5 = 1 (см).)

— Как вы посчитали? (6 — это 5 и 1. Из 6вычитаем 5, остается 1.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-3 (с. 18).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 31). Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Два ученика записывают решение на откидной доске. Проверка в парах. Учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.)

— Правильно ли ответил ваш сосед? Оцените его:

• молодец, все решил правильно;

• хорошо, но еще немного ошибаешься;

• тебе нужна помощь учителя.

*№ 3 (с. 55).

(Самостоятельное выполнение.)

— Кто справился с дополнительным заданием? Как вы заполнили пропуски? (Ближе всех к дереву находится лиса. Заяц находится от дерева дальше, чем лиса, но ближе, чем волк.)

— Оцените, как вы разобрались в материале урока.

— Кому было трудно считать? Что надо выучить, чтобы считать быстрее?

— Кто доволен своей работой?

— Кому нужна помощь учителя?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

VIII. Подведение итогов урока

— Какие вычислительные приемы мы закрепляли сегодня на уроке?

— Какими способами можно выполнить вычитание из чисел 6, 7?

— Задачи какого вида мы сегодня решали?


87. Вычитание вида 8 – [ ], 9 – [ ] - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: учить выполнять вычисления вида 8 – [ ], 9 – [ ]; отработать ранее изученные приемы сложения и вычитания; готовить к знакомству с составными задачами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления вида 8 – [ ], 9 – [ ], используя взаимосвязь сложения и вычитания и знание состава чисел; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

Игра “Фокусник”

(У учителя мешочек, в котором лежат карточки. На них написаны числа 5, 6, 7, 8 и 9 (несколько карточек с каждым числом). Ученик достает из мешочка любую карточку и называет состав числа, которое на ней указано. Остальные учащиеся с помощью “Светофора” показывают, правильно ли назван состав числа. Затем учитель переходит к следующему ученику. Если какое-то число повторяется, нужно предложить другой вариант представления его в виде суммы двух слагаемых. За правильные ответы учитель дает жетончик — палочку фокусника. Если ученик повторился, он выбывает из игры. После того как учащиеся достанут из мешочка все карточки, к доске выходят лучшие фокусники и называют все способы представления чисел в виде суммы двух слагаемых.)

2. Геометрический материал

— Сколько на рисунках треугольников? Покажите их.

(Ученик, назвавший правильный ответ, выходит к доске и обводит треугольники. Класс считает вслух.)

Ответы: 8, 3, 6.

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записано равенство с окошками.)

[ ] + [ ] = 7.

— Подберите числа так, чтобы первое слагаемое было больше второго.

(Учащиеся читают записанные ими примеры разными способами.)

— По записанному вами примеру на сложение составьте два примера на вычитание. Запишите их. Объясните, как вы составили эти примеры.

— Откройте учебник на с. 32. Прочитайте задачи урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Рассмотрите схемы на полях, составьте по ним примеры на сложение и вычитание.

— Найдите зеленую таблицу. Пользуясь ею, расскажите, как найти результат в записанных рядом равенствах.

— Какие числа пропущены в красной таблице? Как найти результат в примерах, записанных рядом?

№ 1 (с. 32).

(Сначала учащиеся решают первые три столбика примеров с комментированием. Отработка изученного приема вычитания.)

— Прочитайте решенные примеры разными способами, используя изученную математическую терминологию: уменьшить на..., минус, вычесть, уменьшаемое, вычитаемое, разность.

— Посмотрите на примеры четвертого столбика. На сколько увеличивается вычитаемое? На сколько увеличивается слагаемое?

— Составьте устно пять следующих примеров. (10 — 5 + 4, 10 — 6 + 5, 10 — 7 + 6, 10 — 8 + 7, 10 — 9 + 8.)

V. Физкультминутка

На болоте две лягушки,

Две зеленые подружки,

Утром рано умывались,

Полотенцем обтирались,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Вот здоровья в чем секрет:

Всем друзьям физкультпривет!

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 2 (с. 32).

(Устное выполнение. Учащиеся по цепочке читают выражения и показывают ответы с помощью карточек.)

№ 3 (с. 32).

(По ходу обсуждения учитель записывает решение на доске.)

— Прочитайте первую задачу. Дополните условие вопросом. (Сколько сказок во второй книге?)

— Назовите решение. (6 — 2 = 4 (с.).)

— Прочитайте вторую задачу. Какое число подставили в условие задачи? (4.)

— Назовите решение. (6 + 4 = 10 (с.).)

— Сколько задач мы решили в цепочке? Какое число мы подставили в условие второй задачи? Почему?

№ 4 (с. 32).

(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — задача 1, вариант 2 — задача 2. Два ученика записывают решения и ответы на откидной доске. Обсуждение и проверка.)

*№ 5 (с. 32).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-3 (с. 19).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 32). Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Учащиеся меняются тетрадями. К доске с тетрадью выходит один ученик, читает примеры и ответы. Остальные проверяют работы друг друга, ошибки исправляют карандашом. Если не согласны с ответом, предложенным учеником у доски, показывают красную карточку.)

— Кому было трудно считать? Кому нужна помощь учителя или одноклассников?

— Кто доволен своей работой?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Оцените, как вы разобрались в новом материале, с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие вычислительные приемы мы закрепляли сегодня на уроке?

— Что нужно знать, чтобы выполнить вычитание из чисел 8,9?

— Задачи какого вида мы сегодня решали коллективно? Сколько задач спряталось в этой цепочке?


88. Закрепление приема вычислений вида 8 – [ ], 9 – [ ]. Решение задач - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: развивать умения выполнять вычисления вида 8 – [ ], 9 – [ ], решать задачи изученных видов; готовить к знакомству с составными задачами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления вида 8 – [ ], 9 – [ ], используя взаимосвязь сложения и вычитания и знание состава чисел; решать задачи изученных видов; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; измерять и сравнивать отрезки; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

Игра “Собери команду”

(Класс делится на три команды. У каждой команды свое число: 7, 8 или 9. По периметру класса разложены карточки, на которых записаны примеры. Задача команд — собрать все карточки с примерами, ответом на которые является их число. Одновременно ищут по одному ученику от каждой команды. Как только ученик находит нужную карточку, он отдает ее капитану и выходит следующий участник. Выигрывает команда, которая быстрее остальных соберет все карточки (если нет ошибок). Количество карточек одинаковое для всех команд.)

Карточки для команды 1: 1 + 6, 2 + 5, 4 + 3, 5 + 2, 6 + 1.

Карточки для команды 2: 1 + 7, 6 + 2, 3 + 5, 4 + 4, 5 + 3.

Карточки для команды 3: 1 + 8, 2 + 7, 3 + 6, 5 + 4, 7 + 2.

2. Геометрический материал

— Какой буквой обозначена ломаная линия?

— Какой буквой обозначена ломаная, состоящая из четырех звеньев?

— Какие отрезки имеют одинаковую длину?

— Сколько отрезков на чертеже?

(Один ученик выходит к доске и обводит отрезки, класс считает.)

III. Самоопределение к деятельности

— Послушайте задачу и составьте ее решение цепочкой.

(К доске выходят восемь учеников. Учитель читает задачу, а учащиеся у доски иллюстрируют ее. Учитель записывает выражения.)

На перемене в классе находились 8 человек. Двое детей вышли в коридор. Сколько детей осталось?

8 - 2

В классе осталось 6 человек. Потом 3 девочки пошли в библиотеку. Сколько детей осталось?

8 – 2 - 3

В классе осталось 3 человека. Затем 4 мальчика вернулись в класс из буфета. Сколько человек стало?

8 - 2 - 3 + 4 = 7

— Сколько частей в этой цепочке из задач? (Три.)

— Как каждая следующая задача связана с предыдущей? (Ответ предыдущей задачи подставляем в условие следующей.)

— Что нужно сделать, чтобы решить последнюю задачу? (Сначала надо решить две первые задачи и ответ подставить в последнюю задачу.)

— Откройте учебник на с. 33 и прочитайте, чему мы будем учиться на уроке.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

№ 1 (с. 33).

(Устное решение обеих задач.)

— А почему на вешалке было 10 пальто и стало тоже 10? (2 пальто надели, а потом 2 пальто повесили.)

— Сколько частей в этой цепочке задач? (Две.)

№ 2 (с. 33).

— Прочитайте задание. Поставьте вопрос к задаче.

— Решите задачу устно.

№ 3 (с. 33).

— Прочитайте задачу.

— Один ученик записал решение к задаче так: 8 + 6. Он объяснил, что в задаче есть слово “больше”. А это столько же и еще 6. Прав ли этот ученик? (Нет, потому что слово “больше” стоит в вопросе. Спрашивается, на сколько больше, а не говорится о том, что глубоких тарелок на 6 больше.)

V. Физкультминутка

В понедельник я купался, (Движения руками, выполняемые при плавании.)

А во вторник рисовал, (Изобразить рисование.)

В среду долго умывался, (Изобразить умывание.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я бегал, прыгал, (Прыжки на месте.)

Очень долго танцевал. (Покружиться.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Сесть на корточки, руки под щеку.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 4 (с. 33).

(Устное решение примеров по цепочке. Если учащиеся согласны с ответом товарища, они один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)

№ 5 (с. 33).

(Самостоятельное выполнение. Один ученик выполняет задание у доски.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-3 (с. 19).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 33).)

— Выполните чертеж в тетради и запишите решение.

(Взаимопроверка. Учащиеся меняются тетрадями. С помощью линейки они проверяют точность чертежа соседа. Решение оглашает вслух один ученик.)

— Кто все задачи на уроке решил верно?

— Кто заметил, что стал считать быстрее?

— Кому нужна помощь учителя?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Состав каких чисел мы закрепляли сегодня на уроке?

— Какую задачу мы сегодня решали коллективно? Сколько задач спряталось в этой цепочке?

— Как вы поняли, что значит “сравнить отрезки”?


89. Вычитание вида 10 – [ ] - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: учить выполнять вычисления вида 10 – [ ]; развивать умение решать задачи изученных видов; готовить к знакомству с составными задачами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления вида 10 – [ ], используя взаимосвязь сложения и вычитания и знание состава чисел; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; дополнять условие задачи недостающими данными; моделировать задачу с помощью схематических рисунков; измерять и сравнивать отрезки; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

Игра “Молчанка”

(Учитель показывает пропуск, учащиеся — карточку с соответствующей цифрой.)

2. Логическая разминка

(Работа в группах по рядам.)

— В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложите три палочки так, чтобы стало 3 квадрата.

Ответ:

 

— В фигуре, состоящей из 5 квадратов, переложите три палочки так, чтобы стало 4 квадрата.

Ответ:

— К фигуре, состоящей из 2 треугольников, добавьте одну палочку так, чтобы стало 3 треугольника.

Ответ:

3. Работа над задачами

— Дополните условия задач недостающими данными и решите их устно.

• У обезьянки было 9 бананов. Несколько она съела. Сколько бананов у нее осталось?

• В нашем доме 5 этажей. Сколько этажей в нашем доме и в соседнем?

• В коробке на 3 конфеты меньше, чем в вазе. Сколько конфет в коробке?

III. Самоопределение к деятельности

— Рассмотрите внимательно геометрические фигуры, которые находятся перед вами на наборном полотне.

— По каким признакам их можно распределить на две группы? (По цвету: синие и красные.)

— Подберите к этому способу распределения геометрических фигур три равенства и объясните, как они составлены. (1 + 7 = 8, 8 - 1 = 7, 8 – 7 = 1.)

— Как еще можно распределить эти фигуры? (По размеру: маленькие и большие.)

— Подберите три равенства к этому способу и объясните, как они составлены. (2 + 6 = 8, 8 - 6 = 2, 8 - 2 = 6.)

— Можно ли еще как-то распределить эти фигуры на две группы? (По форме: треугольники и квадраты.)

— Составьте три равенства к этому способу распределения и объясните их. (3 + 5 = 8, 8 - 5 = 3, 8 - 3 = 5.)

— Какое правило вам помогло составить равенства и выполнить вычисления? (Если из суммы вычесть одно слагаемое, получится другое слагаемое.)

— Сегодня это правило поможет нам разобраться в новом вычислительном приеме. Откройте учебник на с. 34 и прочитайте задачи урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Посмотрите на верхние рисунки. Дети делали на уроке труда красивые закладки для книг.

— Сколько геометрических фигур должно быть наклеено на каждой закладке? (10.)

— Сколько кругов уже наклеено на верхнюю закладку? (8.)

— Сколько кругов еще осталось наклеить? (2)

— Значит, 10 — это 8 и сколько? (10 — это 8 и 2.)

— Сколько получится, если из 10 вычесть 8? (2)

— Сколько квадратов уже наклеено на следующую закладку? (7.)

— Сколько квадратов еще осталось наклеить? (3.)

— Значит, 10 — это 7 и сколько? (10 — это 7 и 3.)

— Сколько получится, если из 10 вычесть 7? (3.)

(По аналогии разбираются остальные случаи.)

— Рассмотрите равенства под рисунками. Какое правило нам поможет узнать, какие числа должны быть записаны в окошках?

Примеры на вычитание из 10 необходимо запомнить. В этом нам помогут задания, которые мы будем выполнять на этом и на следующих уроках.

V. Физкультминутка

— Эй, кузнец-молодец,

Захромал мой жеребец!

Ты подкуй его опять.

— Отчего ж не подковать.

Вот гвоздь, вот подкова.

Раз, два - и готово.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 34).

(Первый и второй столбики решаются коллективно с комментированием, третий и четвертый — самостоятельно. Самопроверка.)

— Прочитайте примеры в порядке возрастания ответов.

№ 2 (с. 34).

— Прочитайте задачу.

(На доске четыре схемы.)

— Выберите схему, которая подходит к задаче. Объясните почему. (Подходит третья схема, потому что в условии говорится, что в соседнем доме на 3этажа больше.)

— Запишите решение задачи самостоятельно.

(Фронтальная проверка. Дополнительное задание для сильных учащихся: изменить вопрос задачи так, чтобы получилась цепочка из двух задач.)

№ 3 (с. 34).

(Коллективное устное выполнение в соответствии с инструкциями учебника.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1, 4 (с. 20).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 34).)

— Запишите в тетради только ответы.

(Самопроверка. Один ученик называет ответ. Если правильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)

*№ 5 (с. 34).

(Самостоятельное выполнение.)

— Кому было трудно считать? Какие задачи надо поставить перед собой на следующие уроки, чтобы считать быстро и без ошибок?

— Какое задание вам показалось самым интересным?

— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— С каким вычислительным приемом мы сегодня познакомились на уроке?

— Какими способами можно выполнить вычитание из числа 10?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.277 с.)