Методика формирования лексических навыков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика формирования лексических навыков



ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

Завкафедрой  филологии и методики обучения

______________Н.А. Лукьянова

__ ___________20__г.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Методика формирования лексических навыков

У обучающихся 3-4 классов в условиях НОО

 

Выполнила студентка 421 группы

Гайер Татьяна Валерьевна ___________ __ _____________20__г.

Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профили: Иностранный (английский) язык и Иностранный (немецкий) язык

Форма обучения: очная

 

Руководитель: к.ф.н. доцент кафедры филологии и методики обучения Лукьянова Наталья Альбертовна___________ ___ ___________20__г.

 

 

Куйбышев 2021


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6

1.1. Специфика начального иноязычного образования. 6

1.2. Формирование лексических навыков. 15

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 31

2.1. Методический комплекс упражнений для обучения лексике на начальном уровне образования. 31

2.2. Технологическая карта урока по теме «In der Welt der Berufe» для 4 класса с применением разработанного методического комплекса упражнений. 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 58

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. 62

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. 63

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. 64

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. 65

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5. 66

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6. 67

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основное назначение иностранного языка как учебной дисциплины школьного образования заключается в формировании коммуникативной компетенции у обучающихся, а именно, готовности и способности осуществлять непосредственное общение (понимание на слух, говорение) и опосредованное общение (письмо, чтение с пониманием иноязычного текста). Основой при обучении иностранному языку является лексическая компетенция, поэтому развитие лексических навыков играет важнейшую роль в изучении иностранного языка. Обучающийся не сможет выразить свои мысли, ни понять собеседника, имея недостаточный словарный запас, вследствие этого следует обратить особое внимание на развитие этих навыков.

Актуальность исследования заключается в том, что, во-первых, изучение лексики иностранного языка является, с нашей точки зрения, первостепенной, поскольку без овладения лексическим навыком обучающиеся не смогут выполнять различные виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, перевод, письмо); во-вторых, на текущий момент урок иностранного языка отходит от традиционных форм организации учебного занятия, переходя на принципиально новый уровень, в связи с этим в педагогической и методической литературе существует большое количество различных методик работы над лексикой, из которых педагогу необходимо выделить оптимальные.

В условиях НОО место и роль лексических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции значительны. Содержание речи воспринимается и передается именно с помощью лексики. Лексика является строительным материалом речи и благодаря своей номинативной функции передает непосредственный предмет мысли. Лексика проникает во все сферы жизнедеятельности человека и способствует отображению реальной и воображаемой действительности. Вследствие этого в средних общеобразовательных учреждениях уделяется значительное внимание именно работе над лексической стороной речи у обучающихся.

В условиях НОО место и роль лексических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции значительны. Содержание речи воспринимается и передается именно с помощью лексики. Лексика – это основной строительный материал нашей речи, поэтому она настолько же важна для овладения иностранным языком, как фонетика и грамматика. Собственно, лексика в силу своей номинативной функции передает непосредственный предмет мысли, проникая во все сферы жизни и помогая отразить реальную и воображаемую действительность. В речи лексическое и грамматическое неразрывны: грамматика создает словарь, в результате чего образуется лексическая единица – основа всякой речевой деятельности. Вследствие этого в средних общеобразовательных учреждениях уделяется значительное внимание именно работе над лексической стороной речи обучающихся.

В системе языковых средств лексика важнейший компонент речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения, письма). Тем самым и определяется ее важное место на каждом уроке иностранного языка. Формирование лексиче­ских навыков у обучающихся всегда составляет главную задачу учителя. С тем, чтобы были сформированы на высоком уровне лексические навыки, надо начинать уже на начальном уровне образования их формирование.

В контексте ФГОС общего образования, направленных на формирование универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных) развитие лексических навыков отвечает требованиям к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Вопросами обучения лексической области речи обучающихся занимались такие методисты как Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова, А.А. Миролюбов, С.Ф. Шатилов, И.В. Рахманов, Л.В. Щерба и другие.

Формирование лексических навыков у обучающихся является процессом трудоемким и длительным. Тем самым в настоящее время работа над лексикой является одной из основных проблем в отечественной и современной методической литературе. Неуверенность у обучающихся и нежелание говорить на иностранном языке – эти чувства вызывает недостаточный словарный запас слов. Из этого следует, что одной из основных задач на уроках иностранного языка является расширенное формирование словарного запаса у обучающихся. Проблема исследования заключается в недостаточности изученности методики формирования лексических навыков на начальном уровне образования. Поэтому для исследования в курсовой работе мною была выбрана именно эта проблема.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей методики формирования лексических навыков у обучающихся 3-4 классов в условиях НОО.

Объектом исследования является процесс иноязычного образования у обучающихся 3-4 классов в условиях НОО.

Предмет исследования – особенности методики формирования лексических навыков у обучающихся 3-4 классов в условиях НОО.

Проблема, цель, объект, предмет исследования определили следующие его задачи:

1) проанализировать цели и содержание начального иноязычного образования;

2) охарактеризовать формирование трех аспектов обучения иностранного языка на начальном уровне образования: фонетического, грамматического и лексического;

3) разработать методический комплекс упражнений по формированию лексических навыков у обучающихся 3 – 4 классов в условиях НОО;

4) разработать конспект урока немецкого языка по теме «In der Welt der Berufe» для 4 класса.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды ученых и педагогов, посвященные формированию лексических навыков, обучающихся в процессе начального иноязычного образования: Н.Д. Гальскова, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. С.Ф. Шатилов, З.Н. Никитенко, В.М. Филатова, Быкова Н.И., Поспелова М.Д.

Для решения поставленных задач в работе применялись методы исследования: теоретические методы (анализ педагогической, психологической, методической литературы; моделирование педагогического процесса, синтез, обобщение, сравнение, систематизация полученных данных).

Практическая значимость работы состоит в том, что учителя иностранного (немецкого) языка общеобразовательных школ могут воспользоваться результатами проведенного исследования для повышения эффективности своей работы с целью формирования лексического навыка обучающихся в контексте ФГОС начального общего образования.

Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (36 источников) и 6 приложений. Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, сформулированы предмет, объект, определены цель и задачи исследования, описывается структура данной работы.

Первая глава является теоретической базой, в которой представлены цели и содержание начального иноязычного образования, рассматриваются общие особенности обучения иностранному языку на начальном уровне образования, характеризуется формирование трех аспектов обучения иностранного языка на начальном уровне образования: фонетический, грамматический и лексический.

Во второй главе представлен методический комплекс упражнений по формированию лексических навыков у обучающихся 3 – 4 классов в условиях НОО и конспект урока по теме «In the world of professions» для 4 класса с применением данного методического комплекса упражнений.

В заключении представлены общие выводы по теме курсовой работы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

 

1.1. Специфика начального иноязычного образования

 

Глобальные перемены, происходящие в современном обществе и мире в целом, интернационализация всех сторон жизни и формирование информационного общества ставят повышенные требования к изучению иностранных языков. Современная школа должна признать необходимость приобщения детей к осознанию ценности и уникальности национальных традиций наряду с общечеловеческими ценностями, к формированию толерантного отношения к иной культуре с целью взаимопонимания между представителями разных культур. Как школьный предмет, иностранный язык даёт для этого достаточные возможности.

Исходя из содержания ФГОС НОО, изучение иностранного языка уже дает объективную возможность для формирования первоначальных представлений о значимости и роли иностранного языка в жизни поликультурного мира и современного человека. Обучающиеся получают первый опыт применения знаний по иностранному языку, который является средством межкультурного общения и понимания личностного смысла изучения иностранных языков, как нового инструмента познания культуры разных народов мира. Основу уважительного чувства к культуре другого народа создает ознакомление с культурой государства изучаемого иностранного языка, что в свою очередь способствует серьезному пониманию особенностей культуры своего народа обучающимися.

Иноязычное образование на начальном уровне образования формирует у обучающихся способность в элементарной форме представлять на иностранном языке родную культуру в устной и письменной формах общения с зарубежными сверстниками, в том числе при использовании средств телекоммуникации. Изучение иностранных языков и культур, базовых национальных и общепринятых человеческих ценностей дает главное и необходимое для формирования гордости и патриотических чувств, гражданской позиции, способствует осознанию этнической и национальной принадлежности у обучающихся.

В процессе познания иностранного языка на уровне начального общего образования идет формирование активной жизненной позиции обучающихся. Приобретение знаний на уроках иностранного языка зарубежного фольклора, участие в ролевых играх, проявление личностного отношения к литературным героям способствуют становлению обучающихся как членов гражданского общества. Английский, немецкий, французский иностранные языки – это международного общения языки. Немецкий язык по числу носителей уступает английскому, но опережает французский, занимая, таким образом, положение второго языка Европы. Главное в обучении иностранных языках – это сформировать и на протяжении всех лет изучения иностранного языка поддерживать мотивацию обучающихся к его изучению.

В мировом сообществе английский язык является лидером и если школа обеспечивает изучение двух иностранных языков, то не важно, что английский будет первым иностранным языком. Главное – сформировать и на протяжении всех лет изучения иностранного языка поддерживать мотивацию обучающихся к его изучению.

Целью современного начального образования в совокупности является освоение обучающимися базовых универсальных образовательных компетенций, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также развивающих у них познавательные, коммуникативные и творческие способности и способствующих взаимодействию в социуме и приобретению основ культуры поведения [11].

В ФГОС НОО определены задачи, поставленные перед школой, в которых говорится о том, что начальный уровень образования является фундаментом всего школьного образования. Начальный уровень образования направлен на формирование у обучающихся потребности в учении и умении учиться. Без данных компетенций невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе, получение профессионального образования, где универсальные учебные действия (УУД), а именно познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные, являются неотъемлемой частью ФГОС [28].

Начальное иноязычное образование – термин новый в сегодняшней методике преподавания иностранных языков. Это образование включает духовно-нравственное воспитание обучающихся: при изучении предмета «иностранный язык» они приобщаются к духовным ценностям иностранного языка, обретают личностный смысл изучения иностранного языка, в результате у обучающихся возникает потребность в саморазвитии. В понятиях «нравственность» и «духовность» главными элементами являются духовные ценности, следовательно, отсюда и появляется понятие «духовно-нравственное воспитание». При начальном иноязычном образовании главной целью духовно-нравственного воспитания представляется создание условий для приобретения обучающимися духовных ценностей, стремления и готовности действовать в своей школьной и внешкольной жизни в соответствии с ними, а не только на приобщение их к гуманистической системе этих ценностей [17].

В методику обучения иностранным языкам термин «иноязычное образование» введен Е.И. Пассовым. Ефим Израилевич определяет цель иноязычного образования как формирование «человека духовного». Под понятием «иноязычное образование» Е.И. Пассов понимает становление человека путем вхождения его в культуру, в результате этот человек становится не просто знающим, компетентным и умеющим, а главное, он становится духовным, нравственным и культурным человеком [21].

Культура, по утверждению Е.И. Пассова, это единственное содержание образования, которое включает в себя специально отобранные факты культуры народа изучаемого языка, а иностранный язык – это составляющая часть той самой культуры, в частности, такие категории языка как грамматические времена, активный и пассивный залоги, модальные глаголы необходимо считать фактами культуры народа. Это означает, что язык познается через культуру, а культура познается через язык [21].         

Для того чтобы определить цель обучения иностранного языка необходимо ответить на вопрос: «для чего учить?». В трудах Г.В. Роговой раскрыты общие цели изучения иностранного языка. Галина Владимировна выделяет четыре цели обучения: практическую, воспитательную, познавательную и развивающую. Практическая цель представляет собой овладение иностранным языком как средством общения, которое включает обучение всем языковым навыкам (фонетическим, грамматическим, лексическим), обучение всем видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму) и коммуникативную деятельность (связи, сообщению). Но при этом на уроках иностранного языка в начальной школе в большей мере уделяется внимание не письму, а устной речи. Объясняется это тем, что младшие школьники должны согласно своему возрасту в большей степени слушать иноязычную речь и применять на практике полученную информацию. Воспитательная цель представляет собой воспитание личностных моральных качеств (патриотизма, гуманизма, норм поведения). Познавательная цель представляет собой познание обучающимися иностранного языка и его культуры. Развивающая цель представляет собой развитие психических процессов, обучающихся (памяти, мышления, воображения, умения, навыка и способности) [24].

В свою очередь Л.В. Щерба определял цель изучения иностранного языка как формирование речевой деятельности, свойственной народу изучаемого языка. По этой причине при изучении иностранного языка обучающиеся постигают исторически сложившуюся систему понятий данного народа, через которые воспринимается действительность [33].

Для того чтобы определить содержание обучения по иностранному языку необходимо ответить на вопрос: «чему учить?». Г.В. Рогова определяет в содержании обучения три компонента: лингвистический, психологический и методологический. Лингвистический компонент представляет собой объединение языкового материала с речевым, что означает владение всеми аспектами иностранного языка (фонетическим, грамматическим, лексическим), а также языковой составляющей речевого умения в видах речевой деятельности (аудированием, говорением, чтением, письмом), знание лингвострановедческого характера и знание культуры иноязычно говорящих. Психологический компонент представляет собой психологический аспект речевой деятельности (подготовленность к коммуникации), это психофизический аспект речевой деятельности (подготовленность к речи, развитие памяти, мышления, навыков, умений, воображения, способности и готовности к выполнению учебной деятельности). Методологический компонент представляет собой все универсальные умения и действия (умение работать с информацией, среди которой присутствует визуально-графическая и умение планировать свою учебную деятельность) [24].

Предмет «иностранный язык» принадлежит к гуманитарным дисциплинам филологического цикла, поэтому, исходя из этого, в рамках ФГОС НОО определена интегративная цель, которая относится к изучению иностранных языков на начальном уровне обучения. Данная цель предполагает формирование элементарной коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности на доступном для них уровне: аудирование, говорение, чтение и письме. В своем случае, элементарная коммуникативная компетенция предполагает формирование способности и готовности младших школьников осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в ограниченном круге сферы общения в устной и письменной речи. Из этого следует, что ФГОС НОО определяет первую цель как формирование начальных элементарных умений иноязычного общения у обучающихся; вторую цель как освоение минимальных лингвистических знаний и расширение кругозора, которые необходимы для овладения устной и письменной речью в начальной школе у обучающихся; третью цель как приобщение обучающихся к иноязычной культуре через знакомство с детским фольклором и детской художественной литературой, с жизнью ровесников [28, 1].

Следует признать, что цели, которые зафиксированы в ФГОС НОО, недостаточны для реализации курса школьного предмета «иностранный язык» и для реализации задач начальной школы, так как они связаны с развитием личности обучающегося, его нравственных качеств и способностей, а не с компетенциями. Выдвижение коммуникативной компетенции в качестве цели означает, что учителя лишаются способа духовного воспитания обучающихся. Тем не менее, задачами начального иноязычного образования являются: во-первых, сформировать нравственные ценности; во-вторых, сформировать основные компоненты учебной деятельности; в-третьих, развить комплекс способностей, обеспечивающих взаимодействие и общение с представителями других культур на иностранном языке [17].

В начальном иноязычном образовании стратегической целью изучения иностранных языков является коммуникативное, интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности обучающегося и формирование его способности к иноязычному общению на иностранном языке. В таком случае осуществляется развитие личности обучающегося как субъекта учебной деятельности и своей национальной культуры. При данных обстоятельствах у обучающегося формируется способность и готовность с достоинством демонстрировать свои духовно-нравственные ценности и свою национальную культуру в общении с иноязычными ровесниками. Стратегическая цель освоения иностранных языков также содержит: во-первых, воспитательную составляющую цели, которая формирует нравственные качества и ценности у обучающихся; во-вторых, развивающую составляющую цели, которая формирует когнитивные процессы и иноязычные речевые способности, ее обусловливающих, развивает учебно-познавательную, социальную мотивацию и познавательный интерес к изучению иностранного языка у обучающихся; в-третьих, учебно-культуроведческую составляющую цели, которая формирует учебно-познавательные способности, способности к иноязычному общению и культуроведческим умениям у обучающихся [17].

Большое количество разнообразных целей обучения иностранному языку выделяется в педагогической литературе. Основные из них: практическая, воспитательная и общеобразовательная цели. Практическая цель обучения иностранному языку выражается в практическом овладении иностранным языком и его свободном использовании, как в письменной, так и в устной речи. Воспитательная цель обучения иностранному языку предполагает развитие умственных способностей обучающихся, расширение кругозора и становление их личностного характера. Общеобразовательная цель обучения иностранному языку предполагает накопление обучающимися знаний о мире. Педагоги рассуждают помимо вышеуказанных целей обучения иностранному языку, также и о необходимости формирования у обучающихся навыков говорения и общения на иностранном языке, навыков выражать свои мысли в процессе коммуникации на иностранном языке, в связи с этим представляется наиболее важным овладение лексическим навыком на начальном уровне образования по иностранному языку. Раннее обучение иностранному языку способствует более свободному и прочному владению языком. Более того, раннее изучение языка имеет большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал. С точки зрения Н.А. Ладик, мало просто знать язык – нужно его понимать, уметь выражать мысли на нем, использовать приобретенные обучающимися на уроке навыки в дальнейшем на практике. Таким образом, стандарты современного образования направлены, прежде всего, на воспитание образованного, творческого человека, способного мыслить и быстро адаптироваться в меняющемся мире [17,12].

Первым шагом к достижению коммуникативной компетенции младшими школьниками является овладение необходимыми навыками. Навык представляет собой основу речевого умения, определенного конкретной учебной программой, которое соответствует развитию полноценной личности и реальным потребностям образования. Навык – это действия, которые обучающийся совершает, не задумываясь о том, как и что он делает, то есть автоматически [27].

Для развития необходимых навыков по овладению иноязычной коммуникативной компетенцией на начальном уровне образования иностранного языка разрабатываются учебные материалы, которые соответствуют как познавательным интересам обучающихся, так и возрастным особенностям обучающихся. Например, начиная с начальной школы развиваются следующие способности детей при обучении иностранному языку: фонетический слух, способность к имитации, способность к выявлению языковых закономерностей, догадка, способность устанавливать смысловые связи, способность к вероятностному прогнозированию. На данном уровне изучения иностранного языка можно выделить ряд психических функций. К примеру, Т.А. Ткачева отмечает, что первая функция – развитие единицы зрительного восприятия; вторая функция – развитие объема оперативной слуховой памяти; третья функция – развитие произвольного или непроизвольного внимания [27].

Основными аспектами программы начального иноязычного образования являются аксиологический, мотивационно-когнитивный и социально-культуроведческий аспекты. Аксиологический (ценностный) аспект – это обретение обучающимися нравственных качеств и духовно-нравственных ценностей, которые формируют их нравственную культуру. Данный аспект предусматривает в будущем межкультурное общение на иностранном языке. Мотивационно-когнитивный аспект – это формирование речевой культуры обучающихся и их заинтересованность в овладении иностранной речью. Социально-культуроведческий аспект – это овладение иноязычным общением, основано на учебно-познавательной деятельности обучающихся и формирование культуры учебного труда и культуры общения, знакомств с иноязычной культурой [12].

Методика преподавания иностранного языка на начальном уровне образования в 3 – 4 классах должна быть направлена на освоение следующих навыков и умений: навык аудирования (умение понимать на слух иноязычную речь); навык говорения (умение выражать мысли с помощью средств изучаемого языка); навык чтения (умение понимать прочитанный иноязычный текст); навык письма (умение пользоваться орфографией и графикой иностранного языка).

Таким образом, цели и содержание начального иноязычного образования тесно взаимосвязаны между собой. Основная цель начального иноязычного образования заключается в развитии личности обучающегося и его способности к иноязычному общению. Содержание начального иноязычного образования способствует обогащению социального опыта обучающихся в начальной школе, который основан на развитии их культуры общения. 

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

 

2.1. Методический комплекс упражнений для обучения лексике на начальном уровне образования

 

В системе языковых средств лексика представляет самый важный компонент речевой деятельности: аудирование и говорение, чтение и письмо. Это указывает ее важное место на всех уроках иностранного языка. И хотя учение младших школьников фонетическому, грамматическому и лексическому аспектам иностранного языка является соприкасаемым, исходя из интеллектуальных, психологических и физических особенностей обучающихся этого возраста следует отметить, что обучение лексике является основополагающим. Следовательно, формирование лексических навыков должно находиться постоянно во внимании учителя. Главная задача учителя – достигнуть полного усвоения обучающимися программного лексического минимума и прочно закрепить в их памяти активного словарного запаса для будущих уровней образования. Задача практического овладения иностранным языком предполагает поиск подходов к совершенствованию методики обучения речевым умениям и значительного внимания к организации языкового материала.

На начальном уровне образования иностранному языку основное внимание уделяется развитию понимания у обучающихся разговорного иностранного языка и формируются основы произношения. Количество лексических тем, речевых клише, слов, представленных для изучения, определяется в соответствии учебного курса или индивидуальной программы учителя.

На основе вышеуказанного следует заключить: изучая лексику, мы изучаем язык, а изучение языка – главная задача методики преподавания иностранного языка. Для свободного понимания и общения на иностранном языке обучающимся необходимо владеть богатой лексикой.

Практика указывает, что к середине обучения в начальной школе возникает проблема повышения эффективности обучения лексике, в связи с тем, что у обучающихся уже получен определенный лексический запас и им становится трудно заучить новые слова и их держать в памяти. Возникает процесс забывания лексических единиц, в результате начинает страдать качество речи (устная, письменная), находящейся в прямой зависимости от сформированности лексических навыков. К тому же, увеличивающийся круг ситуаций общения диктует более прочных лексических навыков и знания большего объема лексических единиц.

При формировании лексических навыков учителю следует учитывать:

1) связь слова на иностранном и родном языках, но перевод в качестве средства выявления значения слова вместе с достоинствами обладает и недостатками. Достоинства перевода (средство семантизации) – это возможность сразу же подобрать адекватное по значению слово, что дает определенную экономию во времени, это относительная точность передачи значения иностранного слова. Недостатком перевода (средство семантизации) является то, что в некоторых вариантах бывают затруднения с подбором эквивалентного слова на родном языке. Такое случается в результате различий в объеме значений слов на разных языках, что можно видеть, к примеру, в русском и немецком языках. Следовательно, в точности делать перевод слов необходимо исходя из контекста, иногда прибегая к толкованию слова (исключение составляют только те слова, которые выражают названия конкретных предметов);

2) сочетание новых лексических единиц с грамматическими и лексическими структурами, которые были усвоены ранее;

3) самостоятельность обучающихся в своих высказываниях: у них должна быть возможность самостоятельного выбора лексических единиц и их сочетания с грамматическими структурами;

4) актуализация личностной цели обучающихся при обучении иностранному языку;

5) комплексный характер овладения лексическими единицами сочетающий моторную, слуховую и зрительную память обучающихся;

6) потребность обучающихся в использовании новых лексических единиц;

7) активизация мыслительной деятельности обучающихся как необходимое условие для продуктивного усвоения новых лексических единиц;

8) главная роль функции новых лексических единиц заключается не в заучивании новых слов, а в их употреблении в собственной речи и при понимании речи собеседника;

9) организация и отбор новой лексики, которые выполняются в зависимости от потребностей обучающихся: вычленение новых лексических единиц из контекста текста;

10) повышение мотивации при усвоении новых лексических единиц.

На формирование устойчивых лексических навыков должны быть направлены все лексические упражнения, так как лексический навык возникает в том случае, когда ведущая роль будет принадлежать речевой задаче, а функциональность лексических упражнений заключается в единстве речевой установки к упражнению, высказываний по обозначению предметов, сочетанию лексических единиц с другими и грамматическими структурами, действий по воспроизведению звуковой формы лексической единицы.

Всю работу над лексикой иностранного языка учитель должен строить так, чтобы сознательно усваивался весь лексический материал. Работа над словом предполагает, главным образом, усвоение объема значений иностранных слов в сопоставлении слов родного языка и слов иностранного языка между собой. Правильно сопоставив и осознав признаки, заложенные в основу понятия, обозначаемого словом, обучающийся правильно усвоит понятие, а, следовательно, и лексический материал.

На логическом заучивании должно быть основано запоминание слова. Осмысленное запоминание – это активная работа мышления, которое охватывает анализ, синтез, индуктивные и дедуктивные умозаключения, устанавливает причинно-следственные отношения, следовательно, упражнения должны быть основаны на мыслительных процессах.

При усвоении новых лексических единиц важно сравнение сходных по значению слов. Общим в значении сравниваемых слов будет то понятие, которое за ними зафиксировано, различным – способы словообразования и участие слова в различных фразеологических единицах, объем значений сравниваемых слов и сочетаемость слов с другими словами.

Для закрепления новой лексической единицы важным является ее повторение в измененном контексте. Учитель должен подбирать материал для упражнений такой, чтобы обучающиеся при усвоении нового всегда опирались на известные им значения слов и на опыт, приобретенный в работе над лексикой, к примеру, заучивание наизусть пройденного материала, подстановка в предложении многозначных слов, омонимов, синонимов, самостоятельное составление предложений с обязательным включением в них известных слов. Завершает формирование устойчивого лексического навыка упражнения на воспроизведение новых лексических единиц.

Формирование лексического навыка проходит три этапа: ознакомление, тренировка и речевая практика.

Этапы урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

(2-3 мин)

Цель – настроить на общение на немецком языке.   Учитель приветствует обучающихся, задает вопросы, тем самым создает эмоциональный настрой на урок. T: Guten morgen, Kinder! Wie geht's? T: Welcher Tag ist es heute? Welchen Monat ist es jetzt? Учитель предлагает обучающимся узнать у одноклассника их любимый день недели. T: Fragen Sie Ihren Freund «Was ist Ihr Lieblingstag?» T: Nun, beginnen wir unsere Unterricht. Heute haben wir eine sehr interessante Unterricht. Цель – включиться в иноязычное общение, отреагировав на реплику учителя согласно коммуникативной задаче.   Отвечают на реплики: P: Guten morgen, Lehrerin! Mir geht es gut, danke. P: Es ist Donnerstag. P: Es ist März jetzt. Обучающиеся выходят к доске (в парах) и задают друг другу вопросы, а затем отвечают на них.
  • P1: Was ist dein Lieblingstag?
  • P2: Mein Lieblingstag ist …
Коммуникативные УУД: умение слушать, отвечать и реагировать на реплику согласно речевой ситуации; умение владеть монологической речью, умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: умение использовать речь для регуляции своего действия, умение отвечать, реагировать на реплики, анализировать.

Динамическая пауза.

(1-2мин)

Т: Gut gemacht, Jungen und Mädchen. Wir haben Zeit zum ausruhen. Steh auf, bitte. Учитель вызывает пару обучающихся (по желанию) к доске. Смотрят, слушают и выполняют действия вместе с исполнителями. Wenn du glücklich bist und es weißt Klatschen Sie in die Hände. Wenn du glücklich bist und es weißt Klatschen Sie in die Hände. Wenn du glücklich bist und es weißt Und du willst es wirklich zeigen Klatschen Sie in die Hände. Stempeln Sie Ihre Füße. Schnapp dir die Finger. Kopfnicken. Sagen, OK. Mach alle sechs. .

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

(6-7 мин)

Цель – контролировать выполнение задания обучающимися.   Далее учитель просит обучающихся выполнить в рабочих тетрадях задание. Т: Öffnen Sie Ihre Lehrbücher auf Seite 15, Übung 3. In dieser übung sollten Sie die fehlenden Buchstaben in den Berufsnamen einfügen. (Приложение № 3)   T: Öffnen Sie Ihre Lehrbücher auf Seite 14, Übung 2. Korrigieren Sie die Sätze: richtig oder falsch. (Приложение 4) T: Lassen Sie uns die Arbeit überprüfen. Ändern Sie Ihre Lehrbücher, schauen Sie sich die Tafel an und überprüfen Sie Sie. Цель – самостоятельно выполнить задания нового типа, осуществить их самопроверку, пошагово сравнить задание с эталоном, выявить и скорректировать возможные ошибки.   Выполняют задание в тетради.     Осуществляют самопроверку по эталону, самооценку своей работы. (Критерии оценивания на доске). Регулятивные УУД: внесение необходимых корректив в свои действия в случае расхождения речевого действия и заданного эталона-образца. Познавательные УУД: выполнение действий по алгоритму, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Рефлексия деятельности.

(2-3 мин)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.071 с.)