Кафедра психотерапии и психологического консультирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра психотерапии и психологического консультирования



Факультет психологии

Кафедра психотерапии и психологического консультирования

Допустить к защите

                                                                                         Заведующий кафедрой

 Пихотерапии и психологического консультирования

д.псх.н. Спиваковская Алла Семёновна

        

 

                                                                  «____» ________________ 20__ г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

 

« Применение методов звукотерапии поющими чашами в коррекции психоэмоциональных расстройств »

название ВКР

Направление подготовки 37.03.01                     Психология                                                                           

                                               

Направленность (профиль)   «Консультативная психология»

                                                                                                                         

Студент

курс 4, группа ПС5И15/09                                                        _________   _________ К.А. Зотикова

     (подпись)       (дата)

Оригинальность текста –  __________%

руководитель отдела ГИА                                                   _________    _________     Ю.В.Огиренко

     (подпись)      (дата)

Руководитель

научная степень, звание                                                                               _________  _________    П.Е. Разумовская

  (подпись)          (дата)

Рецензент

научная степень, звание                                                          _________        _________      И.О. Бербер

    (подпись)        (дата)

 

Печатная версия ВКР соответствует цифровой.
Цифровая копия передается для размещения в ЭБС     
                                                          (К.А. Зотикова)

                                                                                                           (подпись студента)

 

 

Москва 2019


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава I Теоретическое исследование понятий звука и психоэмоциональной сферы……………………………………………………9

1.1Звуковые волны и их влияние на человека…………………………………9

1.1.1 История применения в разных традициях и эпохах звуковых вибраций…………………………………………………………………………9

1.1.2 Современные исследования в области звукотерапии………………….13

1.1.3 Обзор основных методов звукотерапии……………………………….17

1.1.4 Тибетские поющие чаши как метод звукотерапии. Механизм воздействия………………………………………………………………………19

1.2 Психоэмоциональная сфера человека. Ее составляющие………………..24

1.2.1  Понятия психоэмоциональной сферы………………………………….24

1.2.2 Расстройства психоэмоциональной сферы…………………………….30

1.2.3 Коррекция психоэмоциональной сферы ……………………………..38

Выводы по I главе……………………………………………………………41

Глава II Эмпирическое исследование воздействия звуковых волн на психоэмоциональную сферу человека……………………………………..44

2.1 Ход проведения исследования. Характеристика выборки…………….44

2.2Анализ и интерпретация результатов……………………….....................47

2.2.1 Оценка результатов исследования агрессивных и враждебных реакций…………………………………………………………………………...47

2.2.2 Оценка результатов исследования уровня тревожности………………48

2.2.3 Оценка результатов исследования самочувствия, активности, настроения……………………………………………………………………….49

2.2.4 Оценка результатов исследования по всем методикам спустя 3 дня после сеанса звукотерапии……………………………………………………...51

Выводы по II главе…………………………………………………………….54

Заключение…………………………………………………………………….56

Список литературы…………………………………………………………..57

Приложение……………………………………………………………………..1

Школа звукотерапии

Ксении Зотиковой

TERAPIAZVU. COM

ВВЕДЕНИЕ

 

На протяжении всей жизни человека сопровождают звуки, и уже с пятого месяца формирования плод начинает воспринимать и распознавать звук и вибрацию. Независимо от того слышим мы этот звуковой сигнал или он находится ниже слышимого предела наш организм воспринимает это как информацию. Когда акустический сигнал попадает в наш слуховой анализатор, он начинает преобразовываться в электрические сигналы, передаваемые в головной мозг. За эмоциональную оценку звукового сигнала отвечает железа головного мозга - таламус, он оценивает звук как опасный или полезный и далее, как реакция на полученную информацию, вырабатываются физиологически активные вещества, участвующие в образовании гормонов и влияющие на общее состояние и эмоциональный фон. Таким образом, мы делаем вывод, что звуковая волна является универсальным фактором воздействия на состояние психоэмоциональной сферы человека.

Проблема исследования. Данное выпускное исследование посвящено изучению возможности изменения психоэмоциональной сферы в рамках коррекционного процесса методами звуко-резонансной терапии поющими чашами. Задача коррекции и профилактики психоэмоционального состояния в современном обществе приобретает все большую актуальность при постоянном повышении темпов развития технического прогресса, развитии информационных технологий. Стремясь шагать в ногу со временем, человечество все больше сталкивается с такими явлениями как стресс, эмоциональное выгорание, аффективные расстройства. Человечество находится в постоянных потоках информации, звуках и техногенном шуме.

Обоснование выбора темы. Причиной проведения данного исследования и написания этой работы послужил глубокий интерес и изучение влияния звуковой волны различных вибрационных инструментов, в частности Тибетских поющих чаш на человеческий организм в целом и на психоэмоциональную сферу в частностию. Автор более семи лет собирает знания у мастеров Непала и Тибета, а также обучается медицинским аспектам звукотерапии в школах Германии и России, ставя перед собой задачу рассеять мистический ореол вокруг этих инструментов и перевести на научный язык те удивительные эффекты, которые достигаются посредством умелого использования этих инструментов. Также автором накоплена статистика более чем за 7 лет применения методов звукотерапии в работе с различными показаниями.

Актуальность работы. Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения, урбанизация является основной глобальной тенденцией 21го века, оказывающей негативное воздействие на здоровье человека [1]. По версии ВОЗ более 70% населения планеты будет жить в городах уже в 2050 году. Ускоряющийся темп жизни, высокие требования и стандарты эффективности в конкурентной среде, необходимость соответствовать большому количеству социальных правил, включая сдерживание проявления эмоций, неизбежно приводит к перманентному стрессу и общей невротизации человеческого сообщества. Люди ввиду постоянного подавления и необходимости соответствовать стандартам постепенно утрачивают контакт со своими эмоциями и их телесными проявлениями. В связи с этим для современного человека является актуальной задача понимания своего эмоционального состояния и механизмов регулирования состояния тревожности и стресса, а также формирование навыков расслабления и релаксации.

Круглые сутки жители города повсеместно подвергаются воздействию искусственных электромагнитных излучений, мощность которых в десятки миллионов раз превышает те параметры, что совсем недавно испытывали наши деды и прадеды. В больших городах интенсивность шумового воздействия в тысячи раз превышает показатели шума в естественной среде. Низкочастотные вибрации транспорта, кондиционеров, магазинов и прочей техники незаметно для ушей, но очень ощутимо для общего состояния организма разрушают наше здоровье. Назрела необходимость в компенсации этого шумового отрицательного воздействия. Для этого автор решила обратиться к традиционным способам релаксации, применяемым народами Юго-восточной Азии, обитателями Российского крайнего севера, на Алтае и Дальнем востоке. Гималайские поющие чаши в Тибете, гонги в Китае, колокола на Руси, пластинчатый колокол «била» в Византии - у многих народов есть общее использование металлических обертоновых инструментов. В настоящее время есть целые институты, исследующие воздействие на человека обертоновых звуков и области их применения.

Научно-методологическая база. Теоретико-методологическую базу научно-исследовательской работы составили труды отечественных и зарубежных авторов в области психотерапии, таких как В. Ю. Баскакова, Д. Боаделлы, А. Лоуэна, В. Райха, и др., а также работы авторов в области звукотерапии: Д. ДеРейтера, А. Н. Дорошкевича, Д. Голдмана,, В. Огуй, В.П.Сурикова, П. Хесса, А. Хойзера и др.

Цель исследования: исследование возможностей применения методов звукотерапии поющими чашами в коррекции психоэмоциональных расстройств и гармонизации психоэмоционального состояния.

Объект исследования: психоэмоциональная сфера человека.

Предмет исследования: изменения психоэмоциональной сферы в рамках коррекционного процесса методами звуко-резонансной терапии поющими чашами.

Гипотеза исследования: использование методов звукотерапии гармонизирует психоэмоциональную сферу посредством улучшения самочувствия и настроения, а также снижения уровня агрессии и тревожности.


Задачи исследования:

1. Определить понятие закотерапии. Провести анализ литературы по теме звукотерапии и методам ее применения. Определить механизм ее воздействия на психоэмоциональную сферу.

2. Описать понятие психоэмоциональной сферы.

3. Подобрать психодиагностические методики для проведения исследования.

4. Зафиксировать уровень психоэмоционального состояния до и после сеансов звукотерапии и посмотреть сохранность изменений в динамике.

5. Проанализировать полученные данные и на их основании оценить влияние звукотерапии поющими чашами на психоэмоциональную сферу.

Методы исследования:

1. Библиографический анализ;

2. Психодиагностический метод (опросник САН; тест-опросник Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина; опросник Баса-Дарки)

3. Эмпирический эксперимент (сеанс звуко-резонансной терапии);

4. Методы математико-статистической обработки и корреляционного анализа полученных информационных данных;

Методики исследования:

1. Для первичной и повторной психодиагностики личности использованы:

- опросник САН (самочувствие, активность, настроение);

- методика диагностики личностной и реактивной тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина;

- методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности.

2. В рамках психокоррекционной работы применены методы звуко-резонансной терапии поющими чашами по методике, разработанной автором исследования. Методика разработана на основании знаний, полученных в международной школе звуко-резонансной терапии «Сурья» (Москва), немецкого института Петера Хесса, а также на основании семилетнего опыта звукотерапии поющими чашами.

3. Сравнительный и статистический анализ полученных данных. Для расчетов корреляционного анализа нами была использована статистическая программа «Statistica 10», для исследования достоверности изменений использовался Т-критерий Вилкоксона.

Эмпирическая база исследования: исследование проводилось в г. Москва, в одном и том же помещении в ноябре 2018 года.

Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 30 женщин в возрасте от 26 до 42 лет с высшим образованием, преимущественно практикующие психологи, проживающие в г. Москва.

Практическая значимость и научная новизна работы определяется тем, что проведенное автором исследование и его результаты могут быть применены как новый доступный и быстрый метод коррекции психоэмоциональной сферы для практикующих психологов, а также для ежедневного домашнего применения с целью коррекции эмоционального состояния.

 


Механизм воздействия

Звуко-резонансная терапия Тибетскими поющими чашами — это система оздоровления тела и энергетической системы человека, а также медитативная практика, направленная на достижение состояния внутренней тишины [48].

В России поющие чаши появились в конце XX века, поэтому серьезных научных исследований пока нет. В Западной Европе такие исследования проводятся. Наиболее активно это направление терапии и ее влияние на человека исследуется и развивается в Германии. На эту тему написаны научные работы и защищены кандидатские диссертации. В Германии поющие чаши на официальном уровне признаны инструментами для музыкальной терапии, что позволяет звуковым терапевтам, педагогам, психологам и массажистам использовать их в своей работе.

В Германии терапия тибетскими поющими чашами активно используется в качестве массажа, дополнительного метода реабилитации после различных заболеваний (включая инсульт) [45]. Также хорошо себя показала в работе с детьми, так как способствует концентрации внимания и помогает их успокоить. А также используется во время естественных родов, помогая снять состояния стресса и страха, успокаивая и расслабляя и мать, и ребенка.

Большую роль в научных исследованиях и признании поющих чаш, как инструментов в музыкальной терапии на уровне государства сыграл немецкий институт Петера Хесса (PeterHess). Существует несколько институтов, в которых обучают навыкам терапии поющими чашами.

Терапия тибетскими поющими чашами — это бесконтактные и контактные методы воздействия на тело человека звуком и вибрацией, извлекаемым из тибетской чаши с помощью стика или колотушки.

Преимущества тибетских поющих чаш:

1. Каждая кованая чаша обладает неповторимыми звуковыми и вибрационными характеристиками.

2. В терапевтических целях применяются именно кованые чаши, имеющие более глубокий и объемный звук и более сильную вибрацию по сравнению с литыми чашами.

3. Чрезвычайно широкий диапазон частот.

4. Широко распространены, легко приобрести.

5. Терапия эффективна как при использовании одной чаши, так и нескольких, а даже в комбинации с другими музыкальными инструментами.

6. Широкий ассортимент – разнообразие качества форма, размера (с/ без гравировки) по различной цене.

7. Существуют мастера (в первую очередь в Непале и Индии, а также в Германии) с большим стажем терапии тибетскими поющими чашами. Постепенно собирается информация о практическом опыте данного вида терапии, что может стать базой для научных доказательств ее преимуществ и ограничений.

8. Универсальные: могут быть использованы в качестве музыкального инструмента, инструмента для терапии, а также в качестве эффектного элемента интерьера.

9. Компактный размер и вибрационные характеристики позволяют их использовать как для бесконтактных «звуковых ванн», а также контактного акустически вибрационного массажа (в т.ч. в воде).

10. При контактном массаже благодаря компактному размеру и не очень большому весу, чаши могут ставиться на любую часть тела, в т.ч. на голову (ставится или надевается как каска).

История этого необычного инструмента уходит далеко. О существовании поющих чаш известно уже с 560-484гг. до н. э.  Символы сосудов в виде чаши присутствуют во многих культурах. Конечно, это не обязательно означает их использование в качестве звукового инструмента.

Истории и легенды о появлении поющих чаш разнообразны, считается что звук, зарождаемый в чаше, является результатом алхимической реакции от встречи женского начала (собственно сама чаша) и мужского начала (деревянный стик). Традиционно в Тибете чаши производят из сплава семи металлов, каждому из которых соответствует планета солнечной системы и определенная система организма человека.

Интересен тот факт, что во многих архаичных сообществах было замечено необычное воздействие звуков, издаваемых металлическими коваными инструментами. В Китае для этого использовались гонги, в Византии пластинчатые колокола било, на Руси – колокол, а в Тибете – поющие чаши.

Западный мир узнал о них только во второй половине 20го века, после вторжения Китая на территорию Тибета местные жители были вынуждены скоропостижно бежать в соседние страны, забирая с собой самое ценное.       Таким образом чаши-резонаторы распространились на территорию соседнего Непала, Индии, Бутана и др. И с распространением увлечения западным миром востоком и волной туризма в юго-восточную Азию чаши стремительно начали привлекать интерес и вывозиться в западные страны, в том числе и в Россию.

Существует много разновидностей этого инструмента, они бывают литые и кованные, разнится сплав и толщина стенок. Терапевтическим эффектом обладают только кованые чаши диаметром от 25 см. Чем богаче сплав, тем более разнообразный обертонами звук и тем более глубокой вибрацией он обладает. Чаша-резонатор относится к обертоновым инструментам.

Остановимся подробнее на понятии обертон.

ОБЕРТОН - (нем. Oberton, от ober — верхний и Ton — тон), синусоидальная составляющая периодического колебания с частотой более высокой, чем основной тон. Любое периодическое колебание можно представить, как сумму основного тона и обертонов, причём частоты и амплитуды этих обертонов определяются как физическими свойствами колебательной системы, так и способом её возбуждения. Если частоты всех обертонов — целые, кратные основной частоте, то такие обертоны называются гармоническими, или гармониками. Если же частоты зависят от основной частоты более сложным образом, то говорят о негармонических обертонах. В этом случае периодическое колебание также может быть представлено как сумма гармоник, но это разложение будет приближённым, тем более точным, чем большее число гармоник взято. [39]

 За счет чего же происходит терапевтический эффект? Он основан на свойстве человеческого мозга синхронизировать свою волновую активность с внешними звуковыми раздражителями. Поскольку мы имеем дело с кованым обертоновым инструментом, то одновременно наши уши слышат звуки разных частот: звуковая волна, отражаясь от разных граней, полученных во время ковки, слышится ушами как близкие, но все же разные ноты. И тут мы встречаемся с понятием бинауральных ритмов или биений. Это фантомные, воображаемые звуки, которые возникают в головном мозге при воздействии звуковых волн, имеющих частотное отличие друг от друга не превышающее 25 Гц. Для того, чтобы эти биения были слышны, собственная частота тонов не должна превышать 1000- 1500 Гц. Например, одно ухо воспринимает звук частотой 220 Гц, а другое 210 Гц, то полушария головного мозга человека начинают работать синхронно, и в результате слушатель ощущает особое звуковое биение с “разностной” частотой, равной 10 Гц (220 – 210 = 10 Гц). Но эта частота – производное самого мозга, он как бы вычитает разность двух частот и дает возможность слышать эти самые 10 Гц, тем самым переходя на более пониженный спектр, соответствующий альфа-ритмам. Бинауральные ритмы существуют только в самом мозге и по сути не являются «ритмами» в привычном понимании. Зафиксировано, когда частота подается непрерывно на протяжении 7 минут, частота работы головного мозга входит с ней в синхронизацию. Это природная физиологическая реакция, о которой знали еще древние цивилизации. Бинауральные ритмы изменяют электрохимическую среду мозга. Каждое ухо соединено с двумя полушариями мозга, в каждом из которых есть центры обработки звука, получающие сигналы от каждого уха. При воздействии бинаурального ритма в обоих полушариях возникает по стоячей волне с одинаковой частотой и амплитудой. Так они синхронизируются друг с другом. Этот же эффект наблюдается в состояниях сознания при медитации и гипнозе. Когда при поддержании осознанности мозга он одновременно захватывается низкими частотами, возникает уникальное состояние: когда тело спит, а ум бодрствует. Этот эффект достигается, благодаря переходу частот мозга на спектр альфа волн. Альфа (α) — это частоты волновых колебаний головного мозга от 7 до 14 Гц. Для достижения этого состояния существует много традиционных практик, включая занятие йогой и медитацией. Это промежуточное состояние между сном и явью. Мы встречаемся с ним каждый день, вот только ничтожно короткий промежуток времени: когда засыпаем.

То есть бинаруальные ритмы в короткий срок погружают нас в околотрансовое состояние.

Транс (от фр. transir — оцепенеть) — функциональное состояние психики, в котором изменяется степень контроля сознания над обработкой информации. Транс сопровождается определёнными изменениями мозговой активности.

Традиционная медицина рассматривает измененные состояния сознания как целебные, считается, что наш организм при этом получает в два раза больше отдыха, чем во время обычного сна. И намного быстрее восстанавливается. Также человек попадает в эти состояния и во время сильных психических и физических перегрузок, таким образом, организм защищается, когда сил сопротивляться становится ничтожно мало.

Психиатр Милтон Эриксон утверждал, что транс сам по себе терапевтичен, так как во время его протекания возможно психическое переструктурирование личности, так сложно осуществимое в повседневных состояниях сознания. Это нам возможность выйти на контакт с внутренними ресурсами, а также встретиться с первопричинами, с корнями проблемы в бессознательном.

Основными характеристиками трансового состояния являются снижение тонуса мышц, заторможенность сознательных и ускорение бессознательных откликов, замедление и более глубокое дыхание, замедление пульса, подрагивание век, замедленность рефлексов [9]. Очень часто в этом состоянии у пациентов происходят регрессии или прогрессии во времени, движения разных частей тела, спонтанно возникают образы, и наблюдается глубокая релаксация вплоть до фазы глубокого сна. Все эти признаки наблюдаются при проведении сеанса звуко-резонансной терапии поющими чашами.  

Статистическая обработка

Статистическая обработка полученных нами в процессе исследования данных проводилась по ряду нижеперечисленных показателей. В процессе анализа результатов исследования были использованы показатели среднего значения. Их изменения приводились в процентном соотношении, для улучшения наглядности.

Для исследования достоверности изменений до и после сеанса звукотерапии тибетскими поющими чашами использовался Т-критерий Вилкоксона. Этот критерий относится к непараметрическим показателям, он применяется для сопоставления показателей, измеряемых в двух различных условиях при одной и той же выборке испытуемых. Этот критерий позволяет установить помимо направленности изменений еще и их выраженность. С помощью него можно определить, является ли сдвиг показателей в каком-либо одном направлении более интенсивным, нежели в другом.

Для расчетов корреляционного анализа нами была использована статистическая программа «Statistica 10», предназначенная для статистического анализа, а также визуализации полученных данных, для управления базами данных и разработки пользовательских приложений, содержащая широкий выбор процедур анализа, применяемых в научных исследованиях, а также технике и бизнесе.

Рис. 1. Результаты исследования агрессивных и враждебных реакций

Достоверность различий шкал данной методики (Т-критерий Вилкоксона, p<0,05) по показателям физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, подозрительность и вербальная агрессия. Исходя из полученных значений, можем предположить, что значительное снижение раздражения влечёт за собой снижение агрессивности и подозрительности.

 

Рис. 2. Результаты исследования уровня тревожности

  

Достоверность различий по шкале Спилбергера (Т-критерий Вилкоксона, p<0,05) прослеживается по шкале личностной тревожности. Такой результат может значить, что у испытуемых в процессе терапии происходило разрешение внутриличностных конфликтов, а также разрядка глубинного напряжения, что повлекло за собой снижение уровня личностной тревожности и повышение уровня реактивной (ситуативной) тревожности.

Достоверность различий по данной шкале (Т-критерий Вилкоксона, p<0,05) установлена по шкале реактивной (ситуативной) тревожности. Полученные нами данные могут указывать на изменения, происходившие в повседневной жизни, которые таким образом могли отразиться на тревожности испытуемых.

     

Рис. 3. Результаты исследования самочувствия, активности, настроения

 

Результаты методики так же показали достоверность различий (Т-критерий Вилкоксона, p<0,05) по шкалам самочувствие и настроение. Учитывая эти данные мы можем предположить, что улучшение самочувствия повлекло за собой улучшение настроения. По результатам шкалы активность показатель улучшения был самым низким, по сравнению с другими шкалами, статистическая значимость данного параметра не была выявлена. Подобный результат был вызван тем, что испытуемые заполняли анкеты сразу после терапии, находясь в состоянии пострелаксации. Поэтому испытуемые не указывали высокие значения по данной шкале.   

Достоверность полученных различий (Т-критерий Вилкоксона, p<0,05) не была выявлена, что может говорить о ситуативной обусловленности данных изменений.  

 


 

Рис. 4.  Результаты исследования по опроснику Басса-Дарки спустя 3 дня после сеанса звукотерапии

Достоверных различий по шкалам (Т-критерий Вилкоксона, p<0,0500) не выявлено. Данные результаты могут говорить об отсутствии сохранности во времени полученных улучшений.

По данным шкалы тревожности Спилбергера спустя 3 дня у участников группы выявлены следующие значения (Рис.5):

- снижение реактивной (ситуативной) тревожности на 16,67%;

- личностной тревожности на 27,23%.

Рис. 5. Результаты исследования по данным шкалы тревожности Спилбергера  спустя 3 дня после сеанса звукотерапии

 

Достоверность различий установлена (Т-критерий Вилкоксона, p<0,05) по данным шкалы личностной тревожности, что может служить свидетельством сохранности полученных нами результатов в динамике, что может быть связано с разрешением внутриличностных конфликтов и возможно снятии глубинной тревожности.

По результатам Тест-опросника САН были выявлены следующие изменения (Рис.6):

- повышения по шкале самочувствие на 14,46%;

- активность на 17,36%;

- настроение на 14,42%.

Рис. 6. Результаты исследования по Тест-опроснику САН спустя 3 дня после сеанса звукотерапии

Достоверность полученных различий (Т-критерий Вилкоксона, p<0,05) была получена по шкале настроения. Из этого следует, что полученные данные могут свидетельствовать о сохранности полученных улучшений во времени.


 

Выводы по II главе:

Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов.

1. На первом этапе всем испытуемым перед проведением сеанса звукотерапии были предложены методики, для оценки психоэмоционального состояния, такие как: опросник Басса-Дарки, предназначенный для диагностики агрессивных и враждебных реакций; шкала Спилберга, направленная на выявление реактивной и личностной тревожности; тест-опросник САН (самочувствие, активность, настроение). Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения.

2. На втором этапе проходил сеанс групповой звуко-резонансной терапии с использованием 14ти поющих чаш разной частоты: 7 низкочастотных от 90 до 136Гц диаметром 26-28см и 7 более высокочастотных 320-435 Гц диаметром 10-17см.

3. На третьем этапе после сеанса испытуемым снова было предложено заполнить анкеты по всем трём методикам.

4. По истечении трёх дней участники эксперимента также заполняли анкеты по трём вышеперечисленным методикам.

Далее проводилась статистическая обработка полученных нами в процессе исследования данных. В процессе анализа результатов исследования были использованы показатели среднего значения. Их изменения приводились в процентном соотношении, для улучшения наглядности. Для исследования достоверности изменений до и после сеанса звукотерапии тибетскими поющими чашами использовался Т-критерий Вилкоксона, для расчетов корреляционного анализа нами была использована статистическая программа «Statistica 10».

Анализируя результаты, полученные в процессе проведения исследования, мы видим, что:

1. По опроснику Басса-Дарки для определения уровня агрессивности у группы, проходившей сеанс звуко-резонансной терапии тибетскими поющими чашами, достоверно выявлено снижение показателей по шкалам физическая, косвенная, вербальная агрессия, а также по шкалам раздражение и подозрительность. Динамика изменений достоверно выявлена не была.

2. Результаты исследования, полученные нами по шкале тревоги Спилбергера, выявили достоверное снижение по шкале личностной      тревожности, которые в динамике так же достоверны.

3. Данные, полученные нами по тесту-опроснику САН, у испытуемых отражают достоверное повышение показателей по шкалам самочувствие и настроение. Достоверность динамики была выявлена по шкале настроение.     Из вышеизложенного следует вывод, что данные сеансы звукотерапии поющими чашами действительно несут положительный эффект для коррекции психоэмоциональной сферы, который наблюдается и в динамике.  


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью данной работы являлось исследование возможностей применения методов звукотерапии поющими чашами в коррекции психоэмоциональных расстройств и гармонизации психоэмоционального состояния.

В процессе работы, в рамках поставленных перед нами задач, мы изучили понятие звукотерапии в истории и современности, а также ее влияния на психоэмоциональную сферу. Дали описание понятия психоэмоциональной сферы, а также ее составляющих, показали актуальность проблемы её дисбаланса.

Далее нами было проведено эмпирическое исследование. В соответствии с нашей гипотезой предполагалось подтвердить, что звукотерапия Тибетскими поющими чашами может быть эффективным методом для коррекции психоэмоциональной сферы.

В процессе проведения эмпирического исследования нами были получены следующие выводы:

1. Было доказано снижение агрессивных показателей по шкале Басса-Дарки, после проведения сеанса звукотерапии, однако динамический характер снижения не был выявлен.

2. Было подтверждено снижение показателей личностной тревоги по шкале Спилбергера, после проведения сеанса звукотерапии поющими чашами, которые сохранились и в динамике.

3. Так же нами зафиксированы повышения показателей по шкалам самочувствия, активности и настроения по тесту-опроснику САН, где высокий уровень настроения также сохранился во времени.

Таким образом видно, что предложенная автором гипотеза нашла свое подтверждение. И мы смело можем утверждать, что метод звукотерапии Тибетскими поющими чашами может быть применен, как эффективный для коррекции психоэмоциональной сферы.  


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Анисимов Б.Н., Кузнецов А.Н. Музыко-резонансная терапия. – М.: Элит клаб+, 2010. – 70с.

2. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность. - СПБ, 2001, 156 - 165с.

3. Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - Прайм-Еврознак, 2003. - 672с.

4. Блаво Р. Музыка здоровья, СПб.:ДИЛЯ , 2002г.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике - СПБ: Питер, 2002. - 528с.

6. Вартанян И.А. Звук-Слух-Мозг. – Л.: «НАУКА»; 1981г.

7. Вейн, А.М. Депрессия в неврологической практике / А.М.Вейн. - М.: Медицинское информационное агентство, 2002. - 160с.

8. Величковский Б.М.,Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия / МГУ.- М., 1973.- 133с.

9. Гинзбург М. Р., Яковлева М. Е. Эриксоновский гипноз: систематический курс. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008.312 с.

10. Генеалогия, механизмы формирования, клиника и основные принципы терапии соматоформных расстройств / Б. В. Михайлов, И. Сарвир, В. В. Чугунов, Н.В. Мирошниченко // Медицинские исследования. – 2001, Т.1, №1, 36 – 38с.

11. Голдман Дж., Целительные звуки, пер. с англ., М., СОФИЯ, 2003г, 224с.

12. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. - М., 1980.- 181с.

13. Джоудри П. Звуковая терапия для плейера, пер. с англ., М. Радуга, 1999г.

14. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. - М., 1968.

15. Эрик Берн - Трансакционный анализ и психотерапия, Перевод с англ. СПБ, Братство, 1992. 224 с.

16. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001. - 252с.

17. Изард К. Методы изучения эмоций // Эмоции человека. - МГУ, 1980. - С. 16, 99-116.

18. Кирнарская Д. Музыкальное восприятие. М.,1997

19. Костюк А.Г. Восприятие мелодии: Мелодические параметры процесса восприятия музыки. - Киев: Наук. Думка, 1986. - 189с.

20. Кэмпбелл Дон Дж. Эффект Моцарта: древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. - Минск: Поппури, 1999. - 319с.

21. Лебедев Ю.А., Шабанов Г.А., (НИЦ «Арктика» ДВО РАН, ДВГУ, Владивосток – Магадан) - «Исследование влияния слабых ЭМП на ритмические компоненты электрической активности мозга» в журнале «Информатика и системы управления 2(24) – 2010» ISSN 1814-2400 (материалы 4 научной конференции «Системный анализ в медицине»)

22. Леви В. Вопросы психобиологии музыки, Советская музыка. - 1966.- №8.

23. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976. - 254с

24. Мэй Р. Проблема тревоги. - М., 2001.

25. Морозов В.П. - «Искусство резонансного пения», Издат.отдел Института психологии РАН; 2002г.

26. Назайкинский Е.В., Рагс Ю. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоний звука // Применение акустических методов исследования в музыкознании. - М.: Музыка, 1964. - С.3-17.

27. Носов Н. Виртуальная психология. – М.,:«Аграф», 2000.

28. Петрушин В.И. Музыкальная психология: для студентов сред. и высш. муз. учеб. Заведений. - М.: Владос, 1997. - 383с.

29. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Композитор, 1997. - 162с.

30. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: в 2 т. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 248с.

31. Психофизиология. Словарь. Авторы Безруких М. М., Фарбер Д. А., издательство ПЕР СЭ, Москва, 2005

32. 30.Розе Н.А. Психомоторика взрослого человека. - Л.: ЛГУ, 1970. - 128с.

33. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПБ, 2001

34. Сиушкина С. – О воздействии музыки на человека, М., Материалы XVIII Зигелевских Чтений, 1999г.

35. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга, М. Изд. АН СССР, 1961г

36. Соколова, Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств / Е.Т. Соколова // Вопросы психологии. - 1995. - №2. - с.92 - 105.

37. Тэйлор Р. Шум. Пер. с англ. Д. И. Арнольда. Под ред. М. А. Исаковича. М., «Мир», 1978. 308 с.

38. У.Джеймс. Научные основы психологии. М., 2003.

39. Физический энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1984г.

40. Фролов Е.П., Звукотерапия М., Вузовская книга, 2004г. 620с.

41. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Просвещение, 1989.

42. Хабирова, Е.Р. Тревожность и ее последствия / Е.Р. Хабирова // Ананьевские чтения - СПБ, 2003. - С. 301-302.

43. Хойзер А. Поющие чаши. Упражнения для личной г



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.284 с.)