Функциональная направленность процесса обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональная направленность процесса обучения



В дидактике выделяется три функции процесса обучения: образовательную (обучающую), развивающую и воспитывающую.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование компетенций и включенных в их структуру знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания характеризуются полной системностью, осознанностью и действенностью. Знания составляют информационную основу деятельности человека.

Под умением понимают владение способом деятельности, способность применять знание. Умение– это как бы знание в действии. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, специальности или учебной дисциплины (например, работа с медицинскими симуляторами, лабораторная научная работа). К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой и Интернет ресурсами, реферирование и пр. Понятие «навык» означает – умения, доведенные до автоматизма. Различают следующие виды навыков двигательные, мануальные, интеллектуальные.

Знания, умения и навыки входят в структуру компетенций. Компетенции – это личностная способность специалиста (обучающегося) решать определенный класс профессиональных или социальных задач, способность эффективно применять усвоенные знания, умения и навыки.

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения во многом составляет проблему взаимоотношения обучения и развития – один из острейший вопросов в психологии и современной дидактике.

Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, также как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспитывающая функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Контрольные вопросы:

1. Что такое метод обучения? Раскройте сущность известных вам классификаций методов обучения.

2. Что такое технология обучения? В чем отличие понятий «методика обучения» и «технология обучения»?

3. Чем характеризуется технология модульного обучения?

4. Раскройте суть технологии проблемного обучения.

5. Какие формы организации процесса обучения используются в сети Интернет?

Работа на занятии

Задание 1. Работая в паре, конкретизируйте закономерности процесса обучения (Основы педагогики и методики преподавания. Уфа: БГМУ – 2017г.). Обсудите, как Вы испытываете на себе действие каких-либо существующих закономерностей.

Задание 2. Работая в малой группе, спроектируйте любое занятие (на любую тему, для любого контингента обучающихся (школьники, студенты, пациенты)) используя оптимальное содержание, формы и методы обучения. Подготовьте устную презентацию для защиты целесообразности своего проекта. Определите, кто будет представлять к защите проект.

Задание 3. Решите ситуационную задача (ОК-1).

«В практико-ориентированном обучении студентов медицинского колледжа или вуза для облегчения приобретения обучающимися мануальных навыков организуют знакомство с учебным материалом и инструментом до запоминания инструкции по их применению.

1. Обоснуйте, какая особенность усвоения умений и навыков определяет целесообразность такого подхода. Объясните закономерности овладению деятельностью.

2. Что такое умение и навык. Какие виды навыков Вы знаете?

Итоговый контроль

Выполните тестовые задания: № 87-95 (приложение 1).

 

Литература

Основная:

1. Лукацкий М.А. Педагогическая наука: история и современность. –М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2012. – 448 с. [Электронный ресурс]: учеб. пособие – Режим доступа: http: //www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420874.html

2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Академия, 2012. – 491 с.

Дополнительная:

1. Педагогические составляющие деятельности врача: учебно-методическое пособие / сост: А.Ф. Амиров, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова. – Уфа: Издательство ФБГОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2017. – 107с.

2. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов Ч. 2. – 114 с. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

3. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан). - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

5.   Крившенко Л.П., Юркина Л.В. Педагогика: учебник и практикум. – Москва: Проспект,2018.-240с.

4. Скопинова М.В. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в схемах: учебное пособие. – Москва: Проспект, 2018. -128с.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Издательство «Омега-Л», 2013.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.008 с.)