Представления о стимуле в психологии восприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представления о стимуле в психологии восприятия.



Классификации ощущений.

1) различает ощущения по модальности, по сенсорным качествам: зрительные, обонятельные, слуховые, вкусовые ощущения.

Это же основание используется для первой классификации рецепторов (зрительные, слуховые и т.д.).

2) на основании генетического критерия (Хэд); выделяются 2 вида ощущений (виды чувствительности):

а) филогенетически более древняя чувствительность – протопатическая чувствительность;

б) более новая – эпикритическая чувствительность.

Они различаются по свойствам: протопатическая чувствительность характеризуется 2 свойствами:

а) генерализованност ь – отсутствие генной пространственно локализации испытываемых ощущений;

б) эмоциональная опора – ценность ощущений (отсидел руку или ногу).

Свойства эпикритической чувствительности:

а) пространственно локализована;

б) не имеет эмоциональной окраски.

Классификация рецепторов.

2) различаются по видам воздействия на которые они приспособлены реагировать (механо, хемо, фоторецепторы и другие) (Тундт).

3) для неё используются 2 основания (Шеррингтон):

1) разделение рецепторов на 3 вида по их месту расположения в теле человека:

а) экстерорецепторы – расположены вблизи поверхности тела, обращены к внешнему миру (зрительные, тактильные и др.);

б) интерорецепторы – расположены на поверхностях внутренних органов;

в) проприорецепторы – расположены в глубоких тканях тела (мышцы или сухожилия).

2) разделение рецепторов на:

а) контактные – для их возбуждения необходим их непосредственный контакт с дистальным стимулом (тактильные, вкусовые);

б) дистантные – непосредственный контакт их с дистальным стимулом не требуется (зрительные, слуховые).

Представления о стимуле в психологии восприятия.

Следует различать 2 вида стимулов:

а) дистальный стимул – предмет, ситуация или событие окружающего мира

б) проксимальный стимул – непосредственное физическое воздействие на органы чувств.

При зрительном восприятии дистальный стимул –предметы, от которых отражается свет, попадающий на сетчатку глаза; проксимальный стимул – лучи, отражённого от предметов света, попадающие на сетчатку. Так как большинство исследований проводилось на глаз, то проскимальный стимул – сетчаточный образ (в зрительном восприятии). Если взять тактильное восприятие, то дистальный стимул – объект (рука), проксимальный стимул – давление, которое на неё оказывается. Следует так же различать разные проксимальные стимулы (точки зрения на них):

а) непосредственное воздействие на органы чувств;

б) не само физическое воздействие, а его структурная характеристика (Джеймс, Гибсон).

 

Понятие об ощущениях,

Ощущение – осознанное психическое отражение отдельных изолированных свойств предметов или стимулов путем их непосредственного воздействия на органы чувств. Ощущение является чувственным ото­бражением объективной реальности.

Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называе­мого рецептором (это воспринимающая часть анализатора, его основ­ная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) проводя­щих нервных путей; 3) корковых отделов анализатора (или центральных отделов анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Для возникнове­ния ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощу­щений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при раз­рушении затылочных долей обоих полушарий.

 

Их основные свойства. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, ясность (по Титченеру).

1) Модальность (сенсорное качество) — качественная характеристика ощущений. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Это свойство, характеризующее основную информацию, отобра­жаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьи­рующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения пре­доставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

2)   Интенсивность — количественная характеристика ощущений и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния ре­цептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена. Например: в зрении ­ светлота светового пятна, в слу­хе ­ громкость звука.

3) Распределение стимульной энергии в пространстве задает протяжённость ощущения в пространстве (локализация) – это пространственная характеристика ощущений. Например, световой круг: боль­шой – маленький, слева или справа от наблюдателя; звук: ло­кальный ­ объемный; прикосновение к коже руки может быть точечным или охватывающим все запястье. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет теп­ло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

4) Длительность ощущения – это временная характеристика. Определяется функциональным состоянием органа чувств, и, главным образом, — временем действия раздражителя и его интенсивностью. Например, звук: короткий ­ длительный, боль: короткая, колю­щая или длительная, ноющая. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.

5) ­Э. Титченер выделял еще одно качество ощущения –­ это его ясность. Ясность ощущения характеризует его место в сознании индивида: то, что находится в центре созна­ния, будет более ясным, отчетливым, чем то, что находится на периферии сознания, ­ неясным, туманным.

 

  Различные представления о стимуле.

Чтобы разграничить те свойства объекта, которыми он обладает по своей физической природе, от той части стимульной энергии, которая попадает от него на рецепторную поверхность, Джеймсом Гибсоном введены два важных термина -­ дистальный стимул и проксимальный стимул. Сам объект во всей совокупности своих свойств и качеств (размер, форма, отражающая способность, масса и т.д.) ­ это дистальный стимул, а те пространственно-временные паттерны энергии, которые попадают на рецепторную поверхность органов чувств, – проксимальный стимул.

При зрительном восприятии дистальный стимул – предметы, от которых отражается свет, попадающий на сетчатку глаза; проксимальный стимул – лучи, отражённого от предметов света, попадающие на сетчатку. Так как большинство исследований проводилось на глаз, то проксимальный стимул – сетчаточный образ (в зрительном восприятии). Если взять тактильное восприятие, то дистальный стимул – объект (рука), проксимальный стимул – давление, которое на неё оказывается.

Метод границ.

Некая последовательность стимулов, которые повышаются или понижаются чередуясь. Это необходимо. Поскольку при нисходящей последовательности испытуемый слышит больше низких звуков, чем при восходящей.

Метод границ (едва заметных различий, ми­нимальных изменений или серийного исследования). Это самый прямой метод определения порога. При определении разностного порога экспериментатор изменяет сравниваемый стимул малыми шагами в восходящих и нисходящих рядах. Испытуемый при каждом изменении стимула должен сказать меньше, равен или больше переменный стимул по сравне­нию со стандартным. В результате эксперимента оп­ределяются значения переменного стимула, соответ­ствующие смене категории ответа. При определении абсолютного порога стандартный стимул не предъяв­ляется и задача испытуемого состоит в том, чтобы отвечать, обнаруживает он стимул или нет.

Метод установки.

Метод установки (средней ошибки, воспро­изведения или метод подравнивания). При опреде­лении разностного порога испытуемый, как прави­ло, сам подстраивает сравниваемый стимул, кото­рый может непрерывно изменяться, к стандарту, т.е.
устанавливает такое значение переменного стиму­ла, при котором он кажется равным стандарту. Эта процедура повторяется несколько раз, а затем вы­числяется среднее значение и вариабельность уста­новок испытуемого. Среднее значений подравнива­ний (установок) является прямым показателем точ­ки субъективного равенства, а вариабельность под­равниваний, допускаемая испытуемым, может быть использована для вычисления разностного порога. При определении абсолютного порога испытуемый неоднократно устанавливает такое значение перемен­ного стимула, которое, по его мнению, является са­мым низким среди обнаруживаемых им стимулов. Среднее этих установок принимается за абсолютный порог. Как следует из названия метода, испытуемый сам манипулирует непрерывно меняющимся сравнивае­мым стимулом. В некоторых случаях лучше, если ма­нипуляции со сравниваемым стимулом производит экспериментатор, но в наиболее типичной форме этого метода подравнивать стимул к данному стан­дарту должен, согласно инструкции, сам испытуе­мый. Он делает это несколько раз. Данный метод при­меняется главным образом для измерения точки субъективного равенства, хотя он может быть ис­пользован и для определения разностного порога.

Закон констант.

Метод постоянных раздражителей (метод ис­тинных и ложных случаев или метод частот). В этом методе используется несколько постоянных дискрет­ных значений сравниваемого стимула. При опреде­лении разностного порога каждое из них сравнива­ется со стандартным стимулом много раз. Для каж­дого из значений сравниваемого стимула подсчиты­вается относительная частота разных ответов, напри­мер, ответов "меньше" и "больше". Если в опыте ис­пользуются только две категории ответов, то испы­туемый будет давать правильный ответ в половине случаев даже при одном только угадывании. Поэто­му его разностный порог определяется как прира­щение или уменьшение величины сравниваемого стимула относительно стандартного, правильно оце­ниваемое им в 75% проб, т.е. посредине между 50% (случайная удача) и 100%. Это значение, соответ­ствующее 75%, определяется интерполяцией или каким-либо другим из нескольких возможных ста­тистических методов. Когда добавляется третья кате­гория ответов типа "равно", "сомнительно" и тому подобное, метод постоянных раздражителей стано­вится очень похож на метод границ. Метод постоян­ных раздражителей может быть использован также для измерения абсолютного порога. В этом случае стандартный раздражитель не применяется, а за аб­солютный порог принимают такое значение срав­ниваемого стимула, который вызывает равное чис­ло ответов "да" и "нет".

 

Вклад гештальт-психологии

Различия фигуры и фона носят фунда­ментальный характер, поэтому перцептивная структура фигура­-фон рассматривается в современной психологии как наиболее простая и исходная для нашего восприятия.

Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

Игнорируется субъект как таковой, как целостность. Использование ограниченных методик (непосредственное и объективное наблюдение и описание содержаний собственного восприятия, метод «рассуждения вслух», эксперименты только на взрослых), а распространение результатов производилось на широкий спектр явлений. Отрицание развитие психики. В гештальттеории постулировались заданные от рождения полевые свойства нервной системы, которые в совокупности с объективными физическими свойствами зрительного поля достаточно определенно позволяют говорить о стимульном, т.е. обьектном детерминизме нашего восприятия.

 

 

9. Экологическая теория восприятия Гибсона.

Объектно-­ориентированная теорий восприятия.

Принципиальная новизна подхода Дж. Гибсона заключается в том, что он не считал необходимым привлекать для объяснения интеграции в перцептивный образ разрозненных сенсорных эле­ментов каких­-либо промежуточных ментальных механизмов, будь то бессознательное умозаключение (Г. Гельмгольц), ассоциация (Э. Титченер), процесс перцептивной категоризации (Дж. Брунер, Р. Грегори) или механизмы перцептивной организации у гештальт­-психологов. Он полагал, что оптическая информация, попадаю­щая на сетчатку, сама по себе достаточно богата и структурирова­на для тoгo, чтобы нести адекватную и исчерпывающую инфор­мацию о внешнем мире. Восприятие прямое и непосредственное.

Для каждого образа восприятия существует адекватный стимульный паттерн, или стимул высшего порядка, который, однако, не стоит понимать упрощенно – как одномерный и статичный поток физической энер­гии, попадающий на рецепторную поверхность. В реальной жизни не существует отдельных ощущений, из которых складываются более сложные конструкции ­– образы восприятия: это лишь научная абстракция или искусственные феномены. В окружающей нас действительности нет точечных источников света, изолиро­ванных стимулов или статичных стимульных воздействий.

С точки зре­ния разрабатываемой Дж. Гибсоном экологической оптики, на сетчатку попадает множество световых лучей, многократно отраженных от многих поверхностей. Он отрицает версию того, что свет, отраженный от объекта, по­падает по прямой линии на сетчатку. Вместо всем привычного термина «стимул» он ввел понятие оптической информации, которая содержится в окружающем человека объем­лющем оптическом строе (это понятие включает в себя оптическую структурированную информацию, попадающую на сетчатку наблюдателя и отобража­ющую структурированность внешнего мира). Термин «информация», это не то, что передается в виде энергии на рецептор, ­ это то, что извлекается наблюдателем в процессе перцептивной активности из объемлющего оптического строя, она не исчезает и не передается от чего­-то к чему­-то, она всегда есть во внешнем мире и появляется (т. е. извлекается из него) в ходе активного взаимодействия человека как целого со всем богатством оптической информации. Вот почему иногда сам автор называет свою теорию теорией извлечения информации.

Дж. Гибсон ввел понятие воспринимающих систем, отличное от традиционно­гo понятия органов чувств. Дж. Гибсон имел в виду, что восприя­тие представляет собой активный процесс осматривания, слуша­ния, осязания, обоняния. У воспринимающей системы есть органы, у opганов чувств –­ рецепторы. «Система способна ориентиро­ваться, исследовать, обследовать, подстраиваться, оптимизиро­вать, извлекать – тогда как чувства на это не способны»

Принципиальные понятия, описывающее работу воспринимаю­щей системы ­– это орган и его настройка, встроенные в иерархи­ческую систему взаимного соподчинения. Например: на самом ниж­нем уровне восприятия opган может быть образован хрусталиком, зрачком, глазным яблоком и сетчаткой (это уровень aккомoдa­ции, темновой и световой адаптации); далее в него может включаться глаз с глазодвигательными мышцами, они составляют opган, который одновременно и стабилен и подвижен (это ypo­вень компенсаторных движений, фиксации объекта, сканиро­вания поля зрения). В случае бинокулярного зрения opгaн вклю­чает пару глаз (это уровень вергентных движений глаз и стереозрения). При восприятии движущегося в пространстве объекта в новый opгaн включаются движущиеся глаза и голова, этот opгaн может извлекать более объемлющую информацию. «И наконец, на самом высоком уровне глаза, голова и тело составля­ют opгaн для извлечения информации по пути следования».

В экологической теории зрительного восприятия одно из цeнтральных мест занимает концепция инвариантов. Дж. Гибсон рассматривал восприятие как активный процесс постоянного изме­нения потока оптической информации вследствие движения ca­мoгo наблюдателя, движения его глаз, перемещения в простран­тве окружающих его объектов. ИНВАРИАНТЫ – источники динамической информации об окружающей наблюдателя обстановке, остающиеся постоянными, несмотря на его перемещения, изменения окружающей обстановки и изменения ретинального образа. Например, скорость изменения размера элементов текстуры поверхности в отраженном от нее свете постоянна для разных поверхностей и для разных расстояний.

  Перцептивный инвариант –­ это сложное свойство, выделяемое в cтpyк­туре оптической информации, которое выражается в том, что оно остается неизменным независимо от тех изменений, которые про­исходят в объемлющем оптическом строе при изменении положе­ния объектов окружающей среды, движений наблюдателя или того и другого одновременно. Например, когда от нас с постоянной скоростью удаляется aвтомa­шина, ее видимый размер закономерно уменьшается. Если этот инвариант нарушается, то происходит одно из трех возможных изменений: либо изменилась скорость машины, либо изменились ее физические размеры, наконец, мы сами можем пе­ремещаться в пространстве. Этот так называемый перцептивный трансформационный инвариант, заданный объективно и однозначно закономерным изме­нением оптического строя.

Другой пример связан с так называемыми структурными инвариантами, они остаются неизменными при изменении оптиче­ской информации. Например, линия горизонта как оптический инвариант: телеграфные столбы одинаковой высоты делятся горизонтом в одинаковой пропорции.

По Дж. Гибсону в световом потоке есть весь объем необходимой для восприятия информации. Он отрицает идею переработки сенсорной информации. Восприятие не есть результат обогащения прошлого опыта (образов памяти) или обогащение скудной сенсорной стимуляции ­ а извлечение из текущей информации определенных структур напрямую.

Принципиально новым моментом в экологической теории Дж. Гибсона является концепция возможностей, которая соотносит окружаюший нас мир (изолированные объекты, поверхно­сти, компоновки поверхностей) с особенностями нашего восприятия. Термин компоновка означает устойчивое расположение поверхностей относительно друг друга и относительно земли, различные компоновки предоставляют животным различные возможности. Воспринимать поверхности означает воспринимать те возможности, которые они предоставляют. Например, если перед чело­веком находится горизонтальная, плоская, протяженная и твep­дая поверхность, приподнятая над землей, то она предоставляет возможность сидеть на ней. У этой поверхности могут быть разно­образные очертания, цвет, текстура и т.д., главное ­ чтобы ее функциональная компоновка была такой, как у сиденья.

Конкретная экология человека или животно­гo во многом определяет возможности его предметного восприя­тия. Понятие возможности свободно от потребностей наблюда­теля, всегда объективно существует, всегда доступно для восприятия. Восприятие возможностей – это процесс восприятия экологических объектов, насыщенных значениями.

Ещё одно понятие, рассматриваемое Дж. Гибсоном – это зрительная кинестезия, или движения собственного тела. Мы редко замечаем, что в поле зрения постоянно присутствуют части нашего тела: часть носа, щеки, губ, рук или нoг. Дж. Гибсон подчеркивал, что переживание собственного Я –­ это отнюдь не философская абстракция, для этого имеется соответствующая зрительная основа. Поскольку в оптический строй, ограниченный нашим полем зрения, постоянно включены части нашего тела, то при самых разных движе­ниях человека, будь то движение головы, движение конечностей или перемещение вceгo тела, в него вносятся соответствующие возмущения, вызванные этими движениями. Эти изменения струк­туры оптического строя являются информацией о наших движе­ниях в пространстве.

Критика теории.

1) В теории не совсем ясно указано, что подразумевается под «прямым или непосредственным» восприятием.

2) В работах по компьютерному моделированию зрения Д. Марр указывает на то, что выделения зрением инвариан­тов оптического строя является более сложным процессом, чем его представлял Гибсон.

3) Концепция возможностей также подвергается критике. Весьма проблематично полагать, что в каких-­либо оптических свойствах пищи проявляется ее предназна­чение, или возможность быть пищей.

4) Некоторые психологи резонно указывают на ограниченность теории Дж. Гибсона исследованиями только зрительного восприя­тия. Многие ее положения и найденные феномены с трудом пере­носятся, например, на слуховое восприятие.

Резюме

1) Гибсон говорит, что не надо изучать стерильные лабораторные феномены (экологичность).

2) Стимуляция существует отдельно от организма или нервной системы в энергетических полях окружающей среды.

3) Гибсон отвергает саму идею необходимости обработки сенсорной информации, поскольку не считает, что восприятие основано на ощущениях. В его концептуальном аппарате не находится места и для такого понятия, как «стимул». Восприятие «непосредственно».

4) Субъекту в акте восприятия противостоит экологический мир. Экологический уровень описания мира, который окружает животное, определяется формами его жизнедеятельности.

5) Иерархическое строение экологического мира. Мелкие элементы окружающего мира встроены в более крупные, те в свою очередь встроены в еще более крупные и т. д. (Например, ущелья встроены в горы, деревья встроены в ущелья, листья встроены в деревья, клетки встроены в листья.). Кратковременные события, происходящие в окружающем мире, встроены в длительные, те — в еще более длительные, и так до бесконечности.

6) Значимость окружающего мира. Экологический мир по самому своему определению не может не быть значимым для животного. Вопрос, однако, заключается в том, как понимать значимость. Гибсон старается избегать термина «значение», полагая, что он чересчур обременен субъективистскими ассоциациями. Вместо этого он вводит специальный термин «возможность».

7) Отдельного внимания заслуживают рассуждения Гибсона о постоянстве и изменчивости элементов окружающей среды. Он считает, что заметить постоянство можно только через изменчивость. Ключевым понятием здесь выступает понятие «компоновки». То есть мы можем узнавать предмет или человека, даже в процессе происходящих с ним изменений, потому, что его основные признаки или элементы постоянны относительно друг друга.

8) Экологическая оптика. Свет рассматривается как носитель информации об окружающем мире. Центральным понятием экологической оптики является «объемлющий световой строй». Центральный тезис экологической оптики состоит в том, что любой экологической реальности окружающего мира в объемлющем световом строе соответствует какая-то оптическая реальность. Текстуре поверхности окружающего мира соответствует оптическая текстура в световом строе, изменению поверхностной текстуры — возмущение оптической текстуры и т. д. Но физическому понятию «пространство» в строе ничего не соответствует. Гибсон делает вывод, что пространство как таковое не воспринимается и что пространство можно только мыслить.

9) Понятие объемлющего света. Лучи полностью заполняют воздушное пространство, и каждая точка в пространстве рассматривается как точка пересечения лучей, приходящих с разных сторон. Из этого следует, что свет объемлет каждую точку.

10) Стимул в строгом смысле этого слова не несет никакой информации о своем источнике в окружающем мире. Объект не может быть стимулом. Восприятие — не реакция на стимул, а акт извлечения информации.

11) Понятие инварианта. Рассмотрим, к примеру, постоянство воспринимаемых предметов при движении наблюдателя. Этот феномен столь же очевиден, сколь и непонятен, ибо постоянный предмет отображается на сетчатке во время своего движения в виде последовательного ряда изображений, каждое из которых в отдельности не позволяет судить об истинной форме предмета.

12) Непосредственным или прямым восприятием можно назвать только восприятие реально существующих вещей и явлений. Восприятие картин и других предметов человеческой культуры называется опосредованным и проходит, по мнению Гибсона, совсем по другим законам. Прямое восприятие — это особый вид активности, направленный на получение информации из объемлющего светового строя. Этот процесс Гибсон назвал извлечением информации. Для его осуществления необходимо, чтобы наблюдатель активно передвигался, смотрел по сторонам и рассматривал объекты окружающего мира.

13) Важнейшей частью окружающего мира является сам наблюдатель. Понятие зрительной кинестезии, то есть возмущения оптической текстуры, несущие информацию о собственных движениях наблюдателя.

14) Гибсон опровергает общепринятое мнение о том, что мы видим с помощью глаз, считая такой подход слишком узким. Ведь глаза находятся на голове, голова поворачивается на шее, которая прикреплена к туловищу, опирающемуся на землю с помощью ног. Такую систему можно назвать «глаз-на-го-лове-на-теле-с-опорой-на-земле».

 

10.. Теория восприятия Гельмгольца.                  

Субъект-ориентированная теория. Теория бессознательных умозаключений.

Восприятиями Г. Гельмгольц называл чувственные представле­ния о существовании, форме и положении внешних объектов. Oc­нову восприятий, его чувственный материал составляют ощуще­ния, которые и должны быть основной целью изучения. Методы исследования –­ методы естественных наук.

Причиной наших ощущений являются только внешние физические воздействия на соответствующие рецепторы органов чувств. Даже давление на внешний угол глазного яблока (явно неспецифическое для зрения воздействие) приводит к ощу­щению света, идущего со стороны перено­сицы, поскольку мы механически раздра­жаем ту часть сетчатки, на которую в обыч­ных условиях свет падал бы со стороны пе­реносицы.

Иллюзии возникают не по причине неправильного функцио­нирования opгaнов чувств, а вследствие неправильной интepпpe­тации содержания чувственных ощущений.

1) Каким же образом из соответствующих определенным органам ощущений возникают целостные образы восприятия? Восприятия появляются как pe­зультат неосознаваемой психической деятельности и по своей форме напоминают умозаключение. Механизмом формирования образа восприятия являются бессознательные умоза­ключения. Бессознательные умозаключения по своей сути не являются произвольными актами, мы не можем ни­как влиять на их результат –­ образ восприятия, поэтому Г. Гельм­гольц, подчеркивая их непроизвольный характер, писал, что они непреодолимы.

На восприятие большое влияние оказывают опыт, тренировка, привычка.

2) Опосредствованность содержания образа восприятия прошлым опытом субъекта. Не все ощущения входят в осознавае­мый нами образ восприятия, а только те, которые имеют особое значение для восприятия внешних объектов. Образ восприятия ­– это всегда обобщенный образ внешнего объекта, а не детализированный набор всех ощущений. Образ восприятия имеет предметный характер, поскольку в нем отражают­ся существенные свойства объекта. Далеко не весь субъективный опыт нами осознается, некоторая его часть не входит в образ восприятия.

Таким образом, Г. Гельмгольц достаточно определенно ставил вопрос о двойственности восприятия, о чувственной основе и предметном содержании перцептивного образа.

Как говорил Г. Гельмгольц, для осознания, обнаружения своих собственных ощущений нужен особый талант. Для этого необходимо отвлечься от предметного coдep­жания чувственного образа, например введя фактор необычности при восприятии чего-либо. Чтобы увидеть мир более детально и менее обоб­щенно, нужно посмотреть на него через линзы, переворачиваю­щие изображение. Например, воспользуемся астрономическим телескопом, направив его на идущих вдали людей. Вместо плавных и слитных движений мы увидим странные скачки и колебания и многие дрyгие особенности индивидуальной походки. Т.о., в обычных условиях восприятия дo­статочно трудно определить, что в нашем образе от его чувственной основы ­ ощущений, а что привнесено опытом.

Гельмгольц даёт определение трём видам образов:

· Образ в представлении –­ относится только к впечатле­ниям, не имеющим текущей чувственной основы, это образ про­шлых впечатлений.

· Перцептивный образ –­ относится непосредственно к восприятию, которое сопровождается соответствующими чувствен­ными ощущениями.

· Первичный образ –­ относится к совокупности чувствен­ных впечатлений, формирующихся на основе текущих ощущений и не имеющий в своей основе прежнего опыта.

Таким образом, перцептивный образ образуется в процессе взаимодействия прежнего опыта (большая посьшка) и текущих чувственных ощущений (малая посылка). Воспринимая окружающую нас реальность, мы не в co­стоянии осознать, в какой степени содержание наших образов зависит от памяти, а в какой ­ от их непосредственной чувственной основы.

Некоторые мысли Г. Гельмгольца:

1) Причинами иллюзий восприятия являются нарушения нор­мального восприятия: дефицит опыта, дефицит времени или нарушение нормальных условий наблюдения.

2) Активный характер восприятия: мы не просто пассивно поддаемся потоку впечатлений, а активно наблюдаем, т. е. так настраиваем свои opгaны чувств, чтобы различать воздей­ствия с максимальной точностью.

3) Преимущественная роль приобретаемого субъектом опыта в восприятии, а не врождённых механизмов.

4) Особое внимание Г. Гельмгольц уделял вопросу о полноте и истинности отражения действительности в перцептивных обра­зах, который решал с позиций практической значимости воспринимаемого предмета в деятельности человека. Истинность чувственно­гo восприятия предмета имеет смысл не сама по себе, а по отношению к практическому использованию этого предмета, а это означает, что в образе восприятия нам открываются те из многочисленных eгo свойств, которые проявляются в процесс е практи­ческого взаимодействия человека с миром.

 

11. Теория восприятия Брунера.

Субъектно-ориентированная теория. Восприятие – это процесс категоризации прошлого опыта.

Восприятие рассматривается как один из познавательных процессов, сходное с другими позна­вательными процессами –­ воображением, памятью, мышлением. Процесс порождения чувственного перцептивного образа наряду с сенсорной основой включает в себя процесс категоризации, который состоит из выдe­ления определенных признаков стимульного воздействия, на oc­новании которых происходит отнесение воспринимаемого объекта к той или иной категории объектов внешнего мира.

Под термином «категория» понимается некоторое правило, в соответствии с которым мы относим объекты к одному классу как эквивалентные друг другу.

Под признаками или сигнальными признаками понимаются характерные или критические свойства стимуляции, специфичные определенной категории объектов. Например, стараясь разглядеть сквозь за­потевшее окно автомобиля, что расположено на витрине магази­на, мы замечаем апельсины, опознав их по ярко­-оранжевому цвету и округлой форме, и уже далее замечаем шероховатую поверх­ность. Этот пример показывает, как на основе небольшого числа характерных признаков наше восприятие осуществило избиратель­ное отнесение данного объекта к cтpoгo определенной категории.

Фактически восприятие понимается так же, как и у Г. Гельмгольца, как умозаключение, включающее в себя процесс обоб­щения полученного ceнcopнoгo опыта. Про­цесс восприятия, по Брунеру –­ это движение от признаков к категориям, происходящее в основном бессознательно.

Процесс категоризации –­ это всегда соединение актуального чувственного опыта с прошлым опытом субъекта. Репрезентативная роль восприя­тия ­– ориентируя субъекта во внешнем мире, об­разы восприятия позволяют через обобщение приобретаемого опыта выйти за пределы непосредственного чувственного познания.

Хотя Брунер и рассматривает восприятие как один из познавательных процессов, сходное с другими позна­вательными процессами, тем не менее, выделяя специфику перцептивных умозаключений по сравнению с поня­тийными, Дж. Брунер вслед за Г. Гельмгольцем указывал на их отличительную особенность: они менее подвержены произвольным изменениям, чем понятийные. Примером такoгo непреодолимого характера восприятия является известная иллюзия Мюллера­-Лай­ера: выполняя на практических занятиях лабораторную работу по измерению величины этой иллюзии, каждый студент еще до начала опыта знает, что линии со стрелками внутрь (на рис. справа) кажутся более длинными, чем линии со стрелками наружу (на рис. слева), но это знание никак не влияет на выpa­женность данной иллюзии.

<                                            >                        >                                     <

­Механизм формирования перцептивного образа.

v Поскольку многие объекты внешнего мира имеют сходные при­знаки, то каким образом достигается одна из важных особенно­стей восприятия –­ его избирательность? Для объяснения перцептивной избирательности автор вводит понятие готовность кaтe­горий. Это cвoeгo рода преднастройка нашего восприятия, которая задается повышенной вероятностью или легкостью опознания данного объекта среди других. Чем больше готовность категорий, тем:

1) меньше ceнсорной информации необходимо для отнесения какого­-либо объек­та к соответствующей категории;

2) шире множество стимульных характеристик, которые будут приняты в качестве признаков этой категории;

3) ниже вероятность других категорий соответствовать текущей сенсорной основе.

Например, если на очень короткое время (70­-90 мс) предъяв­лять человеку различные картинки, то в том случае, если наш испытуемый проинформирован о том, что в набор картинок включено изображение яблока, оно будет опознаваться легче и быст­рее других картинок, более тoгo, многие другие картинки будут ошибочно опознаны как яблоко.

v Процесс категоризации, по Дж. Брунеру, в определенной степени может быть уподоблен процессу решения перцептивной зада­чи. Брунер выделяет следующие стадии этого процесса:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 1091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.065 с.)