Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Традиции политической культуры России
Важный системообразующий фактор политической культуры – традиции сознания, историко-политический опыт сообщества. Традиции политической жизни не просто дают кризисным сообществам образцы поведения, но и являют собой мифологизированные типы воспроизводства (преемственности) региональной идентичности. Традиции – устойчивые стереотипы повседневного мышления и поведения, передаваемые от поколения к поколению путём социализации. В качестве элементов традиций выступают сложившиеся преобладающие культурные образцы, институты, нормы, идеи, ценности, стили жизни. Традиции включают в себя набор базовых объектов наследования – ценностей. Традиции представляют интерес в трёх аспектах: институциональном, ментальном и коммуникативном. Первый аспект выявляется по строению политических акторов, прежде всего – государственных органов. Второй – по иерархии ценностей и ориентаций массового сознания. Третий – по повседневным формам и способам деятельности. Традиция являет собой форму приспособления общества к природной среде и к внешним (макросоциальным) факторам бытия. Традиция выполняет жизненно важные задачи: интегрировать общество, поддерживать его устойчивое бытие и развитие, адаптировать общество к инновациям. Традиция существует благодаря непрерывным процессам: интериоризации (усвоению индивидами и группами ценностей наследия), а также экстериоризации (распространению убеждений людей на «внешний» мир – общество). Два этих процесса внешне противоположны и диалектически взаимосвязаны. Исторические традиции во многом зависят от времени и характера включения территориальных сообществ в состав России. Методологическую основу исследования может дать эволюционный подход. Сначала зарождается ядро страны, затем – присоединение геополитической «мантии» ядра, потом – стабилизация границ и, наконец, дряхление государства и утрата земель. Каждое государство имеет историко-географическую структуру. По Дж. Паркеру, в неё входят: геополитический центр (первичное ядро, историческое ядро, мантия ядер), а также периферии. Для России характерна интенсивная и непрерывная колонизация (понимаемая нейтрально как расширение). Политико-культурная неоднородность страны вследствие её колоссальных размеров, огромного разнообразия культур – постоянный фактор российской политики. Столь неоднородное государство не смогло бы развиваться 1150 лет, если бы не проявлялась терпимость к интересам сообществ, не была бы гибкой политическая система. Для империй характерна надэтническая идентичность, позволяющая сглаживать конфликты между народами, конфессиями, сословиями (С.И. Каспэ). Экстенсивное расширение России имело и важные негативные последствия: низкую эффективность экономики; привычку жить по своим желаниям, а не законам; замедленность коммуникаций.
Российская колонизация имела своеобразные на фоне Запада черты, обобщённые Е.В. Морозовой: – сравнительная мягкость ассимиляции и дифференцированный курс в отношении «мирных» и «нелояльных» сообществ; – вольная колонизация обгоняла государственную; – православие как идеология, что позволяло интегрировать этнокультурные традиции; – мобилизационный тип развития на основе государственных целей и ресурсов; – продвижение «до предела», за которым натиск натолкнется на непреодолимые преграды. Вследствие успеха данной модели колонизации закрепились устойчивые черты менталитета: непривычка к монотонной организованной деятельности и, напротив, умение концентрировать усилия на «короткой» временной дистанции; терпимость; общительность; адаптивность; идеал свободы как избавления от государственных обязанностей; психологические комплексы «столичности» и «провинциальности». На южных и восточных окраинах (степное Предкавказье, Сибирь, Дальний Восток), где России веками противостояли воинственные кочевники, укоренились ментальные установки поселенцев: самостоятельность, предприимчивость, нацеленность на жизненный успех. Эти черты культуры часто сравнивают с чертами Запада США, моделями сознания конкистадоров в Латинской Америке. Растёт актуальность осмысления политических традиций. Ведь лишь те новшества, которые не отторгаются массовым сознанием, могут закрепляться в политической культуре без тяжелых потрясений. Политические традиции общества наиболее корректно познаваемы в рамках цивилизационного анализа, признающего множественность и равноценность социальных систем.
«Духовное ядро» цивилизации включает в себя, по Э. Шилзу, компоненты: общую «картину мира»; представления о смысле жизни, добре и зле, успехе и неуспехе; религиозные ценности; осмысление власти и права; понимание взаимоотношений «индивид – группа – общество – человечество». Конечно, «ядро» цивилизации исторически меняется, в каждом случае оно своеобразно по содержанию и степени однородности. Но «духовное ядро» во всех изменениях социальных институтов и культуры остаётся относительно устойчивым, кроме системного кризиса. «Ядро» сообщает преемственность, устойчивость подсистемам общества (в том числе политической). Поскольку российская цивилизация сложилась в Средневековье, она относится к «ценностным» обществам. В них религиозная компонента «духовного ядра» преобладает над светской культурой, этикой, а тем более экономической, социальной и политической сферами. «Ядро» цивилизации взаимосвязано с «периферийными» подсистемами ценностей. Они обеспечивают адаптацию новшеств в пределах «поля притяжения» цивилизации. На основе центральной, «осевой» совокупности ценностей исторически складываются и передаются от поколения к поколению политические традиции. Повседневно и обыденно они выражаются в форме менталитета – установок эмпирического сознания и стереотипов деятельности. «Матрица» политических традиций России включает в себя систему идей и ценностей, выросших на почве православного мировоззрения: «добротолюбие», морализм права, соборность, гармоническое единство духовной и светской власти (симфония). Такой ценностный выбор не был случайностью. Он – следствие мучительного, оплаченного веками поисков выбора идентичности, способов выживания в природной и политико-географической среде Евразии. По своим качествам «матрица» традиций России ближе Востоку, чем Западу. В основе строения политической сферы не самоорганизованное гражданское общество, а «государство правды», контролирующее основные потоки власти – собственности. Имперский и советский периоды мутационно видоизменили систему, а не заменили её на устроенную по западным принципам. Политологи, увы, редко обращают внимание на важный вывод социолога Р. Редфилда: традиции существуют на двух уровнях политической культуры. «Большая» традиция рефлексируется интеллектуалами и творится ими. «Малая» традиция – плод массового и обыденного сознания. Она воплощена в проявлениях менталитета: обычаях, ритуалах, настроениях, мифах, повседневных (часто неосознанных) способах действия. На стыке большой и малой традиций рождается историческая память – устойчивая система представлений о прошлом, бытующая в политическом сознании (Р.Г. Пихоя). Память оценивает прошлое эмоционально и категорично, чем отличается от форм научного сознания. Память инерционно устойчива, хотя меняется под влиянием текущих процессов. Историческая память содержит «систему координат» оценки настоящего и будущего, позволяя объяснить и оправдать новое в категориях старого. Политический опыт прошлого проецируется на будущее в виде законченных образцов поведения. Исторические традиции актуализируются во времена кризисов, когда утрачивается либо раскалывается «ценностное ядро» культуры. Исторические традиции способствуют росту идентичности. Традиции амбивалентны. Они могут способствовать складыванию гражданской культуры и консенсусных методов взаимодействия. Но могут стать и средством разжигания нетерпимости и легитимировать сепаратистские интересы элит. Роль традиций зависит от политических акторов, обеспечивающих преемственность и изменения исторических стереотипов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.005 с.) |