Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системообразующие факторы политических культур России
Основные системообразующие факторы политической культуры таковы: 1. Общность людей. 2. Групповое самосознание (идентичность). 3. Социальный состав населения и его отдельные показатели. 4. Исторический и политический опыт (традиции). 5. Экономико-социальные различия. 6. Природные условия. 7. Внешние связи и влияние макросреды на сообщество. Преобладающая часть факторов носит историко-долгосрочный характер. Но есть факторы в основном динамического, краткосрочного свойства. Политическая культура – это двуединство традиций и инноваций, непрерывно саморазвивающаяся система. Неповторимость России в том, что влияние на формирование культур оказывало и оказывает наибольшее число факторов, в отличие от стран Запада. «Палитра» политических культур весьма разнообразна. Рассмотрим каждый из факторов в условиях России: 1. Долгосрочное существование форм самоорганизации людей. Политико-культурное сообщество – ареал, который устойчиво проявляет систему своеобразных ориентаций и имеет ресурсы для выражения их в политике. 2. Сообщество как субъект политической культуры. Основа такой группы – связи и отношения между людьми по поводу своеобразных условий жизни. Общности действуют ради обеспечения нормальных условий жизни, удовлетворения потребностей своих участников. Их активность воспроизводит нормы и механизмы культуры в повседневных практиках. В наивысшем выражении, если такие общности представлены в институтах власти и отстаивают свои интересы, они становятся политическими общностями. На активность сообществ влияют факторы институционального свойства (наличие органов власти и форм прямой демократии, влияние неправительственных организаций и других структур гражданского общества), а также субъективные качества групп (самосознание, ориентации культуры, стереотипы деятельности и роли). Е.В. Морозова определяет признаки сообществ, которые обретают уровень политических субъектов, поскольку они: – способны к политическому действию в защиту своих интересов; – имеют ресурсы, чтобы достичь своих целей и преодолеть сопротивление других общностей; – саморегулируемы; – могут выбирать цель и средства её осуществления, а также их действия важны для социума.
3. Социальный состав населения. Наиболее важны различия по полу и возрасту, уровню и характеру образования, урбанизации, этничности, конфессии. Соотношение значимости данных измерений устанавливается путём социологических опросов и последующих количественных процедур анализа. В традиционных культурах фактор пола очень весом: женщины пассивны и зависимы от политического выбора мужчин. В постиндустриальных обществах половые различия политически менее важны. Возраст влияет на ориентации политической культуры нелинейно. В традиционных сообществах («глубинке» горских аулов и казачьих станиц) молодежь не допускалась к участию в политике, для голосования всей группы важно мнение «стариков». Наиболее продвинутые в сторону глобализации анклавы (города-столицы и «миллионники»), напротив, демонстрируют автономный выбор индивидом своих взглядов и даже новую крайность – геронтофобию. Многие исследователи полагают, что консерватизм граждан прямо пропорционален их возрасту. Но введём поправку на время социализации отдельных поколений. Уровень и характер образования, пожалуй, самый значимый социальный фактор культуры. Г. Алмонд и С. Верба отмечали, что среди демографических показателей «ничто не идёт в сравнение с фактором образования по степени влияния, которое он… оказывает на формирование политической позиции. Необразованный человек или человек с ограниченным образованием принципиально отличается от человека с высоким уровнем образования; это совершенно иное политическое лицо» [цит. по: 2, с. 71]. Высокообразованный человек или группа имеют больше знаний и ориентаций в мире политики. Но конфликт ценностей между образованными слоями и властью может вести к протестному поведению, например, абсентеизму и голосованию против всех кандидатов. Следует также различать формальное образование (например, покупку дипломов об окончании вузов либо фиктивное повышение квалификации госслужащими) и образование настоящее, подтверждённое знаниями. Профессиональные и стратификационные различия весомы, особенно в ареалах с устойчивым преобладанием отдельных групп. Таковы шахтерские районы, «закрытые» города военно-промышленного комплекса, наукограды, местности с повышенным уровнем безработных и беженцев в социальной структуре.
4. В России историко-культурные размежевания «западничество – самобытность» и «традиционализм – модернизация» серьезно различаются по социальной базе (работы К.Г. Холодковского, А.В. Перова). Представители традиционной субкультуры гораздо чаще и энергичнее участвуют в выборах, акциях протеста, обращаются в органы власти и СМИ с требованиями. К.Г. Холодковский на материалах опросов ФОМ и ВЦИОМ установил, что «западнические» симпатии гораздо меньше, чем «рыночные», зависят от прогрессивной социально-демографической среды. В больших городах «сильная динамичная» среда порождает скорее обратные (почвеннические, державные импульсы). Например, столичные интеллигенты и работники культурной сферы в Москве не являются оплотом «западничества». По выводу А.В. Перова, такое отличие модернистской субкультуры «по-российски» от западнической свидетельствует о срабатывании защитных механизмов культуры, когда она возвращается к традиционным ценностям как «островку спокойствия» в ответ на внешние, психологически непривычные, вызовы глобализации. Кроме этого, на политические ориентации влияет восприятие времени. Сельские жители и выходцы из сёл привыкли понимать время циклично, в соответствии с природными сезонами. По расчетам С.И. Барзилова и Е.Н. Барябиной, около 50% нестоличного населения России приходится на сельские местности. До 40% жителей районных центров – горожане в первом поколении, 70% из них имеют родственников в деревне, более 80% ведут личные подсобные хозяйства. Среди обитателей областных центров только 30% – горожане в третьем поколении, а более 40% – бывшие сельские жители. То есть их сознание имеет черты крестьянственности, что влияет на медленное освоение новшеств. 5. Следующий системообразующий фактор политической культуры – экономико-социальные различия. Они поддаются количественному измерению. Чаще всего используют индикаторы: валовой внутренний продукт, объем производства товаров и услуг, производительность труда, номинальные и реальные доходы граждан, ожидаемая продолжительность жизни и индекс долголетия, доля учащихся среди возрастов от 6 до 23 лет, индекс образования, индекс развития человеческого потенциала. Культурное пространство распадается на отчетливо выраженные субкультуры по уровню доходов и статуса. Их представители нацелены на различные модели культуры и стратегии поведения. Социальные группы и территории, улучшившие свое положение в постсоветский период, склонны поддерживать новую политическую систему. Проигравшие тяготеют к оппозиции, как доказал в итоге корреляционного анализа предпочтений на выборах А.Ю. Бузин. 6. Фактор природных условий, т.е. преломления объективных качеств ландшафта в самосознании жителей. Месторазвитие общности сильно влияет на её ментальные черты, особенно в традиционных обществах. Природное своеобразие отражается в обыденной «картине мира» членов сообщества: в их психологии, языке, системе ценностей. Природные условия влияют на политическую культуру косвенно. Они определяют экологическое равновесие – баланс природных ресурсов и предельных антропогенных нагрузок, которые выдерживаются экосистемой без вреда. Природные условия определяют плотность населения, расстояния между населёнными пунктами и их размеры, степень «связанности» либо разобщённости. Глобализация наращивает автономию людей от естественных факторов деятельности, но не может полностью упразднить экологические детерминанты.
7. Наконец, системообразующим фактором политической культуры являются международные и внутригосударственные связи. Наиболее сильно глобализация проявляется в приграничных регионах, столичных центрах – коммуникационных «узлах», зонах конфликта. Инновационный климат в международных культурных обменах значительно более развит в пограничных Калининградской области и Приморском крае, чем в Пензенской области или Коми-Пермяцком АО. Москва – центр политико-культурного обмена с миром, а Владимирская и Ивановская области – периферия. Глобализация усиливает размежевание центра и периферии, обостряет территориальные различия. Вместе с тем следствия глобализации контрастны в зависимости от типа политической культуры региона и политики государства. Если граница выполняет в основном функцию «барьера», то возможности международных обменов невелики (Псковская, Сахалинская, Мурманская области). Если граница превращается в «мост» контактов, то складывается инновационная субкультура (Санкт-Петербург, Калининградская область, Черноморское побережье). Другой вид сообществ (лидеров трансграничных контактов) – города. Благоприятный инновационный климат складывается в следующих видах городов: столицах; нестоличных городах с мощным присутствием зарубежных организаций; приграничных и портовых городах; «этнорегиональных» городах – средоточии межкультурных обменов и «мозаичной» культуры; промышленных центрах, где много иностранцев. Третий вид сообществ с наиболее активным международным влиянием – зоны конфликтов (Чечня, Дагестан, Ингушетия). Здесь наблюдается реанимация реликтовых политико-культурных границ. Зарубежные исламистские фонды и организации, а в косвенной форме – и ряд стран Ближнего Востока целенаправленно формируют образ сепаратной «буферной зоны», надеясь вытеснить Россию из Черноморско-Каспийского макрорегиона. Вместе с тем внешнеполитические факторы могут негативно повлиять на культуру лишь там и тогда, где есть внутренние устойчивые условия для сепаратизма. Глобализация усилила ранее маргинальную, а ныне одну из ведущих тенденций: складывание гибридной политической субкультуры, уже не связанной с определенной территорией. Примеры – субкультуры мигрантов, этнических диаспор, городских бизнесменов и интеллектуалов. Складываются виртуальные (информационные) сообщества, которые экстерриториальны: новые средства коммуникации делают во многом слабыми политические границы. В целом же международные связи способствуют усложнению политических культур, создают пространство диалога цивилизаций и идентичностей.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.006 с.) |