Комиссия международного права оон: правовой статус, краткая характеристика деятельности, вклад в развитие международного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комиссия международного права оон: правовой статус, краткая характеристика деятельности, вклад в развитие международного права



Вспомогательные органы ООН учреждаются, когда окажутся необходимыми (подразделяются по срокам действия – на созданные для выполнения конкретной работы и функционирующие в течение одной сессии главного органа ООН).

Функции вспомогательного органа ООН носят ограниченный характер (выполняют деятельность, строго определенную их учредительными актами; их деятельность полностью определяется и контролируется главным органом, которому они подчинены (главный орган может отменить любое решение вспомогательного органа, изъять из его компетенции вопрос, сам рассмотреть данный вопрос)).

Создание КМП (ГА в 1947 г. одобрила Резолюцию об учреждении КМП и утвердила Положение о ней; членами КМП должны быть лица с признанным авторитетом в области МП).

Выборы членов КМП (34 члена, избираемых на 5 лет):

1) Генеральный секретарь составляет список выдвинутых правительствами кандидатов и представляет его для проведения выборов в ГА;

2) выборы проводятся тайным голосование (в КМП не может быть двух граждан одного государства).

КМП, как вспомогательный орган ГА, помогает ей в выполнении функций по поощрению:

1) прогрессивного развития МП (подготовка проектов конвенций по вопросам, которые еще не регулируются МП или по которым право еще недостаточно развито в практике государств).

2) кодификации МП (более точное формулирование и систематизация норм МП в областях, в которых уже имеется обширная государственная практика, прецеденты и доктрина).

КМП согласно Положению о ней занимается преимущественно вопросами МПП (может рассматривать и вопросы МЧП).

Комиссия готовит свои проекты в форме статей и представляет их ГА с комментариями (может рекомендовать проект государствам – членам ООН с целью заключения конвенции или созвать конференцию для заключения конвенции).

КМП – ведущий мировой орган в области международного правотворчества (на основе подготовленных ею проектов заключено около 20 многосторонних конвенций (примеры: Женевские конвенции по морскому праву 1958, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961, Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978)).

 

 

3.Конвенция о запрещении использования средств враждебного воздействия на природную среду 1977 г.

Название:
Международная конвенция (№ 2692) о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду

Статус:
Конвенция разработана в рамках Комитета по разоружению Генеральной ассамблеи ООН.
10 декабря 1976 г. принята Генеральной Ассамблеей ООН
18 мая 1977 г. открыта для подписания в Женеве
5 октября 1978 г. вступила в силу.
18 мая 1977 г. Конвенция подписана от имени СССР
16 мая 1978 г. ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР
30 мая 1978 г. ратификационная грамота СССР сдана на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций
5 октября 1978 г., в соответствие с пунктом 3 статьи IХ Конвенции, вступила в силу для СССР
Конвенция является бессрочной.

Краткое описание:
Является договором международного права в области разоружения и служит, в частности, для защиты природной среды во время военных действий. Запрещает враждебное использование природной среды в качестве средства ведения войны. Ее положения дополняются в значительной мере положениями Дополнительного протокола 1 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., непосредственно запрещающими нанесение ущерба природной среде в ситуациях вооруженного конфликта.

Назначение Конвенции состоит в том, чтобы предотвратить использование окружающей среды в качестве средства ведения войны путем запрещения преднамеренного управления природными процессами, способного привести к таким явлениям, как ураганы, приливные волны или изменение климатических условий.

Конвенция «О запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду» была разработана в рамках Комитета по разоружению, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1976 г. и открыта для подписания в Женеве 18 мая 1977 г. 5 октября 1978 г. она вступила в силу. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду является договором международного права в области разоружения и служит, в частности, для защиты природной среды во время военных действий. Она запрещает враждебное использование природной среды в качестве средства ведения войны. Ее положения дополняются в значительной мере положениями Дополнительного протокола 1 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., непосредственно запрещающими нанесение ущерба природной среде в ситуациях вооруженного конфликта.

Дополнительный протокол I от 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. (ДП I), применяемый в случае международного вооруженного конфликта, содержит два положения о защите природной среды, однако эти положения часто нарушаются во время войны и вооруженных конфликтов (например отравляется почва и убивают животных). Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде (п.3 ст.35). При ведении военных действий проявляется забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Такая защита включает запрещение использования методов и средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения. Причинение ущерба природной среде в качестве репрессалий запрещается. сохранение природы и окружающей среды неразрывно связано с сохранением мира на Земле (ст. 55 ДП I).

В Статуте Международного уголовного суда 1998 г. также имеются положения, частично повторяющие положения ДП I. В частности, Международный уголовный суд будет обладать юрисдикцией в отношении таких военных преступлений, как умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной [...] обширного, долгосрочного и серьезного ущерба окружающей природной среде, который будет явно не соизмерим с конкретным и непосредственно ожидаемым общим военным превосходством (ст. 8 (2) (b) (iу)).

Защита природной среды в случае вооруженного конфликта предусматривается также, хотя об этом прямо и не говорится, другими нормами и принципами международного гуманитарного права. В частности речь идет о принципах МГП, касающихся ведения военных действий, которым, например, относятся принцип проведения различия между военными и гражданскими объектами при нападениях и принцип соразмерности, запрещающий использование средств и методов ведения войны, наносящих излишний ущерб.

Назначение Конвенции «О запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду» состоит в том, чтобы предотвратить использование окружающей среды в качестве средства ведения войны путем запрещения преднамеренного управления природными процессами, способного привести к таким явлениям, как ураганы, приливные волны или изменение климатических условий.

Государства-участники Конвенции «О запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду» обязуются не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику (ст. 1, п. 1).

Кроме того, каждое государство-участник обязуется не помогать, не поощрять и не побуждать любое государство, группу государств или международную организацию к осуществлению деятельности такого рода (ст. 1, п. 2).

К средствам воздействия на природную среду относятся такие средства, которые служат для изменения – путем преднамеренного управления природными процессами - динамики, состава или структуры земли (ст. 2).

Использование средств воздействия на природную среду запрещается, по смыслу статьи 1, при наличии трех условий одновременно, а именно - если такое использование:

•     является враждебным;

•     приводит к разрушениям, нанесению ущерба или причинению вреда другому государству-участнику;

•     имеет широкие, долгосрочные или серьезные последствия.

В пояснительных документах, которые разрабатывались параллельно с Конвенцией, но не были включены в нее, уточняются Условия, касающиеся широких, долгосрочных и серьезных последствий, упоминаемых в статье 1. Для применения Конвенции достаточно наличия всего лишь одного из них. Так, последствия считаются:

•     широкими, когда они охватывают пространство площадью несколько сот квадратных километров;

•     долгосрочными, когда они продолжаются в течение нескольких месяцев или одного времени года;

•     серьезными, когда они приводят к серьезным или ощутимым нарушениям, либо причиняют серьезный или ощутимый вред здоровью человека, природным и экономическим ресурсам или иным богатствам.

В пояснительных документах приводится также неполный перечень явлений, которые могут быть результатом использования средств воздействия на природную среду. Это - землетрясения, цунами, нарушение экологического равновесия в том или ином регионе, изменение атмосферных условий (облачность, осадки, циклоны и ураганы), изменение климатических условий, океанических течений, состояния озонового слоя и ионосферы.

Нарушение Конвенции «О запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду одним из государств-участников». Любое государство-участник, констатирующее, что какое-либо другое государство-участник действует в нарушение обязательств, вытекающих из Конвенции, может подать жалобу в Совет Безопасности ООН. На основании такой жалобы Совет Безопасности имеет право предпринять расследование (ст. 5, п. 3 и 4).

Кроме того, каждое государство-участник обязуется оказывать помощь и поддержку любому другому государству-участнику, которое обратится с такой просьбой, если Совет Безопасности примет решение, что последнее потерпело или может потерпеть ущерб в результате нарушения Конвенции (ст. 5, п. 5).

Конвенция предусматривает национальные меры направленные на её выполнение. Каждое государство-участник обязуется принимать любые меры, которые оно сочтет необходимыми в соответствии со своими конституционными процедурами, по запрещению и предотвращению любой деятельности, противоречащей положениям Конвенции «О запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду», под его юрисдикцией или под его контролем, где бы то ни было (ст. 4).

Так, государства-участники должны запрещать и пресекать в уголовном порядке использование запрещенных средств, имеющее место на его территории, под его юрисдикцией или контролем. Кроме того, они должны предусмотреть экстерриториальное применение уголовных мер в отношении своих граждан.

Защита природной среды в период вооруженных конфликтов не может быть по-настоящему эффективной без всеобщего присоединения к Конвенции и Дополнительному протоколу I от 1977 г. Даже если угроза применения новых средств ведения войны, для предотвращения которой предназначена Конвенция, и не реализуется, говорить о ее полном устранении все равно невозможно. Поэтому присоединение к Конвенции как можно большего числа государств имеет большое значение.

Предотвращение предполагает также распространение информации о существующих нормах. В связи с этим государства-участники призываются к возможно более широкому распространению информации о положениях Конвенции в мирное время.

Помочь в этом государствам могут Инструкции для руководств по военной подготовке, посвященных вопросу защиты природной среды в период вооруженных конфликтов, разработанные Международным Комитетом Красного Креста (МККК) на основе консультаций с группой международных экспертов. Генеральная Ассамблея ООН призвала государства к тому, чтобы они как можно шире распространяли эти инструкции предусматривали соответствующие возможности для их включения в руководства по военной подготовке и в другие правила, предназначенные для личного состава вооруженных сил (Резолюция АG 29/50 от 9 декабря 1994 г.)

Конференция по рассмотрению действия Конвенции. Конвенция предусматривает регулярный созыв конференции государств-участников для рассмотрения действия Конвенции (ст. 8). Такая Конференция уже проводилась в 1984 и 1992 гг.

Консультации, сотрудничество и обмен научной информацией. Государства-участники обязуются консультироваться и сотрудничать друг с другом в решении любых вопросов в отношении целей и выполнения Конвенции (ст. 5, п. 1 и 2). Для этого государства-участники могут созвать консультативный комитет экспертов, функции и правила процедуры которого изложены в приложении к Конвенции.

Помимо этого, государства-участники обязуются способствовать как можно более полному обмену научно-технической информацией об использовании средств воздействия на природную среду в мирных целях, а также поддерживать экономическое и научное сотрудничество в области сохранения, улучшения и мирного использования окружающей среды (ст. З).

Роль МККК. МККК занимается вопросом защиты природной среды в период вооруженных конфликтов на основании возложенных на него полномочий в области международного гуманитарного права, а также по просьбе Генеральной Ассамблеи ООН.

Организация принимала участие в работе Конференции по рассмотрению действия Конвенции 1992 г., а также в работе других международных форумов, в частности - Конференции в Рио-де-Жанейро 1992 г. После этого МККК организовал три встречи экспертов, посвященные вопросу защиты природной среды в период вооруженных конфликтов.

Занимаясь этой деятельностью, МККК пришел к заключению, что основное внимание следует уделять эффективному выполнению существующих обязательств, а также развитию средств, позволяющих распространять информацию о положениях, касающихся защиты природной среды в период вооруженных конфликтов, и обеспечивать их соблюдение.

Сейчас проблема обеспечения будущности человечества и понимание того, что оно потребует значительных усилий и прежде всего изменения структуры нравов и обычаев, привело к ряду локальных запретов на деятельность людей, заведомо вредную и опасную для развития цивилизации. Человек является творением и одновременно создателем своей окружающей среды, которая обеспечивает его физическое существование и предоставляет ему возможности для интеллектуального, нравственного, социального и духовного развития. Мы должны регулировать свою деятельность во всем мире, проявляя более тщательную заботу в отношении последствий этой деятельности для окружающей среды. Из-за неведения или безразличного отношения мы можем нанести огромный и непоправимый ущерб земной среде, от которой зависят наши жизнь и благополучие. И наоборот, благодаря наиболее полному применению наших знаний и более разумному подходу мы можем обеспечить для себя и для нашего потомства лучшую жизнь в условиях среды, которая в большей степени будет соответствовать потребностям и чаяниям людей.

Ограничение эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов необходимо для предотвращения экологических последствий войн и бессмысленного причинения ущерба экосистемам в стремлении достичь военных целей. Иногда такого ущерба избежать нельзя. Однако зачастую его можно было бы избежать, если бы была проявлена незначительная озабоченность или предосторожность. В целом экологические последствия войны игнорируются современными законами. Настало время, для того чтобы страны мирового сообщества пересмотрели международные соглашения, касающиеся войн и вооруженных конфликтов, с тем чтобы обеспечить предупреждение и ответственность, за преднамеренное и непреднамеренное, причинения ущерба природной среде.

Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений.

 

Билет 28

· Форма и структура международных договоров. Оговорки. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.

 

Форма договоров выбирается по усмотрению сторон (МП не предписывает обязательной формы договора).

Основные формы договоров:

1) письменная (преобладает в международной практике) (международный договор РФ – международное соглашение, заключенное с иностранным государством (государствами) или с международной организацией в письменной форме)

2) устная (соглашение, не зафиксированное в документах, – джентльменское соглашение).

Наименования договоров (договор, конвенция, соглашение, пакт, обмен нотами и памятными записками, заявления и коммюнике глав государств и правительств, итоговые документы международных совещаний на высшем уровне).

Структура договоров (договор – единая система взаимосвязанных норм, обязательных для сторон).

Части договора (три основные, иногда имеется дополнительная четвертая):

1) преамбула (указывает мотивы заключения договора и его цели);

2) содержание договора (статьи договора, определяющие его предмет, права и обязанности сторон);

3) заключительная часть (постановление о порядке вступления договора в силу, сроке действия и прекращения);

4) приложения (технико-юридические нормы по выполнению условий договора, обладающие, как правило, силой постановлений основной части договора).

Оговорка – одностороннее официальное заявление государства при подписании, ратификации, принятии или утверждении им международного договора или присоединении к нему (при помощи оговорки государство желает исключить или изменить действие определенных положений договора по отношению к данному государству).

Оговорка не может быть сделана, если (данная оговорка запрещена договором; договор предусматривает, что допустимы только определенные оговорки; оговорка несовместима с объектом и целями договора).

Право на оговорку дает возможность стать участником договора государствам, принимающим основные положения договора, его объект и цели, но не соглашающихся с отдельными частями договора.

Оговорка и возражение против нее должны быть сделаны в письменной форме и доведены до сведения участников договора (если она сделана при подписании договора, подлежащего ратификации, принятию или утверждению, то обычно содержится в ратификационной грамоте, в протоколе об обмене или сдаче на хранение ратификационных грамот или в обоих документах).

РФ (оговорки могут быть сделаны при соблюдении условий договора и соответствующих норм МП, они могут быть сняты в любое время в том же порядке, в котором были сделаны; решение об их принятии или снятии оформляется ФЗ).

Условия действительности договоров (действительным считается договор, если он в целом или в какой-либо части не противоречит основным принципам или императивным нормам МП – только действительные договоры могут порождать правомерные последствия для сторон, и только по ним стороны могут приобретать законные права и обязанности).

Одно из важнейших условий действительности договора – соблюдение установленных правил при его заключении (заключение надлежащими субъектами; ведение переговоров надлежащим образом уполномоченными представителями (должны не применять силу и соблюдать добровольность, не допускать обмана, соблюдать конституционную процедуру заключения, не допускать подкупа)).

Международный договор объявляется недействительным, если:

1) заключен с нарушением конституционных норм, касающихся компетенции и порядка его заключения;

2) согласие на обязательство по договору дано по ошибке (если ошибка касается факта или ситуации, существовавших при заключении договора и представлявших основу для согласия на его обязательность);

 

3) заключен под влиянием обманных действий другого участвующего в переговорах государства;

4) согласие государства на обязательность для него договора выражено в результате подкупа его представителя другим участвующим в переговорах государством;

5) представитель государства дал согласие на условия договора под принуждением или угрозами;

6) заключение договора явилось результатом угрозы силой или ее применения;

7) договор в момент заключения противоречит основным принципам МП.

Виды недействительности международного договора:

1) относительная (признаки – нарушение внутренних конституционных норм, ошибка, обман, подкуп представителя государства);

2) абсолютная (принуждение государства или его представителя, противоречие договора основным принципам или императивной норме МП).

Если договор признан недействительным (либо его участники полностью освобождаются от обязательств выполнения договора в дальнейшем, либо устраняются основания, послужившие причиной его недействительности, либо при согласии участников договор пересматривается целиком или в его части).

Прекращение действия международного договора (утратил силу в отношениях между его участниками и перестал порождать права и обязанности между ними; может иметь место в соответствии с положениями договора или в любое время с согласия всех участников договора по консультации с другими договаривающимися сторонами).

1) Истечение срока, на который был заключен договор (автоматически утрачивает силу).

2) Исполнение договора (по некоторым договорам исполнение предусмотренных мероприятий исчерпывает обязательства, вытекающие из таких договоров, и они прекращают свое действие).

3) Денонсация договора (правомерный отказ государства от договора на условиях, предусмотренных соглашением сторон в самом договоре).

Не подлежит денонсации договор, не содержащий положений о прекращении действия или выходе из него (исключения – если не установлено, что участники намеревались допустить возможность денонсации или выхода; если характер договора не подразумевает права денонсации или выхода (уведомление о намерении денонсировать договор направляется не менее чем за 12 месяцев)).

4) Аннулирование международного договора (односторонний отказ государства от заключенного договора; правомерные основания – существенное нарушение контрагентом обязательств по договору, недействительность договора, коренное изменение обстоятельств, прекращение существования контрагента).

5) Наступление отменительного условия (для договоров, содержащих условия, при наступлении которых прекращается действие договора).

 


6) Прекращение существования государства или изменение его статуса (международные договоры могут прекратить свое действие автоматически или в силу специального заявления; новое независимое государство не обязано сохранять в силе договор).

7) Сокращение числа участников многостороннего договора (в результате которого оно становится меньше числа, необходимого для вступления договора в силу).

8) Возникновение новой императивной нормы общего МП (при ее возникновении любые противоречащие ей нормы подлежат отмене, а договор – пересмотру или аннулированию).

9) Коренное изменение обстоятельств (при прекращении договора на коренное изменение обстоятельств можно ссылаться в двух случаях – если их наличие составляло существенное основание согласия участников на обязательность для них договора; если последствия изменения обстоятельств изменяет сферу действия обязательств, подлежащих выполнению по договору).

На коренное изменение обстоятельств нельзя ссылаться, если:

а) договор устанавливает границу;

б) коренное изменение, на которое ссылается участник договора, является результатом нарушения этим участником обязательства по договору или иного международного обязательства, взятого на себя по отношению к любому другому участнику договора.

Приостановление действия договора (временный перерыв в действии договора под влиянием различных обстоятельств – освобождает участников от обязанности выполнять договор в течение всего периода приостановления; действие договора может быть возобновлено автоматически после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление).

Приостановление действия договора в отношении всех его участников или в отношении отдельного участника возможно (в соответствии с договором или в любое время с согласия всех участников, если такая возможность предусмотрена и не запрещена договором) (приостановление не влияет на права и обязательства других участников договора, не противоречит объекту и целям договора).

Последствия приостановления действия договора (если участники не согласились об ином):

1) освобождает участников, во взаимоотношениях которых приостанавливается действие договора, от обязательств выполнять его в течение периода приостановления;

2) не влияет на другие установленные договором ПО между участниками.

Государство, заявляющее о своем желании приостановить действие договора, должно придерживаться процедуры, изложенной в договоре или в ст.65 Венской конвенции 1969 и в ст.65 Венской конвенции 1986.

 

· Право международной безопасности: понятие, системы, цели.

 

Роль международного права в создании всеобъемлющей системы мира и безопасности в конечном счете можно свести к решению двуединой задачи:

· обеспечение эффективного функционирования того механизма поддержания мира, которым мировое сообщество уже располагает, максимальное использование заложенного в действующих нормах потенциала, укрепление существующего международного правопорядка;

· выработка новых международно-правовых обязательств, новых норм.

Выполнение первой задачи связано с процессом правоприменения, второй - с процессом международного нормотворчества.

Право международной безопасности - совокупность правовых способов, соответствующих основным принципам международного права, направленных на обеспечение мира и применяемых государствами коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов.

Юридическую основу современного права международной безопасности составляют прежде всего такие основные принципы, как принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения.

Нормативный характер носят и специальные принципы права международной безопасности. Среди них особо следует выделить принципы равенства и одинаковой безопасности, ненанесения ущерба безопасности государств и т. д. Равная безопасность понимается в юридическом смысле: у всех государств существует равное право на обеспечение своей безопасности. Фактического равенства, паритета в вооружениях и вооруженных силах при этом может и не быть. Международному праву известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения международной безопасности. К ним относятся:

· коллективная безопасность (всеобщая и региональная);

· разоружение;

· мирные средства разрешения споров;

· меры по ослаблению международной напряженности и прекращению гонки вооружений;

· меры по предотвращению ядерной войны;

· неприсоединение и нейтралитет;

· меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;

· самооборона;

· действия международных организаций;

· нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз;

· создание зон мира в различных регионах земного шара;

· меры по укреплению доверия между государствами.

В ряду вышеперечисленных средств обеспечения международной безопасности самое главное место отводится первым трем.

Система международной безопасности - совокупность средств, обеспечивающих поддержание международной безопасности, в ней различают два момента:

· первый: коллективные меры - широкое международное сотрудничество;

· второй: превентивная дипломатия, направленная на предотвращение угрозы миру и на мирное урегулирование международных споров.

Главная цель международной безопасности сформулирована в Уставе ООН - «поддерживать мир и международную безопасность» путем «принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира».

 

3.Международные преступления и преступления международного характера.

Различают три вида международных правонарушений:

 

- международные преступления;

 

- преступления международного характера;

 

- иные международные правонарушения (деликты)

 

Международное преступление – это деяние, нарушающее столь основополагающие жизненно важные интересы мирового сообщества, что рассматриваются как преступление перед международным сообществом в целом. К международным преступлениям относятся: апартеид, геноцид, рабство, наёмничество.

 

Международные преступления:

 

1) совершаются государствами, должностными лицами государств, использующими механизм государства в преступных целях, а также рядовыми исполнителями; совершаются в непосредственной связи с государством;

 

2) посягают на международный мир и безопасность, угрожают основам мирового правопорядка;

 

3) влекут ответственность государства, как субъекта международного права и персональную уголовную ответственность исполнителей.

 

Ответственность за международные преступления наступает в рамках международной, а в некоторых случаях – национальной юрисдикции.

 

Преступления международного характера – это деяние физического лица, посягающее на права и интересы двух или нескольких государств, международных организаций, физических и юридических лиц.

 

К преступлениям международного характера относятся:

 

1) посягательства на лиц, пользующихся международной защитой;

 

2) незаконный захват воздушных судов;

 

3) подделка денежных знаков;

 

4) захват заложников;

 

5) незаконные операции с радиоактивными и другими опасными веществами;

 

Преступления международного характера:

 

1) затрагивают интересы двух или нескольких государств, юридических лиц и/или граждан;

 

2) совершаются отдельным физическим лицом вне связи с политикой государства;

 

3) влекут персональную уголовную ответственность правонарушителей в рамках национальной юрисдикции.

 

К международным деликтам следует относить международные правонарушения, не вошедшие в первые две группы. К ним относятся: нарушение государством договорных обязательств, не имеющих основополагающего значения, невыполнение физическими и юридическими лицами положений международных конвенций (например, Конвенции о международной купле-продаже товаров 1980г.); невыполнение решений международных судов и арбитражей; нарушение государствами своих односторонних международных обязательств и т.д.

 

Международные деликты таким образом:

 

1) не носят характера международных преступлений и не имеют общественной опасности международных преступлений и преступлений международного характера;

 

2) могут совершаться любыми субъектами международных правоотношений, нарушающими положения международно-правовых норм;

 

3) влекут ответственность субъектов, которая может выражаться и в форме самоограничений, следующих в результате официального признания противоправности поведения субъекта.

Основанием международно-правовой ответственности является совершение международного правонарушения. Основаниями международной ответственности служат предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Выделяют следующие основания международно-правовой ответственности: 1) юридические; 2) фактические; 3) процессуальные.

Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов МП, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Юридические основания ответственности — это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов. Юридические основания содержатся в любом источнике МП, фиксирующем обязательное для государств правило поведения. Юридическими основаниями ответственности считаются: договор, обычай, решения международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций, а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающие юридически обязательные правила поведения для данного государства (в форме деклараций, заявлений, выступлений должностных лиц и т.п.).

Фактические основания ответственности - это то, за что наступает ответственность, т.е. само международное правонарушение, т.е. деяние субъекта МП, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства.

Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально зафиксирована в международно-правовых актах, в других — ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.

Субъектами международно-правовой ответственности признаются только субъекты международного публичного права: такой ответственности не несут физические и самостоятельные юридические лица за обычные правонарушения, поскольку в этих случаях ответственность является гражданско-правовой.

Поведение субъектов МП выражается в действиях их органов и должностных лиц, выступающих именно в этом качестве: за их действия всем национальным достоянием отвечает государство.

В случае наступления международно-правовой ответственности не имеет значения, принадлежит ли орган или должностное лицо к системе законодательной, исполнительной, судебной или иной конституционной власти, является ли этот орган нижестоящим или вышестоящим е рамках структуры государства, носят ли функции органа международный или внутренний характер.

Государство несет ответственность за деятельность своих органов и должностных лиц даже в случае, когда последние превысили свои полномочия, установленные внутригосударственным правом, или нарушили инструкции, касающиеся их деятельности, причинив вред другому государству. К органам государства приравниваются подразделения его вооруженных сил.

Поведение отдельного лица или группы лиц рассматривается как деяние государства, если установлено, что это лицо или группа лиц фактически действовали от имени данного государства или осуществляли прерогативы - государственной власти в случае отсутствия соответствующих возможностей для официальных властей и при обстоятельствах, которые оправдывали осуществление, таких прерогатив.

 

 

Билет 29.

· Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

Право международных договоров — это отрасль международного права, представляющая совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.15.248 (0.142 с.)