Глава 3. Органы прокуратуры, прокурорский надзор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Органы прокуратуры, прокурорский надзор



3.1. Особое место прокуратуры в системе правоохранительных органов, основные задачи, принципы организации и деятельности

 

Основные положения, система органов, а также организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно указанного закона, прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации не относится ни к одной из ветвей власти.

Возглавляет прокуратуру Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации, у которого 15 заместителей.

В соответствии с Указом Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» на территории Российской Федерации было образовано семь федеральных округов. В настоящее время в Российской Федерации образовано 10 Федеральных округов. В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ № 98 от 5 июня 2000 г., в целях укрепления вертикали власти в стране, в Федеральных округах созданы соответствующие Управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах. Начальники Управлений по должности являются Заместителями Генерального прокурора РФ.

Систему органов прокуратуры образуют:

- Генеральная прокуратура Российской Федерации. В состав Генеральной прокуратуры входят  

- прокуратуры субъектов Российской Федерации; приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (прокуратуры военных округов, родов войск, флотов, природоохранные прокуратуры, прокуратуры на режимных объектах и территориях, иные специализированные прокуратуры),

- прокуратуры городов и районов; другие территориальные прокура­туры (межрайонные, городов с районным делением), военные (прокуратуры гарнизонов), иные специализированные прокуратуры (природоохранные на правах прокуратур районов, прокуратуры по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, назначенное судом).

Специализированные прокуратуры действуют на правах областных и районных прокуратур и подразделяются на военные и иные специализированные прокуратуры.

К числу специализированных прокуратур относятся: военные прокуратуры и иные специализированные К иным специализированным относят: природоохранные; по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах и в закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО); по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.

Под принципами организации и деятельности прокуратуры понимаются – основные правовые положения, руководящие идеи, которые отражают сущность организации прокуратуры и прокурорского надзора, а также иных направлений ее деятельности, а также предъявляемые к ним требования. Принципы обязательны для любого прокурорского работника независимо от занимаемой должности или конкретного направления своей деятельности.

К принципам относятся:

1) законность. Является конституционным и общеправовым принципом. Суть его в том, что все органы прокуратуры осуществляют свои надзорные и иные функции в строгих рамках закона, соблюдая предусмотренные законом права и интересы юридических и физических лиц. Принцип законность предъявляет следующие требования к деятельности прокуроров: обеспечивать верховенство права, основывать свою деятельность на нормах закона. Нарушение прав граждан в ходе осуществления прокурорской деятельности – недопустимо.

2) единство и централизация. Принцип единства в деятельности прокуратуры выражается: в единообразных формах организации и деятельности всех ее органов; единстве целей и задач осуществления надзора, которые определены в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»; единстве полно­мочий прокуроров, все прокуроры наделены одинаковыми полномочиями, различается лишь территория их действия; единого для всех звеньев прокуратуры законодательства; единства внутреннего содержа­ния основного направления деятельности прокуратуры – проверке исполнения требований законов и устранение правонарушений.

Принцип централизации заключается в следующем: нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры — Генеральном прокурору Российской Федерации; все прокуроры на местах назначаются Генеральным прокурором; каждый вышестоящий прокурор несет полную ответственность за организацию работы подчиненных ему прокуроров.

3) гласность. Прокуроры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Принцип гласности реализуется посредством создания в структуре прокуратуры подразделений, осуществляющих взаимодействие со средствами массовой информации, общественными объединениями гражданами. Указанные подразделения информируют общество о деятельности прокуратуры, реализации ей своих полномочий. Помимо этого, создан сайт прокуратуры, на котором ежедневно публикуются информация о результатах деятельности, отчеты и статистика.

4) независимость и подчиненность только закону. Прокуроры не могут быть членами органов государственной власти и местного самоуправления, общественных политических объединений и участвовать, способствовать их деятельности. Прокурорские работники могут на возмездной основе заниматься только педагогической, научной и иной творческой деятельностью. Указанными запретами и ограничениями обеспечивается реализация подлинной независимости прокуроров любого органа от граждан, юридических лиц, иных органов государственной власти.

В соответствии с действующим законодательством, запрещено в отношении сотрудников органов прокуратуры производить задержание, привод, личный досмотр или досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением, если они застигнуты на месте совершенного преступления.

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей. Генеральный прокурор Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представления о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

Заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. В настоящее время у Генерального Прокурора 14 заместителей, каждый из которых курирует отдельное направление деятельности прокуратуры. При этом начальники управлений Генеральной прокуратуры в федеральных округах являются заместителями Генерального прокурора.

Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе: Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации.

 

3.2. Прокурорский надзор как одно из направлений деятельности прокуратуры

 

Прокурорский надзор – это специфическая деятельность прокуратуры по обеспечению законности, осуществляемая от имени Российской Федерации, которая состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными органами и общественными образованиями.

Цель надзора заключается в обеспечении верховенства закона, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Задачи надзора: выявить нарушение законности, привлечь виновное в нарушении лицо к ответственности и обеспечить реализацию, восстановление нарушенного права.

Выделяется пять направлений надзорной деятельности:

1) надзор за исполнением законов любыми органами государственной власти, муниципальными образованиями, юридическими лицами, иными организациями;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов судебными приставами;

5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Основными актами реагирования прокурора на нарушения закона являются:

- протест. Данный документ выносится прокурором на противоречащий закону, нарушающий права человека и гражданина правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд. Так, например, прокуратура вынесла протест на запрет ношения брюк для девочек в самарской школе №22[4];

- представление. Прокурором или его заместителем может быть вынесено представление об устранении нарушений закона. Оно издается в случае выявления нарушений закона, причин и условий способствующих таковым. Представление направляется в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Представление об устранении нарушений закона и подлежит безотлагательному рассмотрению. Срок рассмотрения не может превышать месяц со дня его вынесения. Так, например, прокуратура Пушкинского района совместно со специалистами Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга провела проверки исполнения природоохранного законодательства в деятельности строительных организаций ООО «Якорь» и ЖСК «Цветочный». Эти организации занимаются строительством многоквартирных жилых домов в поселке Шушары. Проверка показала, что вопреки требованиям закона на территории строительных объектов отходы и мусор складируется вне границ специальных участков, что наносит ущерб почве. По результатам проверки прокуратурой было вынесено преставление с требованиями устранить нарушения закона[5];

- постановление. В ходе надзорной деятельности, в разных ее областях, прокурор уполномочен выносить постановления. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Так, например, прокуратурой было установлено, что в администрации зарегистрировано обращение гражданина по вопросу нарушения требований закона об исполнительном производстве. Но по подведомственности оно не направлено. Также, в июле и августе 2018 зарегистрированы обращения граждан, ответы на которые главой местной администрации в установленный срок не даны. Прокуратура района в отношении главы муниципального образования вынесла три постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан) и направила их в мировой суд для рассмотрения по существу;

- предостережение. Документом, направленным на предупреждение совершение правонарушения, его профилактику, является предостережение о недопустимости нарушения закона. Такой документ может быть издан при наличии сведений о готовящемся совершении противоправного деяния. Так, например прокуратура города Москвы объявила предостережения застройщикам жилых комплексов «Утесов», «Татьянин парк» и «Борисоглебское» о недопустимости затягивания сроков работ и сдачи объектов в эксплуатацию[6].

К иным направлениям деятельности прокуратуры можно отнести:

1) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;

2) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

3) участие в рассмотрении дел судами;

4) участие в правотворческой деятельности;

5) международное сотрудничество;

6) проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.018 с.)