Тема: Социальная психология. Общение. Стороны общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Социальная психология. Общение. Стороны общения.



Психология и педагогика

Практикум для студентов медицинских вузов

Часть 2

Уфа

2018


УДК 159.9 + 37.01 (07)

ББК 88 + 74. 58 я 7

П 86

Рецензенты:

профессор, доктор медицинских наук Ходжаян А.Б. – проректор по учебной деятельности ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России

 

профессор, доктор медицинских наук Рассохина Л.М. – проректор по учебной работе, внеучебной и воспитательной работе ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

 

профессор, доктор педагогических наук Дорофеев А.В. – профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы

 

Психология и педагогика. Практикум для студентов медицинских вузов. В 2-х ч. Ч.2. Составители: Амиров А.Ф., Бехтерева А.В., Ивановский Ю.В., Коньшина Ю.Е., Кудашкина О.В., Липатова Е.Е., Мочалов С.М., Мурзагалина Л.В., Хусаенова А.А. – Уфа: БГМУ, 2018. – 95с.

 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с  требованиями ФГОС ВО и ООП специальностей: 31.05.01 – Лечебное дело, 31.05.02 – Педиатрия, 31.05.03 – Стоматология, и рабочих программ по дисциплине «Психология и педагогика».

В пособии раскрываются современные  требования к организации практических занятий на основе идей управляемого самообучения студентов. Практикум включает большое количество заданий и ситуационных задач для обучающихся, дозировано распределенных по темам учебного курса и предназначенных для формирования и развития необходимых компетенций.

Практикум предназначен для студентов медицинских вузов.

    Рекомендовано в печать Координационным научно-методическим советом и утверждено решением Редакционно-издательского совета ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России.

 

© Коллектив авторов, 2018

© Издательство ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2018


Введение

Учебное пособие для обучающихся высших медицинских образовательных организаций  подготовлено на основе требований ФГОС ВО и ООП специальностей: 31.05.01 – Лечебное дело, 31.05.02 – Педиатрия, 31.05.03 – Стоматология и рабочих программ по дисциплине «Психология и педагогика».

При написании учебного пособия авторы руководствовались Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Федеральной программой развития образования, Концепцией модернизации российского образования, нормативными документами по стандартизации профессионального образования, Приказом МО и Н РФ №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам высшего образования», действующего с 1 сентября 2017 года.

Были использованы также материалы различных учебных пособий по психологии и педагогике, изданных в последние годы для высших профессиональных учебных заведений, а также целого ряда статей по вопросам учебной дисциплины «Психология и педагогика», опубликованных в печати, и результаты многих педагогических исследований.

Содержание практических занятий в контактной форме обучения связано непосредственно с содержанием лекционного курса в соответствии с объемом часов, выделенных на практические занятия по каждой теме. Освоение курса в практической его части предполагает организацию активной познавательной деятельности обучающихся и сочетание различных форм работы: индивидуальной, парной и групповой. Характер познавательной деятельности обучающихся варьируется в зависимости от содержания заданий и направленности на формирование и развитие тех или иных компетенций.

По каждой теме в широком перечне методических материалов представлены, наряду с кратким тематическим и информационным блоком, задания и ситуации для отработки целевых задач занятия, вопросы и задания для самопроверки с эталонами ответов, а также различные задания по итоговому контролю, позволяющему преподавателю оценить уровень достижения целей занятия каждым обучающимся.

По каждой теме представлен список основной и дополнительной литературы для самоподготовки к занятию и осуществлению студентами самостоятельного библиографического поиска необходимых информационных источников.

Практикум также предполагает возможность осуществления учебной связи обучающихся друг с другом и с преподавателем посредством электронной образовательной среды.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

Содержание основных понятий

Процесс и результат вхождения, объединения человека с обществом, социальное развитие человека представляет собой социализацию.

Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Многие исследователи в области социальной психологии утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Традиционно смежными с понятием социализации личности являются такие понятия как обучение, воспитание.

Профессиональная социализация будущих медицинских работников предполагает совершенствование морально-этической культуры обучающегося, так как она повышает ценность общения между врачом и больным и располагает большими психотерапевтическими возможностями; гуманистическую направленность деятельности будущих медицинских работников, ориентированную на сохранение здоровья как высшего блага и величайшей ценности индивида и общества.

В поведении человека можно выделить побудительную сторону, которая обеспечивает активность и направленность поведения. Это связано с понятием мотивации.

Мотив – (от лат. moveo приводить в движение, толкать)– внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл; предмет потребности, ее психологическое проявление, то что побуждает и направляет деятельность личности.

Мотивация – вся совокупность мотивов, побуждающих к достижению цели.

Мотивация внешняя – мотивация, источником которой являются факторы, находящиеся вне человека, связанные с процессами, происходящими в обществе, с поощрениями или наказаниями со стороны окружающих людей.

Мотивация внутренняя - совокупность стимулов и причин поведения, связанных с процессами, происходящими в психике человека.

Социальная психология – это наука о психологических явлениях, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом. Изучаемые ею феномены относятся к личности в ее взаимоотношениях с другими людьми, или к малым и большим социальным группам людей.

В социальной психологии выделяются и изучаются:

1) явления, характеризующие общение и взаимодействие людей;

2) феномены, относящиеся к малым социальным группам людей (малая группа – небольшое количество людей (как правило, от 3-4 до 20-30 человек);

3) вопросы взаимодействия и взаимовлияния индивида и группы;

4) массовидные явления психики (феномены, возникающие в больших социальных группах). Большие социальные группы представлены государствами, нациями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по социально-демографическим, профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. В состав таких групп могут входить десятки и сотни тысяч людей.

5) межличностные отношения;

6) социальное поведение людей;

7) восприятие и понимание людьми друг друга;

8) социальные установки;

9) лидерство;

10) межгрупповые взаимоотношения.

Отраслями социальной психологии являются: этническая психология, психология религии, политическая психология, психологияуправления, психология социального воздействия, психология семьи, социальная психология личности, психология масс, конфликтология.

Общение – это сложная форма социальной активности.В структуре общения выделяются три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

Коммуникативная составляющая общения — это обмен информа­цией между людьми или та информация, которой в процессе общения они обмениваются друг с другом.

Коммуникативные барьеры – различного рода причины и препятствия, мешающие продуктивному общении.

Важнейшими видами общения людей являются вербальное и невербальное.

Вербальное общение –это общение с помощью языка и речи.

Невербальное общение –это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через сенсорные или телесные контакты. Это также тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица и несущие в себе определенную информацию. Большинство невербальных форм и средств общения человека являются врожденными. Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения.

  Интерактивная сторона общения включает в себя взаимодействие людей друг с другом.

Конфликт – особая форма взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, про­являющихся в их действиях.

Социально-перцептивный аспект общения представляет собой восприятие и познание друг друга общающимися между собой людьми.

Контрольные вопросы:

1. Какие факторы влияют на искажение содержания при передаче информации?

2. Для чего используется невербальный язык общения? Какие каналы невербальной коммуникации вы знаете?

3. Почему люди вступают во взаимодействие?  Какие теории межличностного взаимодействия, на ваш взгляд, более полно раскрывают характер взаимодействия?

4. Какие уровни понимания личности другого человека возможны?

5. Какие типы установок на восприятие другого человека возможны? Почему бывают искаженные представления о другом человеке?

 

Работа на занятии

Задание 1. Работая в паре, обсудите, какие коммуникативные барьеры существуют, как они мешают адекватной передаче информации.

Задание 2. Работая в подгруппах по 4-6 человек, обсудите мотивы выбора профессии врача.

Задание 3. «Знакомство» (представление себя).

Каждому дается по 3 минуты для рассказа о себе. Участники рассказывает только то, что посчитают нужным.

Задание 4. « Дар убеждения»

Инструктаж. Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит лист цветной бумаги. После того, как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит такой лист – каждый начинает доказывать «публике» то, что он именно у него в коробке. Задача публики решить путем консенсуса – кто говорит правду.

Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда «публика» ошибалась, какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

Задание 5. «Стратегии поведения»

Группа делится на 4 подгруппы. Каждой из них достается карточка с названием одной из основных стратегий поведения в конфликте и с соответствующим девизом.

Содержание текстов на карточках:

Конкуренция «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

Приспособление « Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

Компромисс «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый должен что-то проиграть».

Сотрудничество «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».

В течение 15-20 минут каждая подгруппа должна обсудить и подготовить в игровой форме конфликтную ситуацию, в которой демонстрируется данная стратегия поведения. При несоответствии показанного в сцене заданию, группа и преподаватель вносят в него коррективы, «на ходу» изображая вариант развития событий. Затем проходит обсуждение увиденного.

Задание 6. Решите следующие ситуационные задачи (ОК-8):

№1) « Человек, стоящий поздним вечером на автобусной остановке, замечает приближающегося пешехода. Тот одет в темную одежду, держит руки в карманах и двигается быстрой, решительной походкой.

 Представьте, пожалуйста, реакцию на пешехода:

А) человека спокойного и уверенного в себе

Б) встревоженного и мнительного человека.

 Как вы сможете объяснить суть процесса социального познания?»

№ 2) «Представьте, что Вы договорились с друзьями встретиться в конкретном условленном месте в метро. Все собрались, нет только одного. Так или иначе общий разговор и мысли каждого возвращаются к причинам его отсутствия.

Какие варианты предположений могут быть? Что такое каузальная атрибуция? Приведите пример объективной, личностной и ситуационной атрибуции к данной ситуации».

Задание 6. Пользуясь Интернет-ресурсами, а также учебным пособием из библиотечного фонда БГМУ(«Коммуникативная деятельность:учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов» / Сост. А.Ф. Амиров, О.В. Кудашкина – Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрав России, 2014.)оцените свои коммуникативные возможности по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» (см. приложение №1)

Итоговый контроль

Выполните тестовые задания  № 6-11 (приложение 1).

Литература

Основная:

1. Алтунина И.Р. Социальная психология / Под ред. Р.С. Немова – М.: Юрайт, 2011.

2. Баданина Л. П. Основы общей психологии [Электронный ресурс] М.: Флинта, 2012. - 448 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=3741

3. Лукацкий М.А. Психология: учебник для медицинских вузов /М.А. Лукацкий, М.Б. Остренкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гэотар Медиа, 2017.  – 704 с.

Дополнительная:

1.Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика: в 2-х ч.: курс лекций для студ. мед. вузов Ч. 2.. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

2. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов Ч. 2. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

3. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан). - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

4.Коммуникативная деятельность:учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов / Сост. А.Ф. Амиров, О.В. Кудашкина – Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрав России, 2014.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11

Содержание основных понятий

Эмпатия – способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию причин  их внутренних состояний.

Медицинский работник должен развивать при этом такие качества, как гуманизм, самооблада­ние, выдержка, совестливость, которые ярко проявляют­ся в общении с пациентом, вызывают у него расположение и доверие к лечащему врачу и ска­зываются на выздоровлении больного.

    Самая частая причина обращений в Лигу защиты пациентов – «неумение или нежелание врача разговаривать с пациентом» - 90% конфликтов возникает из-за неумения или нежелания врача объяснить пациенту или его близким что-либо» (Лига защиты прав пациентов: http:/ligap.ru.). Пациент ожидает от врача уважения и сочувствия, это демонстрируют коммуникативные навыки врача. Очень большое распространение на современном этапе занимает Калгари-Кембриджская модель медицинской консультации.

 

Калгари - Кэмбриджсая модель медициской консультации
                           Начало консультации Сбор информации                                     Осмотр Разъяснение и планирование Завершение

 

НАЧАЛО КОНСУЛЬТАЦИИ (ПРИЕМА)

Установление первичного контакта

1. Приветствие пациента и знакомство с ним.

2. Представиться, объяснить свою роль и назначение интервью, получить согласие, если необходимо.

3. Демонстрировать уважение и интерес, создать физический комфорт для пациента.

Определение причины (причин) для консультации

4. Выяснить проблемы и запросы пациента с помощью открытых вопросов («Какие проблемы вас привели?» или «Что вы хотели бы обсудить сегодня?» или «На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы сегодня?»).

5. Внимательно слушать, не перебивая и не контролируя ответы пациента.

6. Вести список проблем и выяснять более подробную информацию (например, «значит, головная боль и усталость, что еще?»).

7. Согласовать занятость (расписание), учитывая потребности пациента и обстоятельства врача.

СБОР ИНФОРМАЦИИ
Исследование проблем пациента

8. Поощрять пациента к рассказу всей истории его проблем с самого начала до настоящего момента своими словами (определение причины для этого визита).

9. Использовать техники открытых и закрытых вопросов, переходя от открытых к закрытым.

10. Внимательно слушать, предоставлять пациенту возможность высказаться до конца, не перебивая и давая пациенту время собраться с мыслями перед тем как ответить на вопрос или продолжать ответ после паузы.

11. Поощрять пациента к рассказу с помощью вербальных и невербальных сигналов, используя ободрение, молчание, повторение, перефразирование, уточнение.

12. Подмечать вербальные и невербальные сигналы (язык тела, манеру говорить, выражение лица, настроение), определяя их значение.

13. Прояснять неясные либо требующие объяснения утверждения пациента («Не могли бы вы уточнить, что вы имеете в виду под головокружением?»).

14. Периодически суммировать услышанное, чтобы выяснить, насколько правильно врач понял слова пациента, предлагать пациенту исправить неверно истолкованное или продолжить рассказ далее.

15. Использовать краткие, понятные вопросы и комментарии, избегать жаргона и неадекватного объяснения терминов.

16. Устанавливать даты и последовательность событий.

Дополнительные навыки для понимания позиции пациента

17. Активно определять и исследовать:

- убеждения пациента; 

- тревожность (опасения) пациента относительно каждой проблемы;

- ожидания пациента (цели, какой помощи ожидал пациент для решения каждой отдельно взятой проблемы);

- влияние: как каждая проблема влияет на жизнь пациента

18. Поощрять пациента к выражению эмоций.

СТРУКТУРИРОВАНИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ (ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ)
 Создание атмосферы искренности и доверия

19. В конце специальной серии вопросов подводить итоги, чтобы удостовериться в верном понимании, перед тем как двигаться дальше.

20. Переходить от одного блока вопросов к другому, сигнализируя или сообщая о таком переходе и обосновывая его. Следовать логике.

21. Строить беседу в логической последовательности.

22. Контролировать время и придерживаться заданной темы.

СОЗДАНИЕ ОТНОШЕНИЙ
 Адекватное невербальное поведение

23. Демонстрировать правильные невербальные признаки: зрительный контакт, выражение лица; поза, положение и движения тела; речь (высота, громкость, интонация).

24. Читать, делать записи в истории или компьютере таким образом, чтобы это не мешало диалогу или взаимопониманию.

25. Демонстрировать должное доверие.

26. Принимать без осуждения право пациента на его чувства и взгляды.

Создание доверительных отношений

27. Использовать эмпатию, чтобы показать пациенту понимание его проблем и опасений, открыто признать взгляды и чувства пациента.

28. Оказывать поддержку: выражать заботу, понимание, желание помочь; признать попытки пациента самому справиться с проблемой и заботиться о себе; предлагать партнерские отношения.

29. Быть тактичным в отношении щепетильных тем и чутким к беспокоящей пациента физической боли, в том числе, связанной с проведением физического обследования.

Вовлечение пациента

30. Делиться своими умозаключениями с пациентом для вовлечения его в диалог (например, «Таким образом….., Исходя из…..,Предварительное заключение….»)

31. Объяснять необходимость возможных вопросов или некоторых форм обследования, дабы избежать неверного их толкования.

32. Во время обследования спрашивать разрешение и объяснять процесс.

РАЗЪЯСНЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ
Предоставление информации в нужном объеме и правильной форме

33. Дробление информации и проверка понимания: давать информацию «кусками», пригодными для усвоения; постоянно проверять правильность понимания, используя ответ пациента как ключ к дальнейшему продвижению.

34. Оценивать исходные знания пациента: спрашивать об уже имеющихся сведениях, выяснять степень заинтересованности пациента в получении информации.

35. Спрашивать пациента, какая еще информация будет полезна: например, этиология, прогноз.

36. Предоставлять объяснения в нужное время, избегая предварительных выводов и преждевременных советов.

 Помощь в точном усвоении и понимании

37. Структурировать объяснение: делить информацию на отдельные части, выстроенные в логическую цепочку.

38. Использовать разделители информации или управляющие слова (например, «Я бы хотел обсудить три важных вопроса», «Во-первых …», «Сейчас мы должны перейти к обсуждению...»)

39. Использовать повторение и суммирование, чтобы подтверждать информацию.

40. Быть лаконичным, использовать простой и понятный язык, избегать жаргонизмы или объяснять их.

41. Использовать графические методы передачи информации: диаграммы, модели, письменные данные и инструкции.

42. Проверять понимание полученной пациентом информации (или запланированного): например, попросить пациента пересказать услышанное своими словами, при необходимости сделать уточнения.

Достижение общего понимания: включение пациента

43. Предоставлять объяснения по поводу имеющейся у пациента картины болезни в связи с выясненными представлениями, тревогами и ожиданиями.

44. Поощрять пациента к сотрудничеству и предоставлять для этого возможности: задавать вопросы, запрашивать объяснения или выражать сомнение, предоставлять соответствующие ответы.

45. Воспринимать вербальные и невербальные сигналы, отвечать на них, например: желание пациента получить информацию или задать вопрос, перегруженность информацией, утомление.

46. Выяснять отношение, реакции и чувств пациента по поводу полученной информации и использованных терминов; при необходимости принимать и учитывать

Планирование: принятие совместного решения

47. При необходимости делиться своими мыслями: идеями, мыслями, дилеммами.

48. Вовлекать пациента, делая предложения, а не давая указания.

49. Поощрять пациента выражать свои мысли: идеи, предложения и предпочтения.

50. Согласовывать взаимоприемлемый план.

51. Предлагать выбор: поощрять пациента делать выбор и принимать решения на том уровне, на котором он готов это делать.

52. Сверяться с пациентом: согласен ли он с планом, все ли проблемы учтены.

ЗАВЕРШЕНИЕ ПРИЕМА
Планирование

53. Договориться с пациентом о следующих совместных шагах.

54. Меры безопасности: объяснять возможные неожиданные результаты, что делать, если план не сработает, когда и как искать помощь.

Окончание приема

55. Кратко подвести итоги встречи и уточнять план лечения.

56. В последний раз выяснить, согласен ли пациент с планом, подходит ли он ему, спросить о возможных его изменениях, возникших вопросах и пр.

УСЛОВИЯ РАЗЪЯСНЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ

Обсуждение обследований и процедур

57. Предоставить точную информацию о процедурах: что пациент может испытать и как он будет проинформирован о результатах.

58. Сообщить о цели процедур, их значение для лечения.

59. Поощрять вопросы и обсуждение потенциальных опасений или негативных результатов.

Обсуждение заключения и значимости проблемы

60. Выражать мнение о процессе, если это возможно.

61. Высказывать обоснование своего заключение.

62. Объяснять причины, серьезность, ожидаемый исход, краткосрочные и долгосрочные последствия.

63. Выяснять мнения, реакцию и отношение пациента по поводу данного заключения.

При составлении совместного плана действий

64. Обсуждать варианты, например, не предпринимать никаких действий, исследовать, лечить медикаментозно, хирургически или немедикаментозно (физиотерапия, растворы, консультации), превентивные меры.

65. Предоставлять информацию о предлагаемых действиях или лечении: наименования этапов, как они работают, преимущества, возможные побочные эффекты.

66. Узнать мнение пациента о стремлении действовать, воспринимаемых преимуществах, барьерах, мотивации.

67. Принимать взгляды пациента, защищать альтернативную точку зрения по мере необходимости.

68. Выявлять реакции, переносимость и опасения пациента по поводу планов и методов лечения.

69. Принимать во внимание образ жизни пациента, убеждения, культурные предпосылки и способности.

70. Призывать пациента участвовать в реализации планов, брать на себя ответственность и быть самостоятельным.

71. Обсуждать системы поддержки пациентов, обсуждать другие доступные меры поддержки.

 

Рекомендации по эффективному общению при оказании медицинской помощи (Сонькина А.А.)           

Начало консультации

Представьтесь

Слушайте ответ на открывающий вопрос

- Не перебивайте. Слушание – это комплексный навык, который состоит из молчания (выдерживания пауз), невербальной и вербальной фасилитации и улавливания сигналов.

- Вместо уточняющих вопросов используйте фасилитацию: «Расскажите подробнее», «Продолжайте» (Фасилитация – от facilitate — помогать, облегчать, способствовать. Фасилитацией называют различные навыки подбадривания: невербальные (зрительный контакт, кивки) или вербальные с использованием нейтральных слов («продолжайте», «расскажите подробнее») или отражений – повторения слов, сказанных пациентом).

Улавливание сигналов – важнейший и один из наиболее доказательных с точки зрения сокращения времени консультаций навыков. Имеется в виду навык наблюдения за сигналами, которые дает пациент: вербальными или невербальными намеками, когда пациент вскользь упоминает что-то или показывает какую-то эмоцию, но сам не останавливается на этом и не развивает ее. Показано, что в таких сигналах часто кроется важная информация, не обходимая врачу для постановки диагноза и эффективной работы с пациентом.

Предложите создать список всех проблем

- «Мы обсудим это подробнее. Что-то еще беспокоит или хотели обсудить сегодня»

- пока пациент не скажет: «Это всё».

Обобщите, обсудите план беседы

- Предупредите, что есть риск не успеть всё, скажите, сколько у вас есть времени.

Расспрос

Попросите пациента рассказать историю проблемы

- «Расскажите всё с самого начала своими словами»

Используйте больше открытых вопросов

- закрытые вопросы оставляйте для уточнения деталей

- избегайте тестовых и наводящих вопросов

Закрытый стиль расспроса повышает тревожность пациентов, которые часто описывают это как «допрос» и склонны закрываться и перестать добровольно предлагать информацию от себя. Альтернативный стиль расспроса – открытый – предполагает использование открытых и направленных открытых вопросов, которые приглашают пациента к свободному рассказу.

Слушая, отвечайте на сигналы пациента (вербальные и невербальные)

Спрашивайте о мыслях, тревогах, ожиданиях, чувствах

- «Что вы сами об этом думаете?»

- «У вас есть собственные идеи?»

Периодически обобщайте

Работа на занятии

Задание 1. Ситуационная задача (ОК-8) в группах.

 « Вы участковый врач-терапевт территориальной поликлиники. В кабинете Вас ожидает пациент, только что выписанный из стационара. Вам необходимо суметь убедить больного Ефимова (45 лет, инженер, гипертоническая болезнь, хронический бронхит) изменить образ жизни – оставить вредные привычки».

Задания экспертам.

Первая группа оценивает:

а) умение правильно определить ведущую сенсорную систему пациента;

б) умение построить беседу в зависимости от уровня интеллекта пациента и его осведомленности в медицинских вопросах;

в) технику аргументирования;

г) результативность диалога;

д) коммуникативные умения «врача» в целом

Вторая группа экспертов оценивает невербальное поведение врача:

а) позу, мимику, жесты, взгляд, интонации при установлении психологического контакта с больным;

б) умение устанавливать психологический контакт с больным в целом.

Роли для больного:

а) агрессивный. Основная позиция: «Вы же ничего не можете, а туда же с советами».

б) спокойный, уверенный в себе, в правильности своего образа жизни: «Как жил, так и буду жить»;

в) болезненно-мнительный: «Доктор, у меня рак?»

Задание 2. Ситуационный тренинг (ОК-8).

«Вы участковый врач-терапевт территориальной поликлиники. Используя психологические доводы и приемы, постарайтесь убедить совершать пробежки:

а) мужчину среднего возраста

б) даму средних лет

в) пожилого мужчину»

Задания экспертам аналогичны (см. задание 1).

Задание  3. Решите  следующие ситуационные задачи (ОК-1, ОК-8).

№1. «Больной не хочет оперироваться у одного хирурга (женщины средних лет), а хочет у другого (любого мужчины-хирурга).

1. К какому типу психологических явлений относится данная реакция больного?

2. Как бы вы построили беседу с больным в случае, если его желание удовлетворить не представлялось бы возможным?

3. Объясните, почему возникают барьеры в общении».

№2. «У вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что причины этого вам не ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не страдали работа, пациенты. Что предпринять в первую очередь?»

№3. «Эмоционально неустойчивой и впечатлительной пациентке соседка по палате сообщила, что на ее койке незадолго до поступления пациентки в отделение умерла от рака молодая женщина. Пациентка плакала, требовала поменять ей матрац. Одеяло и подушку, так как боялась «заразиться» раком. Дайте оценку деятельности медперсонала в этой ситуации».

Задание 4.   Пользуясь Интернет-ресурсами и материалами пособия, выполните предлагаемую методику «Уровень эмпатии» (см. приложение 2)

 

Итоговый контроль

Выполните тестовые задания  № 18-23 (приложение 1).

Литература

Основная:

1. Лукацкий М.А. Психология: учебник для медицинских вузов /М.А. Лукацкий, М.Б. Остренкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гэотар Медиа, 2017 – 704 с.

2. Баданина Л. П. Основы общей психологии [Электронный ресурс] М.: Флинта, 2012. - 448 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=3741

Дополнительная:

1. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика: в 2-х ч.: курс лекций для студ. мед. вузов Ч. 2.. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

2. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов Ч. 2. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

3.  Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан). - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

 4. Воронцов Д.В. Клиническая психология: учебник.-Ростов н/Д: Феникс, 2016. -541.

5. Коммуникативная деятельность:учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов / Сост. А.Ф. Амиров, О.В. Кудашкина – Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрав России, 2014 Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение: Учеб. для вузов. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2014.

6. Сонькина А. А. Навыки профессионального общения в работе врача // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2015. № 1. С. 101-107. (https://cyberleninka.ru/journal/n/orgzdrav-novosti-mneniya-obuchenie-vestnik-vshouz)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12

Тема: Психология групп

Цели занятия:

1. Обучающая: сформировать и закрепить представления обучающихся о группе, ее видах и существенных признаках, групповой динамике.

2. Развивающая: способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся; обеспечить формирование общекультурных компетенций на основе активного учебного взаимодействия и развития.

3. Воспитывающая: способствовать развитию толерантности, стремлению соблюдать нормы общения, умению отстаивать собственную позицию в учебном диалоге.

Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих компетенций:

ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу.

ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.

ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Для формирования указанных компетенций, обучающиеся должны знать:

- виды и существенные признаки группы;

- типологию группы;

- основные параметры малой группы;

- структуру малой группы;

- понятие о групповых нормах и санкциях;

- понятие о групповой динамике.

Обучающиеся должны уметь:

- показать различное положение человека в системе межличностных взаимоотношений;

- проводить психологический анализ структуры малой группы (на примере учебной группы);

- проводить социометрию через методику, выявляющую статусную иерархию членов малой группы;

- использовать знания в области общения при организации межличностных отношений, прогнозировать поведение собеседника, предотвращать и устранять конфликты в межличностном взаимодействии;

- применять теоретические знания при выполнение заданий по изучаемой теме;

Обучающиеся должны владеть:

- приемами коммуникативного взаимодействия;

- приемами использования полученных знаний в практической деятельности

Содержание основных понятий

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая в социальное целое на основе определенных признаков. Наиболее существенными признаками являются: продолжительность существования; наличие общей цели; взаимодействие членов группы; наличие групповой структуры; осознание входящими в группу людьми своего членства.

Социальная психология опирается на социологическую типологию групп, однако в центре внимания находятся, прежде всего, группы:

- реальные– ограниченные в размерах общности, существующие в общем пространстве и времени, объединенные реальными взаимоотношениями (школьный класс, студенческая группа, семья и т.п.);

- естественные– в силу разнообразных причин возникающие естественно в отличие от лабораторных, созданных социально для исследования отдельных проблем;

- малые – немногочисленные по составу, члены которых объединены общей целью и находятся в непосредственном общении, что является основной для возникновения эмоциональных отношений.

Структура малой группы

1. Структура предпочтений (социометрическая) выделяет статусную иерархию в группе.

Статус – положение человека в системе межличностных отношений. В системе межличностных предпочтений и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.206 с.)