Понятия психоэмоциональной сферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия психоэмоциональной сферы



 Понятие психика представляет из себя совокупность различных сфер: памяти, обучения, творческого развития, воспитания и многого другого. Непосредственно физического здоровья касается психоэмоциональная сфера, то есть область эмоций и чувств.

Психоэмоциональная сфера является одной из форм психических состояний человека, в которых эмоциональная реакция служит преобладающей доминантой. Эмоциональное проявление в реагировании на действительность нам необходимо, так как при этом происходит регуляция самочувствия и функционального состояния. При снижении эмоциональности понижается активность центральной нервной системы человека и это может приводить к снижению работоспособности. В том случае, когда эмоциональные факторы воздействуют чрезмерно, есть вероятность возникновения нервно-психического напряжения и это может привести к срыву высшей нервной деятельности. Считается, что оптимальным уровнем эмоционального возбуждения является готовность к деятельности и ее осуществлению.

 Одним из составляющих психоэмоциональной сферы является ощущение. Ощущение представляет собой функцию отражения свойств реальности, которое возникает при воздействии их на органы чувств, и при этом происходит возбуждение соответствующих центров в головном мозге. Данная реакция протекает на уровне рефлексов организма, минуя уровень осмысления. Многообразие ощущений отражает все многообразие окружающего мира.

Наш соотечественник, психолог А.Р.Лурия предложил классифицировать ощущения по двум основным принципам – генетическому и систематическому.

Генетическую классификацию предложил английский неврологом Х.Хэд в 1938 году. В ней выделяется два вида ощущений:

1. Протопатические ощущения – это более примитивные, органические ощущения, такие как жажда, голод и холод. Еще их называют аффективными ощущениями.

2. Эпикртические ощущения – этот подвид ощущений более тонко дифференцирован, они рациональны и объективированы. Это ощущения от органов чувств.

 Систематическая же классификация ощущений подразделяет их на три основных типа:

1. Интероцептивные ощущения. Они оповещают нас о состоянии внутренних процессов в организме и относятся к наиболее древним, базовым ощущениям. Они наименее всего осознаваемы, и при этом всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям человека.

2. Проприоцептивные ощущения. Этот вид составляют афферентацию движений человека, передают информация о положении в пространстве тела человека. Роль проприорецепции как афферентной основы движения в современной физиологии и психологии была изучена Н.А.Бернштейном еще в 1948 году. Еще эту группу называют статическим ощущением.

3. Экстероцептивные ощущения являются основной группой ощущений, связывающей человека с окружающей средой. Они принимают информацию из внешнего мира. Их подразделяют на контактные и дистантные экстероцептивные ощущения.

Ощущения выполняют важную роль в жизни человека, они позволяют ориентироваться в окружающей его действительности. При нарушении работы хотя бы одной из сфер происходит коренная перестройка всей системы адаптации человека к окружающей среде. А искажение какой-либо сферы с высокой долей вероятности приведет к нарушению психоэмоционального состояния и искажению эмоционального фона.

 Эмоции - значительно более сложное по своей насыщенности явление психики. Эмоции придают личную окраску и оценку фактам окружающей действительности в отличие от ощущений, и для каждого человека это индивидуально. В данной сфере включаются в работу не только рефлексы, но и личность субъекта.

А.Н.Леонтьев выделяет 3 класса эмоциональных процессов:

Аффект – сильные и относительно кратковременные неуправляемые эмоциональные переживания, которые сопровождаются резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Возникают как ответ на уже наступившую ситуацию, аккумулируются. Функция регуляции состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые уже вызвали аффект.

  Собственно эмоции – являются более длительными состояниями, могут быть слабо выражены во внешнем поведении. Носят ситуационный характер, выражают оценочное личностное отношение к возможным или складывающимся ситуациям, к своей деятельности. Способны предвосхищать ситуации и события, которые ещё не наступили, то есть носят идеаторный характер. Способны к обобщению и коммуникации – эмоциональный опыт шире, чем опыт индивидуальных переживаний.

Чувства – предметные эмоциональные состояния, которые возникают в результате специфического обобщения эмоций. Они связываются с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или обобщённом. Чувства не носят зависимый характер от конкретной ситуации и относительно постоянны. Несовпадение чувств и эмоций называется амбивалентностью и обозначается как несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию.

Эмоции представляют собой форму накопления индивидуального опыта человека. В тех ситуациях, когда интеллект не успевает осознать и отреагировать на какое-либо обстоятельство, тогда человек может действовать в соответствии с приобретенным ранее эмоциональным опытом. Важным аспектом является условие, когда эмоциональный опыт развивается одновременно и последовательно, вместе с формированием и развитием личности. В противном случае сохранятся инфантильные модели эмоционального реагирования, что может вызывать расстройства психоэмоциональной сферы во взрослом возрасте.

Есть еще один важный факт: эмоции имеют как прямую, так и обратную связь со всеми органами и системами человека, так как они зарождаются непосредственно в системе, контролирующей всю жизнедеятельность человека: в центральной нервной системе. По этой причине любые изменения в жизнедеятельности органов дыхания, пищеварения, сердечнососудистой системы, желез внутренней секреции или мускулатуры (скелетной и гладкой) приводят к изменениям в эмоциональном фоне человека, возможно и незначительным. Точно так же и состояние эмоционального фона способно влиять на жизнедеятельность всего организма.

В середине XIX столетия крупный американский психолог Уильям Джеймс [38] писал в своей статье, доведя эту взаимосвязь почти до абсурда: «Мы опечалены, от того что плачем, испытываем ярость, потому что бьем другого». Он полагал, что является первичным действие, а не эмоция, что стоит только человеку заплакать, как он тотчас начнет грустить, а стоит ему засмеяться, то сразу станет весело. Как бы ни казалась нам парадоксальной теория У. Джеймса, если впадать в крайности, то можно согласиться с тем, что она содержит рациональное зерно. Позже именно на такой парадоксальной идее взаимодействия были построены некоторые методы саморегуляции эмоционального состояния, основывающиеся на самовнушении.

Следующим состоянием психоэмоциональной сферы является настроение.

В отличие от человеческих эмоций настроение – сравнительно устойчивое психическое состояние разной степени интенсивности, оно более продолжительное, проявляющееся нам в качестве положительного или отрицательного фона жизни человека. Настроение является эмоциональной реакцией скорее на их некоторую тенденцию, а не на прямые последствия тех или иных событий. Также настроение возникает у человека в тот момент, когда он пытается прогнозировать развитие какой-либо ситуации или представляет цепочку событий, и как следствие эмоциональных реакций на них.

Однако не только эмоции создают наше настроение, но и уже сформировавшееся настроение способно оказывать влияние на возникновение эмоций. Именно по этой причине важно уметь контролировать свое настроение.

В зависимости от степени осознавания причин, вызвавших его, настроение можно представить в виде общего эмоционального фона (приподнятое настроение либо подавленное), либо в форме четко идентифицируемого состояния (страх, радость, восторг, скука, печаль, тоска). Человеку значительно проще осознать причины своего настроения, если он может дать ему название, четко его определить для себя

Навык контролировать свое настроение, как и обучение способам его сознательной корректировки – это одна из важнейших задач воспитания и самовоспитания. Именно на этих навыках построены многие методики саморегуляции. Возможны также и беспричинные колебания в настроении, которые зачастую носят патологический характер.

Последнее понятие, входящее в психоэмоциональную сферу - это чувства.

Чувства являются наиболее устойчивыми и сложными психоэмоциональными состояниями из всех вышеперечисленных. Чувство сложнее настроения настолько, насколько и настроение сложнее эмоций. В то время, когда настроение может длиться порядка нескольких дней, то чувства могут жить годами. Однако объединяет их то, что они оба построены на психоэмоциональной основе.

Возникая в результате осознанного, зрелого обобщения собственного эмоционального опыта, чувства становятся преобладающими образованиями эмоциональной сферы человека, начиная определять содержание и динамику ситуативных эмоций.  

Ситуативные эмоции лишь уточняют содержание чувств, побуждая человека в определенных ситуациях к определенным действиям. Бывают ситуации, когда чувство и связанные с ним эмоции находятся в противоречии друг с другом. Проявление такого вида противоречивости чувства и эмоции по отношению к одному и тому же объекту можно также отнести к расстройству в психоэмоциональной сфере.

Таким образом, у нас есть четыре основные составляющие психоэмоциональной сферы: ощущения, как предпосылки эмоций, эмоции, настроения и чувства. За исключением первой составляющей, все три остальные сферы полностью находятся в руках самого человека. Нам всем подвластно овладеть для себя навыками коррекции эмоционального состояния, для того, чтобы негативные эмоции, а также настроения и чувства не вызывали у нас болезненных состояний, а позитивные служили фундаментом для гармоничной жизни и развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.011 с.)