Каждый из этих 8 уровней определен рядом описаний, указывающих результаты обучения, относящиеся к квалификациям на соответствующем уровне в любой квалификационной системе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каждый из этих 8 уровней определен рядом описаний, указывающих результаты обучения, относящиеся к квалификациям на соответствующем уровне в любой квалификационной системе



 

Уровни Знания

Навыки

Компетентность

  В контексте EQF знание описано как теоретическое и/или фактическое

В контексте EQF навыки описаны как познавательные (использование логического, интуитивного и творческого мышления) и практические (ловкость рук и использование методов, материалов, инструментов)

В контексте EQF компетентность описана в терминах ответственность и автономия

Уровень 1 результаты изучения, относящиеся к Уровню 1, Базовые общие знания

основные умения и навыки, требуемые для выполнения простых задач

работа или исследование при прямом наблюдении в структурированном контексте

Уровень2 результаты изучения, относящиеся к Уровню 2, основное фактическое знание в области работы или исследования

основные познавательные и практические навыки, требуемые для выполнения задач и решения обычных проблем, опираясь на достоверную информацию и используя простые правила и инструменты

работа или исследование под наблюдением с некоторой автономией

Уровень3 результаты изучения, относящиеся к Уровню 3 знание фактов, принципов, процессов и общих понятий, в области работы или исследования

диапазон познавательных и практических навыков, требуемых для выполнения задач и решения проблем, выбирая и применяя основные методы, инструменты, материалы и информацию

Берет ответственность за завершение задач в работе или исследовании, приспосабливает собственное поведение к обстоятельствам в решении проблем

Уровень4 результаты изучения, относящиеся к Уровню 4 фактическое и теоретическое знание в широких контекстах в пределах области работы или исследования

диапазон познавательных и практических навыков, требуемых для решения определенных проблем в области работы или исследования

самоуправление осуществляемое в пределах руководящих принципов контекста работы или исследования, которые обычно предсказуемы, но подвержены изменениям, контролирует обычную работу других, беря некоторую ответственность за оценку и усовершенствование действий работы или исследования

Уровень5 (*) результаты изучения, относящиеся к Уровню 5

всестороннее, специализированное, фактическое и теоретическое знание в пределах области работы или исследования и понимание границ этого знания

всесторонний диапазон познавательных и практических навыков, требуемых для развития творческих решений, абстрагирования проблем

управление осуществляемых действий и наблюдение в контексте работы или исследования, где возникает непредсказуемый ход изменения, и развивает собственную работу и других
Уровень6 (**) результаты изучения, относящиеся к Уровню 6

продвинутое знание в области работы или исследования, опираясь на критическое понимание теорий и принципов

продвинутые навыки, демонстрирующие мастерство и новшество, требуемые для решения сложных и непредсказуемых проблем в специализированной области работы или исследования

управляет сложной технической или профессиональной деятельностью, или проектами, беря ответственность за принятие решения в непредсказуемых контекстах работы или исследования, берет ответственность за руководство профессиональным развитием людей и групп
Уровень7 (***) результаты изучения, относящиеся к Уровню 7

очень специализированное знание, часть из которого центральные в области работы или исследования, служащие основанием для оригинального мышления и/или исследования; критическое понимание проблем в области и в интерфейсе между различными областями знания

специализированные решающие проблему навыки, требуемые в исследовании и/или новшестве, чтобы развить новое знание и процедуры и объединить знание из различных областей

управляет и преобразует контексты работы или исследования, которые сложны, непредсказуемы и требуют новые стратегические подходы; берет ответственность в помощи профессиональному знанию и практике и/или за разработку стратегической работы команды
Уровень8(****) результаты изучения, относящиеся к Уровню 8

знание в самой продвинутой границе области работы или исследования и в интерфейсе между областями

самые продвинутые и специализированные навыки и методы, включая синтез и оценку, требуемые для решения критических проблем в исследовании и/Или новшестве и позволяющие пересматривать существующее знание или профессиональную практику

демонстрирует существенную власть, новшество, автономию, академическую и профессиональную целостность, поддержанные обязательствами к развитию новых идей или процессам в центральных направлениях деятельности контекста работы или изучения, включая исследование
           

Совместимость с Квалификационными Рамками Европейского пространства Высшего образования

Квалификационные Рамки Европейского пространства Высшего образования обеспечивает описания для циклов.

Каждое описание цикла предлагает общее утверждение типичных ожиданий достижений и способностей, связанных с квалификациями, которые представляют конец этого цикла.

 (*) описание для короткого цикла высшего образования (в пределах или связанного с первым циклом), разработанное Объединенными Инициативами Качества как часть Болонского процесса, соответствует результатам обучения для уровня 5 EQF.

 (**) описание для первого цикла в структуре Болонского процесса для Квалификационных рамках Европейского пространства Высшего образования, согласованное министрами, ответственными за высшее образование, на их встрече в Бергене в мае 2005, соответствует результатам обучения для уровня 6 EQF.

 (***) описание для второго цикла в структуре Болонского процесса для Квалификационных Рамок Европейского пространства Высшего образования, согласованное министрами, ответственными за высшее образование, на их встрече в Бергене в мае 2005, соответствует результатам изучения для уровня 7 EQF.

(****) описание для третьего цикла в структуре Болонского процесса для Квалификационных Рамок Европейского пространства Высшего образования, согласованное министрами, ответственными за высшее образование, на их встрече в Бергене в мае 2005, соответствует результатам изучения для уровня 8 EQF


Приложение 6

 

Описание уровней бакалавр, магистр, специалист согласно Национальной рамке квалификаций РФ

 

 

Квалификационный уровень Пути достижения квалификации соответствующего уровня
6 Как правило, бакалавриат. В отдельных случаях возможно среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования, практический опыт
7 Магистратура (на основе освоенной программы бакалавриата), практический опыт. Специалитет (на основе освоенной программы среднего (полного) общего образования), практический опыт. Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование (программы МВА и др.), практический опыт
8 Послевузовское образование (программы, ведущие к получению степени кандидата наук и/или практический опыт). Освоенная про­грамма подготовки магистра или специалиста, дополнительное профессиональное образование (программы МВА и др.), практический опыт
9 Послевузовское образование (в том числе степень кандидата наук и практический опыт или степень доктора наук и практический опыт) и/или дополнительное профессиональное образование или практический опыт и общественно-профессиональное признание на отраслевом, межотраслевом, международном уровне

ТАБЛИЦА ДЕСКРИПТОРОВ НРК РФ

 

Уровень Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний)
6 Самостоятельная профессиональная деятельность, предполагающая постановку целей собственной работы и/или подчиненных. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат  выполнения работ на уровне подразделения или организации Деятельность, направленная на решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности Синтез профессиональных знаний и опыта (в том числе, инновационных). Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации  
7 Определение стратегии, управление процессами  и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений Деятельность, предполагающая решение задач развития, разработки Новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе, инновационных)   Синтез профессиональных знаний и опыта. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития деятельности
8 Определение стратегии, управление процессами  и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения и ответственности на уровне крупных институциональных структур Деятельность, предполагаю­щая решение проблем исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов Создание и синтез новых знаний междисциплинарного характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития  деятельности
9 Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами. Ответственность за результат в масштабе отрасли, страны, на международном уровне   Деятельность, предполагающая решение проблем методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности сложных социальных, производственных, научных процессов Создание и синтез новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого  характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности. Управление содержанием информационных потоков  

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

 

АЗАРОВА Раиса Николаевна Заведующая кафедрой региональных систем управления качеством образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов НИТУ «МИСиС», доктор педагогических наук, профессор  
ЗОЛОТАРЕВА Наталия Михайловна Зам. заведующей кафедрой управления качеством высшего образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов НИТУ «МИСиС», кандидат педагогических наук, доцент

[1] Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / Науч. ред. д-ра техн. наук, профессора Н.А. Селезневой. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010.

[2] В Общей структуре (макете) ООП ВПО, документ, содержащий компетентностную модель выпускника, носит название «Компетенции выпускника как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения данной ООП ВПО»

[3] См.: Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / Науч. ред. д-ра техн. наук, профессора Н.А. Селезневой. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010.

[4] Рекомендуемая структура документа «Паспорт и программа формирования у студентов _______ компетенций: “____________”», разработана с участием О.В. Никифорова старшего преподавателя Псковского государственного педагогического университета, канд. пед. наук.

[5] См.: Азарова Р.Н., Борисова Н.В., Кузов Б.В. Один из подходов к проектированию основных образова­тельных программ вузов на основе компетентностного подхода //Материалы XVII Всероссийской научно-методической конференции «Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте европейских и мировых тенденций». Ч. I. – М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. – 56 с.

[6] См.: Инструкция пользователя. АРМ «Разработка компетентностно-ориентированного учебного плана». Исп-ль: Котов С.С., руков.: Столбов В.Ю. – Пермский ГТУ, 2010.

[7] ПК В – индекс В означает, что компетенция добавлена вузом

[8] т.е. дескрипторов

[9] См.: Азарова Р.Н., Борисова Н.В., Кузов Б.В. Один из подходов к проектированию основных образова­тельных программ вузов на основе компетентностного подхода //Материалы XVII Всероссийской научно-методической конференции «Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте европейских и мировых тенденций». Ч. II. – М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. – 56 с.

[10] См.: Инструкция пользователя. АРМ «Разработка компетентностно-ориентированного учебного плана». Исп-ль: Котов С.С., руков.: Столбов В.Ю. – Пермский ГТУ, 2010.

[11] Авт.-сост.: Азарова Р.Н., Борисова Н.В., Кузов Б.В., 2008 г.

[12] См.: Азарова Р.Н., Борисова Н.В., Кузов Б.В. Один из подходов к проектированию основных образова­тельных программ вузов на основе компетентностного подхода //Материалы XVII Всероссийской научно-методической конференции «Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте европейских и мировых тенденций». Ч. II. – М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. – С. 28-38.

[13] Ю.Н. Симонов, С.А. Коковякина, Пермский ГТУ, направление подготовки «Металлургия», 2009 г.

[14] Интересно отметить, что Т. Феррис и С. Азиз разработали в 2005 г. специальную таксономию психомоторной сферы для студентов инженерных специальностей). (См. Практическое руководство: Declan Kennedy, Aine Hyland, Norma Ryan “Writing and Using Learning Outcomes: a Practical Cuide”/ http://www.bologna-handbook.com/docs/downloads/C_3_4_1.pdf)

[15] См.: Инструкция пользователя. АРМ «Разработка компетентностно-ориентированного учебного плана». Исп-ль: Котов С.С., руков.: Столбов В.Ю. – Пермский ГТУ, 2010.

[16] Подробнее о компетентностном подходе и сопряженном с ним понятии «компетенция» см. напр.: В.И. Байденко Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стан­дартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114 с.; Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 134 с. и пр.

[17] Подробнее законодательные основания понятия «основанная образовательная программа» и ее основные характеристики см.: Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет УМО и НМС вузов России, 2009. – С. 7–13.

[18] Азарова Р.Н., Борисова Н.В., Кузов Б.В. Один из подходов к проектированию основных образова­тельных программ вузов на основе компетентностного подхода //Материалы XVII Всероссийской научно-методической конференции «Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте европейских и мировых тенденций». Ч. II. – М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. – С. 28-38.

[19] Подготовлено по: Практическое руководство: Declan Kennedy, Aine Hyland, Norma Ryan “Writing and Using Learning Outcomes: a Practical Cuide”/ http://www.bologna-handbook.com/docs/downloads/C_3_4_1.pdf)

[20] Когнитивная (познавательная) область.

В нее входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание новых. Результаты, полученные Б. Блумом и его сотрудниками, говорят о том, что познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках и в повседневной практике преподавателей.

 

[21] Аффективная (эмоционально-ценностная) область.

К ней можно отнести цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса, готовности реагировать до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели, как формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности. 

[22] Психомоторная область.

В эту область попадают цели, которые связаны с формированием тех или иных видов двигательной (моторной) деятельности. Сюда относится сравнительно небольшая доля из общей совокупности целей обучения. Среди них навыки письма, речевые навыки, а также цели, выдвигаемые в рамках физического воспитания, трудового обучения.

 

[23] См.: Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стан­дартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – с.60.

[24] См.: Утверждение европейских квалификационных рамок для обучения на протяжении жизни: Рекомендации от 23 апреля 2008 // Официальный журнал европейского союза 06.05.2008, С. 111/5 (Перевод выполнен Лабораторией НИЛ "Информационно-образовательных технологий" Социологического факультета МГУ)



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.025 с.)