Число и цифра 3 - числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Число и цифра 3 - числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация



Цели: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 3; научить писать цифру 3.

Планируемые результаты: учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять состав числа 3; соотносить число и цифру 3; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Продолжите фразу.

Если гусеница ползет медленнее жука, то жук ползет... (быстрее гусеницы).

— Придумайте похожие фразы.

— Решите задачи.

• На прием к Айболиту пришли филин, щука и цапля. Доктор записал в карточку возраст каждого. Оказалось, что цапля моложе щуки, а щука такого же возраста, как филин. Кто старше: цапля или филин? Кто моложе всех? (Филин старше цапли. Моложе всех цапля.)

• Ручка дороже тетради, карандаш дешевле ручки. Что стоит дороже: карандаш или тетрадь? (Ответить нельзя, так как из условия задачи понятно, что и карандаш, и тетрадь дешевле ручки, а цена карандаша и цена тетради не сравниваются.)

2. Устный счет

— Сосчитайте:

• от 1 до 10 и обратно;

• от 1 до 10 через один: 1, хлопок, 3, хлопок, 5, хлопок и т. д.;

• от 3 до 6, от 6 до 10, от 8 до 4.

— Назовите:

• число, следующее за числом 4, 8;

• число, которое стоит перед числом 3, 2, 8;

• соседей чисел 5, 9, 2.

— Приготовьте карточки с цифрами 1 и 2. Сосчитайте и покажите ответ.

На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

— Сколько стало щенят? (2.)

У домика утром два зайца сидели

И дружно веселую песенку пели.

Один убежал, а второй вслед глядит.

Сколько у домика зайцев сидит? (1.)

III. Самоопределение к деятельности

— Приготовьте геометрические фигуры и послушайте стихотворение.

Гуляет в джунглях старый слон,

И одинок, и грустен он.

Но подошел к слону сынок,

И больше слон не одинок.

— Сколько старых слонов гуляло в джунглях? (1.)

— Положите столько квадратов.

— Когда подошел сынок, сколько стало слонов? (2.)

— Положите еще 1 квадрат.

— Как получили число 2? (2 — это 1 и еще 1.)

— Положите ниже столько же кругов. Как это сделать? (Под каждым квадратом положить круг.)

— Положите еще 1 круг. Каких фигур стало больше? (Кругов.)

— На сколько больше? (На I, так как одному кругу не хватает пары.)

— Сколько кругов стадо? (3.)

— Кто назовет тему урока? (Число 3.)

— Что мы должны узнать на уроке, чему научиться? (Узнать, как получить число 3, научиться писать цифру 3.)

IV. Работа по теме урока

1. Определение состава числа 3

— Как получили 3 круга? (К 2 кругам добавили еще 1.)

— Как получили число 3? (3 — это 2 да еще 1.)

2. Работа по учебнику

— Найдите на с. 26 обозначение “Начало урока”. Прочитайте главные вопросы темы урока.

— На какой вопрос мы уже нашли ответ? (Два да один — это три.)

— Рассмотрите иллюстрацию. Что это за сказка? (“Три медведя”.)

— Кто автор сказки? (Это народная сказка.)

Долгое время число 3 для многих народов было пределом счета, совершенством, символом полноты, счастливым числом. Поэтому число 3 часто встречается в сказках.

— Вспомните, чего в сказках часто бывает по три. (Три брата, три дочери, три желания, три загадки и т. д.)

— В сказке “Три медведя” тоже очень часто встречается число

3. Еще раз посмотрите на иллюстрацию к этой сказке и назовите то, о чем можно сказать: 2 и 1 — это 3? (Ответы детей.)

V. Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем,

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Какие игрушки изображены на следующем рисунке? (Дымковские.)

Дымковская игрушка — народный промысел. Игрушки лепят из глины и разрисовывают. Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, петухи, барышни.

— Сколько баранов с золотыми рогами? (1.)

— Сколько барышень? (3.)

— Сколько петухов? (2.)

— Посмотрите на монеты на полях. Какие это монеты? (Три монеты по 1 руб. и одна монета 2руб.)

— Представьте такую ситуацию: вам нужно купить тетрадь за 3 руб. Какие монеты вы выберете, чтобы расплатиться за покупку? (2руб. и 1 руб. или 1 руб., 1 руб. и 1 руб.)

— Возьмите три палочки. Сложите их, как показано на полях.

— Как называется фигура, которую вы получили? (Треугольник.)

— Как вы думаете, почему она так называется? (У нее три стороны и три угла.)

— Рассмотрите цифру 3. На что она похожа? (Ответы детей.)

— Посмотрите, как обозначается число 3 на костяшках домино.

— Какое время показывают часы? (3 ч, так как маленькая стрелка указывает на цифру 3, а большая смотрит вверх.)

— Рассмотрите первое задание на с. 27. Сравните, что больше, а что меньше.

— Каких треугольников больше: красных или зеленых? Как вы узнали? (Зеленых треугольников больше, так как зеленый треугольник остался без пары.)

— На сколько больше? (На 1, так как одному зеленому треугольнику не хватило пары.)

— Каких треугольников меньше?

(Аналогично сравнивается количество зеленых и синих, красных и синих треугольников. Следующее задание выполняется в парах: один ученик отвечает на первую часть вопроса, другой — на вторую.)

— Оцените своего соседа по парте. Скажите, как вы считаете, правильно ли он рассказал.

— Прочитайте задание повышенной сложности. На какие группы можно разбить предметы? (На листья и фрукты.)

— По сколько предметов будет в каждой группе? (По 3.)

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 10. Закрасьте столько кругов, сколько собак. Сколько кругов закрасили? (3.)

А сейчас мы будем учиться писать цифру 3.

Перед нами цифра 3.

Повнимательней смотри.

Нарисуй, дружок, пока

Два цветочных лепестка.

Вправо смотрят лепестки,

Не задерживай руки.

Карандаш останови,

Получилась цифра 3.

Цифру 3 начинаем писать так же, как цифру 2. Закругляем верхний правый угол, потом закругляем нижний правый угол. Верхний полуовал должен быть меньше нижнего.

— Обведите и напишите сами до конца строки цифру 3.

— Какая закономерность наблюдается в написании цифр в следующей строке? (Цифры 1 и 3 меняются местами.)

— Напишите цифры до конца строки, соблюдая эту закономерность.

— Прочитайте следующее задание. Нарисуйте то, что вам больше нравится.

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 27). Учитель читает вопрос, дети показывают ответ с помощью карточек с цифрами. Можно предложить проверочную работу № 2 (см. тетрадь для проверочных работ).)

— Оцените, как вы поняли новый материал, с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Чему мы сегодня учились? (Составлять число и писать цифру 3.)

— Как можно получить число 3? (3 — это 2 и 1.)

Домашнее задание (по желанию)

Нарисовать рисунок и спрятать в нем цифру 2.


12. Знаки +, -, = - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Цель: познакомить с названиями и значением знаков +, -, =.

Планируемые результаты: учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; обозначать действия знаками; работать с учебными моделями; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Кто из вас знает, что такое ребусы?

Ребусы — это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками. Чтобы разгадать ребус, иногда достаточно просто прочитать слитно слова и части слов, которые изображены. Запятая вверху означает, что нужно убрать букву.

— Разгадайте ребусы, которые я для вас приготовила.

(Подвал, стриж, трио, трибуна.)

2. Устный счет

— Сосчитайте:

• от 1 до 10 и обратно по цепочке;

• от 3 до 5, от 4 до 8;

• от 7 до 2, от 9 до 5;

• от 1 до 10 и обратно через один.

3. Практическая работа

— Положите 2 треугольника.

— Сколько кругов нужно положить, чтобы их было на 1 меньше, чем треугольников? (1.)

— Положите квадратов на 1 больше, чем треугольников. Сколько квадратов положили? (3.)

III. Самоопределение к деятельности

— Положите красный круг. Рядом положите красный квадрат. Сколько красных фигур лежит на столе? (2.)

— К кругу подложили квадрат. Какими словами можно заменить слово “подложили”? (Прибавили, добавили.)

Чтобы записать выражение “к одному кругу прибавили один квадрат”, можно использовать цифры 1 и 1 и знак, который заменяет слова “прибавить”, “добавить”. Этот знак называется “плюс”.

(Учитель показывает обозначение знака “плюс” на доске и делает запись: 1 + 1.)

Плюс — знак добрый. Он всем дает, прибавляет, и становится больше.

— А теперь от 2 красных фигур уберите 1 квадрат. Сколько фигур осталось? (1.)

Слово “убрали” тоже можно заменить знаком. Он называется “минус”.

(Учитель показывает обозначение знака “минус” на доске и делает запись: 2 — 1.)

Минус — злой знак. Он у всех отбирает, отнимает, и становится меньше.

Чтобы записать слово “получится”, используют знак “равно”.

(Учитель показывает обозначение знака “равно” на доске и делает записи: 1 + 1 = 2, 2 — 1 = 1.)

— Как думаете, чему мы должны научиться на уроке? (Пользоваться знаками +, —, =)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Прочитайте на с. 29, что мы будем делать на уроке. Верны ли были ваши предположения? (Будем учиться выполнять записи при помощи знаков.)

— Рассмотрите рисунки с ежиками. Прочитайте вопросы к этим рисункам и ответы на них.

— Прочитайте запись. Какое слово заменили знаком “плюс”? (Подбежал.)

— Прочитайте запись на полях. Составьте по ней рассказ.

— Рассмотрите рисунки с зайцами. Прочитайте вопросы к этим рисункам и ответы на них.

— Прочитайте запись. Какое слово заменили знаком “минус”? (Убежали.)

— Прочитайте запись на полях. Составьте по ней рассказ.

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 10. Посмотрите на клеточки. Какой знак написан? (Плюс.)

— В середине клеточки ставим горизонтальную черточку. Какой знак получился? (Минус.)

— Как из знака “минус” получить знак “плюс”? (Поставить в середине горизонтальной черточки вертикальную.)

— Обведите знаки “плюс” и продолжите писать до конца строки.

V. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите на с. 29 рисунки с белочками. Прочитайте вопросы. С помощью этих вопросов составьте рассказ по картинкам.

— Посмотрите на схему на полях. Что обозначают синие круги? (Сколько белочек было.)

— Что обозначают красные круги? (Сколько белочек прибежало.)

— Сколько белочек стало? (3.)

— Дополните числовую запись и прочитайте ее. (2 + 1 = 3. Два плюс один равно трем.)

— Рассмотрите следующие рисунки. Ветка какого дерева изображена? (Клена.)

— Рассмотрите схему к этим рисункам. Что обозначают синие круги? (Сколько листьев было.)

— Как обозначили лист, который упал? (Зачеркнули 1 круг.)

— Как будет выглядеть запись к рисункам? (3 — 1 = 2.)

— Прочитайте эту запись. (Три минус один равно двум.)

2. Составление числовых записей

— Составьте числовую запись к каждому стихотворению.

Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел: Два — под березой,

Один — у осины. Сколько их будет

В плетеной корзине? (2 + 1 = 3.)

Три яблока из сада Ежик притащил,

Самое румяное белке подарил.

С радостью подарок Получила белка.

Сосчитайте яблоки

У ежика в тарелке. (3 — 1 = 2.)

На забор взлетел петух,

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов? (1 + 2 = 3.)

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 29). Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

— Прочитайте свои записи соседу по парте.

(Один из сильных учеников читает записи для всего класса. Его ответ служит образцом для остальных.)

— Сравните ответ соседа с образцом. Оцените его:

• молодец, все записи составлены правильно;

• хорошо, почти все правильно, немного ошибся;

• неправильно, тему не понял, подойди к учителю.

VIII. Подведение итогов урока

— Покажите, какой знак заменяет слова “взяли”, “лопнул”, “съел” и т. д. (—.)

— Покажите, какой знак заменяет слова “прилетел”, “дали”, “еще положили” и т. д. (+.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.127 (0.049 с.)