Связь Паспорта компетенции с Компетентностной моделью выпускника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь Паспорта компетенции с Компетентностной моделью выпускника



Общие черты: Как в компетентностной модели выпускника[3], так и в паспорте компетенции, устанавливаются 1) краткое содержание/определение, 2) структура и 3) характеристика обязательного (порогового) уровня сформированности компетенции.

Отличия: Паспорт компетенции разрабатывается на каждую компетенции в отдельности и содержит более полную информация о ней. Это позволяет обосновать, почему именно такой уровень компетенции задан в вузе в качестве порогового и почему именно такой состав требований предъявляется. Имеется предположение, что в паспорте компетенции могут быть приведены различия порогового уровня для бакалавра и магистра.

Связь Паспорта компетенции и Программы формирования компетенции

 

В Общей структуре (макете) ООП ВПО паспорт компетенции входит в структуру единого документа «Паспорт и программа формирования компетенции». В связи с новизной и экспериментальным характером данного программного документа и трудоемкостью процесса его разработки авторами-составителями для каждой его части (паспорт компетенции, программа формирования) подготовлены отдельные, но взаимосвязанные по содержанию рекомендации.

Программа формирования компетенции – это обоснованная совокупность содержания образования, методов и условий, обеспечивающих формирование компетенции заданного уровня (определение предлагается авторами-составителями).

Программа формирования компетенции аккумулирует информацию в поле: результаты обучения – методы обучения – методы оценки.

Программа интегрирует ответы на следующие вопросы: какие образовательные траектории позволяют привести к достижению студентами минимально обязательного уровня сформированности компетенции? Каковы этапы формирования компетенции в вузе? На материале каких модулей, дисциплин, внеаудиторных мероприятий она формируется? Что нужно делать преподавателям и студенту для обеспечения формирования компетенции заданного уровня? Какие методы оценки рекомендуется использовать преподавателю? Какие специфические условия необходимы?


Характеристика разделов Паспорта компетенции

 

Структура Паспорта компетенции (экспериментальный макет)[4]:

1. Определение/содержание и основные сущностные характеристики компетенции.

2. Место и значимость компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника вуза по завершении освоения компетентностно-ориентированной ООП ВПО по направлению подготовки.

3. Принятая структура компетенции.

4. Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза.

5. Общая трудоемкость формирования компетенции у «среднего» студента вуза (в часах) на «пороговом» уровне.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОГО РАЗДЕЛА:

 

2.1. РАЗДЕЛ «Определение/содержание и основные сущностные характеристики компетенции»

Назначение:

Смысл некоторых компетенций может требовать уточнения:

- слишком широкий контекст, требующий уточнения для конкретного профиля,

- слишком сложная формулировка и для лучшего понимания требуется ее упрощение/переформулировка,

- смысл ряда компетенций (или используемых в их формулировках понятий) может быть разный для разных категорий пользователей: преподаватели, студенты, работодатели.

В этом случае целесообразно ввести данный раздел. Если смысл компетенции однозначно ясен, то данный раздел может быть убран из паспорта конкретной компетенции, либо может быть пометка «содержание компетенции уточнения не требует».

Особенности разработки раздела:

В разделе может быть, например, уточнен контекст, в котором данная компетенция рассматривается для конкретного направления подготовки/профиля, региональные и вузовские особенности. В некоторых случаях данный раздел может быть совмещен с разделом 2 «Место и значимость компетенции…».

Для определения перечня компетенций, для которых требуется уточнение их содержания и основных характеристик, может быть проведена экспертная оценка с использованием следующей таблицы (см. табл. 1)

Таблица 1 – Анкета экспертной оценки компетенций для последующего уточнения содержания

Уважаемый коллега,

Просим оценить, насколько Вам понятен смысл каждой из нижеперечисленных компетенций.

Критерий оценки: возможно ли на основе этой формулировки однозначно сформулировать перечень действий, которые должен продемонстрировать студент

Код

Компетенция

….

 

В чем требуется уточнение?

Что непонятно?

Требуется уточнение смысла Уточнение смысла не требуется
ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения +   Что понимается под культурой мышления?

Пример 1:

Компетенция: ПК-1 «готов участвовать в разработке проектов судов и средств океанотехники, судовых систем и устройств с учётом технико-эксплуатационных, эргономических, технологических, экономических, экологических требований»

Определение/содержание и основные сущностные характеристики компетенции

это способность и готовность выпускника разрабатывать под руководством более квалифицированного специалиста проекты судов и средств океанотехники, судовые конструкции, систем и устройств с выполнением всех необходимых расчётов, обеспечивая их соответствие техническим заданиям, действующим стандартам, нормам охраны труда при проектировании, технико-эксплуатационным, эргономическим, технологическим, экономическим и экологическим требованиям. (Санкт-петербургский государственный морской технический университет, направление подготовки «Кораблестроение, океанотехника, системотехника объектов морской инфраструктуры»).

Комментарий (авт.-сост.): В данном случае присутствует уточнение контекста выполнения действия (под руководством) и механизма («с выполнением всех необходимых расчётов … обеспечивая … соответствие…»)

Пример 2:

Компетенция: «умеет работать в команде»

Определение/содержание и основные сущностные характеристики компетенции

- это адекватная самооценка, соотнесение личных и групповых ценностей/интересов, выполнение определенных ролей и ответственность за общий результат[5]

2.2. РАЗДЕЛ: Место и значимость данной компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника вуза по завершении освоения компетентностно-ориентированной ООП ВПО по направлению подготовки

Назначение раздела:

В Разделе может быть приведена оценка значимости данной компетенции по результатам социологического исследования при выявлении актуального состава компетенций выпускника с участием работодателей, ППС и выпускников вуза прошлых лет, также может быть охарактеризована взаимосвязь данной компетенции с другими значимыми компетенциями выпускника вуза.

Понимание значимости отдельных компетенций позволяет при проектировании образовательной программы рациональнее распределить ресурсы (временные, человеческие, материальные).

Значимость (важность) компетенции может быть использована как критерий при оптимизации учебного плана. Например, Пермским ГТУ разработано АРМ «Разработка компетентностно-ориентированного учебного плана», в котором в качестве критерия оптимизации используется значимость компетенции с точки зрения работодателей, выпускников, преподавателей [6].

Установление взаимосвязей между компетенциями позволяет в дальнейшем оптимизировать междисциплинарные связи.

Особенности разработки раздела:

Если планируется использование АРМ «Разработка компетентностно-ориентированного учебного плана», разработанного Пермским ГТУ, по значимость компетенции рекомендуется представить в числовом виде (в интервале от 0 до 1).

Значимость всех компетенций также может быть сведена в отдельную таблицу, в этом случае она может быть размещена в приложении к компетентностной модели выпускника.

Пример:

Псковский государственный педагогический университет, направление подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Математическое образование»).

Компетенция ПКВ-1 «способен демонстрировать, применять, критически оценивать и пополнять математические знания» [7].

Компетенция включена в компетентностную модель выпускника на основе результатов проведенного социологического исследования, посвященного выявлению актуального состава компетенций, с привлечением мнения работодателей, академического персонала, наиболее успешных выпускников прошлых лет. Эта компетенция признана одной из самых важных (так считают 85% опрошенных).

Компетенция ПКВ-1 обусловлена профилем «Математическое образование» и необходима для формирования профессиональных компетенций, определенных ФГОС ВПО. В частности, она способствует формированию компетенции «способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1)», которая является одной из центральных профессиональных компетенций выпускника по данному направлению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.224 (0.009 с.)