Изобразительные зрительные признаки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изобразительные зрительные признаки



Большая группа зрительных признаков получила свое название изобразительных в связи с тем, что еще со времен работ Леонардо до Винчи они получили широкое использование у художников как средство для передачи пространственного расположения различных объектов в плоскости их картин. Другое название – монокулярные признаки. Это признаки, которые могут восприниматься не только двумя глазами, но и одним.

Наложение или перекрытие. Если один объект частично закрывает другой, то их общий контур является надежным признаком того, какой из них ближе, а какой дальше: тот, который виден полностью и закрывает другой объект, нам кажется ближе. Перекрытие служит надежным и однозначным признаком относительной удаленности объектов от наблюдателя.

Линейная перспектива. Принцип кодирования информации об абсолютной удаленности объектов с помощью линейной перспективы предполагает, что в соответствии с законом угла зрения при удалении объектов от наблюдателя происходит пропорциональное уменьшение величин их проекций на поверхность сетчатки. Таким образом, в примере с «убегающими вдаль» железнодорожными рельсами, человек может оценить факт возрастающей удаленности параллельного ряда рельс и поперечного ряда шпал по градуально уменьшающемуся в соответствии с геометрическими законами перспективы расстоянию между рельсами. Если мы воспринимаем глубину пространства, изображенную художником на плоском холсте, с помощью использования им линейной перспективы, то тот же принцип действует и при построении объемного перцептивного образа пространства на основе плоского сенсорного «отпечатка» на сетчатке.

Градиент текстуры. Американский психолог Дж.Гибсон впервые обратил внимание на зрительный признак, очень похожий на линейную перспективу. Когда в поле зрения наблюдателя присутствует хорошо текстурированная поверхность (пол, трава, земля), то в соответствии с принципом линейной перспективы при удалении от него какого-либо объекта постепенно возрастает плотность этой текстуры. Таким образом, в зрительном поле наблюдателя имеется градуально изменяющийся оптический признак абсолютной и относительной удаленности — градиент текстуры, фактически естественная «шкала» глубины (рис. 78). Кажущаяся величина текстуральных элементов (будь то трава или керамическая плитка в коридоре) и промежутков между ними градуально уменьшается при увеличении расстояния до наблюдателя.

Градиент текстуры является достаточно сильным зрительным признаком: его изменения на плоскости рисунка создают отчет­ливые иллюзии восприятия трёхмерного изображения. На рис. 78 изображен результат двух последовательных трансформаций рисунка без какого-либо градиента, воспринимаемого как обычное плоское изображение (А). Сделана попытка изобразить характерные изменения гpадиента текстуры в соответствии с законами линейной перспективы (Б), добавлен градиент искривления прямых линий, что позволило получить дополнительный перцептивный эффект удаляющейся от нас выпуклой поверхности (В).

Распределение света и тени в зрительном поле является важным признаком глубины. Основания для такого рода заключения достаточно очевидны: 1) чем ближе объект к источнику света, тем более светлым он нам кажется; 2) ближний объект отбрасывает тень на дальний (рис. 80); 3) в обычных условиях свет, как правило, падает на предметы сверху. Поэтому характер распределения света и темноты по поверхности сетчатки может быть достаточно информативным зрительным признаком глубины при дефиците других зрительных признаков.

Воздушная перспектива. Далёкие объекты воспринимаются синевато-фиолетовыми и немного размытыми. Вода и пыль в воздухе создают этот эффект. Происходит естественное рассеивание света в воздухе. Как результат этоrо, далекие предметы кажутся менее четкими, чем ближние, их цвета менее насыщенными и контрастными по отношению к небу или друrому объекту, находящемуся в поле зрения. Специальные лабораторные эксперименты показали, что объекты, контраст которых по отношению к фону был низким, казались испытуемым более удаленными, чем объек­ты, резко контрастирующие с фоном.

Высота относительно линии горизонта. Чем ближе объект к линии горизонта, тем дальше он от наблюдателя.

Трансформационные признаки

· Аккомодация

· Конвергенция

· Монокулярный параллакс движения. При движениях головы или перемещении тела человека возникает значительный параллакс (изменение положения объекта), связанный с этими движениями. Во время движения происходят закономерные перемещения проекций воспринимаемых объектов по сетчатке: когда мы смещаемся влево, все объекты движутся вправо, и наоборот. Монокулярный двигательный параллакс (при движении наблюдателя объекты, находящиеся дальше точки фиксации, движутся медленнее, чем ближние точки). Пр.: едем в поезде: кусты мчатся быстро в другую (относительно нас) сторону, деревья чуть медленнее, а кромка леса, горизонт, луна – вместе с нами.

· Бинокулярная диспаратность.

 

16. Признаки восприятия реального движения. Теории восприятия стабильности видимого мира. Восприятие времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.007 с.)