Теории восприятия стабильности видимого мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории восприятия стабильности видимого мира.



В реальной жизни наши глаза и голова находятся в постоянном движении, но мы воспринимаем окружающий нас мир стабильным, а не постоянно мельтешащим перед глазами. Этот феномен получил название константности положения видимoгo мира. Можно сделать предположение о том, что наша перцептивная система тонко дифференцирует и соотносит между собой реальные перемещения предметов и происходящие синхронно с этим движения наших глаз, головы, тела. В истории психологии известны две теории, объясняющие стабильность видимоrо мира.

1) Афферентная теория Чарльза Шерингтона. Афферентные сиrналы от rлазодвиrательных мышц поступают в rоловной мозr, тормозят афферентные сиrналы от движения объекта, возникающие в сетчатке, выполняя, таким образом, функцию отрицательной обратной связи. Информация о движении изображения тормозится информацией о движении наблюдателя.

2) Эфферентная теория Германа Гельмгольца. Механизм, указанный Шеринrтоном, вряд ли можно рассматривать как основной, поскольку он сравнительно медленный: управляющие эфферентные импульсы должны дойти до мышц, а затем афферентный поток в качестве сиrналов обратной связи опять возвращается в мозr. По Гельмrольцу сетчаточные сиrналы при перемещении объекта тормозятся не афферентными сиrналами от rлазодвиrательных мышц, а эфферентными управляющими сиrналами, поступающими от мозrа к этим мышцам. Т.е. командные нейроны (из ЦНС) давая глазу команду двигаться, отключают сетчаточные сигналы.

В настоящее время существует множество эмпирических доказательств справедливости эфферентной теории. Еще сам Гельм­rольц обратил внимание на то, что если на rлазное яблоко нaдa­вить пальцем, т. е. осуществить пассивное, а не произвольное движение rлаз, то видимый мир сдвинется. Что происходит в этом случае? Мы исключили эфферентные сиrналы к мышцам, но оставили афферентные сиrналы от мышц.

Иллюзии восприятия движения:

1) Вызванное или индуцированное движение. Примеры - движение Луны относительно облаков, ощущение движения в стоящем поезде, когда начинает движение поезд рядом стоящий. Механизм: восприятие движения относительно: один объект выбирается за систему отсчёта, движение другого оценивается относительно первого.

2) Кажущееся движение. Оно возникает при быстрой смене неподвижных картин (кино, мультфильмы) и называется еще стробоскопическим эффектом или «фи-феноменом». Фи-феномен – восприятие бегущей световой точки при последовательном включении лампочек, расположенных в ряд.

3) Автокинетическая иллюзия. Видимое движение физически неподвижного объекта в условиях гомогенной среды. Необходимые условия для возникновения: темнота, жёсткая фиксация объекта. Если в течение минуты наблюдать за неподвижным точечным источником света в темной комнате, то можно отчетливо увидеть, что эта световая точка совершает хаотичные движения в пространстве.

4) Эффект водопада или послеэффект движения. Послеэффекты движения возникают в случаях, когда, относительно долго наблюдая за непрерывным движением в одном направлении, мы переводим взгляд на иначе текстурированную поверхность; создается впечатление, что эта поверхность движется в противоположном направлении. Напр., если пристально смотреть на водопад, а затем перевести взгляд на торчащий из воды камень, он покажется движущимся вверх.

Восприятие времени.

Время существует объективно, непрерывно одна минута сменяет другую, один день — другой, проходят месяцы, года, столетия. Но, несмотря на то, что ход времени во всем мире подчиняется одним и тем же законам, для каждого отдельного человека один и тот же промежуток объективно прошедшего времени может представляться короче или длиннее, чем он был на самом деле. Для разных людей один и тот же отрезок времени может иметь совершенно различные значения. Для одного человека неделя «тянется» как месяц, для другого же неделя «пролетает» словно пара дней (Время субъективно).

Изучать восприятие времени сложно. Один из известных исследователей этой проблемы Герберт Вудроу писал, что время — это не та вещь, которая, подобно яблоку, может быть нами воспринята непосредственно.

Определенная специфика восприятия времени заключается в том, что не существует особой стимульной энергии, воздействующей на соответствующий рецепторный аппарат и создающий, таким образом, сенсорную основу для временной перцепции. У времени нет субстрата. Вместе с тем мы, безусловно, умеем измерять физическое время и у нас нет основания сомневаться в том, что его течение каким-то образом фиксируется нашим восприятием.

Таким образом, при рассмотрении проблемы восприятия времени стимульно-ориентированный подход не имеет преимущества, что не исключает необходимости рассмотрения субъект-ориентированного, т.е. поиска различного рода внутренних, познавательных механизмов, опосредующих процессы временной перцепции.

О течении времени мы судим лишь по определенным признакам.

Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длитель­ности и последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». К ним относятся рит­мические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Например, чередования сна и отдыха. С другой стороны, мы воспринимаем время при выполнении какой-либо работы, т. е. когда происходят определенные нервные процессы, обеспечивающие нашу работу. В зависимости от длительности этих процессов, чередования возбуждения и торможения, мы получаем определенную информацию о времени.

Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий было много и они были интересны для нас, то время шло быстро. И наоборот, если событий было мало или они были не интересны для нас, то время тянулось медленно. Однако если приходится оценивать прошедшие события, то оценка длительности носит обратный характер. Время, заполненное разнообразными событиями, мы переоцениваем, временной отрезок кажется нам более продолжительным. И наоборот, не интересное для нас время мы недооцениваем, временной отрезок кажется нам незначительным.

Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быст­ро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. Благодаря этому мы воспринимаем течение времени, уста­навливая, в свою очередь, для этого объективный порядок необратимой последо­вательности событий. Причем этот порядок мы устанавливаем на основе причин­ных зависимостей следования одних событий за другими.

Помимо установления порядка или последовательности предшествующего и последующего событий мы с вами пользуемся временной локализаций, т. е. мы знаем, что такое-то событие должно произойти в данное время. Локализация вре­мени возможна потому, что мы с вами пользуемся определенными величинами временных интервалов. Такими интерватами могут быть день, неделя, месяц, год, столетие и т. п. Существование этих интервалов возможно потому, что в них чере­дуется определенная смена событий, например заход и восход солнца. Так, по ко­личеству восходов мы можем судить, сколько прошло дней, недель, месяцев, лет.

Поскольку время — направленная величина, вектор, однозначное его определе­ние предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, месяц, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. Естественной отправной точкой во времени является настоящее, которое разделяет время на предше­ствующее ему прошлое и последующее будущее. Оно одно как будто непосред­ственно дано как нечто наличное; от него взор направляется в прошлое и будущее.

Однако и настоящее имеет свое положение в череде опосредованных событий, т. е. существуют точки, от которых ведется исчисление времени. Такой точкой для конкретного человека является его рождение, для человечества — определенная общепринятая точка, например рождение Иисуса Христа.

Таким образом, в восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с на­шей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от запол­ненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением со­бытий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает наше ощущение времени, то второй аспект помога­ет нам ориентироваться во времени. (по Маклакову)

 

17. Константность восприятия.

Константность восприятия.

Восприятие (перцепция) — это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии адекватных физических раздражителей на органы чувств. В отличие от ощущений в процессах восприятия (ситуации, человека) формируется целостный образ предмета, который называется перцептивным образом.

Свойства восприятия:

· Предметность

· Целостность

· Структурность

· Апперцепция

· Осмысленность

· Активность (или избирательность)

· Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов (форма, размер, цвет) при изме­нении условий их восприятия. Константность восприятия величины предметов выражается в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изо­бражение, когда мы стоим возле него. Константность восприятия цвета заключается в относительной неизмен­ности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумер­ки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым. Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности восприятия при изменении положения предметов по отношению к линии взора наблюдателя. С каждым изменением положения предмета отно­сительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется (например, можно смотреть на предмет прямо, сбоку, с тыльной стороны и т. д.). Однако благодаря движению глаз по контурным линиям предметов и выделению характерных соче­таний контурных линий, известных нам по прошлому опыту, форма воспринима­емого предмета для нас остается постоянной.

 

18. Исследование восприятия пространства, движения и констант­ности в рамках экологической теории Гибсона.

Восприятие пространства – образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие формы, величины, цвета и иных особенностей предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы.
Восприятие пространства включает в себя:

· восприятие отдаления (мы оцениваем примерное расстояние до виднеющегося газетного киоска – мы еще раздумываем – идти до него или нет),

· восприятие расстояния между объектами (мы оцениваем расстояние от газетного киоска до киоска с мороженым – у нас в планах сначала купить газету, а потом мороженое),

· восприятие направления (прохожий показывает нам рукой в сторону ближайшей станции метро – мы сопоставляем направление вытянутой руки с местностью),

· восприятие величины объектов (вдали показались две темный фигуры, мы присмотрелись – фигуры маленькие, возможно, что это дети),

· восприятие формы объектов (присмотрелись к форме силуэтов, точно – дети).

1) В объемлющем оптическом строе есть инвариантные структуры для восприятия неизменных свойств объектов. Например, для восприятия размера объекта. Понятие объемлющего оптического строя включает в себя оптическую структурированную информацию, попадающую на сетчатку наблюдателя и отобража­ющую структурированность внешнего мира. «Информация», это не то, что передается в виде энергии на рецептор, ­ это то, что извлекается наблюдателем в процессе перцептивной активности из объемлющего оптического строя, она не исчезает и не передается от чего­-то к чему­-то, она всегда есть во внешнем мире и появляется (т. е. извлекается из него) в ходе активного взаимодействия человека как целого со всем богатством оптической информации. Перцептивный инвариант –­ это сложное свойство, выделяемое в cтpyк­туре оптической информации, которое выражается в том, что оно остается неизменным независимо от тех изменений, которые про­исходят в объемлющем оптическом строе при изменении положе­ния объектов окружающей среды, движений наблюдателя или того и другого одновременно. Например, когда от нас с постоянной скоростью удаляется aвтомa­шина, ее видимый размер закономерно уменьшается.

2) Другой пример связан с так называемыми структурными инвариантами, они остаются неизменными при изменении оптиче­ской информации. Например, линия горизонта как оптический инвариант: телеграфные столбы одинаковой высоты делятся горизонтом в одинаковой пропорции. Т.е. отношение, в котором горизонт делит вертикальный размер объекта остается постоянным вне зависимости от дальности объекта.

3) Основной параметр объемлющего оптического строя – градиент плотности текстуры поверхности. Когда в поле зрения наблюдателя присутствует хорошо текстурированная поверхность (пол, трава, земля), то в соответствии с принципом линейной перспективы при удалении от него какого-либо объекта постепенно возрастает плотность этой текстуры. Градиент текстуры, фактически естественная «шкала» глубины. Изменения градиента на плоскости рисунка создают отчет­ливые иллюзии восприятия трёхмерного изображения.

Эксперименты с оптическим или виртуальным псевдотоннелем. Накладывая друr на дрyrа очень тонкие черные и белые пластиковые листы большоrо размера Гибсон создавал оптический строй, состоящий из чередования темных и светлых колец, уменьшающейся ширины от периферии к центру (рис. 79). Таким образом, искусственно задавался rрадиент плотности чередующихся темных и светлых колец. В центре каждоrо листа было сделано отверстие диаметром 30,5 см. Дж. Гибсон отмечал, что «когда опыт проводился с 36 чередующимися темными и светлыми кольцами, все испытуемые видели непрерывную полосатую цилиндрическую поверхность, т.е. объемный тоннель». Они видели его как реально существующий тоннель, и rоворили, что «через весь это тоннель можно было прокатить шар». Чем меньше было колец (т. е. чем rрубее rрадиент текстуры), тем меньшее число испытуемых видели этот виртуальный тоннель.

Восприятие движения – отражение изменения положения объектов в пространстве и во времени, т.е. его направленности и скорости. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. С помощью зрения мы можем получить информацию о движении объекта двумя различными способами: при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз.

ü Информация, содержащаяся в объемлющем оптическом строе, играет ведущую роль для восприятия движения. Стимульная информация о движении заключена в изменении caмoro паттерна оптическоrо строя (паттерн – объединение сенсорных стимулов как принадлежащих одному классу объектов). Поэтому как при движении объектов внешнеrо мира, так и при движениях caмoro наблюдателя можно обнаружить закономерные паттерны трансформации оптическоrо строя, несущие исчерпывающую и однозначную информацию для восприятия движения. Эти паттерны или инварианты оптическоrо строя несут достоверную информацию о дви­жениях caмoro наблюдателя и перемещениях объектов в пространстве.

Т.о., изменения оптическоrо строя содержат информацию о дви­жении.

ü Гибсон полаrал, что зрительной системе нет необходимости использовать инфор­мацию о движении rлаз для разделения движений, вызванных пе­ремещением rлаз и rоловы, и движений, обусловленных перемещением caмoro объекта. Необходимая информация имеет исключительно оптическую природу, ее несут так называемые инварианты объемлющеrо оптическоrо строя: те трансформации, котарые происходят в нем при движении rлаз, отличаются от тех, которые возникают при реальном движении объекта.

ü Зрительные кинестезии. Зрение схватывает и движение вcero тела относительно земли, и движение отдельных частей относительно тела. Зрение получает информацию как об окружаю­щем мире, так и о самом наблюдателе. В объемлющем оптическом строе всеrда присутствует опти­ческая информация о самом наблюдателе и его движениях, нa­пример в нашем поле зрения постоянно представлен нос, контуры бровей, очертания щек и др. Поэтому мы постоянно имеем надежную совместную информа­цию и о собственных движениях, и о перемещениях объектов во внешнем мире.

Эксперименты:

1) Зрительное столкновение. В. Шиф, Джеймс Гибсон, Э. Гибсон. Использовалс проектор, создававший на матовом полупрозрачном экране некое теневое изображение. Изображение моrло очень быстро и плавно (за несколько секунд) увеличиваться от небольшоrо пятна в центре экрана до размеров вcero экрана. Испытуе­мому, сидевшему перед экраном в затемненной комнате, отчетливо казалось, что объект неопределенной формы надвиrается на него и останавливается у самого лица. Испытуемые сообщали, что им не казалось, что объекты становятся больше, они не замечали увеличения размера тени как таковой, они воспринимали именно движущийся на них объект и пытались уклониться от столкновения.

2) Важность принципа зрительных кинестезий для передачи реальности восприятия движений можно продемонстрировать на одном из приемов кино-­ и видеосъемки – съемки передвижной камерой. Коrда использу­ется передвижная камера, самые различные сцены делаются более жи­выми и естественными, возникает чувство личноrо присутствия в кадре. При съемках стационарной камерой отснятые сцены выrлядят более статично, картинно и менее реально.

Восприятие константности – относительное постоянство некоторых свойств предметов (форма, размер, цвет) при изме­нении условий их восприятия.

Гибсон утверждает, что константность размера оцениваемоrо объекта можно объяснить наличием инвариантной оптической информации ­– rpaдиентом текстуры. Его опыты проводились на большом поле, простиравшемся до rоризонта. Оно было хорошо перепахано и выrлядело как хорошо текстурированная комочками земли ровная поверхность. От испытуемых требовалось оценить высоту столбиков-­вех, которые были расставлены по полю на расстоянии до 800 м от испытуемоrо. Результаты обнаружили, что обычные нетренированные испытуемые давали достаточно точные оценки высоты вех, и эти оценки не уменьшались даже тоrда, коrда они были удалены на 800 м. Таким образом, при изме­нении удаленности воспринимаемоrо объекта в больших пределах наблюдается константность восприятия его размера.

Наблю­датели неосознанно извлекают определенное инвариантное отношение, а размер сетчаточноrо изображения не иrрает никакой роли. Независимо от того, насколько далеко находится объект, он пересекает или заслоняет одно и то же число текстурных элемен­тов земли. Это число является инвариантным.

Ещё один мощный оптический инвариант: «На каком бы расстоянии ни находилась веха, отношение, в котором ее делит rоризонт, также является инвариантным».

Это не признаки для дальнейшей ментальной переработ­ки, а оптическая информация для прямоrо восприятия размера объекта.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.025 с.)