Разрешение споров в рамках международных организаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разрешение споров в рамках международных организаций.



Разрешение споров в рамках ООН. Организация Объединенных Наций создавалась как единая универсальная организация, призванная «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью... осуществлять мирными средствами в соответствии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира»(ст. 1 Устава ООН). В Уставе ООН основные нормы по урегулированию международных споров сосредоточены в разделе VI «Мирное разрешение споров» (статьи 33-38), который начинается с перечня мирных средств, которые спорные стороны по своему выбору должны прежде использовать для решения спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ч. 1 ст. 33).

Устав ООН различает споры и ситуации. Последняя «может привести к международным осложнений или вызвать спор»(ст. 34), т.е. имеет место, когда столкновение интересов государств не сопровождается явным выдвижением претензий, хотя и порождает определенные трения между ними и напряженность. По Уставу ООН полномочия Организации и ее органов зависят от того, к какому виду принадлежит спор или ситуация, а именно угрожает их продолжение поддержанию международного мира и безопасности. Осуществлять квалификацию спора или ситуации уполномочен Совет Безопасности (ст. 34). По общему правилом ООН имеет право вмешаться в процесс мирного урегулирования, когда такая угроза имеет место, а стороны не способны самостоятельно решить спор. Участвовать в разрешении споров имеют четыре органы ООН: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Генеральный секретарь и Международный Суд.

Совет Безопасности, на которую в соответствии со ст. 24 Устава ООН возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, занимает центральное место в решении споров. Соответственно, этот орган имеет широкие полномочия по этому вопрос: требовать от сторон решения их спора посредством мирных средств, перечисленных в Уставе (ч. 2 ст. 33); расследовать любой спор или ситуацию для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34), на любой стадии спора или ситуации рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования (Ч. 1 ст. 36); предоставлять в любое время сторонам спора, по их требованию или собственной инициативе, рекомендации с целью его мирного решения (ст. 37, 38) и др.. При исполнении своих полномочий Совет Безопасности может выполнять функции добрых услуг, посредничества, обследования или примирение.

Генеральная Ассамблея имеет право давать рекомендации по разрешению споров или ситуаций, доведенных до его сведения государствами или Советом Безопасности (статьи 11,14,35). Но ее полномочия являются факультативными: когда Совет Безопасности выполняет свои функции по любому спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может давать любые рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безопасности не спросит об этом (ст. 12).

Нередко важную роль в урегулировании споров играет Генеральный секретарь. Устав ООН уполномочивает его доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 99). Генеральный секретарь по поручению Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи дает хорошие услуги и осуществляет посредничество.

Участие Международного Суда в решении споров, как отмечалось, зависит от инициативы спорящих сторон и их согласия принять его юрисдикцию. Но Устав ООН отмечает, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд (ч. З ст. 36).

Разрешение споров в рамках региональных международных организаций. В ч. 1 ст. 33 Устава ООН среди средств урегулирования споров названо «обращение к региональным органов или соглашений». При применении этой нормы следует учитывать раздел VIII «Региональные соглашения» Устава ООН.

Примером региональных соглашений является Европейская конвенция 1957 г. о мирном разрешении споров и Американский договор 1948 г. о мирном разрешении споров, а региональных органов - Лига арабских государств, Организация американских государств, Африканский союз, Совет Европы, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Устав ООН предоставил региональным структурам относительную самостоятельность в мирном урегулировании споров. Критерием разграничения полномочий является характер международных споров. Компетенция ООН охватывает споры, продолжение которых может угрожать или действительности угрожает международному миру и безопасности. Сфера действия региональных организаций ограничена местными спорами, под которым принято понимать споры между государствами определенного географического района, продолжение которых не угрожает поддержанию международного мира и безопасности внутри или вне этого района

 

 

2 Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ): становление и развитие. Заключительный акт 1975 г.: содержание и оценка

Предшественником ОБСЕ было Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) (в работе СБСЕ участвовали 35 стран – большинство европейских государств, США и Канада).

Предварительные переговоры (начались в 1972 г. и закончились в 1973 г. принятием Заключительных рекомендаций консультаций в Хельсинки («Голубая книга»), в которых были детально определены практические аспекты проводимого в три этапа Совещания).

Этапы СБСЕ:

1) 1- й этап (Хельсинки 1973) (министры иностранных дел 35 государств утвердили «Голубую книгу» и изложили позиции своих правительств по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе);

2) 2- й этап (Женева 1973 – 1975) (работа над заключительным документом Совещания);

3) 3- й этап (Хельсинки 01.08.1975) (выработка и подписание Заключительного акта).

Стадии развития СБСЕ/ОБСЕ:

1) на первом этапе приоритет отдавался правам человека и культурному сотрудничеству;

2) начавшаяся в 1970-х разрядка в отношениях между СССР и США сделала возможными многосторонние переговоры, касающиеся военных аспектов безопасности в Европе;

3) после распада СССР СБСЕ/ОБСЕ стало уделять больше внимания превентивной дипломатии, предотвращению конфликтов и управлению кризисами, продвижению общих демократических ценностей, обозначенных в Парижской хартии для новой Европы, что вызвано изменением приоритета угроз (исчезновение военной конфронтации «Восток – Запад» привело к росту интенсивности этнических конфликтов на Балканах и в странах СНГ).

Саммиты (встречи на высшем уровне) СБСЕ/ОБСЕ, имеющее наибольшее значение:

1) Хельсинский саммит 1975 (подписание Заключительного акта, являющегося основополагающим документом СБСЕ/ОБСЕ);

2) Парижский саммит 1990 (подписание Хартии для новой Европы и Договора об обычных вооруженных силах в Европе; Хартия подтвердила решения Венской встречи 1986 и документально закрепила приоритет МП над национальным правом);

3) Будапештский саммит 1994 (институциональные реформы – СБСЕ превращено в постоянную организацию ОБСЕ);

4) Стамбульский саммит 1999 (подписание Хартии европейской безопасности).

Цели ОБСЕ:

1) содействие улучшению взаимных отношений, создание условий по обеспечению длительного мира;

2) поддержка разрядки международной напряженности;

3) признание неделимости европейской безопасности и взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами – членами;

4) признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всем мире;

5) вклад в соблюдение прав человека, экономический и социальный прогресс и благосостояние всех народов.

Главный орган ОБСЕ – Совещание глав государств и правительств (сессии раз в 2 года; определяет приоритеты и основные направления деятельности СБСЕ).

ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинский акт 1975 и Парижскую хартию 1990 (Парламентская ассамблея дает оценку осуществления целей ОБСЕ; обсуждает вопросы, поднятые на встречах Совета министров и на встречах на высшем уровне государств – членов ОБСЕ; разрабатывает и содействует осуществлению механизмов по предупреждению и разрешению конфликтов; оказывает поддержку укреплению и консолидации демократических институтов в государствах – участниках ОБСЕ).

Органы ОБСЕ:

1) Совет (состоит из министров иностранных дел государств – участников; рассматривает вопросы, относящиеся к ОБСЕ, и принимает соответствующие решения; подготавливает встречи глав государств и правительств).

2) Комитет старших должностных лиц (подготавливает заседания Совета, выполняет его решения, проводит обзор текущих проблем и рассматривает вопросы будущей работы ОБСЕ).

3) Секретариат (обеспечивает административное обслуживание заседаний Совета и Комитета старших должностных лиц; ведет архив и распространяет документы по просьбе государств – участников).

4) Центр по предотвращению конфликтов (оказывает Совету содействие в деле уменьшения опасности возникновения конфликтов; является механизмом консультаций и сотрудничества в отношении необычной военной деятельности).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.009 с.)