Глава 2. Арбитражные суды. Конституционный суд Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Арбитражные суды. Конституционный суд Российской Федерации



 

2.1. Анализ структуры арбитражной системы Российской Федерации. Структура, задачи, компетенция

 

Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы: налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

    Действующая система арбитражных судов берет свое начало от Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Именно данным нормативно-правовым актом была заложена основа той системы арбитражных судов, которая действует в настоящее время. И если в начале 90-ых годов прошлого века арбитражное судопроизводство не было указано в Конституции Российской Федерации, как отдельный способ осуществления судебной власти, то в настоящее время данный вид судопроизводства признается всеми учеными и практиками, как самостоятельный. Большая заслуга в этом не только бурного развития экономики, но и системы арбитражных судов Российской Федерации. 

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

- арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

- арбитражные апелляционные суды;

- арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах;

- специализированный арбитражный суд – Суд по интеллектуальным правам.

До 2014 года в Российской Федерации существовал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который являлся высшей судебной инстанцией в системе арбитражных судов, рассматривал арбитражные дела в порядке надзора, изучал и обобщал судебную практику, давал разъяснения по применению законодательства. После его ликвидации указанные полномочия были переданы Верховному Суду Российской Федерации, где создана Судебная коллегия по экономическим спорам.

Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов. Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Вся территория Российской Федерации разделена на 10 судебных округов (не путать с федеральными округами), в каждом из которых действует соответствующий арбитражный суд: Волго-Вятский округ, Восточно-Сибирский округ, Дальневосточный округ, Западно-Сибирский округ, Московский округ, Поволжский округ, Северо-Западный округ, Северо-Кавказский округ, Уральский округ, Центральный округ.

Состав арбитражного суда представлен следующим образом: председатель суда и его заместители, президиум арбитражного суда округа, судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Арбитражный суд округа обладает следующим комплексом полномочий: выступает судом кассационной инстанции по делам, рассмотренным нижестоящими арбитражными судами; является инстанцией, которая пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в законную силу судебные акты; полномочия по обращению в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, также к полномочиям указанного суда относятся изучение и обобщение судебной практики, подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, анализ судебной статистики. В круг полномочий Арбитражного апелляционного суда могут входить и иные полномочия, но строго определенные федеральным законодательством. 

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Количество таких судов в Российской Федерации равно двадцати одному. В каждом из 10 судебных округов действует по два арбитражных апелляционных суда, за исключением Центрального, в котором таких судов три.

Также, как и арбитражный суд округа, арбитражный апелляционный суд действует в составе: председателя и его заместителей, президиума арбитражного апелляционного суда; двух судебных коллегий: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Арбитражный апелляционный суд осуществляет проверку в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело; пересматривать дела по вновь открывшимся обстоятельствам; обращаться в орган конституционного контроля с запросом о конституционности закона; изучает и обобщает судебную практику, готовит предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, анализирует судебную статистику.

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум. В арбитражном суде могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов, а также реализует полномочия, перечисленные выше в пунктах 2-7 для арбитражного апелляционного суда.

Примером арбитражного дела является следующее: индивидуальный предприниматель Герасичкина Елена Александровна обратилась в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «КОЛОС» в лице конкурсного управляющего о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды транспортных средств от 01.03.2015 за период с 01.01.2016 по 31.10.2016 в размере 2 350 000 руб. 00 коп., по договорам аренды №№ 1,2,3,4,5,6,7,8 от 24.01.2016 за период с 24.01.2016 по 20.01.2017 в размере 288 750 руб. 00 коп. В ходе рассмотрение арбитражным судом дела ответчик не оспорил заявленное требование, суд пришел к выводу о том, что ответчик признал обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование иска[12].

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Конституции: «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Для осуществления действенной защиты прав и свобод гражданина в сфере интеллектуальной собственности в Российской Федерации был создан Суд по интеллектуальным правам в системе судов общей юрисдикции.

Федеральным конституционным законом от 06.12.2011 № 4-ФКЗ в связи с созданием в системе арбитражных судов, по инициативе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам, внесены изменения в Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Также, данный Федеральный конституционный закон, дополнен статьей 26.1 о том, что Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

Общая численность судей Суда по интеллектуальным правам установлена федеральным законом в составе 30 единиц судей.

Суд по интеллектуальным правам действует в составе судей, судебных составов и президиума.

Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов в сфере патентного права, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.

Указанные дела рассматриваются Судом по интеллектуальным правам независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, организации, индивидуальные предприниматели или граждане.

Суд по интеллектуальным правам может выступать кассационной инстанцией по делам, рассмотренным им по первой инстанции, а также по делам о защите интеллектуальных прав, которые рассмотрены арбитражными судами субъектов или арбитражными апелляционными судами Российской Федерации по первой инстанции.

Также Суд пересматривает по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Суд по интеллектуальным правам уполномочен обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле; изучать и обобщать судебную практику; подготавливать предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализировать судебную статистику.

Примером иска, который может стать предметом рассмотрения Суда по интеллектуальным правам является следующее: АУТФИТ7 Лимитед (OUTFIT7 Limited) в лице некоммерческого партнерства «Красноярск против пиратства» обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью торговому дому «Люкс» о взыскании компенсации за нарушение исключительного авторского права на произведение «Talking Tom» (Говорящий кот») – фигурка кота в размере 25 000 руб., компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак № 1 111 352 (кот Том – серый) в размере 25 000 руб., судебных издержек в размере стоимости вещественного доказательства - товара, приобретенного у ответчика в размере 480 руб. и стоимости почтовых отправлений в виде претензии и искового заявления в размере 347 руб. 73 коп.

По соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникший из гражданско-правовых отношений, до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда (часть 6 статьи 4 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Третейский суд – единоличный арбитр (третейский судья) или коллегия арбитров, избранные в согласованном порядке сторонами или назначенные арбитражным учреждением для разрешения спора, возникшего из гражданско-правовых отношений.

Третейское разбирательство или арбитраж - процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (арбитражного решения).

В Российской Федерации функционируют два постоянно действующих арбитражных учреждения: Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации

В МКАС передаются споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, в том числе споры с участием физических лиц; а также если коммерческое предприятие хотя бы одной стороны находится за границей либо если любое место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым наиболее тесно связан предмет спора, находится за границей; споры в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации или российских инвестиций за границей

В МКАС формируются следующие комитеты:

1) Комитет по назначениям арбитража международных коммерческих споров, состоящий из шести лиц, избираемых общим собранием, и трех лиц, назначаемых Президентом ТПП РФ; 2) Комитет по назначениям арбитража внутренних споров, состоящий из шести лиц, избираемых общим собранием, и трех лиц, назначаемых Президентом ТПП РФ; 3) Комитет по назначениям арбитража корпоративных споров, состоящий из четырех лиц, избираемых общим собранием, и двух лиц, назначаемых Президентом ТПП РФ; 4) Комитет по назначениям арбитража спортивных споров, состоящий из четырех лиц, избираемых общим собранием, и двух лиц, назначаемых Президентом ТПП РФ.

Морская арбитражная комиссия является самостоятельным постоянно действующим третейским судом, деятельность которого основана на Федеральном законе от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», Законе РФ «О международном коммерческом арбитраже» и Положении о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

В частности, МАК разрешает споры, вытекающие из отношений:

- по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в смешанном плавании (река-море);

- по морской буксировке судов и иных плавучих объектов;

- по морскому страхованию и перестрахованию;

- по спасению морских судов либо морским судном судна внутреннего плавания, а также по спасению в морских водах судном внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания и другие споры.

Преимущества третейских судов:

- возможностью для сторон выбрать арбитров, разрешающих их спор, в том числе специалистов, знающих правовую специфику;

- конфиденциальностью разбирательства и всех материалов дела;

- возможность проведения слушания на иностранном языке.

- окончательностью решений и возможностью их исполнения за рубежом.

Так, например, согласно решению МКАС при ТПП РФ от 09.01.2014 № 38/2013 в суд поступило исковое заявление Фирмы, имеющей местонахождение на территории Германии (далее – Истец), к Обществу с ограниченной ответственностью, имеющему местонахождение на территории России (далее - Ответчик), о взыскании денежных средств в евро. Рассмотрев имеющиеся доказательства по делу и выслушав представителя Истца в заседании, состав арбитража считает требование Истца о взыскании суммы основного долга в евро обоснованным и подлежащим удовлетворению. В связи с чем было принято решение: взыскать с Общества с ограниченной ответственностью, имеющего местонахождение на территории России, в пользу Фирмы, имеющей местонахождение на территории Германии, сумму основного долга в евро, а также сумму в долл. США в возмещение расходов Истца по уплате арбитражного сбора[13].

 

2.2. Конституционный Суд Российской Федерации, его понятие и основные задачи. Основные принципы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В ней говорилось, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.

Конституционный Суд, как самостоятельный судебный орган конституционного контроля, появился после принятия 12 июня 1991 года Закона РСФСР «О Конституционном Суде».

В настоящее время, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются:

1) независимость; данный принцип заключается в том, что судьи Конституционного Суда руководствуются в своей деятельности только интересами правосудия и положениями закона Российской Федерации. Судья выступает в личном качестве и не может представлять какие-либо государственные органы, общественные организации. Вмешательство в деятельность Конституционного Суда влечет за собой ответственность;

2) коллегиальность; все решения Конституционным Судом принимаются коллегиально и только теми судьями, которые участвовали в судебном заседании. Конституционный Суд правомочен принимать решения при наличии кворума, который согласно закону, составляет две трети от числа действующих судей;

3) гласность; судебные заседания проводятся открыто. Закрытые судебные заседания проводятся только в случае необходимости сохранения охраняемой законом тайны. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации;

4) состязательность и равноправие сторон; в ходе судебного заседания судьи пользуются одинаковыми правами и возможностями по отстаиванию своей позиции. В случае нарушения, притеснения прав отдельных участников, в законе предусмотрены механизмы обжалования таких действий и решений.

Также дополнительно к указанным принципам, ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» раскрывает содержание принципов конституционного судопроизводства, к которым помимо названных относятся: гласность (рассмотрение дел является открытым), устность (объяснения сторон и показания участников заслушиваются, документы оглашаются) и непрерывность судебного разбирательства (заседания проводятся непрерывно, за исключением времени отведенного для отдыха, подготовки участников процесса, устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу судебного заседания), а также язык конституционного судопроизводства (производство в Конституционном Суде ведется на русском языке, участникам, не владеющим языком предоставляется переводчик).  

Большинство полномочий Конституционного Суда Российской Федерации перечислены в статье 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», к основным из них относятся: разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации законов и подзаконных нормативно-правовых актов, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; разрешение споров о компетенции между органами государственной власти; по жалобам граждан и запросам судов проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле; дает толкование Конституции Российской Федерации; выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Особенность Конституционного Суда Российской Федерации заключается в том, что он решает исключительно вопросы права, то есть он не может устанавливать фактические обстоятельства (вопросы факта), а именно разрешать конкретные дела по спорам между гражданами, организациями, рассматривать уголовные дела. Это обеспечивает и политическую независимость Суда, создает невозможность использовать его для принятия решений, выгодных отдельным социальным группам.

Демонстрирует особую значимость решений Конституционного Суда следующий пример. Конституционным Судом в постановлении № 1-П от 11.01.2018[14] отмечено, что финансовые, материальные и прочие потери собственников или владельцев изъятого по уголовному делу имущества и других лиц, включая публично-территориальные образования, при изъятии предметов, используемых для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг при осуществлении предпринимательской деятельности, могут значительно превышать последствия изъятия вещей той же стоимости, но иного целевого назначения. В этой связи и требуется специальный подход к разрешению в досудебном производстве по уголовным делам о преступлениях в сфере экономической деятельности вопросов о признании указанных предметов вещественными доказательствами. Иначе говоря, Конституционный Суд считает необходимым обеспечить средствами уголовного судопроизводства общественные интересы в нормальном функционировании законного бизнеса.

Указанное решение имеет прямое действие и обязательно для всех должностных лиц, и иных участников уголовного судопроизводства.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда.

Возглавляет Конституционный Суд Российской Федерации Председатель, который назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель имеет двух заместителей, порядок назначения которых на должность такой же как и у Председателя.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации руководит подготовкой заседаний Суда, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях; представляет Суд в государственных органах и на международной арене; осуществляет общее руководство аппаратом Суда, а также издает приказы и распоряжения.

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации, состоящий из Секретариата, Управления государственной службы и кадров, Финансового управления и Управления делами.

Судьей Конституционного Суда может быть назначен человек, которые соответствует следующим требованиям:

1) гражданство Российской Федерации;

2)  возраст не менее сорока лет;

3) безупречная репутация;

4) высшее юридическое образование;

5) стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет;

6) признанная высокая квалификация в области права.

Кандидаты в судьи Конституционного Суда выдвигаются Советом Федерации, Государственной Думой, законодательными органами субъектов Российской Федерации, федеральными юридическими ведомствами, высшими судебными органами, юридическими сообществами, научными, учебными заведениями. Президент рассматривает указанные предложения и вносит их на рассмотрение в Совет Федерации. Срок для рассмотрения вопроса Советом Федерации определен в 14 дней с момента получения представления Президента о назначении на должность судьи Конституционного Суда. Решение принимается в ходе тайного голосования большинством голосов.

Судья Конституционного Суда не может занимать должности в Совете Федерации и в Государственной думе, иных представительных органах, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, заниматься частной практикой, предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, творческой.

Полномочия судьи Конституционного Суда не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи - семьдесят лет, а заместителя Председателя Суда – семьдесят шесть лет. На Председателя Конституционного Суда установленный предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.

Гарантии независимости судьи состоят в его несменяемости, неприкосновенности, равенстве прав судей, установленными законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантией безопасности, соответствующих его высокому статусу. Ежемесячное денежное содержание судьи Конституционного Суда на конец 2017 года составляло 614 000 рублей[15]. Достойная заработная плата важное условие независимости судей.

Судья Конституционного Суда не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями.

Полномочия судьи могут быть приостановлены по решению Конституционного Суда, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению:

1) в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

При этом, приостановление полномочий судьи не влечет за собой приостановления выплаты этому судье ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения и не лишает его гарантий.

Обязательный для всех участников правоотношений правовой акт, принятый Конституционным Судом в пределах своей компетенции, в установленном законом порядке, содержанием которого является констатация определенных юридических фактов и изложение государственно-властных велений называется решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Виды решений Конституционного Суда Российской Федерации:

1) постановление – итоговое решение, которое выносится именем Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3, 3.1, 3.2, 4 и 5.1 части 1 статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»;

2) заключение – итоговое решение Конституционного Суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

3) определение – иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.062 с.)