Издательство мгту им. Н. Э. Баумана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Издательство мгту им. Н. Э. Баумана



Р.Б. ОСОКИН, П.О. ПАНФИЛОВ

 

 

           

 

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Учебное пособие

 

Москва

Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана

2019

УДК 340

ББК 67.7

 

Рекомендовано научно-методическим советом

МГТУ им. Н. Э. Баумана в качестве учебного пособия

 

Рецензенты:

Заместитель начальника кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук М.Ю. Терехов

Р.Б. Осокин, П.О. Панфилов

Правоохранительные органы / Осокин Р.Б., Панфилов П.О.— Москва: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2019. — 125 с.

ISBN …………………………

 

       Учебное пособие подготовлено преподавателями кафедры «Юриспруденция, интеллектуальная собственность и судебная экспертиза» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования в рамках учебной дисциплины «Правоохранительные органы». Пособие предназначено для самостоятельной проработки учебного материала студентами, обучающимися по специальности «Судебная экспертиза». Раскрыты основные положения нормативно-правовых актов, регламентирующих задачи, функцию, структуру, а также основные направления деятельности таких правоохранительных органов, как суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, адвокатуры и нотариата, а также иных правоохранительных органов. В учебном пособие учтены последние изменения в законодательстве о судебной системе, дополнившие ее апелляционными и кассационными судами. Каждый раздел пособия заканчивается контрольным заданием для самопроверки и списком рекомендованных источников. Пособие является необходимым инструментом для систематизации знаний об органах, осуществляющих защиту прав и свобод человека и гражданина в ключевых сферах общественной жизни студентов.

 

 

УДК 340

 ББК 67.7

 

© Осокин Р.Б.,

© Панфилов П.О. 2019

© МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2019

© Оформление. Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2019

 


ISBN

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 5

ВВЕДЕНИЕ.. 8

МОДУЛЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 10

Аннотация. 10

Глава 1. Основные понятия, признаки и характеристики правоохранительной деятельности. Состав, задачи и функции конкретных правоохранительных органов Российской Федерации. 11

1.1. Предмет и система курса. Общий анализ и характеристика правовых актов Российской Федерации о правоохранительных органах и их деятельности. 11

1.2. Основные задачи, состав и функции правоохранительных органов Российской Федерации. 15

Глава 2. Оперативно-разыскная деятельность, органы предварительного расследования. 23

2.1 Понятие оперативно-разыскной деятельности, ее задачи и значение в борьбе с преступностью. Гарантии соблюдения прав граждан правоохранительными органами при проведении оперативно-разыскных мероприятий. 23

2.2 Понятие и значение предварительного расследования какодной из важнейших правоохранительных функций. Функции и полномочия Следственного комитета Российской Федерации. 31

Глава 3. Органы прокуратуры, прокурорский надзор. 36

3.1. Особое место прокуратуры в системе правоохранительных органов, основные задачи, принципы организации и деятельности. 36

3.2. Прокурорский надзор как одно из направлений деятельности прокуратуры 41

Глава 4. Судебная власть и система органов, ее осуществляющих. 44

4.1. Понятие судебной власти, ее основные признаки. Судебная власть в системе разделения властей. 44

4.2. Осуществление правосудия - важнейшая особенность судов как органов судебной власти. 52

Задания для самоконтроля. 56

Список рекомендованных источников. 58

МОДУЛЬ II. Суды Российской Федерации. Адвокатура, нотариат. Частная детективная и охранная деятельность. 61

Аннотация. 61

Глава 1. Суды общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации 63

1.1. Структура судов общей юрисдикции. Основные задачи. Характеристика категорий дел, отнесенных к их компетенции. Обеспечение исполнения судебных решений 63

1.2. Верховный Суд Российской Федерации как высший судебный орган по гражданским, арбитражным, уголовным, административным делам. Структура Верховного Суда Российской Федерации. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации по даче разъяснений судам общей юрисдикции по вопросам применения законодательства Российской Федерации. 77

Глава 2. Арбитражные суды. Конституционный суд Российской Федерации 81

2.1. Анализ структуры арбитражной системы Российской Федерации. Структура, задачи, компетенция. 81

2.2. Конституционный Суд Российской Федерации, его понятие и основные задачи. Основные принципы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. 89

Глава 3. Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации. Мировые судьи. 98

3.1. Особенности компетенций конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации относительно рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации. 98

3.2. Компетенция мирового судьи, порядок назначения, полномочия и требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи. 100

Глава 4. Адвокатура. Нотариат. Частная детективная и охранная деятельность 104

4.1. Значение и необходимость адвокатской деятельности как квалифицированной юридической помощи, оказываемой на профессиональной основе. 104

4.2. Понятие и основные задачи нотариальной деятельности. Различия в компетенциях государственных нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной практикой 110

4.3. Частная детективная и охранная деятельность как вид правоохранительной деятельности. 112

Задания для самоконтроля. 113

Список рекомендованных источников. 116

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 118

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 121

П.1. Глоссарий. 121

П.2. ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.. 124

П.3. Список условных обозначений и аббревиатур. 125

 

 

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по учебной дисциплине «Правоохранительные органы» неюридических вузов и предназначено для самостоятельной проработки студентами указанной дисциплины.

Цель обучения: ознакомление студентов с существующей законодательной базой, а также иными положениями, которые определяют понятие, структуру, полномочия и основные направления деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.

После изучения дисциплины студенты овладеют:

· базовыми знаниями о системе правоохранительных органов Российской Федерации

· умением работать с нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность правоохранительных органов, анализировать их и давать им правовое толкование.

· опытом разрешения конкретных правовых ситуаций, связанных с деятельностью правоохранительных органов Российской Федерации

Методика проработки и освоения материала модулей дисциплины

Дисциплина предназначена для формирования у студента представления об организации системы правоохранительных органов Российской Федерации, их полномочий, а также порядка взаимодействия, приобретения навыков решения правовых проблем на практике, а также владеть ключевыми юридическими терминами в сфере обеспечения защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина. Это обеспечивается посредством деления дисциплины на модули, каждый из которых содержит лекционные занятия, которые позволят студентам получить необходимые теоретические знания и навыки; семинарские занятия, на которых студенты смогут углубить знания, приобрести необходимые практические навыки работы с действующим законодательством, научиться решать практические задачи, а также текущий контроль, который позволит проверить усвоение материала обучающимися и внести коррективы в процесс обучения.

Каждый раздел учебного пособия завершается контрольным заданием для самопроверки с ответами, выполнение которого способствует достижению заложенных в программе Дисциплины результатов обучения. 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Российская Федерация располагает широким аппаратом органов государственной власти, которые согласно ст. 2 Конституции должны обеспечивать признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека, и гражданина.

В Российской Федерации существует целая система государственных и негосударственных органов, которые способствуют воплощению в жизнь задачи провозглашенной в названной статье Конституции. Многие из этих органов имеют сложную структуру, широкий объем полномочий, а также достаточно большую нормативно-правовую базу. Это обуславливает необходимость систематизации знаний из разных отраслей права в одну дисциплину, которая позволяла бы сформировать представление обучающихся об организации и основных направлениях деятельности этих органов. Такой дисциплиной является: «Правоохранительные органы», которая охватывает все основные вопросы, связанные с становлением, организацией и функционированием названных органов.

Объектом являются общественные отношения, связанные с развитием, организацией и функционированием правоохранительных органов Российской Федерации.

Предметом выступает совокупность нормативно-правовых актов, а также научных представлений о понятии, задачи, функциях и системе правоохранительных органов.

Можно выделить следующие методы (приемы и способы) изучения предмета: структурный, системный, сравнительный и диалектический методы.

Как учебная дисциплина «Правоохранительные органы» - это система знаний, формируемых на основе отбора научных знаний в образовательных целях, в пределах и посредством которых осуществляется теоретическое и прикладное освоение организации и деятельности уполномоченных государственных и негосударственных органов, осуществляющих охрану и защиту прав и свобод человека, и гражданина.

Изучение дисциплины «Правоохранительные органы» призвано:

во-первых, просветить студентов в части организации и функционирования правоохранительных органов Российской Федерации;

во-вторых, научить студентов правильно работать с нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность правоохранительных органов, анализировать их и давать им правовое толкование;

в-третьих, наделить студентов опытом конкретных правовых ситуаций, связанных с деятельностью правоохранительных органов Российской Федерации.

Дисциплина «Правоохранительные органы» состоит из двух последовательно изучаемых в течение одного семестра модулей.

Модуль 1 «Общие положения» посвящен рассмотрению общих положений дисциплины, которые составляют базовые представления об основных видах правоохранительной деятельности и органах их осуществляющих. Студенты изучают понятие правоохранительных органов и правоохранительной деятельности, их систему, основные направления правоохранительной деятельности и органы их осуществляющие.

Модуль 2 «Суды Российской Федерации. Адвокатура, нотариат. Частная детективная и охранная деятельность» содержит анализ нормативно-правовых актов, а также характеристику деятельности судов Российской Федерации, их систему в целом и структуру каждого судебного звена в отдельности. Также изучаются ключевые вопросы развития и функционирования негосударственных правоохранительных органов: адвокатура, нотариат, частная детективная и охранная деятельность.

Выше указанное структурирование дисциплины «Правоохранительные органы» позволяет получить четкое представление об организации и деятельности правоохранительных органов, указанных в названных модулях.  

 

МОДУЛЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Аннотация

    Первый модуль посвящен общим положениям дисциплины, которые составляют базовые представления об основных видах правоохранительной деятельности и органах их осуществляющих.

    Авторами дано понятие правоохранительных органов, их основных признаках, задачах и основных направлениях деятельности. Даны базовые представления о таких категориях как «национальная безопасность» и «правопорядок». Также дано понятие оперативно-разыскной деятельности, а также характеристика системы органов осуществляющих данную деятельность. При этом особое внимание уделено гарантиям соблюдения прав граждан при осуществлении оперативно-разыскных мероприятий. Комплексно проанализированы формы предварительного расследования, сформулированы сходства и отличия органов предварительного следствия от органов дознания, посредством анализа законодательства, а также их полномочий. Конкретизировано понятие подследственности и ее видов. Также модуль содержит комплексное описание органов прокуратуры, а также раскрывает содержание прокурорского надзора и иных направлений деятельности органов прокуратуры. Сформулировано понятие судебной власти, выявлены его основные признаки, а также полномочия органов, осуществляющих судебную власть. Уделено отдельное внимание вопросу о понятии и соотношении судебных звеньев и инстанций, а также понятию «правосудие».

Ключевые слова: правоохранительные органы, оперативно-разыскная деятельность, прокуратура, прокурорский надзор, судебная власть, суд.

 

Глава 1. Основные понятия, признаки и характеристики правоохранительной деятельности. Состав, задачи и функции конкретных правоохранительных органов Российской Федерации

1.1. Предмет и система курса. Общий анализ и характеристика правовых актов Российской Федерации о правоохранительных органах и их деятельности

 

Особенностью курса «правоохранительные органы» является то, что в отличие от других правовых дисциплин, в основе которых лежит изучение конкретной отрасли права, в данном курсе подобная основа отсутствует.

В основе данного курса лежит разнообразные законы, разного уровня и юридической силы, совершенно различных отраслей права.

Предмет изучения дисциплины составляет следующий круг вопросов: общая система органов Российской Федерации, осуществляющих правоохранительную деятельность, ее устройства и основы функционирования; внутренняя организация каждого из правоохранительных органов Российской Федерации; специфика деятельности правоохранительных органов, их индивидуальные задачи и цели, а также способы их достижения.

Предмет предопределил его систему, которая состоит из двух модулей.

Первый модуль состоит из следующих элементов: основные понятия, предмет и система курса, общая характеристика законодательства; основы оперативно-разыскной деятельности и деятельности органов предварительного расследования; система органов прокуратуры и прокурорский надзор; судебная власть и система органов ее осуществляющих.

Второй модуль включает: суды общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации; арбитражные суды и суд по интеллектуальным правам; Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов; адвокатура и нотариат, частная детективная и охранная деятельность.

Таким образом, изучение дисциплины предполагает применение знаний вех отраслей права, особенно теории государства и права, конституционного права, уголовного права,криминалистики,уголовного процесса, административного права и гражданского права.

Одним из признаков правоохранительных органов заключается в том, что вся их деятельность основана и регулируется нормативно-правовыми актами различного уровня и юридической силы. Для точно уяснения полномочий и компетенции правоохранительных органов необходимо систематизировать всю нормативно-правовую базу.

Так, актом высшей юридической силы, на основе которого функционируют все правоохранительные органы Российской Федерации является Конституция Российской Федерации. В ней выражены конституционные основы правосудия и организации правоохранительных органов.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом.

В настоящее время основы судебной системы установлены Федеральным конституционным закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», помимо него действует: Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «б арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 №1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и другие.

Таким образом, если на высшей ступени нормативно-правовых актов, регламентирующих правоохранительную деятельность стоит Конституция, то на ступень ниже расположены федеральные конституционные законы и федеральные законы. При этом они не могут противоречить Конституции.

При этом некоторые законы посвящены конкретной отрасли законодательства, в которой функционирует правоохранительный орган, некоторые определяют его структуру, принципы организации.

Так, например, основы организации и деятельности полиции определены в Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», а Следственного комитета в Федеральном законе от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», Прокуратуры в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральном законе от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности».

При этом каждый из указанных органов может осуществлять свою деятельность в сфере уголовного судопроизводства, а значит каждый из них в своей деятельности по раскрытию, расследованию преступлений, осуществлению уголовного преследования руководствуется Уголовным кодексом и Уголовно-процессуальным кодексом. А органы Федеральной службы безопасности, внутренних дел, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки, государственной охраны, Федеральной службы исполнения наказания руководствуются в дополнении к УК и УПК Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», который определяет содержание оперативно-разыскной деятельности и закрепляет систему гарантий при ее проведении.

Порядок организации и деятельности адвокатуры определены в Федеральном законе от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Все адвокатские образования в Российской Федерации руководствуются в своей деятельности именно указанным федеральным законом.

Органы нотариата действуют в соответствии с таким документом, как: «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», утвержденном Верховным Советом РФ 11.02.1993 № 4462-1. В нем закреплены общие положения деятельности нотариата, основные права и обязанности нотариуса, порядок его назначения и нотариальные действия, которые необходимо произвести.

Следующую ступень в системе нормативно-правовых актов занимают указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Данные источники определяют широкий круг вопросов от конкретизации конституционных положений до деятельности отдельных министерств и ведомств. Так, среди указов Президента можно назвать следующие: Указ Президента РФ от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации», которым утверждено «Положение о Следственном комитете Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 07.08.2004 № 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» и другие.

В качестве примеров постановлений Правительства РФ можно назвать следующие: Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»»; Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе», которым утверждено «Положением о Федеральной таможенной службе»; Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» и другие.

Все постановления Правительства, указы Президента приняты на основании Конституции, федеральных и федеральных конституционных законов.

Заключительной ступенью нормативно-правовых актов федерального уровня, являются нормативно-правовые акты министерств и ведомств. Среди них: приказы, инструкции, положения, регламенты, правила и другие. Так, например широкий общественный резонанс вызвал Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 23.08.2017 № 664 или Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» и другие.

Согласно Конституции некоторые вопросы, связанные с правоохранительной деятельностью отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, а значит законы субъектов, распоряжения и постановления правительства субъектов, также являются нормативно-правовой базой деятельности правоохранительных органов.

Так, например, в г. Москве действует закон «О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве», Кодекс города Москвы об административных правонарушениях, Закон г. Москвы «О Московской городской народной дружине».

Также следует отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

1.2. Основные задачи, состав и функции правоохранительных органов Российской Федерации

В Российской Федерации отсутствует нормативно-правовой акт, в котором был бы представлен полный перечень органов, которые следует называть правоохранительными. Указанный термин сформировался в ходе правоприменения.

Для того, чтобы отличить, выделить правоохранительные органы из массы других государственных и негосударственных органов, необходимо сформулировать их признаки.

Признаками правоохранительного органа являются:

1) деятельность, регламентирована нормативно-правовыми актами, как правило, не ниже уровня федерального закона.

Это означает, что в основе функционирования любого правоохранительного органа лежит норма права, воплощенная в законе и регламентирующая основные направления его деятельности. Любые произвольные действия являются недопустимыми.

2) наличие уполномоченных субъектов.

То есть субъекта, наделенного государством властными полномочиями, посредством которых реализуются задачи правоохранительного органа. Этот признак отличает правоохранительные органы от иных органов, которые никак с правоохранительной деятельностью не связаны, а лишь помогают обеспечивать права граждан, например, Многофункциональные центры, Пенсионный фонд и др.

 3) задачей указанных органов является защита прав и свобод, законных интересов граждан, иных физических и юридических лиц, а также поддержание государственной безопасности, правопорядка и законности.

Реализовывая указанные задачи правоохранительные органы должны обеспечить не только защиту от противоправного посягательства, но и в случае его совершения восстановить нарушенные права.

4) наличие принудительных мер государственного воздействия, к которым относятся меры принуждения и взыскания, предусмотренные законом. Однако этот признак справедлив только для государственных правоохранительных органов, негосударственные правоохранительные органы (адвокатура, народная дружина и др.) такими полномочиями не обладают, однако могут привлечь, обратиться в государственные органы за применением указанных мер.

На основании изложенных признаков мы можем сформулировать понятие «правоохранительные органы».

Правоохранительные органы – это уполномоченные государственные и негосударственные органы, деятельность которых строго регламентирована законом и направлена на защиту прав и свобод, законных интересов граждан, иных физических и юридических лиц, а также поддержание государственной безопасности, правопорядка и законности, посредством принудительных мер воздействия.

К задачам правоохранительных органов традиционно относят:

1) предупреждение, пресечение и выявление преступлений и иных правонарушений;

2) раскрытие и расследование преступлений;

3) розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда;

4) установление информации о событиях, представляющих угрозу государственной и общественной безопасности;

5) надзор за законностью;

6) рассмотрение и разрешение дел в суде;

7) юридическая помощь гражданам;

8) правильное применение закона и обеспечение его верховенства;

9) исполнение наказаний и исправление осужденных.

Таким образом, чем выше уровень деятельности правоохранительных органов, тем эффективнее защита прав и свобод человека и гражданина, выше степень государственной безопасности и охраны правопорядка.

Как можно заметить из перечня задач, деятельность правоохранительных органов разнонаправлена и разнообразна. При этом основные направления деятельности соответствуют тому кругу задач, которые стоят перед правоохранительными органами. При этом оценка эффективности правоохранительных органов как правило зависит от того справляются ли они с возложенными на них функциями, к которым относятся:

Конституционный контроль.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 №1-ФКЗ органом конституционного контроля в Российской Федерации является Конституционный Суд Российской Федерации. Суть конституционного контроля заключается в проверке соответствия законов и иных нормативно правовых актов Конституции Российской Федерации. 

Правосудие.

В соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации правосудие осуществляется только судом. В ходе отправления правосудия реализуется судебная власть. Под правосудием понимает деятельность суда по непосредственному рассмотрению и разрешению гражданских, административных, уголовных и арбитражных дел.

Прокурорский надзор.

Под прокурорским надзором следует понимать форму деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.

Задания для самоконтроля

1. К основным понятиям курса «Правоохранительные органы» относятся:

1) «правоохранительные органы и организации», «правоохранительная деятельность», «судебная власть», «судебная инстанция», «прокурорский надзор»;

2) «правовое государство», «судебная власть», «норма права»;

3) «судебная инстанция», «гражданское общество», «политология».

4) «суд», «закон», «гражданин», «участковый».

2. Правоохранительный орган – это:

1) орган, осуществляющий реализацию норм права, сотрудники которого имеют специальные и воинские звания;

2) уполномоченный орган, деятельность которого строго регламентирована законом и направлена на защиту прав и свобод, законных интересов граждан, а также поддержание государственной безопасности;

3) обособленный по признаку профессиональной деятельности орган или организация, который преследуют своей целью выявление нарушений закона и привлечение граждан к уголовной ответственности;

4) составная часть органов исполнительной власти, которые осуществляют принцип верховенства и диктатуры закона, посредством принуждения.

3. Правоохранительная деятельность государственных правоохранительных органов осуществляется посредством:

1) применения юридических мер воздействия, в том числе государственного принуждения, в строгом соответствии с установленным порядком;

2) создания экономических условий, способствующих снижению уровня преступности в обществе;

3) применения мер уголовного наказания к нарушителям закона и предоставления дополнительных гарантий законопослушным гражданам.

4) привлечения граждан к различным видам юридической ответственности.

4. Предварительное расследование осуществляется в форме:

1) предварительного следствия и разбирательства;

2) дознания и расследования;

3) предварительного следствия и дознания;

4) дознания и судебного рассмотрения.

Аннотация

Второй модуль посвящен органам, осуществляющим судебную власть, а также негосударственным органам, деятельность которых связана с обеспечением защиты прав и свобод человека и гражданина, а именно адвокатуре, нотариату, частной детективной и охранной деятельности.

Авторами раскрыта система судов общей юрисдикции Российской Федерации с учетом внесенных изменений внесенных Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Изложены полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции, в состав которых входят верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области, суды автономных округов; районные суды, межрайонные суды (районные суды); военные суды и мировые судьи. Дана характеристика разрешаемых судами общей юрисдикции споров и рассматриваемых дел при осуществлении ими правосудия посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства в соответствии с их компетенцией.

Раскрыта система арбитражных судов Российской Федерации и их место в судебной системе Российской федерации, а также общая характеристика задач и подведомственности арбитражных судов. Также дана характеристика особенностям функционирования, структуры, организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Также дано понятие и раскрыты основные задачи адвокатской деятельности, особенности правового статуса адвоката. Раскрыто понятие и основные задачи нотариальной деятельности, «проведена граница» между государственными нотариусами, занимающимися частной практикой. Дана общая характеристика частной детективной и охранной деятельности.

Ключевые слова: суд, адвокатура, нотариат, частная детективная деятельность, частная охранная деятельность, правосудие, судья.

 


Задания для самоконтроля

1. Важнейшая функция судебной власти:

1) осуществление правосудия;

2) обеспечение исполнения судебных решений;

3) контроль за законностью решений;

4) розыск лиц, совершивших преступления.

2. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется:

1) Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему лицами;

2) Председателями Верховного Суда и Конституционного Суда Российской Федерации;

3) законодателем;

4) только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.

3. Организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов осуществляется:

1) заведующими судов;

2) отделами тылового обеспечения судебных органов;

3) Верховным Судом Российской Федерации;

4) Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

4. К судам общей юрисдикции не относится:

1) гарнизонный военный суд;

2) мировой судья;

3) третейский суд;

4) районный суд.

5. Судом субъекта в соответствии с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»:

1) мировой судья;

2) районный суд;

3) арбитражный суд субъекта Российской Федерации;

4) Конституционный Суд Российской Федерации. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебное пособие по дисциплине «Правоохранительные органы» состоит из двух последовательно изучаемых в течение одного семестра модулей.

Модуль 1 «Общие положения» посвящен рассмотрению понятия правоохранительных органов, их основных признаках, задачах и основных направлениях деятельности. Студентами изучены такие категории как «национальная безопасность» и «правопорядок», усвоено понятие оперативно-разыскной деятельности, а также характеристика системы органов осуществляющих данную деятельность. Также в ходе изучения дисциплины студенты анализируют формы предварительного расследования, на семинарских занятиях формулируют сходства и отличия органов предварительного следствия от органов дознания, посредством анализа законодательства, а также их полномочий. Модуль содержит комплексное описание органов прокуратуры, а также раскрывает содержание прокурорского надзора и иных направлений деятельности органов прокуратуры. Модуль позволяет сформулировать понятие судебной власти, выявить его основные признаки, а также полномочия органов, осуществляющих судебную власть.

Модуль 2 «Суды Российской Федерации. Адвокатура, нотариат. Частная детективная и охранная деятельность» содержит полное описание судебной системы Российской Федерации, а также характеристику, структуру и совокупность полномочий каждого из судов, предусмотренных ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Также модуль обеспечивает усвоение студентами вопросов, связанных с организацией оказания юридической помощи в Российской Федерации органами адвокатуры и нотариата, а также об основах частной охранной и детективной деятельности.

Выше указанное структурирование дисциплины «Правоохранительные органы» позволяет получить четкое представление о системе государственных и негосударственных органов Российской Федерации, которые в соответствии с законом уполномочены обеспечивать защиту прав, свобод физических и юридических лиц, а также безопасность государства и правопорядок.   

ПРИЛОЖЕНИЯ

П.1. Глоссарий

Адвокат – независимый профессиональный советник по правовым вопросам, получивший в установленном законе порядок статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Адвокатская деятельность – квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Административное право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления исполнительно-распоряд



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.111 с.)