Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация



Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества - ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Цели: выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему.

Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы о значении математических знаний в жизни; работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; договариваться и приходить к общему решению.

Ход урока

I. Организационный момент

(Проверка наличия учебных принадлежностей. На столах должны быть пенал с карандашами и фломастерами, учебник.)

II. Работа по теме урока

— Сегодня у нас первый урок математики. Как вы думаете, что мы будем делать на уроках математики? (Считать, решать примеры, задачи...)

— А зачем нужно все это уметь? (Ответы детей.)

— Послушайте стихотворение и скажите, людям каких профессий необходима математика.

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука

Ма-те-ма-ти-ка!

Почему корабли

Не садятся на мель,

А по курсу идут

Сквозь туман и метель?

Потому что, потому что,

Вы заметьте-ка,

Капитанам помогает

Ма-те-ма-ти-ка!

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо прежде всего

Математику знать.

И на свете нет профессий,

Вы заметьте-ка,

Где бы вам не пригодилась

Ма-те-ма-ти-ка!

— Какие профессии вы услышали? (Моряк, летчик, врач.)

— Какие еще профессии немыслимы без математики? (Строитель, продавец, бизнесмен, дизайнер...)

— Нужна ли математика певцу и артисту? (Математика нужна всем, так как мы покупаем товар, считаем время, чтобы не опоздать на поезд, считаем, сколько метров обоев нужно для ремонта, и т.д.)

— Какой вывод вы можете сделать после нашей беседы? (Знание математики необходимо и в повседневной жизни, и в работе.)

III. Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

IV. Продолжение работы по теме урока

В изучении математики нам поможет учебник “Математика”.

— Как вы думаете, какую книгу называют учебником? (Книгу, по которой учатся какому-то предмету.)

— Откройте учебник на с. 3. Прочитайте тему наших первых занятий. (Подготовка к изучению чисел.)

— Что мы должны узнать на первых уроках?

— Чему мы должны научиться?

— Чтобы книга помогала учиться, нужно знать ее язык. На с. 2 даны условные обозначения, которые используются в учебнике. Посмотрите, какие это знаки и что они обозначают.

(Учащиеся самостоятельно знакомятся с условными обозначениями.)

— Откройте с. 4 и 5. Прочитайте тему. (Один, два, три... Первый, второй, третий...)

— Как вы догадались? (Тема записана как заголовок, выделена.)

— По этим темам мы будем работать на следующем уроке. Какие условные обозначения нам встретятся? (Красный треугольник, клетки в кружке и звездочки в кружке, вопросительный знак в треугольнике.)

— Прочитайте, что обозначают эти знаки, и скажите, что мы будем делать на уроке. (Работать в парах, выполнять задания на странице и на полях.)

V. Закрепление изученного материала

— Как вы понимаете слова “уметь работать с учебником”? (Знать условные обозначения, находить тему урока.)

— Почему авторы учебника придумали условные обозначения для заданий, а не пишут их словами? (Читать задания долго, а посмотрев на условные обозначения, можно сразу понять, что делать.)

— Придумайте условное обозначение урока математики. Оно должно быть таким, чтобы, увидев его в расписании, все поняли, что нужно готовиться к математике.

(Учащиеся выполняют задание на листах формата А4.)

— Расскажите о своем условном обозначении. Почему вы выбрали именно эти символы?

(Защита проектов.)

— Какое условное обозначение урока математики вам понравилось больше? Почему?

(Выставка работ.)

VI. Подведение итогов урока

— Для чего нужно изучать математику? (Ответы детей.)


Счет предметов - ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Цель: в ходе практической работы и наблюдений выявить умение вести счет предметов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть числа в порядке их следования при счете; анализировать действия по выполнению счета и управлять ими; сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Чему мы научились на прошлом уроке математики? (Работать с учебником, читать его условные обозначения.)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте тему урока.

— Как вы думаете, что мы будем делать на этом уроке? (Ответы детей.)

— Откройте учебники на с. 4. О чем нам говорит красный треугольник? (О начале урока.)

— Прочитайте, что записано под этим знаком. Верны ли были ваши предположения о том, чем мы будем заниматься?

IV. Работа по теме урока

1. Фронтальная работа

— Кто из вас умеет считать до 10? Давайте посчитаем. Девочки считают от 1 до 5, а мальчики — от 5 до 10. Приготовились, начали.

(Учащиеся считают одновременно.)

— Девочки, скажите, мальчики правильно сосчитали? (Мы не слышали.)

— Почему? (Сами тоже считали, было шумно.)

— Что нужно делать, чтобы ответы учеников слышали все? (Говорить по одному, не разговаривать во время ответа товарищей, внимательно слушать.)

Молодцы, вы сами вывели правила поведения учеников на уроке. Если вы хотите ответить на уроке, нужно поднять руку и дождаться, когда вас спросят.

— А сейчас девочки хором считают от 1 до 5, мальчики слушают.

— Правильно ли сосчитали девочки?

— Сейчас мальчики хором считают от 5 до 10, девочки слушают. Правильно сосчитали мальчики?

— Мальчик из стихотворения В. Орлова тоже умеет и любит считать.

Я еду с мамой в зоосад

И считаю всех подряд.

Пробегает дикобраз —

Это раз.

Чистит перышки сова —

Это два.

Третьей стала росомаха,

А четвертой — черепаха.

Серый волк улегся спать —

Это пять.

(В ходе чтения учитель выставляет на доску изображения животных, о которых говорится в стихотворении.)

— Сколько животных насчитал мальчик? (5.)

— Давайте сосчитаем их, начиная с пингвина.

— А сейчас еще раз их сосчитаем, но начнем с волка.

— Сколько животных получилось? (5.)

— Почему получилось то же самое количество, мы же считали не с начала, а с конца? (Мы не убирали и не добавляли животных.)

Правильно. Считать количество предметов можно в любом порядке.

— Еще раз сосчитаем, сколько животных на доске. Я показываю указкой животных, а вы их считаете. (Учитель два раза показывает сову.)

— Сколько животных вы насчитали? (6.)

— Почему? (Два раза сосчитали сову.)

— Хорошо, я исправлюсь. Считаем еще раз. (Учитель пропускает черепаху.)

— Сколько животных насчитали сейчас? (4.)

— Почему? (Пропустили черепаху.)

— Вы очень внимательны. Кто сможет назвать правила счета? (Считать можно в любом порядке, но нельзя пропускать предметы при счете или считать их несколько раз.)

— Назовите животных, которые помогли нам вывести это правило. Что вы знаете о них? (Ответы детей.)

2. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 4.

— Гуляя по лесу, мы очутились в лесной школе. Чем она отличается от нашей школы? (Ответы детей.)

— А чем похожа эта школа на нашу? Прочитайте, чему учатся животные. (Они тоже учатся считать предметы.)

— Мудрая сова приготовила своим ученикам считалку. Я вам ее прочитаю, а вы ответьте на вопрос: для чего нужно уметь считать? (Ответы детей.)

— Посмотрите на рисунок и задайте по нему друг другу вопросы со словом “сколько”.

(Учащиеся по очереди задают вопросы, отвечают на них.)

— Прочитайте, какое задание нужно выполнить по рисунку на полях. (Задать вопросы со словом “сколько”.)

— Чем отличаются кубики? (Цветом и размером.)

— Какие вопросы можно задать? (Сколько синих кубиков? Сколько красных кубиков? Сколько больших кубиков? Сколько маленьких кубиков? Сколько всего кубиков?)

— Вспомните, о чем говорит следующее условное обозначение. (Задание нужно выполнять в парах.)

— Что это значит? (Работу будут выполнять вместе два человека.)

— Правильно. Вы будете работать с соседом по парте. Как вы будете работать? (Сначала считает один, потом другой, затем ответы сравниваются.)

(Выполнение задания.)

— Почему в обоих случаях у вас получился одинаковый результат? (Количество предметов не зависит от порядка их счета.)

V. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

(Помахать руками на себя.)

Закачалось деревцо.

(Покачаться вправо и влево.)

Ветер тише, тише, тише,

(Присесть.)

Деревцо все выше, выше.

(Встать на носочки, потянуться вверх.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Какие слова главные на с. 5? (Первый, второй, третий...)

— Когда мы так считаем? (Когда говорим, кто за кем стоит, который по счету предмет.)

— Веселый поезд везет друзей. Прочитайте стихотворение. Кто едет в поезде? (Кот, чижик, собака, петух, обезьяна, попугай.)

— Кто такой чижик? (Птица — чиж.)

(Учащиеся читают вопросы к стихотворению и отвечают на них.)

— Согласитесь ли вы со мной, если я скажу, что в третьем вагоне едет собака? (Нельзя точно сказать, так как неизвестно, откуда начинаем счет.)

— А теперь поиграем в игру “Топай — хлопай”. Если вы согласны с утверждением, хлопаете, если нет — топаете.

• В третьем от зеленого паровоза вагоне едет собака. (Нет.)

• В третьем от красного паровоза вагоне едет собака. (Да.)

• Обезьяна едет второй, если считать от красного вагона. (Нет.)

• Кот едет в первом вагоне. (Нельзя точно ответить.)

• Кот едет в первом вагоне, если считать от красного паровоза. (Нет.)

Вывод: когда спрашивают “какой по счету?”, нужно говорить, откуда начинают счет.

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 3.

— Что изображено на рисунке? (Лесная школа.)

— Ответьте на вопросы под картинкой. (1 заяц, 2 ежа, 3 белки.)

— Составьте свои вопросы со словом “сколько”.

— Прочитайте, каким цветом будете закрашивать листочки. Какой листочек закрасите зеленым цветом? (Третий слева.)

— Какой листочек закрасите желтым цветом? (Шестой слева.)

— Как скажете про зеленый листок, если будете считать справа налево? (Четвертый справа.)

— Как скажете про желтый листок, если будете считать справа налево? (Первый справа.)

— Обведите рисунок по клеточкам, закончите его.

VII. Рефлексия

— Посмотрите на условное обозначение внизу на с. 5. Прочитайте задание. Для чего авторы учебника предлагают выполнить это задание? (Чтобы мы смогли проверить, как понят тему.)

— Сосчитайте, сколько кругов на рисунке. Поднимите руку, у кого получилось 2 круга.

— У кого получилось 3, 4, 5, 6 кругов?

— Какой ответ правильный? (J.)

— Сколько красных фигур? Поднимите руку те, кто насчитал 4, 5, 6 фигур.

— Какой ответ правильный? (4.)

— Сколько всего фигур? У кого получилось 4, 5, 6, 7 фигур?

— Какой ответ правильный? (6.)

— Оцените себя. Если вы ни разу не ошиблись, ставите знак!, если одна ошибка — знак +.

— Встаньте те, кто поставил себе знак!.

Вы уже очень хорошо считаете предметы.

— Кто ошибся один раз?

Молодцы, хорошо считаете, но нужно быть немного внимательнее. Ребята, которые ошиблись два и три раза, подойдите к учителю и сосчитайте еще раз.

VIII. Подведение итогов урока

— Чему мы учились сегодня на уроке?

— Какие правила счета вы запомнили?

Домашнее задание (по желанию)

Вспомнить считалки, в которых ведется счет.


Вверху. Внизу. Слева. Справа - ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Цель: в ходе практической работы и наблюдений выявить умения ориентироваться в пространстве и соотносить понятия “слева”, “справа”, “сверху”, “снизу” с действиями.

Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию; описывать расположение объектов с использованием слов “вверху”, “внизу”, “слева”, “справа”, “за”; оценивать свою работу.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа

— Вспомните, чему мы научились на прошлом уроке. (Считать предметы.)

— Кто хочет рассказать считалки, в которых ведется счет предметов?

(Заслушиваются ответы учащихся, подготовивших дома считалки.)

— Какие правила счета мы с вами вывели? (Ответы детей.)

— Послушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопрос автора.

Один кузнечик стрекотал,

Две бабочки летели,

Гуляли вместе три кота,

Четыре птички пели.

Белок пять, а может, семь?

В них я запутался совсем.

Слон один, но тянет весом

И на восемь, и на десять.

Всех пока пересчитали,

Что-то в счете потеряли.

— Кто слушал внимательно и заметил, какие числа потеряли при счете? (6 и 9.)

2. Устный счет

Игра “Умные пальчики”

(На картон пришиты пуговицы от одной до десяти. Ученику завязывают глаза, дают карточку, он считает, сколько пуговиц пришито.)

Игра “Считают ушки”

(По команде “Ночь!” дети кладут голову на парту, закрывают глаза. Учитель карандашом стучит несколько раз по столу (можно с разным интервалом). По команде “День!” дети говорят, сколько ударов они насчитали.)

— Встаньте те, кто ни разу не ошибся в счете.

— Встаньте те, кто ошибся совсем немного.

Вы все молодцы.

III. Самоопределение к деятельности

— Откройте учебник на с. 6. Прочитайте тему урока.

— Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться? (Ответы детей.)

— Для чего нужно уметь определять левую, правую стороны, верх и низ? (Чтобы не заблудиться, найти дорогу, объяснить, где лежит предмет, и т. д.)

— Послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно.

Правая и левая

Правая и левая

Водят поезда,

Правая и левая

Строят города.

Правая и левая

Могут шить и штопать,

Правая и левая

Могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь,

Они так устали...

Правая и левая

Спят на одеяле. О. Дриз

— О чем идет речь в стихотворении? (О руках.)

— Поднимите вверх правую руку. Что умеет правая рука? (Ответы детей.)

Правая рука умеет работать, рисовать, держать ручку, рубить и т. д.

— Поднимите вверх левую руку. Что делает левая рука? (Ответы детей.)

Левая рука ласковая. Она лежит на столе, когда вы пишете, в ладушки правой руке помогает играть.

IV. Работа по теме урока

Практическая работа

Игра “Составь узор”

— Приготовьте геометрические фигуры. Выложите в линию красный круг, красный треугольник, синий треугольник, синий круг, синий квадрат.

— Сколько фигур вы выложили? (5.)

— Сколько синих фигур? (3.)

— Сколько треугольников? (2)

— Назовите фигуры, которые лежат справа от синего треугольника. (Синий круг, синий квадрат.)

— Какие фигуры лежат слева от синего круга? (Красный круг, красный треугольник, синий треугольник.)

— Какая фигура первая справа? (Синий квадрат.)

— Какая фигура первая слева? (Красный круг.)

— Предметы принято считать слева направо. Чтобы не называть каждый раз, откуда начинаем счет, люди условились не говорить слово “слева”.

— Задайте вопросы по узору, который мы сложили.

(Учащиеся по очереди задают вопросы и отвечают на них.)

V. Физкультминутка

(При чтении стихотворения учащиеся показывают руками лево и право.)

Это правая рука,

Это левая рука.

Справа — шумная дубрава,

Слева — быстрая река.

Справа — роща протянулась,

Слева — чей-то огород...

А когда я обернулась,

(Повернуться.)

Стало все наоборот.

Слева стала вдруг дубрава,

Справа — быстрая река...

Неужели стала правой

Моя левая рука?

С. Долженко

— Ответьте на вопрос автора. (Левая рука осталась левой, но когда человек поворачивается, направления “лево” и “право” меняются.)

— Повернитесь лицом к соседу. Поднимите правую руку. Поздоровайтесь за руку.

— Поднимите левую руку. Положите ее на правое плечо соседа.

Все действия мы выполняем в зеркальном отображении по отношению друг к другу.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 6. Прочитайте задание к нему.

(Учащиеся рассказывают, что видят на рисунке в соответствии с заданием.)

— Возьмите карандаш, линейку и ручку и положите их так, как сказано в следующем задании. Что вам удобнее взять правой рукой: карандаш или ручку? (Карандаш, он лежит около правой руки.)

— Переложите карандаш и ручку так, чтобы ручка была сверху от линейки, а карандаш — снизу. Назовите предметы по порядку сверху вниз. (Ручка, линейка, карандаш.)

— Прочитайте задание к рисункам на полях.

— В какой руке держит совок девочка на верхней картинке? (В левой.)

— А на нижней? (Тоже в левой.)

— Почему мы видим совок то слева, то справа? (Девочка на верхней картинке стоит к нам спиной, а на нижней картинке поворачивается лицом.)

— Чем отличаются рисунки с машинами? (На верхнем рисунке машины едут налево, а на нижнем — направо.)

— Рассмотрите рисунок на с. 7. Прочитайте вопросы к нему.

(Учащиеся читают по порядку вопросы и отвечают на них.)

— Прочитайте задание к рисунку на полях. Что обозначает восклицательный знак в кружке? (Задание повышенной сложности.)

— Как вы понимаете слова “повышенной сложности”? (Трудное задание для тех, кто очень хорошо усвоил материал.)

(Работа в парах. Первый ученик рассказывает соседу по парте, как колобок катился из дома в лес, второй — как он будет возвращаться по этой же дороге из леса.)

— Кто справился с заданием, поднимите руку.

— У кого не получилось? Почему, как вы думаете? (Путаем лево и право, невнимательно прочитали задание.)

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 4. О чем говорит условный знак около первого задания? (Нужно взять карандаши.)

— Прочитайте задание. Какой вагончик будет левее всех? (Зеленый.)

— Какой вагончик нарисуете рядом с зеленым? (Желтый, потому что зеленый вагончик слева от желтого.)

— В каком порядке будете раскрашивать дальше? (Красный и синий.)

— Прочитайте и раскрасьте флажки сами.

(Проверка. Цвета флажков слева направо: белый, красный, голубой, желтый.)

— Оцените себя. Поставьте на полях знак!, если все выполнено верно, знак +, если есть одна ошибка, знак —, если выполнить задание пока не получилось.

— Давайте раскрасим кроликов. Поднимите правую руку. Сколько кроликов смотрит на правую руку? (2.)

— Как вы их закрасите? (Оставим белыми.)

— Поднимите левую руку. Сколько кроликов смотрит налево? (1.)

— Каким цветом его закрасите? (Черным.)

— Сколько морковок дорисуете? (По 2морковки двум кроликам.)

— Посмотрите на мячи. Чем они отличаются (Размером.)

— Дорисуйте еще два мяча, соблюдая эту закономерность.

(Учащиеся рисуют еще два мяча, больших по размеру.)

— Где находится самый маленький мяч? (Слева.)

— Где находится самый большой мяч? (Справа.)

— Посмотрите на флажки. Какую закономерность вы увидели? (Первый флажок смотрит направо, второй — налево, третий — направо, следующий — снова налево.)

— Куда будут смотреть следующие два флажка? (Направо, потом налево.)

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 7). Самостоятельное выполнение задания. Проверка. Учитель открывает откидную доску, где круги расположены в правильном порядке: синий, красный, зеленый.)

— Оцените себя. Поставьте на полях знак!, если вы все поняли и не ошибаетесь, знак +, если вы поняли почти все, но немного ошибаетесь, знак —, если вы ничего не поняли и вам нужна помощь.

VIII. Подведение итогов урока

— Что сегодня на уроке вспоминали? (Расположение предметов: слева, справа, вверху, внизу.)

— Покажите правой рукой вверх. Покажите левой рукой вниз.

— Придумайте ситуацию, когда вам может понадобиться умение определять, где лево, где право.


Раньше. Позже. Сначала. Потом - ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Цель: в ходе практической работы и беседы выявить умения ориентироваться во временных отношениях и оперировать понятиями “раньше”, “позже”, “сначала”, “потом”.

Планируемые результаты: учащиеся научатся упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, еще позднее); использовать на уроке математики знания, полученные при изучении других предметов; анализировать свои действия и управлять ими.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа

— Вспомните, чему мы научились на прошлом уроке. (Определять, где расположены предметы: слева, справа, сверху, снизу.)

— Поднимите правую руку, левую руку. Коснитесь правой рукой левого уха, левой рукой — правого плеча.

— Кто находится слева от вас? Назовите предметы справа от вас.

— Что в классе находится сверху от доски? Что находится снизу от доски?

2. Практическая работа

Игра “Составь узор”

— Приготовьте геометрические фигуры. Возьмите красный круг. Слева от него положите синий круг, а справа — синий квадрат. Назовите фигуры по порядку слева направо. (Синий круг, красный круг, синий квадрат.)

— Сколько фигур вы положили? (3.)

— Выше красного круга положите красный квадрат. Ниже красного круга положите красный треугольник. Назовите фигуры по порядку сверху вниз. (Квадрат, круг, треугольник.)

— Сколько всего красных фигур вы положили? (4.)

— По узору задайте вопросы со словами “справа”, “слева”, “выше”, “ниже”.

— Поднимите руку те, кто все задания выполнил верно. Кто еще ошибается?

III. Самоопределение к деятельности

— Откройте учебник на с. 8. Прочитайте тему урока.

— Чему мы будем учиться на уроке? (Отвечать на вопросы, в которых есть слова “раньше”, “позже”, “сначала”, “потом”.)

— Для чего нам нужно уметь использовать эти слова? (Чтобы рассказывать о событиях, которые были или будут, рассказывать сказки и т. д.)

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

— Перед вами на парте лежат картинки. Вы будете работать в парах. Разложите их по порядку. (Семя, росток, цветок с бутоном, цветок раскрылся, у цветка опали лепестки.)

— Составьте рассказ, используя слова “сначала”, “потом”, “раньше”, “позже”.

(Заслушиваются два-три рассказа.)

2. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 8. Расскажите, как начинается день у зайчика. (Ответы детей.)

— Какие полезные привычки есть у зайчика? (Делает зарядку, чистит зубы, ест овощи.)

— Почему эти привычки называют полезными? (Они помогают не болеть, быть сильным и выносливым.)

V. Физкультминутка

Шел козел по лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

Ножками потопаем, потопаем, потопаем,

Головкой покачаем, занятье продолжаем.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 9. Как называется эта сказка? (“Теремок”.)

— Вспомните эту сказку. Расскажите ее.

— Составьте вопросы, используя слова из задания.

— Вспомните сказку “Репка”. Сколько героев в сказке? (б.)

— Ответьте на вопросы по этой сказке.

(Фронтальная работа. Учащиеся читают вопрос и отвечают на него.)

— Посмотрите на последнее задание на с. 8. Что обозначает восклицательный знак? (Задание повышенной сложности.)

— Это задание для тех ребят, которые все задания сегодня выполняли верно.

— Прочитайте на с. 9 задание к рисунку на полях. Это задание более легкое. Выберите и выполните то задание, которое вам больше нравится.

— Кто выполнял задание на с. 8? В каком порядке Колобок встретил зверей? (Заяц, волк, медведь.)

— Кто выполнял задание на с. 9? Как вы ответили на вопросы?

2. Работа в тетрадях с печатной основой

— Откройте тетрадь нас. 5. Кто строил дом из конструктора?

Значит, вы легко справитесь со следующим заданием.

— Посмотрите на рисунок. Рабочие начали строить дом. Что они уже сделали? (Вырыли яму, заложили фундамент.)

— Рабочие ушли отдыхать. Помогите им построить дом. Покажите стрелочками, что нужно сделать сначала, а что потом.

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Оцените себя. Если вы сделали все правильно, поставьте на полях знак!.

— Рабочие носили воду ведрами. Закончив работу, они их поставили в ряд. Какую закономерность вы заметили? (Ответы детей.)

— Чем отличаются ведра? (Размером и цветом.)

— Какого цвета большие ведра? (Зеленого.)

— Какого цвета маленькие ведра? (Синего и красного.)

— Какое ведро будет следующее? (Большое зеленое.)

— Какое ведро нарисуете после него? (Маленькое красное.)

— Рассмотрите рисунок на клеточках. Что обозначает синяя точка? (С нее нужно начинать работу.)

— Что показывают стрелки? (Направление движения ручки.)

— Обведите квадрат по этим правилам.

— Обведите остальные рисунки и линии. Помните, что писать нужно слева направо и сверху вниз.

— Посмотрите на свою работу. Оцените себя. Поставьте на полях знак!, если все сделано без ошибок, работа выполнена аккуратно, знак +, если работа выполнена хорошо, но есть помарки или ошибки, знак —, если много ошибок, работа получилась неаккуратной.

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 9). Учащиеся читают вопрос и выкладывают карточку с соответствующей цифрой. Проверка.

Ответы записаны на откидной доске: 3, 8, 6, 7.)

— Оцените себя. Поставьте на полях знак!, если вы все поняли и не ошибаетесь, знак +, если вы поняли почти все, но немного ошибаетесь, знак —, если вы ничего не поняли и вам нужна помощь.

VIII. Подведение итогов урока

— Представьте, что произойдет, если исчезнут слова “раньше”, “позже”, “сначала”, “потом”.


Столько же. Больше. Меньше - ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Цель: в ходе практической работы и наблюдений учить выявлять, в какой группе предметов больше, меньше, столько же.

Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать две группы предметов, объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел по порядку их следования при счете; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше); оценивать себя, границы своего знания и незнания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Вспомните, какие слова были главными на прошлом уроке. (Раньше, позже, сначала, потом.)

— Какой день недели сегодня?

— Какой день недели идет сначала: среда или четверг?

— Что наступает раньше: суббота или воскресенье?

— Какой день недели наступает после вторника?

— Назовите все дни недели по порядку.

— Расскажите, как у вас сегодня прошло утро, используя эти слова. (Ответы детей.)

III. Самоопределение к деятельности

— На доске две группы фигур: квадраты и круги. Как, не считая, сказать, каких фигур больше?

(Учащиеся предлагают различные варианты. Останавливаются на том, что нужно расставить фигуры парами. Фигуры расставляются одна под другой.)

— Каких фигур больше? (Кругов.)

— Как вы узнали? (Кругу не хватило пары.)

— Каких фигур меньше? (Квадратов.)

— Что нужно сделать, чтобы фигур стало поровну? (Убрать круг или добавить квадрат.)

(Один ученик выходит к доске и выполняет указанные действия.)

— Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Учиться определять, каких предметов больше, каких меньше.)

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

— Приготовьте геометрические фигуры.

— Положите несколько синих кругов.

— Ниже положите столько же красных кругов. Как вы это сделали? (Под каждым синим кругом положили красный, объединив их в пары.)

— Что можно сказать о количестве красных кругов? (Их столько же, сколько синих кругов.)

— Что можно сказать о количестве синих кругов? (Их столько же, сколько красных кругов.)

— Как сделать так, чтобы синих кругов стало меньше? (Добавить красный круг.)

— У кого есть другой способ решения? (Убрать синий круг.)

— Скажите, когда мы говорим, что предметов поровну, столько же? (Когда их можно поставить в пары и лишних предметов не останется.)

— Что можно сказать о предметах, которым не хватило пары? (Их больше.)

2. Работа по учебнику

— Прочитайте на с. 10, чему мы должны сегодня научиться.

— На какие вопросы мы уже научились отвечать?

— Рассмотрите рисунок. К какой сказке художник нарисовал иллюстрацию? (“Три поросенка”.)

— Пользуясь иллюстрацией, продолжите рассуждения, приведенные в учебнике. (Домиков столько же, сколько поросят. Поросят столько же, сколько домиков.)

— Почему вы так решили? (У каждого поросенка есть домик, лишних домиков нет, поросят, оставшихся без домика, тоже нет.)

— Когда говорят, что предметов столько же? (Когда их можно поставить в пары.)

— Когда говорят, что предметов меньше? (Когда их не хватает, чтобы образовать пару.)

— Когда мы говорим, что предметов больше? (Когда им не хватает пары.)

V. Физкультминутка

Мы веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово “три”,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите нас. 10 рисунок на полях. Прочитайте задание к нему. Какой вывод можно сделать? (Матрешек в желтых и красных сарафанах поровну, потому что они стоят парами.)

— Как составлены пары? (Слева все матрешки в желтых сарафанах, а справа — в красных. Слева матрешки сверху вниз становятся меньше, а справа — больше.)

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 11. Какая это сказка? (“Доктор Айболит”.)

— Кто автор сказки? (К. Чуковский.)

— О чем можно сказать “столько же”? (Блюдец и шоколадок, тигрят и блюдец, тигрят и шоколадок, тигрят и кроватей, тигрят и одеял и т. д.)

— О чем можно сказать “больше”? (Тигрят больше, чем докторов, тигрят больше, чем стаканов, шоколадок больше, чем стаканов, градусников больше, чем тигрят и т. д.)

— О чем можно сказать “меньше”? (Докторов меньше, чем тигрят, тигрят меньше, чем градусников, стаканов меньше, чем тигрят, и т. д.)

— Прочитайте задание повышенной сложности. Выполните его в парах. (Бусинки можно нанизывать на верхнюю часть нитки: маленькая красная, зеленая, большая красная. Можно нанизывать на нижнюю часть нитки: зеленая, маленькая красная, большая красная.)

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 6. Рассмотрите рисунок с листочками.

— В каком ряду листьев меньше? (В нижнем.)

— Как дорисовать листья, чтобы их в обоих рядах стало поровну? (Под каждым зеленым листком нарисовать желтый лист.)

— Сколько листьев дорисовали? (3.)

— Обведите грибы.

— Какую закономерность вы заметили? (Большой гриб, маленький гриб.)

— Закрасьте шляпки грибов так, чтобы еще и их цвет менялся.

— Рассмотрите следующую картинку. Для чего нужен светофор? (Ответы детей.)

— Назовите сигналы светофора. О чем говорит каждый сигнал?

— Что может случиться, если не выполнять команды светофора?

— Закрасьте светофор по заданию.

— Выполните задание на клеточках. Обведите линии.

— Посмотрите на свою работу. Оцените себя. Поставьте на полях знак!, если работа выполнена аккуратно и правильно, знак +, если работа выполнена хорошо, но есть помарки или ошибки, знак —, если работа получилась неаккуратной, много ошибок.

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 11). Учащиеся устно отвечают на вопросы и объясняют свой выбор. Можно использовать КИМы (математический диктант, с. 28—29).)

— Как вы справились с работой?

— Встаньте те, кто хорошо разобрался в новом материале.

— Встаньте те, кому нужна помощь учителя.

VIII. Подведение итогов урока

— Чему научились сегодня на уроке? (Сравнивать количество предметов.)

— Как мы сравнивали группы предметов? (Ставили их в пары.)

— Что можете сказать о количестве кругов, если одному кругу не хватило пары? (Их больше.)

— Что можете сказать о количестве кругов, если их не хватило для того, чтобы составить пару? (Их меньше.)


На сколько больше? На сколько меньше? - ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Цель: продолжать учить выявлять, в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько.

Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать две группы предметов, объединяя предметы в пары; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько; уравнивать группы предметов; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя, границы своего знания и незнания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Практическая работа

Игра “Составь узор”

— Положите синий квадрат. Справа от него положите маленький красный круг.

— Слева от синего квадрата положите большой красный круг.

— Ниже синего квадрата положите маленький красный круг.

— Выше маленького красного круга положите синий квадрат.

— Справа от маленького красного круга положите большой красный круг.

(Проверка. Узор выполнен на откидной доске.)

— Оцените себя. Поднимите руку те, кто уже хорошо различает левую и правую стороны.

— Поднимите руки те, кто еще не очень хорошо ориентируется в направлениях и ошибается.

Вы тоже молодцы потому, что увидели свои ошибки и теперь можете их исправить.

III. Самоопределение к деятельности

— Как узнать, каких фигур мы положили больше: красных или синих? (Поставить их в пары.)

— Поставьте красные и синие фигуры в пары. Каких фигур больше? Почему? (Больше красных фигур, потому что им не хватило пар.)

— Каких фигур меньше и почему вы так решили? (Меньше синих фигур, потому что их не хватает для того, чтобы составить пары.)

— Кто догадался, на сколько красных фигур больше? (На 2, потому что двум красным фигурам не хватило пары.)

— Возьмите в руки и покажите фигуры, которым не хватило пары.

— На сколько синих фигур меньше? (На 2, потому что две красные фигуры остались без пар.)

— Покажите фигуры, которым не хватило пар.

(Учащиеся показывают те же фигуры, что и в прошлый раз.)

— Оба раза вы показали одни и те же фигуры. Что мы узнали по этим фигурам? (Красных фигур на 2 больше, чем синих. Синих фигур на 2меньше, чем красных.)

— Откройте учебник на с. 12. Прочитайте тему урока.

— Что мы должны узнать на уроке? (Как определить на сколько больше, меньше.)

— Можете ли вы уже сейчас сказать, как определить, на сколько предметов больше или меньше? (Нужно поставить предметы в пары. Количество лишних предметов показывает, на сколько одних предметов больше (меньше), чем других.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.258 с.)