Глава 4. Судебная власть и система органов, ее осуществляющих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Судебная власть и система органов, ее осуществляющих



4.1. Понятие судебной власти, ее основные признаки. Судебная власть в системе разделения властей

 

Судебная власть является одной из трех ветвей власти в Российской Федерации. Органы ее осуществляющие самостоятельны и независимы от органов законодательной и исполнительной власти.

Выделяют следующие признаки судебной власти:

1) самостоятельность; суд не разделяет свои полномочия с другими органами государственной власти, не может делегировать эти полномочия, решения суда не требуется утверждать или санкционировать в других органах;

2) независимость; при выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции РФ и закону. Никто не может вмешиваться в работу суда, влиять на его деятельность, а также давать судьям указания о разрешении конкретного дела;

3) исключительность; в соответствии с Конституцией осуществление правосудия является исключительной прерогативой суда. Ни один государственный и негосударственный орган такими полномочиями не обладает и обладать не может.

4) подзаконность; компетенция и полномочия судов определены Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами;

5) обособленность; суды представляют собой систему государственных органов, которая не является составной частью другого органа или группы органов. Суды функционируют в своей специфической сфере и не связаны при выполнении полномочий с другими органами. При этом это не означает, что суды осуществляют свою деятельность изолировано от других государственных органов. Взаимодействие осуществляется в границах законов, которые гарантируют обособленность системы.

Понятие «судебная власть» как официальное нигде не указано. Конституция РФ его не раскрывает. В литературе и на практике данное понятие употребляется в разных значениях. Однако на основе названных признаков можно его можно сформулировать.

Судебная власть – это самостоятельный, независимый и обособленный вид (ветвь) государственной власти осуществляемой на основе закона специально уполномоченными органами государства (судами), содержание которой составляют исключительные полномочия по рассмотрению и разрешению конституционных, гражданских, административных, уголовных и иных дел.

Для эффективного выполнения задач, стоящих перед судебной властью, органы ее осуществляющие наделены широким объемом полномочий.

Выделяют следующие полномочия судебной власти:

1) правосудие; исключительное полномочие суда, заключающееся в рассмотрении и разрешении дел на основе Конституции и иных положений закона;

2) конституционный контроль; заключается в исключительных полномочиях Конституционного Суда Российской Федерации на проверку на соответствие Конституции РФ широкого круга нормативных актов государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, в частности федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ;

3) контроль за законностью и обоснованностью принятых органами государственной власти решений; о существляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами в соответствии с их подсудностью. Позволяет улучшить нормотворческую и правоприменительную деятельность органов власти различных уровней и должностных лиц;

  4) рассмотрение жалоб, запросов и обращений в порядке судебного контроля и надзора; соответствующие судебные инстанции уполномочены рассматривать жалобы на решения нижестоящих судов, а также рассматривать запросы и обращения от органов государственной власти, иных уполномоченных субъектов, граждан;

5) разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики; Верховный Суд в пределах своей компетенции готовит обзоры судебной практики, а также дает разъяснения по вопросам, вызывающим затруднения. Это полномочие обеспечивает единство судебной практики, верховенство права;

6) обеспечение исполнения судебных решений; суд уполномочен принять меры по обеспечению исполнения принятых судебных решений, а также решений, которые могут быть приняты после рассмотрения дела: наложение ареста на имущество, запрет совершения определенных действий и др.;

7) формирование судейского корпуса; носителями полномочий судаявляются судьи, в связи с этим необходим тщательный отбор кандидатов на указанную должность. Эта деятельность осуществляется квалификационными коллегиями судей.

8) организационное обеспечение деятельности судов; для обеспечения нормального функционирования судебной власти, решения финансовых, организационно-технических вопросов создан Судебный департамент Верховного Суда, а также аппараты судов различного уровня;

9) законодательная инициатива; согласно ч.1 ст. 104 Конституции право законодательной инициативы принадлежит Верховному Суду и Конституционному Суду.  

Правовая основа функционирования судебной системы Российской Федерации заложена в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Создание судов, не предусмотренных Конституцией и указанным законом не допускается. Система учитывает административно-территориальное деление Российской Федерации.

Судебная система – совокупность всех действующих в Российской Федерации судов, объединенная общими задачами, принципами организации, построенная с учетом их компетенции и на основе закона.

Систему судов составляют: 1) суды общей юрисдикции; 2) арбитражные суды; 3) Верховный Суд РФ; 4) Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов.

Система судов общей юрисдикции определена Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 года №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции», к ней относятся:

1) кассационные суды общей юрисдикции;

2) апелляционные суды общей юрисдикции;

3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов – суды уровня субъектов Российской Федерации;

4) районные суды, городские суды, межрайонные суды – районные суды;

5) мировые судьи;

6) военные суды.

Относящиеся к судам общей юрисдикции военные суды имеют следующую систему:

1) кассационный военный суд;

2) апелляционный военный суд;

3) окружные (флотские) военные суды;

4) гарнизонные военные суды.

Система арбитражных судов установлена Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и представлена следующими судебными органами:

1) арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

2) арбитражные апелляционные суды;

3) арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах – арбитражные суды субъектов Российской Федерации;

4) специализированный арбитражный суд – Суд по интеллектуальным правам.

Верховный Суд Российской Федерации – является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, возглавляет систему судов общей юрисдикции и систему арбитражных судов.

В качестве федерального органа конституционного контроля в Российской Федерации создан Конституционный Суд, который независим от иных судебных органов и разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации могут создаваться конституционные (уставные) суды субъектов для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Деятельность таких судов должна строго соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Также в зависимости от того кем они образованы выделяют: федеральные суды и суды субъектов. К судам субъектов относят: конституционные (уставные) суды субъектов и мировых судей. Остальные суды относятся к федеральным. Подобное деление обусловлено их порядком формирования. При этом правосудие в таких судах осуществляется именем Российской Федерации, как и в федеральных судах.

Система судов объединена организационными и функциональными связями. Организационные связи регулируются законодательством о судоустройстве, то есть системе норм, определяющих организацию структуры и компетенции судов. Функциональные связи законодательством о судопроизводстве, то есть об установленном законом порядке производства по различным категориям дел.

Все суды различаются объемом компетенций, в связи с этим, различают звенья судебной системы.

Звено судебной системы – важнейшая организационная характеристика. Под судебным звеном понимают совокупность судов, наделенными однородными полномочиями по осуществлению судебной власти. Судебное звено характеризует место конкретного суда в судебной системе.

Первым или низшим звеном системы судов общей юрисдикции являются мировые судьи. Вторым звеном – районные суды. Третьим звеном являются суды уровня субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные и т.д.). Четвертым звеном являются апелляционные суды общей юрисдикции. Пятым звеном – кассационные суды общей юрисдикции. Высшим звеном – Верховный Суд РФ, который согласно Федеральному конституционному закону от 07.02.2011 года №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции», а также ввиду своей универсальности в систему судов общей юрисдикции не входит, однако является для них высшим судебным органом.

Что касается военных судов, относящихся к системе судов общей юрисдикции, то для них первым (основным) звеном являются гарнизонные военные суды, вторым (средним) звеном – окружные (флотские) военные суды, третьим – апелляционный военный суд, четвертым – кассационный военный суд, а пятым или высшим звеном Верховный Суд, в составе которого действует Коллегия по делам военнослужащих.

Деление по звеньям в системе арбитражных судов следующее: первое звено – арбитражные суды субъектов Российской Федерации; второе звено – арбитражные апелляционные суды; третье звено – арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); высшее звено – Коллегия по экономическим спорам Верховного Суда.

Кроме деления судов на звенья, существует деление и на судебные инстанции.

Судебная инстанция – это суд или его структурное подразделение, которое выполняет конкретную функцию правосудия, исходя из целей разбирательства (рассмотрение дела по существу, рассмотрение гражданского иска, проверка законности ранее принятого судебного решения и т.д.).

Различают следующие виды судебных инстанций:

1) суд первой инстанции; судом первой инстанции выступает суд, который рассматривает дело по существу, по вопросам, являющимися основными для данного дела, а после чего выносит первичное решение. Среди судов общей юрисдикции, первой инстанцией могут являться все суды, кроме апелляционных и кассационных;

2) суд второй (апелляционной) инстанции; судом второй инстанции выступает суд, который проверяет законность и обоснованность приговоров и судебных решений, не вступивших в законную силу. Указанная судебная инстанция, отменив судебное решение, может рассмотреть дело заново и вынести новое судебное решение;

3) суд кассационной инстанции; суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров, вступивших в законную силу;

4) суд надзорной инстанции; суд надзорной инстанции проверяет по жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления суда. Указанная инстанция не рассматривает существо дела, а проверяет соответствие судебных решений закону. Судом надзорной инстанции выступает Верховный Суд;

5) вышестоящая судебная инстанция; суд, который занимает более высокое положение в судебной системе, по отношению к тому суду, который рассматривал дело.

 

4.2. Осуществление правосудия - важнейшая особенность судов как органов судебной власти

 

Правосудие – осуществляемая в процессуальном порядке деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских, конституционных, арбитражных и уголовных дел.

Данному правовому понятию присущи следующие признаки:

1) осуществляется только судом; данный признак обусловлен статьей 118 Конституции. Иные органы или должностные лица не обладают полномочиями на осуществление судебной деятельности;

2) осуществляется в особом процессуальном порядке (процессуальной форме); все дела в суде рассматриваются в рамках установленной законом процедуры посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства, нарушение порядка может привести к постановлению неправосудного решения, а значит и отмене его в дальнейшем;

3) осуществляется на основе закона; порядок организации судебных органов, а также порядок отправления правосудия по различным категориям дел законодательно определен, суд при осуществлении своих полномочий строго руководствуется положениями закона. Принятие решений в нарушении действующего законодательства, влечет их отмену;

4) обязательный характер судебных актов; решения, вынесенные судом обязательны для исполнения всеми лицами и учреждениями без исключения. Неисполнение судебного решения или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкций;

5) возможность применения государственного принуждения; суд как в ходе отправления правосудия в рамках судебного заседания, так и после принятия решения по делу, уполномочен применять физическое, имущественное и организационное воздействие, основанное на нормах закона и направленное на защиту публичных интересов.

Принципы правосудия – это основные правовые положения, общие руководящие идеи, выражающие природу и сущность организации и деятельности судов. Важнейшие правовые положения, характеризующие российский суд и правосудие, отражены в Конституции Российской Федерации, которая закрепляет свойственные правовому государству демократические начала организации и деятельности суда в интересах граждан, общества и государства.

К основным принципам правосудия относятся:

1) законность; деятельность суда, а также принятые им решения должны быть основаны на нормах законодательства и строго им соответствовать. Основу этого принципа представляет ч. 2 ст. 15 Конституции;

2) равенство всех перед законом и судом; согласно статье 19 Конституции все равны перед законом и судом. В Российской Федерации действуют единые нормы для судопроизводства, единый стандарт в применении судом законодательных норм ко всем лицам, вовлеченным в деятельность суда, а также предоставление всем равных прав, возможностей для их реализации, возложение одинаковых обязанностей, равные возможности применения ответственности. При этом предусмотрена ответственность в случае нарушения равенства лиц в зависимости от их социального, имущественного положения и других отличий;

3) обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия; каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Физические и юридические лица вправе обжаловать в суд любое нарушающее их права или законные интересы действие или решение государственного органа, должностного лица;

4) осуществление правосудия только судом; согласно ч. 1 ст. 118 Конституции правосудие осуществляется только судом. Другие органы или организации не вправе осуществлять данный вид деятельности. При этом круг судебных органов строго определен в законе и создание органов правосудия, не предусмотренных законом не допускается;

5) независимость судей; согласно ст. 120 Конституции – судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральным законам. Судьи обеспечиваются условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей, реальными гарантиями независимости и введением ответственности за незаконное вмешательство в их деятельность. За вмешательство или воспрепятствование деятельности судьи предусмотрена уголовная ответственность;

6) презумпция невиновности; в соответствии со ст. 49 Конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Принцип презумпции невиновностиотражен в ряде международно-правовых актов. Так, в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах сказано, что каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана согласно закону. Аналогичная по смыслу формулировка содержится и во Всеобщей декларации прав человека;

7) обеспечение права на защиту; в соответствии со ст. 48 Конституции: каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. По уголовным делам обвиняемый имеет право на адвоката с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Данный принцип является существенной гарантией лица от незаконного и необоснованного обвинения.

8) язык судопроизводства; согласно Конституции, каждый вправе пользоваться родным языком, в том числе и при производстве по уголовному делу. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде, Верховном Суде, кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей юрисдикции, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство в других Федеральных судах, а также у мирового судьи и судах субъектов может вестись в том числе и на языке республики, в которой находится суд. Если лицо не владеет языком, на котором ведется судопроизводство ему предоставляется переводчик на бесплатной основе. Необеспечение права подсудимого пользоваться переводчиком – существенное нарушение уголовно-процессуального закона, влекущее отмену приговора.

9) состязательность и равноправие сторон; судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, согласно ч. 3 ст. 123 Конституции. При рассмотрении дел сторонам предоставляются равные возможности по отстаиванию защищаемых ими интересов. При этом суд является нейтральной стороной, которая уполномочена принимать итоговое решение. Суд обязан обеспечить каждой стороне реализацию ее законных прав, создать необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей, проследить, чтобы действия стороны осуществлялись в рамках закона.

10) участие граждан в отправлении правосудия; согласно ч. 5 ст. 32, ч. 4 ст. 123 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Это право реализуется гражданами посредством участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах общей юрисдикции и в качестве арбитражных заседателей – в арбитражных судах.

11) открытость судебного разбирательства; согласно ч. 1 ст. 123 Конституции разбирательство дел во всех судах открытое, однако слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом, например, если открытое судебное заседание может повлечь разглашение охраняемой законом тайны. На судебные заседания допускаются все граждане, а по уголовным делам – не моложе 16 лет, кроме тех случаев, когда они являются обвиняемыми, потерпевшими или свидетелями по делу. На судей в свою очередь возлагается обязанность обеспечить для населения и представителей средств массовой информации возможность присутствовать на судебном заседании.

 

Задания для самоконтроля

1. К основным понятиям курса «Правоохранительные органы» относятся:

1) «правоохранительные органы и организации», «правоохранительная деятельность», «судебная власть», «судебная инстанция», «прокурорский надзор»;

2) «правовое государство», «судебная власть», «норма права»;

3) «судебная инстанция», «гражданское общество», «политология».

4) «суд», «закон», «гражданин», «участковый».

2. Правоохранительный орган – это:

1) орган, осуществляющий реализацию норм права, сотрудники которого имеют специальные и воинские звания;

2) уполномоченный орган, деятельность которого строго регламентирована законом и направлена на защиту прав и свобод, законных интересов граждан, а также поддержание государственной безопасности;

3) обособленный по признаку профессиональной деятельности орган или организация, который преследуют своей целью выявление нарушений закона и привлечение граждан к уголовной ответственности;

4) составная часть органов исполнительной власти, которые осуществляют принцип верховенства и диктатуры закона, посредством принуждения.

3. Правоохранительная деятельность государственных правоохранительных органов осуществляется посредством:

1) применения юридических мер воздействия, в том числе государственного принуждения, в строгом соответствии с установленным порядком;

2) создания экономических условий, способствующих снижению уровня преступности в обществе;

3) применения мер уголовного наказания к нарушителям закона и предоставления дополнительных гарантий законопослушным гражданам.

4) привлечения граждан к различным видам юридической ответственности.

4. Предварительное расследование осуществляется в форме:

1) предварительного следствия и разбирательства;

2) дознания и расследования;

3) предварительного следствия и дознания;

4) дознания и судебного рассмотрения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.058 с.)