Тема: медицинская педагогика. Основы медико-просветительской деятельности врача 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: медицинская педагогика. Основы медико-просветительской деятельности врача



 

Цели занятия:

1. Обучающая: сформировать представления о педагогических аспектах деятельности врача, методологических и дидактических основах медико-просветительской (санитарно-просветительской) деятельности. 

2. Развивающая: способствовать формированию и развитию общекультурныхкомпетенций и специальных умений, направленных на освоение педагогических аспектов деятельности врача.

3. Воспитывающая: побудить интерес к педагогической деятельности и способствовать воспитанию нравственно-этических качеств будущего врача и системы его гуманистических ценностей.

Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих компетенций:

ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу.

ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.

ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать:

- содержание нормативных документов МЗ РФ и педагогических рекомендаций по организации медико-просветительской деятельности врача;

- теоретические и практические основы психолого-педагогической деятельности врача,

- дидактические требования к осуществлению медико-просветительской работы врача. 

Обучающиеся должны уметь:

- проектировать просветительские и образовательные программы в содержательном и процессуальном аспектах;

- осуществлять целесообразный выбор содержания, форм и методов просветительской и образовательной деятельности.

Обучающиеся должны владеть:

- навыками коммуникативного взаимодействия;

- приемами использования полученных знаний в познавательной и практической деятельности.

 

Контроль исходного уровня знаний

Выполните тестовые задания: № 96-105 (приложение1).

 

Глоссарий темы: медико-просветительская (санитарно-просветительская) деятельность врача, неформальное образование, стратегия обучения, просветительская программа, коммуникационная просветительская программа, методы и средства просветительской работы врача, лекция, беседа.

Содержание основных понятий

Медико-просветительская деятельность врача это разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по целенаправленному распространению медицинских, гигиенических знаний и иной социально значимой информации, связанной с проблемами здоровья.

Неформальное образование (обучение) – любой вид организованной и систематической педагогической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других образовательных организаций, но обладающей высокой социальной востребованностью и использующей передовой арсенал педагогической науки.

Стратегия обучения – способ выбора, компоновки и передачи конкретной информации, служащей достижению определенной цели образовательного характера.

Просветительская программа разработанный врачом (медсестрой) документ, устанавливающий содержание и последовательность изложения медицинских и гигиенических сведений, предлагаемых для освоения лицам, составляющим аудиторию, которой эти сведения адресованы

Коммуникационные просветительские программы – это программы, обеспечивающие возможность передачи необходимой медицинской информации населению по компьютерным сетям. Коммуникационная программа должна быть подготовлена особенно тщательно, поскольку реализуется в сети для широкой аудитории. Для этого могут быть использованы технологии рекламных сообщений и результаты маркетинговых исследований. При разработке коммуникационного сообщения важно учитывать, что программа оказывается наиболее эффективной, когда в ней поставлены четкие задачи и точно определена целевая аудитория (представители населения).

Методы просветительской деятельности – это основные способы проведения мероприятий, направленных на установление осознанного и действенного отношения пациентов или потенциальных пациентов к своему образу жизни, здоровью и взаимодействию с врачом и медицинскими службами. Различаются устные, наглядные и комбинированные методы просветительской работы, каждый из которых включает определенный набор средств и приемов медико-педагогической деятельности.

В рамках этой деятельности наиболее часто врачами используется лекция как наиболее мобильный метод и форма работы. За незначительный период времени оказывается возможным осветить значительный по объему материал.

Разовые публичные лекции бывают посвящены какой-либо одной теме. Их можно проводить в самых различных аудиториях, однако они не подходят для просветительской работы среди детей. Цикловые лекции объединяют последовательный ряд взаимосвязанных тем. Обычно они предполагают наличие постоянной аудитории.

У лекций есть особенности, ограничивающие их применение. В первую очередь лекция – это монолог, в котором говорит и действует только один человек – лектор. Слушатели остаются относительно пассивными, не имея возможности участвовать в проработке темы, проявлять активность, вставлять возникающие у них замечания, переспрашивать лектора. Если же изложение темы не очень последовательно, невыразительно, то внимание слушателей и их восприятие будут снижены. 

Разрабатывая план лекции, необходимо учитывать необходимость осознанного выделения в ней трех главных частей любого устного выступления – введения, основной части и заключения.

В соответствии с указанными рекомендациями, тема, выбранная для разных аудиторий, может быть одной, но содержание лекции должно быть различным. Так, сообщение о профилактике кишечных инфекций, адресованное сельским жителям, будет содержать примеры и факты из сельской жизни. Советы также даются с учетом местных реальностей. Иное дело – лекция на производстве, например для персонала учреждения общественного питания. Научные обоснования гигиенических требований к производственным процессам здесь должны сопровождаться анализом возможных нарушений. Необходимо также затронуть вопрос о прививках, отметить важность медицинских осмотров и т. п.

Заключение лекции, как правило, содержит сжатое повторение главного, о чем говорилось в лекции. При освещении медицинских рекомендаций следует подчеркнуть уверенность в том, что их соблюдение приведет к необходимым результатам. Обычно после заключения выступающие просят задавать вопросы, ответы на которые должны быть лаконичными, точными, по существу. 

Беседа как метод просветительской работы при общении врача с аудиторией дает более качественные результаты, однако при этом является трудоемким делом. После завершенного, но не затянутого вступления ведущий задает слушателям вопросы в заранее подготовленном порядке с расчетом обратиться к каждому или к большинству. Число участников беседы не должно превышать 20-25 человек. Такие вопросы предусматривают выявление уже имеющихся у присутствующих представлений, опыта или знаний по рассматриваемой проблеме. Затем ведущий предлагает им свое видение затронутых тем, комментирует услышанное, делает выводы и только после этого переходит к следующей группе вопросов.

Достоинством беседы является активность всех участников – и ведущего, и слушателей. Это коренным образом отличает ее от лекции. Каждый участник может ожидать, что именно ему зададут вопросы, и мысленно готовиться к ответу; он и сам может задать вопрос и таким образом участвует в проработке материала, а не просто присутствует как пассивный слушатель. Слабая сторона беседы состоит в том, что много времени уходит на прямые и наводящие вопросы, на ожидание и уточнение ответов и тому подобное, а потому проработать объемную тему за один-два часа невозможно. В случае необходимости можно разделить большую тему на подтемы и устроить цикл посвященных ей бесед. Такие тематические курсы в работе поликлинических и лечебно-профилактических медицинских учреждений часто называют «школами здоровья» или тематическими школами для отдельных групп пациентов, страдающих хроническими заболеваниями (язвенной болезнью, сахарным диабетом и т. п.), о чем мы узнаем при изучении следующей темы.

Индивидуальные беседы с пациентами, их родственниками могут быть спланированы заранее и хорошо подготовлены, но могут быть и стихийными. Чаще всего они возникают при амбулаторном приеме больного, при патронаже или в процессе общения в стационаре. Для проведения развернутой беседы, неспешного разговора врачу важно опираться на основные положения о гигиене, правилах здорового образа жизни, хорошо представлять методы закаливания, оздоровления. Однако наибольшего внимания требует создание мотивации на активное отношение человека к своему здоровью, продуктивное взаимодействие с медиками. Беседы, возникающие ситуативно, преследуют иную цель – сообщить суть дела, договориться о совместных действиях, дать компактные рекомендации и советы. Участие в такой беседе требует от врача всей широты профессиональной подготовки, внимания, мобилизации знаний, умения четко формулировать необходимую информацию.

В медико-просветительской работе врачи используют также различные средства обучения. Сюда относятся образцы различных изделий здравоохранительной индустрии, симуляторы, анатомические препараты, разные приборы, механизмы и аппараты.

Демонстрируемые средства могут быть как объемные, так и плоскостные. К объемным средствам относятся: муляжи – точные копии натуры по форме, размерам и окраске; макеты – значительно уменьшенные копии натуры; модели – изображения натурального объекта, сохраняющие их основные черты и принципиальное строение, но допускающие погрешность в передаче второстепенных деталей; фантомы – изображения натурального объекта, допускающие возможность демонстрации ее в движении, изменении, преобразовании отдельных составляющих.

К плоскостным изобразительным средствам в первую очередь нужно отнести продукцию печатной пропаганды. Сегодня в медицине наиболее часто используются плакаты, брошюры, буклеты, памятки.

Контрольные вопросы:

1. Что такое медицинская педагогика? В чем состоит медико-просветительская деятельность врача?

2. Что такое организационные формы обучения?

3. Какие формы организации электронного обучения вам знакомы?

4. Какой метод просветительской деятельности наиболее часто используется врачами?

5. Какие средства обучения используют врачи в медико-просветительской работе?

 

Работа на занятии

Задание 1. Группа распределяется на четыре микрогруппы. Представитель каждой из них выбирает билет с заданием.

Суть задания заключается в разработке и защите коммуникационной программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией с использованием раздаточного материал и информации из Интернет-ресурсов.

Примером темы коммуникационной программы может быть:

- пути и механизмы передачи ВИЧ- инфекции;

- меры по предупреждению ВИЧ-инфекции;

- медико-психологические подходы к уменьшению последствий ВИЧ-инфекции для отдельных лиц и общества;

- снижение чувства страха у населения и остракизма по отношению к инфицированным членам общества.

Для реализации данных целей можно в программах учесть следующие аспекты:

- поощрение поведения, снижающего риск передачи ВИЧ (распространение контрацептивных средств),

- обучение работников здравоохранения правилам работы с кровью и инструментами,

- разъяснения потенциальным родителям степени риска заражения ВИЧ перинатальным путем.

При разработке коммуникационной программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией использовать Интернет-ресурсы для сбора сведений о том, насколько широко распространилась ВИЧ-инфекция в республике, России и мире, а также какова динамика распространения.

Задание 2. Решите следующие ситуационные задачи (ОК-5):

1. Каковы субъективные ощущения трудностей и затруднений, вызванных учебной деятельностью у успевающих и неуспевающих студентов медвуза?

Чем обусловлено их сходство и различие?

 А. Для успевающих студентов наиболее мешающими факторами /после усталости/ являются: несовершенство расписания, несогласованность действий преподавателей в нормировании объемов учебной нагрузки; невысокий методический уровень проведения аудиторных занятий по некоторым дисциплинам; непредвиденность организационных мероприятий.

Б. Для неуспевающих наиболее мешающими факторами /после усталости/ являются: не вполне нормальные бытовые условия; несогласованность действий преподавателей в нормировании объемов учебной нагрузки; недостаточно гибкая система стимулирования; несогласованность между преподавателями в сроках осуществления учебного контроля. /По Н.В.Кузьминой/

2. «В связи с длительным пребыванием в стационаре у многих пациентов отмечаются расстройства под названием «госпитализм», когда утрачиваются социальные связи и профессиональные навыки. В результате этого у многих из них возникает неверие в выздоровление, что может обрекать пациента на затяжное течение болезни.

Какие еще симптомы вызывает длительное пребывание в стационаре?  В чем состоит роль медицинского работника в разъяснении пациенту его недуга? Какими психотерапевтическими приемами врачу целесообразно пользоваться?»

3. «Вы уже знаете, что известный психоаналитик К.Юнг разделил людей на экстравертов, интровертов и амбивертов. В чем специфика построения лечебной беседы с пациентом-интровертом? С пациентом-экстравертом?»

4. «Смысловой барьер в медицинской практике является нередко причиной психического напряжения и ятрогений. Заключается он в использовании при общении с пациентом медицинской, латинской терминологии, не знакомой ему; в неправильном объяснении характера заболевания.

В каких ситуациях в системе «врач-пациент» может возникнуть данный барьер? К чему он может привезти?».

Итоговый контроль

Выполните тестовые задания: №106-111(приложение 1).

 

Литература

Основная:

1.  Новгородцева, И.В. Педагогика в медицине. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.В. Новгородцева. — Электрон. дан. — Москва: ФЛИНТА, 2011. — 52 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/2442. — Загл. с экрана.

2. Новгородцева, И.В. Педагогика в медицине [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.В. Новгородцева. — Электрон. дан. — Москва: ФЛИНТА, 2011. — 105 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/2441. — Загл. с экрана.

3. Психология и педагогика в медицинском образовании: учебник / Н.В. Кудрявая, К.В. Зорин, Н.Б. Смирнова, Е.В. Анашкина; под ред. проф. Н.В. Кудрявой. [Электронный ресурс]: учеб.пособие – Режим доступа: http://docplayer.ru/26594012-Psihologiya-i-pedagogika-v-medicinskom-obrazovanii.html.

Дополнительная:

1. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов Ч. 2. – 114 с. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

2. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан). - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

3. Крившенко Л.П., Юркина Л.В. Педагогика: учебник и практикум. – Москва: Проспект,2018.-240с.

4. Педагогические составляющие деятельности врача: учебно-методическое пособие / сост: А.Ф.Амиров, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова. – Уфа: Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2017. – 107 с.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Академия, 2012. – 491 с.

6. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение: Учеб. для вузов. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2014.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.026 с.)