Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: психология здоровья и здорового образа жизни
Цели занятия: 1. Обучающая: сформировать представления о педагогических аспектах деятельности врача, методологических и дидактических основах медико-просветительской (санитарно-просветительской) деятельности, а также психолого-педагогических особенностях обучения пациентов и различных групп населения здоровому образу жизни. 2. Развивающая: способствовать формированию и развитию универсальных компетенций и специальных умений, направленных на освоение педагогических аспектов деятельности врача касающихся формирования у пациентов паттернов поведения, способствующих улучшению здоровья согласно модели обусловленности здоровья и ценностно-социальной модели здоровья. 3. Воспитывающая: побудить интерес к педагогической деятельности с позиций составления проекта здоровьесберегающей программы для пациента и различных групп населения. Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих компетенций: ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу. ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала. ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать - содержание нормативных документов МЗ РФ и педагогических рекомендаций по организации медико-просветительской деятельности врача; - теоретические и практические основы психолого-педагогической деятельности врача; - дидактические требования к осуществлению медико-просветительской работы врача и реализации здоровьесберегающих программ для пациентов и отдельных групп населения, включая группы «здоровых» и группы «риска». Обучающиеся должны уметь: - проектировать обучающие программы для пациентов, опираясь на информацию портала «Здоровая Россия» http://www.takzdorovo.ru/; https://www.rosminzdrav.ru/ - проектировать программы, формирующие здоровьесберегающие паттерны поведения, опираясь на ценностно-социальную модель здоровья - осуществлять целесообразный выбор содержания, форм и методов педагогической работы. Обучающиеся должны владеть: - навыками составления обучающих программ по здоровьесбережению для пациентов и различных групп населения;
- приемами использования полученных знаний в познавательной и практической деятельности.
Контроль исходного уровня знаний Выполните тестовые задания № 45-50 (приложение 1).
Глоссарий темы: психология здоровья, здоровьесберегающая программа, модель обусловленности здоровья, з доровье, эмоции, функции эмоций, здоровый образ жизни. Содержание основных понятий Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоровья включает практику поддержания здоровья человека. Здоровьесберегающая программа – это система воспитательно-оздоровительных, медикокоррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия врача и пациента или групп населения Модель обусловленности здоровья (по Лисицину Ю. П.).По модели обусловленности здоровья основными и определяющими факторами являются: образ жизни – 50-55%, внешняя среда – 20-25%, генетическая предрасположенность – 15-20%, здравоохранение – 8-10%. Социальная компетентность – это способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям; стремление постоянно повышать уровень культуры общения, социального интеллекта, коммуникативной компетентности. Здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; преамбула Устава ВОЗ).). По определению ВОЗ, здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, когда органы и системы организма человека уравновешены с природной и социальной средой, отсутствуют какие-либо заболевания, болезненные состояния и физические дефекты. Здоровье – это состояние, позволяющее человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, вести здоровый образ жизни, т.е. иметь душевное, физическое, материальное и социальное благополучие.
Эмоции – психофизиологические комплексы процессов и состояний индивида (человека и высших позвоночных животных), системообразующим компонентом которых является эмоциональное переживание – субъективный процесс отражения (оценки) в форме непосредственного переживания (радости, страха и т.д.) значимости (ценности) воспринимаемых или представляемых ситуаций, их отношения к потребностям и мотивам индивида; как следствие эмоциональной оценки в организме автоматически и экстренно происходят процессы повышения или понижения готовности к действию, а также усиления, ослабления, прекращения или даже нарушения текущей деятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Широкое разнообразие эмоциональных явлений традиционно делится на пять классов: эмоциональный тон ощущений, аффекты, собственно эмоции, чувства и настроения. Эмоциональный тон ощущений – простейшая форма эмоций, врожденные гедонические переживания (от греч. Hedone - наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр., вкусовые, температурные, болевые). В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются так называемые аффекты – особый вид эмоциональных явлений, отличающихся большой силой, способностью тормозить другие психические процессы и навязывать определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации (напр., бегство, агрессию). Собственно эмоции вызываются не только актуально воспринимаемыми, но и представляемыми и воображаемыми событиями. В силу идеомоторного характера они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили или произошли в прошлом, причем не только с самим субъектом. Важный этап развития эмоций человека – чувства, которые возникают в онтогенезе как результат обобщения ситуативно проявляемых эмоций. Сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека. Настроения – длительные изменения общего эмоционального фона. Эмоциональная компетентность – это способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно соглашаться с чувствами других. Способность к осознанию, пониманию, управлению эмоциями. Контрольные вопросы: 1. Дайте трактовку понятиям «здоровье» и «болезнь». 2. Раскройте и обоснуйте основные параметры холистической (биопсихосоциальной) модели здоровья. 3. В чем особенность ценностно-социальной модели здоровья? 4. Что такое здоровьесберегающая программа? 5. Укажите на роль педагогики и психологии в формировании ценностей здорового образа жизни? Работа на занятие Задание 1. Проанализируйте определения «психологии здоровья» отечественной и зарубежной психологической школы. Психология здоровья – это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению системы здравоохранения и формированию стратегии (политики) здоровья (Дж. Матараццо).
Психология здоровья включает в себя теорию и практику предупреждения различных психических и психосоматических заболеваний; мероприятия по коррекции индивидуального развития и адаптации к условиям (требованиям) социальной жизни; создание условий для реализации потенциальных возможностей человека, его удовлетворенности жизнью и оказания психологической помощи при завершении жизненного пути. Психология здоровья представляет собой междисциплинарную область психологических знаний о причинах заболеваний; факторах, благоприятных для здоровья, и условиях развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути человека. Психологию здоровья можно определить как науку о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути (Никифоров Г. С.). Психология здоровья, как наука и практикаформируется в конце XX века и оказывает влияние на подходы врачей к лечению пациентов. В 1977 г. Д. Энджел предлагает биопсихосоциальную модель психического здоровья на смену биомедицинской модели. Автор рекомендуется учитывать и использовать при работе с пациентами комплекс социальных и психологических факторов и выводить пациентов на новый уровень в принятии решений касающихся собственного здоровья.
Отличия биомедицинской и биопсихосоциальной (холистической) модели психического здоровья
В настоящее время мировая медицинская практика также использует и ценностно-социальную модель здоровья, которая рассматривает здоровье как терминальную и инструментальную ценность. ВОЗ придерживается данной модели. Генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус 2018г. подчеркивает: «Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения. Хорошее здоровье — это самое ценное, что может быть у каждого человека. Когда люди здоровы, они могут учиться, работать и поддерживать себя и свои семьи. Когда они больны, уже ничего не имеет значения. От этого страдают семьи и сообщества. Поэтому ВОЗ полна решимости обеспечить хорошее здоровье для всех людей».
Ценностно-социальная модель здоровья базируется на м одели обусловленности здоровья (Лисицин Ю.П.), где показан определяющий фактор здоровья – образ жизни (50-55%) Ценностно-социальная модель здоровья включает в себя отказ от вредных привычек, адекватную физическую активность, рациональное питание, стрессоустойчивость, эмоциональную и социальную компетентность, способность самореализации; умению ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства, реализованные и комфортные личностные отношения и др. Задание 2. Проведите анализ биомедицинской, биопсихосоциальной, ценностно-социальной модели здоровья. Обоснуйте их преимущества и недостатки. В качестве основных задач психологии здоровья, выделяют следующие (Касаткин В. Н.): 1. Оценка роли поведения в этиологии болезней (например, многие виды рака связаны с диетами, курением, потреблением алкоголя, пренебрежением к медицинским обследованиям). 2. Предотвращение нездорового поведения (например, многие не способствующие здоровью способы поведения обусловлены убеждениями, поэтому профилактика может осуществляться посредством воздействия на убеждения). 3. Изучение взаимосвязи между психологией и физиологией (например, ощущение боли может усиливаться из-за тревоги и ослабевать под влиянием возбуждения или других факторов). 4. Оценка роли психологии в переживании болезни (понимание психологических последствий болезни может помочь облегчить клинические проявления заболевания, например, боль, и уменьшить психологическую симптоматику). 5. Изучение роли психологии в лечении болезни (психологические факторы имеют значение как при возникновении болезни, так и при ее лечении: так, изменение поведения и снижение уровня стресса могут снизить риск последующих сердечных приступов). 6. Изучение мотивов поведения человека, ориентирующих его на поддержание здорового поведения и формирование соответствующих паттернов, повышение возможностей саморегуляции, повышение физической активности и т. п. Формирование паттернов поведения, способствующих улучшению здоровья (отказ от курения и злоупотреблением алкоголя, адекватная физическая нагрузка, медицинские обследования и т. п.) является основной задачей здоровьесберегающих программ при работе врача с пациентами и другими группами населения. Задание 3. Решите ситуационную задачу (ОК-1, ОК-8). Работая в малых группах (4-5 человек) спроектируйте для «пациента с вредными привычками» программу формирующую здоровьесберегающие патерны поведения опираясь на ценностно-социальную модель здоровья. При составлении программы особое внимание обратите на: - отказ от курения, наркотиков, злоупотребления алкоголем; - повышение физической активности; - повышение частоты медицинских обследований; - снижение рискованного сексуального поведения; - улучшение психического здоровья; - повышение возможностей саморегуляции; - сбалансированное питание. Подготовьте устную презентацию проекта. Информационный материал для занятия: портала «Здоровая Россия» http://www.takzdorovo.ru/; https://www.rosminzdrav.ru/; http://www.who.int/ru; http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Kasatkin_Bochaver_full.shtml Наиболее популярной в психологии здоровья является теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана описывающей механизмы мотивации. Опираясь на традиционное различение внешней и внутренней мотивации, они полагают, что мотивация человека зависит от того, насколько удовлетворяются в деятельности его базовые потребности в автономии и компетентности. Внешние стимулы (угроза наказания, дедлайны) снижают внутреннюю мотивацию, а возможность выбора, напротив, повышает ее. В рамках теории самодетерминации поступки человека понимаются как результат его добровольного решения и совершения выбора. Человек может ощущать себя автономным, будучи мотивирован извне: это происходит, если он присваивает внешние ценности и правила, удовлетворяя при этом свои потребности в автономии и компетентности. Рассматривая различные типы мотивации, Э. Деси и Р. Райан выделяют три формы присвоения внешней мотивации. 1. Интроекция – наименее эффективная форма: внешние требования принимаются, но не интегрируются личностью, продолжая рассматриваться как нечто чуждое; функция контроля переходит к эго и самооценке, что влечет за собой гордость и самовосхваление в случае успеха и стыд, и вину в случае неудачи. 2. Идентификация: человек принимает ценность определенного поведения и добровольно берет на себя ответственность за его регуляцию; он испытывает более сильное чувство автономии и не ощущает давления или контроля. 3. И нтеграция: человек интегрирует присвоенные ценности со своим чувством аутентичности, создает включающую их новую идентичность, его поведение максимально «приближается» к автономному. Исследования показывают, что автономная мотивация способствует учебным и спортивным успехам; повышению продуктивности и снижению выгорания на работе; здоровому образу жизни и поведения; эффективным результатам при прохождении психотерапии; повышению психологического благополучия. Формирование мотивации, формирование намерения происходит разными способами – с помощью просвещения, рекламы, положительных примеров, тренингов и т. п. Задание 4. Решите следующие ситуационные задачи (ОК-1): А. Молодая женщина в расслабленном состоянии еле на веранде дачи. Вдруг вбежала мерзкая лохматая собака и полакала из стакана. Потом вошел любимый муж и попил из этого стакана. Женщина после случившегося долго не могла есть. Б. У молодого человека приступ шейного радикулита с поразительной точностью совпал по времени с женитьбой, против его воли, матери, которую он очень любил и был от нее зависим. В. Молодой человек был призван в армию из неполной семьи. В старшине он встретил не только друга, но и заботливую, снисходительную «маму». За два месяца до окончания срока службы старшину перевели на другое место работы. Оставшись без «мамы», солдат заболел ипохондрией. Итоговый контроль Выполните тестовые задания № 51-59 (приложение 1).
Литература Основная: 1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья.— СПб.: Речь, 2006. - 384 с 2. Педагогические составляющие деятельности врача: учебно-методическое пособие / сост: А.Ф.Амиров, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова. – Уфа: Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2017. – 107 с. 3. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. Дополнительная: 1. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: курс лекций для студ. мед.вузов: в 2-х ч. Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 2. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: практикум для студ. мед.вузов: в 2-х ч. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 3. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан). - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 4. Воронцов Д.В. Клиническая психология: учебник.-Ростов н/Д: Феникс, 2016. -541. 5. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. //Под редакцией Ющука Н.Д., Маева И.В., Гуревича К.Г. - М.: Издательство «Перо», 2012. – 659 с. 6. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник. Под редакцией профессора Г.Н. Царик. - Кемеров, 2012 7.. http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Kasatkin_Bochaver_full.shtml [Актуальные проблемы психологии здоровья - Психолого-педагогические исследования - 2010. № 5] 8. Полин А. В. Психология для медиков. – М.: Эксмо, 2009. -256с. 9. Старшенбаум Г.В. Психосоматика: руководство по диагностике и самопомощи. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. -251с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.178.207 (0.054 с.) |