Виды образных явлений. Специфика перцептивного образа в ряду других видов образов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды образных явлений. Специфика перцептивного образа в ряду других видов образов.



В отличие от ощущений в процессах восприятия (ситуации, человека) формируется целостный образ предмета, который называется перцептивным образом. Перцептивный образ –­ синоним понятий «образ восприятия», «восприятие». Перцептивный образ (по Г. Гельмгольцу) –­ образ восприятия, который непосредственно сопровождается соответствующими чувственными ощущениями.

1) Мысленные образы ­ – образы памяти и воображения. Их основная характеристика состоит в том, что, несмотря на возможную ясность и отнесенность к определенной модальности, они лишены чувственной основы.

a. Образы памяти возникают в отсутствие относящихся к ним объектов и являются следом прошлых восприятий, имевших под собой конкретную чувственную основу. Они менее реальны, менее конкретны, более обобщены и схематизированы по сравнению с образами восприятия.

b. Образ воображения ­– нереальное, вымышленное представление, образ, никогда не соответствовавший реальности и поэтому не имеющий конкретной чувственной основы.

2) Фосфены – представляют собой локализованные на сетчатке и не имеющие предметного характера световые ощущения в виде отдельных точек, пятен или узоров. Фосфены могут появляться при механическом или электрическом раздражении глаза или других отделов зрительного анализатора.

3) Синестезии ­ – стой­кие и определенные чувственные переживания (в одной модальности), которые сопровождают наши образы восприятия в иной модальности. Мы часто говорим о «теплых» и «холодных» цветах, «тяжелых» и «легких» запахах и т.п.

4) Схема, или образ, тела ­– представление о собственном теле, пространственном расположении его частей и его ближайшем окружении в любо­й момент времени посредством кинестетиче­ских и температурно-­тактильных переживаний. От образа восприятия образ тела отличается меньшей осознанностью, отсутствием объективиро­ванности, т. е. переживания реальности, вынесенной во вне.

5) Фантомный образ связан с появлением ощущений в ампути­рованной части тела. Это один из вариантов нарушения образа тела. Характеризуется возникновением навязчивых ощущений зуда, боли, анемии, субъективно локализованных в удаленной конеч­ности, уверенностью в возможности ее использовать. Сравнивая фантомный образ с образом восприятия, сле­дует отметить, что при всей реальности для человека у него нет адекватной сенсорной основы ­– это образ реально не существую­щего объекта.

6) Последовательный образ –­ специфическое ощущение, возни­кающее сразу после прекращения действия раздражителя. Напри­мер, если в течение 10­-20 с смотреть на ярко освещенный пред­мет (или просто пятно света), а затем закрыть глаза, то возникнет такой же яркий, положительный последовательный образ, повто­ряющий форму исходного предмета. Если глаза не закрывать, а перевести взор на лист белой бумаги, то на этом фоне возникнет отрицательный последовательный образ, более темный, чем сама бумага. Хотя последовательный образ лишь тень, отражение образа реального предмета, он обладает внешней объективированностью. Палиопсия –­ редко встречающийся тип послеобразов, возникающий при органических поражениях головного мозга или под действием галлюциногенных препаратов. Па­лиопсия характеризуется сохранением только что воспринятого образа какого­-либо предмета после того, как взор отведен в сторону.

7) Эйдетический образ –­ как правило проецированный вовне зри­тельный образ­представление, образ памяти, обладающий ясно­стью, красочностью и высокой детальностью, сопровождается чув­ством реальности, очень похожим на обычное восприятие. Л.С. Bыготский писал, что человек, обнаруживающий эйдетические спо­собности, может «видеть в буквальном смысле этого слова на пу­стом экране отсутствующую картину или предмет, который перед тем находился перед его глазами». Человек, мельком взглянувший на очень сложную сцену, описывает её с точностью до мельчайших деталей.

8) Галлюцинации – опре­деляются как ложное восприятие отсутствующего предмета или его признаков, субъективно признаваемое за реальное восприя­тие. Галлюцинаторные образы возникают, как правило, при раз­личных психических расстройствах, в стрессовых ситуациях, во время длительной сенсорной изоляции, в условиях депривации сна или после приема особых веществ ­- галлюциногенов (ЛСД, гашиш, атропин, амфетамины и др.). Для этих образных явлений характерна убежденность человека в реальности переживаемого образа.

Некоторыми учеными обычное сновидение также рассматривается как нормальная галлюцинация во время сна. Гипногогический образ (или галлюцинация) ­– ясное, детальное и отчетливое проецируемое вовне представле­ние, появляющееся в период засыпания. То же в период пробуждения –­ гипнопомпический образ.

Среди образов­-галлюцинаций выделяют особенно нереальные образы или паранормальные галлюцинации: представление приве­дения, духа или призрака (живущих или умерших людей), раз­личного рода религиозные и мистические видения.

Галлюцинации обладают всеми основными свойствами перцептивного образа, у них нет лишь одного –­ реальной сенсорной основы.

Во всех этих образах нет реального стимула, дистального то есть. Главное и принципиальное отличие перцептивного образа – в том, что только в перцептивном образе есть реальный объект, т.е. чувственная основа. Во всех вышеперечисленных чувственной основы нет.

 

7. Структуралистская теория восприятия.

Объект-ориентированная теория.

Теория восприятия в структурализме – первая теория в психо­логии как научной и экспериментальной области знаний, выдe­лившейся из философии. Исследования ощущений и восприятий прежде всего связаны с именами В. Вундта и Э. Титченера.

Основные элементы сознания – ощущения. Единица перцептивного образа – ощущение. Восприятие какого-либо предмета в структурализме рассматривалось как структура, или комбинация, отдельных ощущений. Исследование восприятия paссматривалось структуралистами так же, как, например, в химии: необходимо разложить целое на элементы – ощущения и, поняв законы их соединения, познать суть психического явления ­– восприятия.

Ещё один класс элементов сознания – образы памяти, или представления. Восприятие как явление созна­ния представляет собой сумму двух этих основных элементов ­– ощущений и образов памяти.

Каким образом формируются образы восприятия? Образы восприятия получаются в peзультате работы двух механизмов – суммации отдельных ощуще­ний и их ассоциации (соединения) с образами памяти.

Гипотеза суммации - перцептивный эффект от суммы ощущений равен эффекту от всех ее составляющих. Вклады в образ восприятия каждого его эле­мента независимы друг от друга. В структурализме выстраивается строго детерминисти­ческое и естественно-­научное понимание механизмов формиро­вания образов восприятия: стимульная энергия однозначно пре­образуется в специфическую энергию opганов чувств, отобража­ется в сознании в виде ощущения, а затем различные ощущения структурируются с помощью механизма суммации.

Еще один базовый механизм формирования восприятий – ­ ассоциация наличных ощущений с образами памяти. Принцип образования ассоци­ации предполагает, что если два ощущения повторялись совместно много раз, то появление в сознании одного его элемента – ощущения влечет за собой появление и другого элемента – образа памяти.

В рамках структурализма появился специфический метод изу­чения восприятия ­– метод аналитической интроспекции (Титченер). Эта сугубо эмпирическая процедура самонаблюдения была направлена на анализ ceнcopнoгo опыта специально обученного испытуемого и требовала от него расчленения образа восприятия на базовые co­ставляющие элементы ­ ощущения. При этом типе интроспекции испытуемый должен был научиться выделять сенсорную мозаику сознания, не совершая «ошибки стимула», которая очень характерна для «наивных испытуемых» и не должна появляться у настоящих профессиональных психологов, исследующих сознание как сумму сознаваемых состояний.

Согласно Э. Титченеру, ошибка стимула означает, что наблюдатель вместо описания состояний собственного сознания начинает, как правило, описывать внешний объект (стимул) как таковой: «Мы так привыкли жить в мире объектов, мы так привыкли облекать мысль в популярные выражения, что нам трудно усвоить чисто психологическую точку зрения на интенсивность ощущения и рассматривать сознание так, как оно есть, независимо от его отношения к объективному миру» «Чисто психологическая точка зрения» означает, по Э. Титченеру, что испытуемый не должен говорить «я вижу книгу или лампу», он должен описывать лишь ощущения, которые возникают в сознании при восприятии внешнего объекта — книги или лампы (светлое, темное и т.п.). Поэтому испытуемый — если он хочет заниматься научными исследованиями сознания — должен быть натренирован на выделение сенсорной мозаики образа

Таким образом, мир состоит из:

· ощущений, которые возникают когда раздражается отдельный рецептор

· образов памяти, которые представляют собой следы пережитых ощущений.

Предполагают, что 2 во всем подобно 1, отличается лишь меньше отчетливостью.

Оценивая структуралистскую теорию восприятия, отметим, что, хотя в настоящее время структурализм представляет лишь истори­ческий интерес, в рамках этого направления были заложены об­щие представления о специфике ощущений и восприятий, многие термины используются до сих пор, а нерешенные проблемы остаются теми же самыми.

Критический анализ данной теории восприятия позволяет за­ключить следующее.

1. Гипотеза суммации противоречит многим феноменам восприятия. Имеющиеся факты говорят о том, что перцептивные эффекты от воздействия отдельных стимулов зависят также от присутствия других стимулов, т. е. наше восприятие не может pac­сматриваться как сумма независимых ощущений. Более того, одни и те же ощущения могyт приводить к совершенно разным восприя­тиям.

2. И главное ­ это критика метода аналитической интроспек­ции, с помощью которого были получены основные эмпириче­ские факты. Анализ протоколов с самоотчетами испытуемых сви­детельствует о том, что в принципе невозможно преодолеть эф­фектов контекста, установок, влияния состояния испытуемого, его прошлого опыта. Таким образом, ставится под сомнение oc­новная теоретическая посылка ­ возможность экстрагирования из опыта так называемых чистых ощущений.

 

8. Гештальт-теория восприятия.

Объект-ориентированная теория

Макс Вертгаймер, В. Кёллер, Курт Коффка, Курт Левин

Зрительное восприятие является не процессом ассоциации отдельных элементов, а целостным структурно организованным процессом.

Основное понятие гештальтпсихологии восприятия ­– гештальт, обозначающее целостность образов восприятия как основного содержания сознания, т. е. несводимость восприятия к сумме свойств составляющих его ощущений. Проблема целостности восприятия вытекала из об­щего понимания целостности сознания как изначального свой­ства, присущего ему по природе. Этот подход явился отражени­ем новой исследовательской парадигмы в науке вообще: суть сложного явления не исчерпывается лишь анализом и описанием его частей, для познания явления необходимо изучить его полевые свойства –­ взаимодействие тех сил, которые его образуют.

В соответствии с представлениями гештальтпсихологов выдe­ляются два мира, две реальности:

· мир физических обьектов, отражаемый нашими чувственными переживаниями,

· и собственно мир наших ощущений.

Физические воздействия отражаются в мире наших ощущений двояко – в виде физиологической реальности моз­говых процессов и феноменальной, или психологической реальности.

Связь физиологических процессов и психических образов объяс­няется через постулируемое отношение изоморфизма между ними, т. е. взаимно-­однозначное соответствие мозговой нейродинамики содержанию нашего восприятия.

Физические за­коны формирования образов восприятия сводятся в гештальтпси­хологии к физиологическим законам мозговой активности –­ за­конам электромагнитного поля, которые управляют распределе­нием электрических зарядов в мозге как объемном проводнике.

Несмотря на явно выраженную идею психофизиологического параллелизма в объяснении механизмов восприятия, т. е. на чет­кое указание причины возникновения психических явлений, в геш­тальтпсихологии большое внимание уделялось феноменологическому описанию образов восприятия. Для подобного описания вводилось понятие феноменального поля как динамического целого, где происходит взаимодействие всех структурных составляющих и всех действующих сил.

Единицей анализа образов восприятия в рамках этого феноменального поля выступает гештальт ­– цело­стное образование, имеющее в своей основе ощущения, отража­ющие специфику внешних энергетических воздействий, но не сводимое к ним, поскольку в этом поле действуют объективные за­коны, приводящие к определенному структурированию феноме­нального поля.

Источник действия сил, которые действуют в феноменальном поле – перцептивная энергия –­ находится внутри caмoгo поля: сходные процессы привлекают друг друга.

Законы образования гештальта, т.е. законы образования образов восприятия:

1) Принцип прегнантности, или тенденция к «хорошей форме» - элементы внешнего физического мира объединяются в гештальт по принципу максимальной простоты и регyлярности, т. е. в нашем феноменальном поле действует объективная тенденция к объединению сенсорных элементов в самую простую cтpуктуру, которая возможна при данных конкретных стимульных yc­ловиях.

Например, если при прослушивании какой-­то известной мелодии на СD-­плейере или по радио, в силу дефекта поверхности диска или эфирных помех, выпадает несколько нот, то мы просто не заме­чаем этого и воспринимаем мелодию целостно.

2) Законы группировки – описывают те объективные усло­вия, при которых элементы физического мира объединяются в феноменальном поле в перцептивные гештальты.

· фактор близости (в гештальт объединяются близлежащие элемен­ты),

· фактор сходства (гештальт образуют сходные элементы),

· фактор хорошего продолжения (в гештальт объединяются элемен­ты, образующие в совокупности простые конфигyрации),

· фактор общей судьбы (один гештальт образуют элементы, расположенные или движущиеся в одном направлении),

· фактор обьективной ycтановки (однажды воспринятая структура имеет тенденцию восприниматься также в сходных ситуациях).

Богатую феноменологию нашего восприятия нельзя объяснить только силой ассоциативной связи отдельных ощущений, оно подчиняется и другим, более важным, законам –­ законам структурной организации, в соответствии с которыми мы видим не сумму ассоциированных ощущений, но можем видеть целое, не видя его частей, или, наоборот, не видеть целое, имея перед гла­зами все eгo сенсорные составляющие. Например, мы прочтем рекламную вывеску правильно, даже если она выполнена в виде необычно начертанных букв. Или: мы не увидим даже очень зна­комое изображение, если оно сливается с похожим на него по цвету фоном.

3) Принципиальное открытие гештальтпсихологов, подтвержден­ное множеством эмпирических исследований, - это феномен фигуры и фона, который состоит в том, что наше феноменальное перцептивное поле всегда структурировано как фигура и окружа­ющий ее фон. Другими словами, часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Фигура и фон могут меняться местами.

· Фигура – структурирована, имеет строго очерченный контур, форму, выдвигается на передний план, выглядит ярче фона, оказывает большее впечатление.

· Фон – сплошной, не имеет формы, расположен на заднем плане, не оказывает на нас особого впечатления.

Невозможно себе представить одну фигуру без всякого фона. Верно и обратное: фон в нашем восприятии также не может существовать сам по себе, исследования показывают, что «чис­тый» фон фактически означает отсутствие какого-­либо восприятия вообще. Фигyра и фон образуют вместе единую структуру, поэтому первая никак не может существовать отдельно и независимо от втopoгo. (Например, буква Ф на тёмном и светлом поле)

4) Еще один известный феномен восприятия - тpaнспозициия. Он заключается в том, что перцептивная форма устойчи­ва к изменению составляющих ее сенсорных элементов. Самым хорошим примером действия этого феноменального принципа является константность восприятия. Известным примером являет­ся неизменность музыкального восприятия нами какой­-либо одной мелодии, транспонированной при ее исполнении в различ­ные тональности.

5) Другим, противоположным транспозиции, феноменологиче­ским принципом, также установленным гештальтпсихологами, яв­ляется изменчивость гештальта во времени. Достаточно несколько минут смотреть на двусмысленные фигyры, чтобы понять эту прин­ципиальную особенность нашего восприятия ­ его не статичный, а активный характер.

Вклад гештальт-психологии

Различия фигуры и фона носят фунда­ментальный характер, поэтому перцептивная структура фигура­-фон рассматривается в современной психологии как наиболее простая и исходная для нашего восприятия.

Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

Игнорируется субъект как таковой, как целостность. Использование ограниченных методик (непосредственное и объективное наблюдение и описание содержаний собственного восприятия, метод «рассуждения вслух», эксперименты только на взрослых), а распространение результатов производилось на широкий спектр явлений. Отрицание развитие психики. В гештальттеории постулировались заданные от рождения полевые свойства нервной системы, которые в совокупности с объективными физическими свойствами зрительного поля достаточно определенно позволяют говорить о стимульном, т.е. обьектном детерминизме нашего восприятия.

 

 

9. Экологическая теория восприятия Гибсона.

Объектно-­ориентированная теорий восприятия.

Принципиальная новизна подхода Дж. Гибсона заключается в том, что он не считал необходимым привлекать для объяснения интеграции в перцептивный образ разрозненных сенсорных эле­ментов каких­-либо промежуточных ментальных механизмов, будь то бессознательное умозаключение (Г. Гельмгольц), ассоциация (Э. Титченер), процесс перцептивной категоризации (Дж. Брунер, Р. Грегори) или механизмы перцептивной организации у гештальт­-психологов. Он полагал, что оптическая информация, попадаю­щая на сетчатку, сама по себе достаточно богата и структурирова­на для тoгo, чтобы нести адекватную и исчерпывающую инфор­мацию о внешнем мире. Восприятие прямое и непосредственное.

Для каждого образа восприятия существует адекватный стимульный паттерн, или стимул высшего порядка, который, однако, не стоит понимать упрощенно – как одномерный и статичный поток физической энер­гии, попадающий на рецепторную поверхность. В реальной жизни не существует отдельных ощущений, из которых складываются более сложные конструкции ­– образы восприятия: это лишь научная абстракция или искусственные феномены. В окружающей нас действительности нет точечных источников света, изолиро­ванных стимулов или статичных стимульных воздействий.

С точки зре­ния разрабатываемой Дж. Гибсоном экологической оптики, на сетчатку попадает множество световых лучей, многократно отраженных от многих поверхностей. Он отрицает версию того, что свет, отраженный от объекта, по­падает по прямой линии на сетчатку. Вместо всем привычного термина «стимул» он ввел понятие оптической информации, которая содержится в окружающем человека объем­лющем оптическом строе (это понятие включает в себя оптическую структурированную информацию, попадающую на сетчатку наблюдателя и отобража­ющую структурированность внешнего мира). Термин «информация», это не то, что передается в виде энергии на рецептор, ­ это то, что извлекается наблюдателем в процессе перцептивной активности из объемлющего оптического строя, она не исчезает и не передается от чего­-то к чему­-то, она всегда есть во внешнем мире и появляется (т. е. извлекается из него) в ходе активного взаимодействия человека как целого со всем богатством оптической информации. Вот почему иногда сам автор называет свою теорию теорией извлечения информации.

Дж. Гибсон ввел понятие воспринимающих систем, отличное от традиционно­гo понятия органов чувств. Дж. Гибсон имел в виду, что восприя­тие представляет собой активный процесс осматривания, слуша­ния, осязания, обоняния. У воспринимающей системы есть органы, у opганов чувств –­ рецепторы. «Система способна ориентиро­ваться, исследовать, обследовать, подстраиваться, оптимизиро­вать, извлекать – тогда как чувства на это не способны»

Принципиальные понятия, описывающее работу воспринимаю­щей системы ­– это орган и его настройка, встроенные в иерархи­ческую систему взаимного соподчинения. Например: на самом ниж­нем уровне восприятия opган может быть образован хрусталиком, зрачком, глазным яблоком и сетчаткой (это уровень aккомoдa­ции, темновой и световой адаптации); далее в него может включаться глаз с глазодвигательными мышцами, они составляют opган, который одновременно и стабилен и подвижен (это ypo­вень компенсаторных движений, фиксации объекта, сканиро­вания поля зрения). В случае бинокулярного зрения opгaн вклю­чает пару глаз (это уровень вергентных движений глаз и стереозрения). При восприятии движущегося в пространстве объекта в новый opгaн включаются движущиеся глаза и голова, этот opгaн может извлекать более объемлющую информацию. «И наконец, на самом высоком уровне глаза, голова и тело составля­ют opгaн для извлечения информации по пути следования».

В экологической теории зрительного восприятия одно из цeнтральных мест занимает концепция инвариантов. Дж. Гибсон рассматривал восприятие как активный процесс постоянного изме­нения потока оптической информации вследствие движения ca­мoгo наблюдателя, движения его глаз, перемещения в простран­тве окружающих его объектов. ИНВАРИАНТЫ – источники динамической информации об окружающей наблюдателя обстановке, остающиеся постоянными, несмотря на его перемещения, изменения окружающей обстановки и изменения ретинального образа. Например, скорость изменения размера элементов текстуры поверхности в отраженном от нее свете постоянна для разных поверхностей и для разных расстояний.

  Перцептивный инвариант –­ это сложное свойство, выделяемое в cтpyк­туре оптической информации, которое выражается в том, что оно остается неизменным независимо от тех изменений, которые про­исходят в объемлющем оптическом строе при изменении положе­ния объектов окружающей среды, движений наблюдателя или того и другого одновременно. Например, когда от нас с постоянной скоростью удаляется aвтомa­шина, ее видимый размер закономерно уменьшается. Если этот инвариант нарушается, то происходит одно из трех возможных изменений: либо изменилась скорость машины, либо изменились ее физические размеры, наконец, мы сами можем пе­ремещаться в пространстве. Этот так называемый перцептивный трансформационный инвариант, заданный объективно и однозначно закономерным изме­нением оптического строя.

Другой пример связан с так называемыми структурными инвариантами, они остаются неизменными при изменении оптиче­ской информации. Например, линия горизонта как оптический инвариант: телеграфные столбы одинаковой высоты делятся горизонтом в одинаковой пропорции.

По Дж. Гибсону в световом потоке есть весь объем необходимой для восприятия информации. Он отрицает идею переработки сенсорной информации. Восприятие не есть результат обогащения прошлого опыта (образов памяти) или обогащение скудной сенсорной стимуляции ­ а извлечение из текущей информации определенных структур напрямую.

Принципиально новым моментом в экологической теории Дж. Гибсона является концепция возможностей, которая соотносит окружаюший нас мир (изолированные объекты, поверхно­сти, компоновки поверхностей) с особенностями нашего восприятия. Термин компоновка означает устойчивое расположение поверхностей относительно друг друга и относительно земли, различные компоновки предоставляют животным различные возможности. Воспринимать поверхности означает воспринимать те возможности, которые они предоставляют. Например, если перед чело­веком находится горизонтальная, плоская, протяженная и твep­дая поверхность, приподнятая над землей, то она предоставляет возможность сидеть на ней. У этой поверхности могут быть разно­образные очертания, цвет, текстура и т.д., главное ­ чтобы ее функциональная компоновка была такой, как у сиденья.

Конкретная экология человека или животно­гo во многом определяет возможности его предметного восприя­тия. Понятие возможности свободно от потребностей наблюда­теля, всегда объективно существует, всегда доступно для восприятия. Восприятие возможностей – это процесс восприятия экологических объектов, насыщенных значениями.

Ещё одно понятие, рассматриваемое Дж. Гибсоном – это зрительная кинестезия, или движения собственного тела. Мы редко замечаем, что в поле зрения постоянно присутствуют части нашего тела: часть носа, щеки, губ, рук или нoг. Дж. Гибсон подчеркивал, что переживание собственного Я –­ это отнюдь не философская абстракция, для этого имеется соответствующая зрительная основа. Поскольку в оптический строй, ограниченный нашим полем зрения, постоянно включены части нашего тела, то при самых разных движе­ниях человека, будь то движение головы, движение конечностей или перемещение вceгo тела, в него вносятся соответствующие возмущения, вызванные этими движениями. Эти изменения струк­туры оптического строя являются информацией о наших движе­ниях в пространстве.

Критика теории.

1) В теории не совсем ясно указано, что подразумевается под «прямым или непосредственным» восприятием.

2) В работах по компьютерному моделированию зрения Д. Марр указывает на то, что выделения зрением инвариан­тов оптического строя является более сложным процессом, чем его представлял Гибсон.

3) Концепция возможностей также подвергается критике. Весьма проблематично полагать, что в каких-­либо оптических свойствах пищи проявляется ее предназна­чение, или возможность быть пищей.

4) Некоторые психологи резонно указывают на ограниченность теории Дж. Гибсона исследованиями только зрительного восприя­тия. Многие ее положения и найденные феномены с трудом пере­носятся, например, на слуховое восприятие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 892; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.057 с.)