Управление развитием молодых специалистов в научно-исследовательской среде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление развитием молодых специалистов в научно-исследовательской среде



ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

 

Управление развитием молодых специалистов в научно-исследовательской среде

Выпускная аттестационная работа

Разработал:

А.Н. Усольцев

 

Руководитель:

Е.А. Прищенко

 

 

НОВОСИБИРСК

2021


Оглавление

Введение. 4

Система управления и структура менеджмента. 6

Система управления: принципы и структура. 6

Менеджмент: виды и направления. 12

Требования к менеджеру при работе с высококвалифицированным персоналом в научно-технической среде. 18

Профильное образование и информационная осведомлённость в текущей области 18

Управление своим временем. 18

Знать основы менеджмента и психологии. 19

Гений коммуникации и мастер переговоров. 20

Целеполагание и фокус. 21

Коучинг как метод управления персоналом. 22

Практика управления развитием молодого специалиста в научно-исследовательской среде. 24

Ситуация на момент начала данного исследования. 24

Специфика управления в научно-исследовательской организации. 25

Стратегия с точки зрения текущей области (химии в данном случае) 25

Стратегия развития с точки зрения роста молодого специалиста от студента до кандидата. 25

Мотивация. 26

Организация текущей деятельности и обучения. 27

Текущие результаты.. 28

Дальнейшие планы.. 28

Результаты.. 29

Заключение. 30

Список литературы.. 31

 


 

Введение

В любой организации большое значение играют такие факторы, как разработка организационной структуры системы управления, подходы к распределению обязанностей, принципы создания перспективной организации и развитие молодых специалистов. Поэтому значительное внимание уделяется совершенствованию организационной структуры системы управления на предприятии и возможностей роста для молодых специалистов.

Система управления и обучения в компании имеет ключевое значение для будущего как компании, так и каждого сотрудника. Влияние системы управления не может быть нейтральным. Менеджеры или тормозят развитие компании, или продвигают её вперёд. Менеджеры – это ключевые сотрудники организации (Рис. 1), которые решают управленческие задачи.


Рисунок 1. Схема взаимосвязей между интеллектом руководителя и эффективностью руководства (по Ф. Фидлеру и А. Лейстеру).

Системный подход управления и обучения является процессом целенаправленного воздействия субъекта управления на объект в рамках заданной системы функционирования.

Целью данной работы является разработка индивидуального плана развития молодого специалиста в научно-исследовательской среде с учётом особенностей окружающей среды. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

1) Провести литературный обзор в сфере менеджмента и выбрать инструменты и методы, которые могут быть успешно применены в научно-исследовательской среде.

2) Провести анализ содержательной области (в данном случае неорганической химии) чтобы полученный материал соответствовал заданной тематике РНФ и мог быть опубликован в журналах 1 квартиля.

3)  Выявить навыки, важные для специалиста в данной области.

4) Составить план индивидуального развития на 2-5 лет с учётом промежуточных контрольных событий: курсовые, дипломная работа и защита кандидатской диссертации.

5) Внедрение и корректировка разработанного плана, и анализ полученных результатов.

Объект исследования – молодой специалист (студент-дипломник) в научно-исследовательском институте. Предмет – особенности управления при написании дипломной работы студентом в данной организации.

В процессе написания работы использовались труды таких авторов, как Друкер П.Ф., Малова И.И., Спивак В.А. и др., а также сборники лучших статей «Harvard Business Review».

Методами исследования являются анализ литературных источников и анализ текущей деятельности разных подразделений и научных сотрудников, а также деятельность дипломников, которые ранее выполняли дипломную практику на данной кафедре. Структура работы включает введение, основную часть, заключение и список литературы.


 

Требования к менеджеру при работе с высококвалифицированным персоналом в научно-технической среде

Профильное образование и информационная осведомлённость в текущей области

Для управления в научно-технической среде, как минимум нужно иметь высшее профильное образование, а для некоторых должностей и задач необходимо иметь и учёную степень по данной специальности. Управляющий при работе с высококвалифицированным персоналом должен знать основной материал (технологию производства, языки программирования и/или физику и химию), содержательную часть любого производственного процесса. В данном случае управляющему необходимо знание химии и физических методов характеризации веществ. Для официального руководства дипломной работой необходимо иметь кандидатскую диссертацию по данной тематике.

Управление своим временем

Себя познать почти невозможно, но своё время вполне

Питер Друкер

Менеджер своим примером должен показывать, как нужно организовывать трудовой процесс, принятие управленческих решений и к чему это приведёт. Управление временем – это первостепенная задача менеджера в любой организации.

На первой стадии важно уметь управлять своим временем и вниманием. Эффективность – это концентрация (Питер Друкер). В один момент времени стоит концентрироваться только на одной задаче, и учить сотрудников следовать этому правилу [10].

Для достижения данной цели можно использовать инструменты управления временем, например, матрицу Эйзенхауэра (Рис. 3). Для того чтобы успешно применять этот инструмент на практике, нужно просто разделить все дела на четыре категории: срочное и важное, не срочное и важное, срочное и не важное, не важное и не срочное [11]. Главное – концентрироваться на втором квадрате и избегать дел из четвертого квадрата. Для более точного контроля можно вести дневник трат времени и анализировать, на какой квадрат было потрачено время и в каком количестве.

Рисунок 3. Матрица Эйзенхауэра.

Также для повышения своей продуктивности и качества управления своим временем важно разобраться с входящим потоком информации и документации. Нужно навести порядок в делах и в голове, некоторые методы и методики приведены в книге Девида Аллена [12].

Целеполагание и фокус

Делать две вещи сразу – значит, не делать ни одной.

Публий Сир, Римский философ

Главное правило менеджмента – у каждой деятельности должна быть одна цель. Мозг человека может концентрироваться только на одной вещи и на то, чтобы полностью сосредоточиться на задаче требуется около 20 минут. Это надо учитывать при организации рабочего пространства и времени. Из этого следует вывод, что менеджер не может без веских на то оснований отвлекать специалиста от работы. Работу должен выполнять наименее квалифицированный сотрудник, который может это сделать. Например, если нужно сбегать за кофе или за канцелярией, не обязательно отправлять самого лучшего программиста, даже если он свободен. С данной задачей справится и начинающий, либо это может сделать обслуживающий персонал.

Авторы книги «Начни с главного» [15] предлагают перед началом любой деятельности задавать следующий вопрос: какую одну вещь я могу сделать сейчас, чтобы всё остальное стало незначительным? Этот приём может помочь выбрать приоритет в текущей ситуации и помочь в реализации важнейших проектов, а также поможет концентрироваться на одной задаче.

Не менее важно письменно работать со своими целями и научить специалистов работать со своими целями. Это называется декомпозиция целей. Для наглядности можно вспомнить один эксперимент, в котором группу студентов спросили, какие цели они имеют – все подняли руки. Далее спросили, у кого цели записаны на бумаге – руку подняли только 3% студентов. Эти три процента достигли большего материального благополучия, чем все остальные 97% [10]. Важным фактором также является список «не целей». Важно решить, что мы делать не будем. Таким образом, можно выделить энергию для наших целей.

Мотивация

Мотивация неслучайно является одной из важнейших функций менеджмента. Важно не только нарисовать для сотрудника план его развития и «светлое» будущее, но и дать начальное ускорение для действий в самом начале. Важно объяснить, зачем нужен каждый навык, и что он даст в будущем. Не последнюю роль здесь играет финансовая составляющая и рост квалификации специалиста.

В нашем случае, в качестве бонусов к нашей работе можно рассматривать возможность поездки на всероссийские и международные конференции, а также участие в различных конкурсах и стипендиях для молодых специалистов и студентов. Во время начала работы студенту сообщили о возможности получить повышенную государственную академическую стипендию (18000 руб.) от университета на 5 курсе, если он будет работать хорошо и получит достаточно результатов. В последнем семестре студент выиграл данную стипендию.

С точки зрения навыков, важно рассказать и показать, где будут применяться полученные навыки в будущем и как они повысят эффективность. Полученные навыки позволят делать более интересную работу и выполнять более сложные задачи.

Текущие результаты

В соответствии с заявленной тематикой и проблематикой был освоен ряд навыков, необходимых для успешной работы в данной научно-исследовательской среде. Студент успешно освоил инструменты, важные для работы в данной среде, а именно работа в основных программах под заявленную задачу. Получены навыки устного выступления и научной дискуссии по заданной тематике. Студент успешно защитил 3 курсовых и дипломную работу.

Студент участвовал в 4 конференциях. На данный момент опубликовано 6 статей в рецензируемых научных журналах, из них 3 в журналах первого квартиля. На данный момент написана дипломная работа, 8 июня защищена на оценку «отлично».

После получения опыта и навыков, молодой специалист может самостоятельно определять приоритеты и организовать своё рабочее время с учётом стратегических целей. Он понимает важность управления своим временем и стратегического планирования при проведении научного исследования.

Дальнейшие планы

Планируется защита кандидатской диссертации по химии в течение нескольких последующих лет. В дальнейшем квалифицированный специалист может передавать полученный опыт далее и являться научным руководителем для курсовых и дипломных работ других студентов Новосибирского Государственного Университета.


 

Результаты

1) Был проведён анализ литературы по менеджменту, и выбраны инструменты и методы, которые могут быть успешно использованы в научно-исследовательской среде.

2) Был проведён анализ содержательной области (неорганической химии), чтобы определить стратегию работы специалиста с точки зрения химии в долгосрочной перспективе (два и более лет).

3) Выявлены и освоены навыки, которые важны в данной области для высококвалифицированного специалиста.

4) Составлен план индивидуального развития более чем на два года с учётом промежуточных контрольных событий: курсовые работы и дипломная работа.

5) Разработанный план был внедрён в реальную сферу деятельности и корректировался по мере работы над исследованием. Были пройдены все ключевые точки: защищены все курсовые работы и дипломная работа (8.06.2021 – защита прошла на оценку «отлично»).


 

Заключение

В результате данной работы был разработан систематический план по работе с высококвалифицированным персоналом. Был составлен план индивидуального развития молодого специалиста с учётом особенностей среды и знаний в смежных областях (химия + менеджмент). За время эксперимента были освоены прикладные навыки, необходимые для работы в научно-исследовательской среде.

Можно заключить, что эксперимент прошёл успешно, и молодой специалист способен работать самостоятельно, заниматься планированием своей работы, строить долгосрочные планы, а также анализировать текущие результаты и принимать взвешенные решения.


 

Список литературы

1. Зорина Э. «Ключевые показатели эффективности» как инструмент управления персоналом / Э. Зорина // Управление персоналом. - 2009. - № 8. - С. 49-50.

2. Краснов В.Е. Управление изменениями: преодолеть сопротивление / В.Е. Краснов, П.Ф. Друкер // Управление качеством. - 2011. - № 11. - С. 31-41.

3. Малова И.И. Современные стратегии и концепции системы мотивации и вознаграждения персонала на основе сбалансированной системы показателей / И.И. Малова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - № 4. - С. 108-117.

4. Судаков К. В. Функциональные системы. — Москва: «Издательство РАМН», 2011. — 320 с. — (Научное издание). — 1000 экз.

5. Лесников И.Н. Инвестиционная составляющая в системе сбалансированных показателей оценки персонала / И.Н. Лесников // Управление персоналом. - 2009. - № 4. - С. 47-50.

6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация: учебное пособие. - М: Изд-во МГУ, 2012. - 320 с.

7. Спивак В.А. Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. С.202.

8. HR менеджмент - основы и цели управления персоналом. [Электронный ресурс]. URL: https:// fancyjob. ru / hr - menedzhment - osnovy - i - czeli - upravleniya - personalom / (дата обращения: 15.06.2021).

9. Персикова Т.Н. Феномен корпоративной культуры в современной России. Автореф. дис...канд. культурологии: 24.00.01. М., 2007. С.3.

10. Друкер Питер Фердинанд Эффективный Управляющий/ Друкер Питер Фердинанд. – Москва: Манн, 2021. – 120 с.

11. Кори Когон, Адам Меррилл. Пять правил выдающейся эффективности/ Кори Когон – Москва: Альпина Паблишер, 2016. – 130 с.

12. Дэвид Аллен Как привести дела в порядок / Дэвид Аллен. – Москва: Ман, 2015. – 150 с

13. Дейв Херпен Гений коммуникации / Дейв Херпен. – Москва: Альпина Паблишер, 2019. – 210 с

14. Harvard Business Review Сотрудничество / HBR. – Москва: Альпина Паблишер, 2016. – 160 с

15. Гери Келлер Начни с главного– Москва: Бамбора, 2018. – 130 с

16. Джон Уитмор Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом / Джон Уитмор. – Москва: Альпина Паблишер, 2015.
 – 200 с

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

 

Управление развитием молодых специалистов в научно-исследовательской среде

Выпускная аттестационная работа

Разработал:

А.Н. Усольцев

 

Руководитель:

Е.А. Прищенко

 

 

НОВОСИБИРСК

2021


Оглавление

Введение. 4

Система управления и структура менеджмента. 6

Система управления: принципы и структура. 6

Менеджмент: виды и направления. 12

Требования к менеджеру при работе с высококвалифицированным персоналом в научно-технической среде. 18

Профильное образование и информационная осведомлённость в текущей области 18

Управление своим временем. 18

Знать основы менеджмента и психологии. 19

Гений коммуникации и мастер переговоров. 20

Целеполагание и фокус. 21

Коучинг как метод управления персоналом. 22

Практика управления развитием молодого специалиста в научно-исследовательской среде. 24

Ситуация на момент начала данного исследования. 24

Специфика управления в научно-исследовательской организации. 25

Стратегия с точки зрения текущей области (химии в данном случае) 25

Стратегия развития с точки зрения роста молодого специалиста от студента до кандидата. 25

Мотивация. 26

Организация текущей деятельности и обучения. 27

Текущие результаты.. 28

Дальнейшие планы.. 28

Результаты.. 29

Заключение. 30

Список литературы.. 31

 


 

Введение

В любой организации большое значение играют такие факторы, как разработка организационной структуры системы управления, подходы к распределению обязанностей, принципы создания перспективной организации и развитие молодых специалистов. Поэтому значительное внимание уделяется совершенствованию организационной структуры системы управления на предприятии и возможностей роста для молодых специалистов.

Система управления и обучения в компании имеет ключевое значение для будущего как компании, так и каждого сотрудника. Влияние системы управления не может быть нейтральным. Менеджеры или тормозят развитие компании, или продвигают её вперёд. Менеджеры – это ключевые сотрудники организации (Рис. 1), которые решают управленческие задачи.


Рисунок 1. Схема взаимосвязей между интеллектом руководителя и эффективностью руководства (по Ф. Фидлеру и А. Лейстеру).

Системный подход управления и обучения является процессом целенаправленного воздействия субъекта управления на объект в рамках заданной системы функционирования.

Целью данной работы является разработка индивидуального плана развития молодого специалиста в научно-исследовательской среде с учётом особенностей окружающей среды. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

1) Провести литературный обзор в сфере менеджмента и выбрать инструменты и методы, которые могут быть успешно применены в научно-исследовательской среде.

2) Провести анализ содержательной области (в данном случае неорганической химии) чтобы полученный материал соответствовал заданной тематике РНФ и мог быть опубликован в журналах 1 квартиля.

3)  Выявить навыки, важные для специалиста в данной области.

4) Составить план индивидуального развития на 2-5 лет с учётом промежуточных контрольных событий: курсовые, дипломная работа и защита кандидатской диссертации.

5) Внедрение и корректировка разработанного плана, и анализ полученных результатов.

Объект исследования – молодой специалист (студент-дипломник) в научно-исследовательском институте. Предмет – особенности управления при написании дипломной работы студентом в данной организации.

В процессе написания работы использовались труды таких авторов, как Друкер П.Ф., Малова И.И., Спивак В.А. и др., а также сборники лучших статей «Harvard Business Review».

Методами исследования являются анализ литературных источников и анализ текущей деятельности разных подразделений и научных сотрудников, а также деятельность дипломников, которые ранее выполняли дипломную практику на данной кафедре. Структура работы включает введение, основную часть, заключение и список литературы.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.049 с.)