Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Органы прокуратуры, прокурорский надзор
3.1. Особое место прокуратуры в системе правоохранительных органов, основные задачи, принципы организации и деятельности
Основные положения, система органов, а также организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно указанного закона, прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации не относится ни к одной из ветвей власти. Возглавляет прокуратуру Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации, у которого 15 заместителей. В соответствии с Указом Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» на территории Российской Федерации было образовано семь федеральных округов. В настоящее время в Российской Федерации образовано 10 Федеральных округов. В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ № 98 от 5 июня 2000 г., в целях укрепления вертикали власти в стране, в Федеральных округах созданы соответствующие Управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах. Начальники Управлений по должности являются Заместителями Генерального прокурора РФ. Систему органов прокуратуры образуют: - Генеральная прокуратура Российской Федерации. В состав Генеральной прокуратуры входят - прокуратуры субъектов Российской Федерации; приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (прокуратуры военных округов, родов войск, флотов, природоохранные прокуратуры, прокуратуры на режимных объектах и территориях, иные специализированные прокуратуры), - прокуратуры городов и районов; другие территориальные прокуратуры (межрайонные, городов с районным делением), военные (прокуратуры гарнизонов), иные специализированные прокуратуры (природоохранные на правах прокуратур районов, прокуратуры по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, назначенное судом). Специализированные прокуратуры действуют на правах областных и районных прокуратур и подразделяются на военные и иные специализированные прокуратуры.
К числу специализированных прокуратур относятся: военные прокуратуры и иные специализированные К иным специализированным относят: природоохранные; по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах и в закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО); по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях. Под принципами организации и деятельности прокуратуры понимаются – основные правовые положения, руководящие идеи, которые отражают сущность организации прокуратуры и прокурорского надзора, а также иных направлений ее деятельности, а также предъявляемые к ним требования. Принципы обязательны для любого прокурорского работника независимо от занимаемой должности или конкретного направления своей деятельности. К принципам относятся: 1) законность. Является конституционным и общеправовым принципом. Суть его в том, что все органы прокуратуры осуществляют свои надзорные и иные функции в строгих рамках закона, соблюдая предусмотренные законом права и интересы юридических и физических лиц. Принцип законность предъявляет следующие требования к деятельности прокуроров: обеспечивать верховенство права, основывать свою деятельность на нормах закона. Нарушение прав граждан в ходе осуществления прокурорской деятельности – недопустимо. 2) единство и централизация. Принцип единства в деятельности прокуратуры выражается: в единообразных формах организации и деятельности всех ее органов; единстве целей и задач осуществления надзора, которые определены в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»; единстве полномочий прокуроров, все прокуроры наделены одинаковыми полномочиями, различается лишь территория их действия; единого для всех звеньев прокуратуры законодательства; единства внутреннего содержания основного направления деятельности прокуратуры – проверке исполнения требований законов и устранение правонарушений. Принцип централизации заключается в следующем: нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры — Генеральном прокурору Российской Федерации; все прокуроры на местах назначаются Генеральным прокурором; каждый вышестоящий прокурор несет полную ответственность за организацию работы подчиненных ему прокуроров.
3) гласность. Прокуроры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Принцип гласности реализуется посредством создания в структуре прокуратуры подразделений, осуществляющих взаимодействие со средствами массовой информации, общественными объединениями гражданами. Указанные подразделения информируют общество о деятельности прокуратуры, реализации ей своих полномочий. Помимо этого, создан сайт прокуратуры, на котором ежедневно публикуются информация о результатах деятельности, отчеты и статистика. 4) независимость и подчиненность только закону. Прокуроры не могут быть членами органов государственной власти и местного самоуправления, общественных политических объединений и участвовать, способствовать их деятельности. Прокурорские работники могут на возмездной основе заниматься только педагогической, научной и иной творческой деятельностью. Указанными запретами и ограничениями обеспечивается реализация подлинной независимости прокуроров любого органа от граждан, юридических лиц, иных органов государственной власти. В соответствии с действующим законодательством, запрещено в отношении сотрудников органов прокуратуры производить задержание, привод, личный досмотр или досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением, если они застигнуты на месте совершенного преступления. Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей. Генеральный прокурор Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представления о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации. Заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. В настоящее время у Генерального Прокурора 14 заместителей, каждый из которых курирует отдельное направление деятельности прокуратуры. При этом начальники управлений Генеральной прокуратуры в федеральных округах являются заместителями Генерального прокурора. Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками Генерального прокурора Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе: Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации.
3.2. Прокурорский надзор как одно из направлений деятельности прокуратуры
Прокурорский надзор – это специфическая деятельность прокуратуры по обеспечению законности, осуществляемая от имени Российской Федерации, которая состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными органами и общественными образованиями. Цель надзора заключается в обеспечении верховенства закона, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Задачи надзора: выявить нарушение законности, привлечь виновное в нарушении лицо к ответственности и обеспечить реализацию, восстановление нарушенного права. Выделяется пять направлений надзорной деятельности: 1) надзор за исполнением законов любыми органами государственной власти, муниципальными образованиями, юридическими лицами, иными организациями; 2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; 3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
4) надзор за исполнением законов судебными приставами; 5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Основными актами реагирования прокурора на нарушения закона являются: - протест. Данный документ выносится прокурором на противоречащий закону, нарушающий права человека и гражданина правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд. Так, например, прокуратура вынесла протест на запрет ношения брюк для девочек в самарской школе №22[4]; - представление. Прокурором или его заместителем может быть вынесено представление об устранении нарушений закона. Оно издается в случае выявления нарушений закона, причин и условий способствующих таковым. Представление направляется в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Представление об устранении нарушений закона и подлежит безотлагательному рассмотрению. Срок рассмотрения не может превышать месяц со дня его вынесения. Так, например, прокуратура Пушкинского района совместно со специалистами Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга провела проверки исполнения природоохранного законодательства в деятельности строительных организаций ООО «Якорь» и ЖСК «Цветочный». Эти организации занимаются строительством многоквартирных жилых домов в поселке Шушары. Проверка показала, что вопреки требованиям закона на территории строительных объектов отходы и мусор складируется вне границ специальных участков, что наносит ущерб почве. По результатам проверки прокуратурой было вынесено преставление с требованиями устранить нарушения закона[5]; - постановление. В ходе надзорной деятельности, в разных ее областях, прокурор уполномочен выносить постановления. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Так, например, прокуратурой было установлено, что в администрации зарегистрировано обращение гражданина по вопросу нарушения требований закона об исполнительном производстве. Но по подведомственности оно не направлено. Также, в июле и августе 2018 зарегистрированы обращения граждан, ответы на которые главой местной администрации в установленный срок не даны. Прокуратура района в отношении главы муниципального образования вынесла три постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан) и направила их в мировой суд для рассмотрения по существу; - предостережение. Документом, направленным на предупреждение совершение правонарушения, его профилактику, является предостережение о недопустимости нарушения закона. Такой документ может быть издан при наличии сведений о готовящемся совершении противоправного деяния. Так, например прокуратура города Москвы объявила предостережения застройщикам жилых комплексов «Утесов», «Татьянин парк» и «Борисоглебское» о недопустимости затягивания сроков работ и сдачи объектов в эксплуатацию[6].
К иным направлениям деятельности прокуратуры можно отнести: 1) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; 2) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; 3) участие в рассмотрении дел судами; 4) участие в правотворческой деятельности; 5) международное сотрудничество; 6) проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.018 с.) |