Экологическая теория как прорыв в психологии восприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологическая теория как прорыв в психологии восприятия



1) В ней акцентируется особое внимание на роль естественной окружающей среды при изучении восприятия, а не только искусственных лабораторных условий.

2) Концепция экологической опти­ки инициировала интерес исследователей к изучению перцептив­ных процессов не только у человека, но и у различных видов жи­вотных.

Резюме

1) Гибсон говорит, что не надо изучать стерильные лабораторные феномены (экологичность).

2) Стимуляция существует отдельно от организма или нервной системы в энергетических полях окружающей среды.

3) Гибсон отвергает саму идею необходимости обработки сенсорной информации, поскольку не считает, что восприятие основано на ощущениях. В его концептуальном аппарате не находится места и для такого понятия, как «стимул». Восприятие «непосредственно».

4) Субъекту в акте восприятия противостоит экологический мир. Экологический уровень описания мира, который окружает животное, определяется формами его жизнедеятельности.

5) Иерархическое строение экологического мира. Мелкие элементы окружающего мира встроены в более крупные, те в свою очередь встроены в еще более крупные и т. д. (Например, ущелья встроены в горы, деревья встроены в ущелья, листья встроены в деревья, клетки встроены в листья.). Кратковременные события, происходящие в окружающем мире, встроены в длительные, те — в еще более длительные, и так до бесконечности.

6) Значимость окружающего мира. Экологический мир по самому своему определению не может не быть значимым для животного. Вопрос, однако, заключается в том, как понимать значимость. Гибсон старается избегать термина «значение», полагая, что он чересчур обременен субъективистскими ассоциациями. Вместо этого он вводит специальный термин «возможность».

7) Отдельного внимания заслуживают рассуждения Гибсона о постоянстве и изменчивости элементов окружающей среды. Он считает, что заметить постоянство можно только через изменчивость. Ключевым понятием здесь выступает понятие «компоновки». То есть мы можем узнавать предмет или человека, даже в процессе происходящих с ним изменений, потому, что его основные признаки или элементы постоянны относительно друг друга.

8) Экологическая оптика. Свет рассматривается как носитель информации об окружающем мире. Центральным понятием экологической оптики является «объемлющий световой строй». Центральный тезис экологической оптики состоит в том, что любой экологической реальности окружающего мира в объемлющем световом строе соответствует какая-то оптическая реальность. Текстуре поверхности окружающего мира соответствует оптическая текстура в световом строе, изменению поверхностной текстуры — возмущение оптической текстуры и т. д. Но физическому понятию «пространство» в строе ничего не соответствует. Гибсон делает вывод, что пространство как таковое не воспринимается и что пространство можно только мыслить.

9) Понятие объемлющего света. Лучи полностью заполняют воздушное пространство, и каждая точка в пространстве рассматривается как точка пересечения лучей, приходящих с разных сторон. Из этого следует, что свет объемлет каждую точку.

10) Стимул в строгом смысле этого слова не несет никакой информации о своем источнике в окружающем мире. Объект не может быть стимулом. Восприятие — не реакция на стимул, а акт извлечения информации.

11) Понятие инварианта. Рассмотрим, к примеру, постоянство воспринимаемых предметов при движении наблюдателя. Этот феномен столь же очевиден, сколь и непонятен, ибо постоянный предмет отображается на сетчатке во время своего движения в виде последовательного ряда изображений, каждое из которых в отдельности не позволяет судить об истинной форме предмета.

12) Непосредственным или прямым восприятием можно назвать только восприятие реально существующих вещей и явлений. Восприятие картин и других предметов человеческой культуры называется опосредованным и проходит, по мнению Гибсона, совсем по другим законам. Прямое восприятие — это особый вид активности, направленный на получение информации из объемлющего светового строя. Этот процесс Гибсон назвал извлечением информации. Для его осуществления необходимо, чтобы наблюдатель активно передвигался, смотрел по сторонам и рассматривал объекты окружающего мира.

13) Важнейшей частью окружающего мира является сам наблюдатель. Понятие зрительной кинестезии, то есть возмущения оптической текстуры, несущие информацию о собственных движениях наблюдателя.

14) Гибсон опровергает общепринятое мнение о том, что мы видим с помощью глаз, считая такой подход слишком узким. Ведь глаза находятся на голове, голова поворачивается на шее, которая прикреплена к туловищу, опирающемуся на землю с помощью ног. Такую систему можно назвать «глаз-на-го-лове-на-теле-с-опорой-на-земле».

 

10.. Теория восприятия Гельмгольца.                  

Субъект-ориентированная теория. Теория бессознательных умозаключений.

Восприятиями Г. Гельмгольц называл чувственные представле­ния о существовании, форме и положении внешних объектов. Oc­нову восприятий, его чувственный материал составляют ощуще­ния, которые и должны быть основной целью изучения. Методы исследования –­ методы естественных наук.

Причиной наших ощущений являются только внешние физические воздействия на соответствующие рецепторы органов чувств. Даже давление на внешний угол глазного яблока (явно неспецифическое для зрения воздействие) приводит к ощу­щению света, идущего со стороны перено­сицы, поскольку мы механически раздра­жаем ту часть сетчатки, на которую в обыч­ных условиях свет падал бы со стороны пе­реносицы.

Иллюзии возникают не по причине неправильного функцио­нирования opгaнов чувств, а вследствие неправильной интepпpe­тации содержания чувственных ощущений.

1) Каким же образом из соответствующих определенным органам ощущений возникают целостные образы восприятия? Восприятия появляются как pe­зультат неосознаваемой психической деятельности и по своей форме напоминают умозаключение. Механизмом формирования образа восприятия являются бессознательные умоза­ключения. Бессознательные умозаключения по своей сути не являются произвольными актами, мы не можем ни­как влиять на их результат –­ образ восприятия, поэтому Г. Гельм­гольц, подчеркивая их непроизвольный характер, писал, что они непреодолимы.

На восприятие большое влияние оказывают опыт, тренировка, привычка.

2) Опосредствованность содержания образа восприятия прошлым опытом субъекта. Не все ощущения входят в осознавае­мый нами образ восприятия, а только те, которые имеют особое значение для восприятия внешних объектов. Образ восприятия ­– это всегда обобщенный образ внешнего объекта, а не детализированный набор всех ощущений. Образ восприятия имеет предметный характер, поскольку в нем отражают­ся существенные свойства объекта. Далеко не весь субъективный опыт нами осознается, некоторая его часть не входит в образ восприятия.

Таким образом, Г. Гельмгольц достаточно определенно ставил вопрос о двойственности восприятия, о чувственной основе и предметном содержании перцептивного образа.

Как говорил Г. Гельмгольц, для осознания, обнаружения своих собственных ощущений нужен особый талант. Для этого необходимо отвлечься от предметного coдep­жания чувственного образа, например введя фактор необычности при восприятии чего-либо. Чтобы увидеть мир более детально и менее обоб­щенно, нужно посмотреть на него через линзы, переворачиваю­щие изображение. Например, воспользуемся астрономическим телескопом, направив его на идущих вдали людей. Вместо плавных и слитных движений мы увидим странные скачки и колебания и многие дрyгие особенности индивидуальной походки. Т.о., в обычных условиях восприятия дo­статочно трудно определить, что в нашем образе от его чувственной основы ­ ощущений, а что привнесено опытом.

Гельмгольц даёт определение трём видам образов:

· Образ в представлении –­ относится только к впечатле­ниям, не имеющим текущей чувственной основы, это образ про­шлых впечатлений.

· Перцептивный образ –­ относится непосредственно к восприятию, которое сопровождается соответствующими чувствен­ными ощущениями.

· Первичный образ –­ относится к совокупности чувствен­ных впечатлений, формирующихся на основе текущих ощущений и не имеющий в своей основе прежнего опыта.

Таким образом, перцептивный образ образуется в процессе взаимодействия прежнего опыта (большая посьшка) и текущих чувственных ощущений (малая посылка). Воспринимая окружающую нас реальность, мы не в co­стоянии осознать, в какой степени содержание наших образов зависит от памяти, а в какой ­ от их непосредственной чувственной основы.

Некоторые мысли Г. Гельмгольца:

1) Причинами иллюзий восприятия являются нарушения нор­мального восприятия: дефицит опыта, дефицит времени или нарушение нормальных условий наблюдения.

2) Активный характер восприятия: мы не просто пассивно поддаемся потоку впечатлений, а активно наблюдаем, т. е. так настраиваем свои opгaны чувств, чтобы различать воздей­ствия с максимальной точностью.

3) Преимущественная роль приобретаемого субъектом опыта в восприятии, а не врождённых механизмов.

4) Особое внимание Г. Гельмгольц уделял вопросу о полноте и истинности отражения действительности в перцептивных обра­зах, который решал с позиций практической значимости воспринимаемого предмета в деятельности человека. Истинность чувственно­гo восприятия предмета имеет смысл не сама по себе, а по отношению к практическому использованию этого предмета, а это означает, что в образе восприятия нам открываются те из многочисленных eгo свойств, которые проявляются в процесс е практи­ческого взаимодействия человека с миром.

 

11. Теория восприятия Брунера.

Субъектно-ориентированная теория. Восприятие – это процесс категоризации прошлого опыта.

Восприятие рассматривается как один из познавательных процессов, сходное с другими позна­вательными процессами –­ воображением, памятью, мышлением. Процесс порождения чувственного перцептивного образа наряду с сенсорной основой включает в себя процесс категоризации, который состоит из выдe­ления определенных признаков стимульного воздействия, на oc­новании которых происходит отнесение воспринимаемого объекта к той или иной категории объектов внешнего мира.

Под термином «категория» понимается некоторое правило, в соответствии с которым мы относим объекты к одному классу как эквивалентные друг другу.

Под признаками или сигнальными признаками понимаются характерные или критические свойства стимуляции, специфичные определенной категории объектов. Например, стараясь разглядеть сквозь за­потевшее окно автомобиля, что расположено на витрине магази­на, мы замечаем апельсины, опознав их по ярко­-оранжевому цвету и округлой форме, и уже далее замечаем шероховатую поверх­ность. Этот пример показывает, как на основе небольшого числа характерных признаков наше восприятие осуществило избиратель­ное отнесение данного объекта к cтpoгo определенной категории.

Фактически восприятие понимается так же, как и у Г. Гельмгольца, как умозаключение, включающее в себя процесс обоб­щения полученного ceнcopнoгo опыта. Про­цесс восприятия, по Брунеру –­ это движение от признаков к категориям, происходящее в основном бессознательно.

Процесс категоризации –­ это всегда соединение актуального чувственного опыта с прошлым опытом субъекта. Репрезентативная роль восприя­тия ­– ориентируя субъекта во внешнем мире, об­разы восприятия позволяют через обобщение приобретаемого опыта выйти за пределы непосредственного чувственного познания.

Хотя Брунер и рассматривает восприятие как один из познавательных процессов, сходное с другими позна­вательными процессами, тем не менее, выделяя специфику перцептивных умозаключений по сравнению с поня­тийными, Дж. Брунер вслед за Г. Гельмгольцем указывал на их отличительную особенность: они менее подвержены произвольным изменениям, чем понятийные. Примером такoгo непреодолимого характера восприятия является известная иллюзия Мюллера­-Лай­ера: выполняя на практических занятиях лабораторную работу по измерению величины этой иллюзии, каждый студент еще до начала опыта знает, что линии со стрелками внутрь (на рис. справа) кажутся более длинными, чем линии со стрелками наружу (на рис. слева), но это знание никак не влияет на выpa­женность данной иллюзии.

<                                            >                        >                                     <

­Механизм формирования перцептивного образа.

v Поскольку многие объекты внешнего мира имеют сходные при­знаки, то каким образом достигается одна из важных особенно­стей восприятия –­ его избирательность? Для объяснения перцептивной избирательности автор вводит понятие готовность кaтe­горий. Это cвoeгo рода преднастройка нашего восприятия, которая задается повышенной вероятностью или легкостью опознания данного объекта среди других. Чем больше готовность категорий, тем:

1) меньше ceнсорной информации необходимо для отнесения какого­-либо объек­та к соответствующей категории;

2) шире множество стимульных характеристик, которые будут приняты в качестве признаков этой категории;

3) ниже вероятность других категорий соответствовать текущей сенсорной основе.

Например, если на очень короткое время (70­-90 мс) предъяв­лять человеку различные картинки, то в том случае, если наш испытуемый проинформирован о том, что в набор картинок включено изображение яблока, оно будет опознаваться легче и быст­рее других картинок, более тoгo, многие другие картинки будут ошибочно опознаны как яблоко.

v Процесс категоризации, по Дж. Брунеру, в определенной степени может быть уподоблен процессу решения перцептивной зада­чи. Брунер выделяет следующие стадии этого процесса:

o Первичная категоризация. Ее функция ­– изоляция объекта в поле восприятия. Результат данной стадии заключается в выделе­нии объекта восприятия как обладающего основными характери­стиками –­ пространственными, временными, количественными. По форме эта стадия протекает бессознательно. (Что это: объект? звук? движение?)

o Поиск признаков. Функция этой стадии –­ анализ объекта восприятия, поиск существенных признаков. В случае знакомой ситу­ации эта стадия также проходит бессознательно, если восприни­маемая ситуация мало вероятна или плохо определена, то включается процесс сознательного поиска дополнительных признаков. Результат данной стадии –­ выделение существенных признаков.

o Подтверждающая проверка. Ее функция ­– предварительная категоризация и проверка рабочей гипотезы, ее результат ­– oграничение кpyгa признаков в соответствии с предварительной гипо­тезой, избирательная «блокировка» нерелевантных признаков, т. е. тех, которые не соответствуют этой предварительной гипотезе. Поиск признаков, которые могут подкрепить выдвинутую на основе предварительной категоризации гипотезу.

o Завершение проверки. Функция этой стадии –­ окончание поис­ка признаков. Ее результатом становится окончательное отнece­ние выделенных признаков к определенной категории. При этом вероятность привлечения дополнительных признаков становится крайне мала, нерелевантные признаки отвергаются, их опозна­ние становится также маловероятным.

v Процесс категоризации:

o Зависит от степени соответствия между свойствами стимуляции и отличительными призна­ками категории (т. е. сенсорной части процесса)

o Определяется ситуационными и субъектными характеристиками, которые определяют готовность категорий. Например, если сенсорная основа образа окажется одинаково комплимен­тарной сразу двум похожим категориям, то перцептивное реше­ние будет соответствовать той из них, у которой готовность окажется выше.

Готовность категорий прежде вceгo определяется:

o Частотой появления обьекта восприятия в стимульном потоке. Если человек осведомлен о вероятностной структуре си­туации, то чем выше субъективная вероятность встречаемости данной категории в данном контексте, тем больше ее готовность. Например, эксперименты Дж. Брунера и л. Постмана с восприятием нецензурных слов показали, что слова-­табу опознаются намного хуже, чем нейтральные слова, однa­ко в том случае если они предъявляются повторно или когда ис­пытуемый предупрежден об их появлении, то точность опознания нецензурных слов становится даже выше, чем нейтральных слов.

o Состоянием субьекта восприятия в данный момент времени, его ожиданиями. Особенности мотивации испытуемых, их оценка ценности воспринимаемого объекта и другие, так называемые личностные, факторы оказывают значительное влияние на содержание образов восприятия, точность и скорость опознания объектов и саму возможность объекта быть восприня­тым даже при вполне нормальных условиях наблюдения. (Мой пример – когда идёшь в магазин за платьем, вряд заметишь (будут восприняты), какие-нибудь джинсы или кроссовки. Когда в следующий раз идёшь в тот же магазин за кроссовками, думаешь, как ты мог не заметить такие замечательные кроссовки, хотя они стояли на видном месте.)

Рассмотрение восприятия, как про­цесса, включающего категоризацию, подразумевает сложные психические преобразования чувственного опыта и его интеграцию в сложившуюся структуру психической реальности конкретного индивида, что в принципе позволяет предполагать, что на восприятие оказывают влияние и другие психические процессы и состояния.

Как говорил Р. Грегори, который разделял взгляды Брунера на восприятие как процесс категоризации: «Восприятие не опреде­ляется просто совокупностью стимулов, скорее это динамический процесс наилучшей интерпретации данных. Такими данными яв­ляется сенсорная информация, а также знание других особеннос­тей предмета. Восприятие и мышление не существуют независи­мо друг от друга. Фраза «Я вижу то, что я понимаю» ­ это не детский каламбур, она указывает на связь, которая действитель­но существует».

 

Теория восприятия Найссера.

Субъектно-ориентированная теория. Теория перцептивного цикла.

Ульрих Найссер попытался обобщить имеющиеся теории восприятия и сформулировать интегральный взгляд на проблемы формирования перцептивного образа. Теория У. Найссера занимает место общей методологии в пси­хологии восприятия.

Центральное понятие в этой теории когнитивная схема –­ это психическая структура, предвосхищающая принятие перцептивной системой поступающей информации. Следовательно, когнитивные схемы управляют познавательной активностью человека. В качестве набора предвосхищений схемы выступают как cвoeгo рода планы для перцептивных действий, эти планы имеются до появления образа и постоянно модифицируются в процессе его создания. Пред­восхищающая функция схем обеспечивает нашему чувственному познанию преемственность прошлого опыта.

Когнитивные схемы опосредствуют восприятие на разных ypовнях формирования перцептивного образа ­ от установочных дви­жений opгaнов чувств до межмодального взаимодействия анали­заторных систем. Они представляют собой иерархическое образо­вание.

Когнитивные предвосхищающие схемы не имеют модально-специфического характера, т.е. это не зрительные, слуховые или тактильные способы отображения информации, скорее это обобщенные способы поиска, получения, переработки и обобщения любой чувственной информации. Функционально схемы –­ это широкие распределенные системы, создающиеся для осуществления разного рода познавательной активности.

Возможность создания схем различной степени обобщенности и их постоянная модификация в ходе получения новoгo опыта обеспечивает нашему восприятию неограниченное развитие.

Найссер вводит по­нятие перцептивного цикла, в котором схема ­– это фаза цикла, а

восприятие ­– сам непрерывный во времени цикл. Схематическое

Объект
изображение перцептивного цикла:  

                     Модифицирует                                                        Выбирает

 

Исследование
Схема
                                                               

                                            Направляет

 

В этом цикле схема направляет нашу перцептивную активность, выбирая объект и исследуя чувственные качества объекта, извлекая информацию, в ходе этого процесса сама модифицируетс я. Образ восприятия мож­но, таким образом, представить в виде временного среза этого цикла.

В качестве наглядного примера циклического перцептивного процесса У. Найссер приводил гаптическое восприятие: активное осязание, ощупывание незнакомого предмета связано с осуще­ствлением целого ряда моторных и перцептивных действий, в нем наглядно проявляется слитность сенсорной стимуляции, ее ин­терпретации и начала новой фазы обследования.

По своей структуре восприятие ­– это действие, точнее, одна из форм действия ­– действия внyтpeннего, ментального, почти скрытого от непосредственного наблюдения или самонаблюдения. Eгo структура аналогична предметному действию, включающему общую ориентировку в ситуации, поиск способов выполнения, исполнение и коррекцию плана действия после его окончания.

Когнитивная схема – это внутренняя часть перцептив­нoгo цикла, специфичная воспринимаемому объекту, событию, ситуации, которая модифицируется опытом. Схема принимает информацию, как только последняя оказы­вается на сенсорных поверхностях, и изменяется под влиянием этой информации; схема направляет движе­ния и исследовательскую активность, благодаря кото­рым открывается доступ к новой информации, вызы­вающей в свою очередь дальнейшие изменения схемы. Физиологически – это распределенная система, состоящая из функциональных еди­ниц: рецептор, анализаторная система, эффекторы.

Предвосхищающая функция перцептивных схем обеспечивает восприятию его избирательность, поскольку ничто не может быть воспринято без предвосхищения. Каждая схема обеспечивает ис­полнение плана перцептивного действия, поэтому это не только структура (состав) действия, но и структура для развертывания caмoгo действия.

Рассуждая о проблеме активности восприятия, У. Найссер пи­сал о самоактивности перцептивных схем: для их функционирова­ния нужна лишь чувственная информация адекватного вида.

Вопрос о развитии восприятия в теории У. Найссера решается достаточно ясн­о и логично. Человек уже рождается с ограниченным набором достаточно общих и готовых к модификации перцептивных схем, например: установочные движения opгaнов чувств, выделение контуров из фона, грубая оценка удаленности объектов в поле зрения и др.

Восприятие по­нимается в данной теории не как линейная последовательность определенных этапов, а как циклический процесс одновременного анализа и син­теза информации, который описывается как параллельная работа нескольких вложенных друг в дрyга схем. Мы воспринимаем объекты и события, а не сенсорные сигналы. Это означает, что при поступле­нии информации к opгaнам чувств параллельно включаются схемы caмoгo разного уровня, поэтому наш перцептивный образ оказыва­ется детальным, означенным и эмоционально окрашенным.

Основные положения теории:

1) Любая познавательная деятельность должна рассматриваться в контексте естеств. целенапр. деятельности.

2) Восприятие должно изучаться в реальных условиях, в которых живет человек (экологичность).

3) Восприятие должно рассматриваться как непрерывно протекающий процесс научения. Аспекты восприятия:

1) это активный познават. процесс (направляемый когнитивными схемами).

2) это непрерывно развивающийся процесс (по мере развития знаний чел-ка о мире).

 

13. Образ мира в понимании А.Н. Леонтьева. Двойственная природа перцептивного образа.

 Статья

 

14. Объектно-ориентированные и субъектно-ориентированные подходы к изучению восприятия. Двойственная природа перцептивного образа. Субъектно- и объектно-ориентированные процессы восприятия.

В отличие от ощущений в процессах восприятия (ситуации, человека) формируется целостный образ предмета, который называется перцептивным образом. Перцептивный образ –­ синоним понятий «образ восприятия», «восприятие». Перцептивный образ (по Г. Гельмгольцу) –­ образ восприятия, который непосредственно сопровождается соответствующими чувственными ощущениями.

Все известные теории восприятия можно разделить на 2 группы; они различаются в подходах к описанию процесса восприятия; условно их можно обозначить так:

а) объектно-ориентированный подход;

б) субъектно-ориентированный подход.

Эти подходы различаются по 3 основным критериям:

1) степень участия субъекта и объектов окружающего мира в качестве детерминант процесса восприятия.

Любая из теорий предполагает процессы взаимодействия субъекта и объекта. В разных теориях делаются разные акценты на пропорции:

а) в первом главная роль принадлежит объектам окружающего мира, их воздействие на органы чувств, а роль субъекта выносится за рамки и практически не рассматривается;

б) во втором ведущая роль принадлежит субъекту (субъектные детерминанты: потребности, эмоции, личностные особенности человека и т.д.).

Эксперименты, демонстрирующие важную роль субъектных детерминант:

а) анализ ситуации «вечеринки с коктейлем», застольная беседа (Джеймс):

на подобные вечеринки собирается большое количество людей по какому-либо поводу; приходит новый человек и первое, что он слышит это гул голосов; затем он может прислушаться к тому, что говорит заинтересовавший его человек, и он начинает его слушать, затем интерес к другому и слушает его; речь предыдущего продолжает звучать, но он её уже не воспринимает. Это демонстрирует, что стимул может оказывать влияние на органы чувств, но это не значит, что он будет воспринят; на процесс восприятия воздействует мотивация, воля и т.д.

б) влияние установок человека на процессы восприятия (Бодалёв):

2 разным группам испытуемых предъявили один и тот же портрет человека; одной группе давали установку, что он герой, другой – что он преступник; затем группы давали своё описание: 1 группа – волевое лицо, чувствуется душевная сила и стойкость; 2 группа – этот зверюга понять что-то хочет, умно смотрит, стандартный бандитский подбородок.

2) основное содержание процесса восприятия.

а) в рамках первого подхода основное содержание процесса восприятия рассматривается как непосредственное отражение физических воздействий со стороны объективно существующего мира на органы чувств; при этом непосредственно отражение указывает на соответствие воздействия объективных свойств внешнего мира и субъективных свойств их образа восприятия.

Эксперимент: есть частота колебаний звуковой волны – объективный параметр и изменение высоты звука – субъективный параметр à чем чаще колебания волны, тем выше звук).

Благодаря этому процессу отражения соответствия объективно существующий мир субъективно представлен человеку.

 

воздействия 

окружающего                          процесс непосредственного образ восприятия

мира на органы                                        тражения                     (т.е. одна из форм

чувств                                                                                                 отражения)  

 

б) в рамках второго подхода процесс восприятия – это процесс представления или процесс воплощения уже имеющихся у субъекта знаний об окружающем мире в образы его восприятия.

образ восприятия                   процесс представления       знания субъекта об

(т.е. одна из форм                                                                        окружающем мире

знания субъекта об                                                           

окружающем мире)

Эксперимент: берём в руки объект (мел) и знаем и понимаем, что это такое.

 

Критерий объектно- ориентированный подход субъектно- ориентированный подход
основные детерминанты процесса восприятия внешне детерминированный процесс внутренне детерминированный процесс
содержание процесса восприятия непосредственное отражение воздействий окружающего мира представление значений субъекта об окружающем мире в образы его восприятия

 

3) Свойства процесса восприятия:

А) Для объективистов: процесс В. происходит вне зависимости от субъекта - в это вкладывалось два смысла: а. процесс протекает автоматически по неким непреложным законам, он детерминирован внешним миром. б. процесс, его механизм, одинаков для всех субъектов, они (S'ы) взаимозаменяемы. Образ индифферентен по отношению к объекту.

Б) Для субъективистов: В. - активный процесс построения образа, тесно связан с познавательными и жизненными задачами субъекта. Процесс В. - активный, индивидуально-пристрастный процесс, зависит от конкретной личности, ее эмоционального состояния, опыта, целей.

Подобная, четко прослеживаемая двойственная природа процессов восприятия подчеркивает прежде всего разнородность этих самых процессов. Наши образы являются произвольными, они носят навязчивый характер, с другой стороны они все-таки результат определенной активности с нашей стороны: смотрим семантику - слышать или слушать? смотреть или видеть? С одной стороны образ восприятия является чувственным образом, т.к. напрямую зависит от органов чувств, однако при этом он является и интеллектуальным образом - образ восприятия во многом сходен для всех людей, однако у каждого "своё видение".

 

15. Окуломоторные, изобразительные и трансформационные признаки восприятия удаленности и глубины.

Окуломоторные, изобразительные и трансформационные при­знаки восприятия удаленности и глубины.

Удаленность – расстояние от наблюдателя до любой точки пространства.

Глубина – расстояние между двумя точками пространства в направлении от наблюдателя.

Признаки восприятия – это характеристики внешнего воздействиями реакции субъекта на эти воздействия, которые определяют восприятие удаленности и глубины.

Проблема восприятия пространства. Почему мы реально видим и слышим мир объемным, воспринимаем себя и окружающие нас предметы в трехмерном пространстве, в то время как наш рецепторный аппарат пред­ставляет собой плоскую поверхность сетчатки?

В истории психологии предлагались различные ответы на эти вопросы, но почти все ученые приходили к двум основными точ­кам зрения:

1) сенсорная стимуляция, попадающая на наши opгaны чувств, достаточно богата для тoгo, чтобы нести надежную информацию о третьем измерении и тем самым компенсировать утраченную информацию при проекции трёхмерного физическо­гo пространства на двумерную рецепторную поверхность;

2) фор­мирование адекватного трёхмерного образа восприятия внешнего мира непосредственно связано с опытом восприятия этого мира человеком с особенностями его практической деятельности.

 Зрительное восприятие пространства: субъектные признаки удаленности и глубины. Окуломоторные признаки.

Исследованиями психологов и физиологов установлена роль движений глаз в восприятии удаленности объекта от наблюдателя и восприятии глубины. Их логика ясна и понятна: если движении глаз сопровождают наше восприятие, то не могут ли они как-то кодировать расстояние до объекта, т.е. быть признаками удаленности.

Аккомодация. Фокусировка оптической системы глаза на объект осуществляется посредством изменения кривизны хрусталика или аккомодации (рис. 66). Чем ближе расстояние до объекта, тем сильнее сокращается цилиарная мышца, пропорционально изменяя кривизну хрусталика. На расстоянии около 2—3 м и более эта мышца максимально расслаблена, на расстоянии 0,1—0,2 м — она максимально сокращена. Таким образом, в процессе фокусировки на объекте фиксации взора степень сокращения цилиарной мышцы может кодировать абсолютную удаленность данного объекта в пределах от 0,1 до 3 м. Как подчеркивает Дж.Хохберг, данный механизм не очень точный и не очень быстрый.

Конвергенция. В процессе восприятия происходят содружественные движения глаз, связанные с бинокулярной фиксацией взора на каком-либо объекте. Это так называемые вергентные движения глаз.

Процесс сведения оптических осей, сопровождающийся поворотом глазного яблока, называется конвергенцией, а разведение оптических осей — дивергенцией. Чем ближе объект фиксации, тем сильнее поворот глазного яблока внутрь (и сильнее напряжение внутренних прямых мышц глаз) и тем больше по величине угол конвергенции (рис. 67).

Подобный принцип оценки абсолютной удаленности объекта называется триангуляцией. Он предполагает, что по степени сокращения мышц человек может оценивать угол конвергенции и, зная расстояние между глазами (он привык к этому расстоянию), может «рассчитать» расстояние до объекта.

Как показывают современные исследования, аккомодация и конвергенция не являются «сильными» зрительными признаками, т.е. не способны точно кодировать информацию об абсолютной и относительной удаленности воспринимаемых объектов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.091 с.)