Мариус Петипа и балетный театр второй половины XIX века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мариус Петипа и балетный театр второй половины XIX века.



Во второй половине XIX века наступает эпоха М. Петипа. В 1869 году исполнилось почти четверть века (22 года) пребывания в России М.И.Петипа

– первого танцовщика, балетмейстера, преподавателя и инспектора танцев в театральном училище. Именно в этом году Петипа закончил исполнительскую деятельность и с той поры занимал место главного балетмейстера театра до 1903 года. Только он один ставит все спектакли.

Премьера балета «Лебединое озеро» состоялась в 1892 году. На следующий год умирает П.И.Чайковский, и Петипа с Л.Ивановым ставят на уже готовую музыку, с новыми номерами по просьбе Петипа, балет в новой редакции.


 

Позже М.Петипа вновь повезло, он встретился с композитором А.К.Глазуновым, и они вместе создают в 1898 году балет «Раймонда».

М.Петипа вошел в свой «золотой» век. Он создал еще несколько шедевров. Часто он помогал Л.Иванову как художественный руководитель, давал ценные советы.

Среди множества танцев, сочиненных Ивановым для оперных спектаклей, выделялись половецкие пляски в «Князе Игоре» Бородина, ими он подготовил переворот в области характерного танца.

В 1899 году Петипа работает над возобновлением старых балетов и устанавливает окончательную редакцию трех важнейших балетов: «Жизели»,

«Эсмеральды» и «Корсара». Так родился метод Петипа (новые редакции).

П.Чайковский – и русские балеты

Как ни значительны были достижения балетной музыки Л. Минкуса, Ц. Пуни, Р. Родриго, и ныне звучащей в классических балетных спектаклях, но она несравнима с тем, что было сделано в балете П. И. Чайковским. Его музыка не только глубже и эмоциональнее, образно богаче и ярче, она обладает драматургией, дающее основание развитию хореографического действия, и симфонизмом, позволяющим создать новые хореографические формы.

Не раз Чайковский говорил, что балет это, по сути дела, та же симфония.

Симфонизм у Чайковского выражался в характере развития музыки как в пределах отдельного номера, так и картины, акта, всего сценического целого.


В историю балетного театра Чайковский вошел как реформатор, композитор-драматург, основоположник хореографической драмы. Смысл его реформы заключался в коренном изменении качества балетной музыки и ее роли в драматургии спектакля. Создавая музыкальную форму балета, Чайковский опирался на свой опыт симфониста и оперного композитора. Все три балета написаны на сказочно-фантастические сюжеты, однако они раскрывают реальные драматические коллизии, а главное – напряженность духовной жизни человека

 

«Лебединое озеро» (первая постановка) Балет в четырех действиях

Либретто В.Бегичева и В.Гельцера.

Балетмейстер В. Рейзингер.

Первое представление: Москва, Большой театр, 20 февраля 1877 года.

Действующие лица

Одетта, добрая фея. Принц Зигфрид. Вольфганг, его наставник. Фон Ротбарт, злой гений, под видом гостя. Одиллия, его дочь, похожая на Одетту.

Придворные кавалеры, друзья принца.

Вторая постановка Балет в трех действиях Либретто М.Чайковского.

Балетмейстеры Л.Иванов и М.Петипа.

Первое представление: Петербург, Мариинский театр, 15 января 1895 год.

«Лебединое озеро» - самый популярный балет в мире. Не только его музыка, но и хореография, уже давно считается общепризнанным шедевром мирового балета, одним из ярчайших достижений отечественной культуры.

«Лебединое озеро» сочинялось молодым Чайковским в один из его активнейших творческих периодов. Чайковский не ставил перед собой задачу

«революции» в балете. Со свойственной ему скромностью он скрупулезно изучал балетные партитуры, стремясь, не порывая с установившимися формами и традициями балетных спектаклей, изнутри насытить их музыкальную основу высокой содержательностью.

Борис Асафьев говорил: «В сравнении с роскошным барокко «Спящей красавицы» и мастерским симфоническим действием

«Щелкунчика», «Лебединое озеро» - альбом задушевных «песен без слов». Оно напевнее и простодушнее других балетов».

Музыка сочинялась по заказу московского Большого театра. В основе балета – сказочный сюжет «из рыцарских времен». Существует немало мнений о его литературных источниках: называют Гейне, немецкого


сказочника Музеуса, русские сказки о девушке-лебеди и даже Пушкина, но сама история вполне самостоятельна.

Идея, вероятно, принадлежит композитору, но авторами либретто считаются инспектор московских театров Владимир Бегичев и артист балета Василий Гельцер.

Премьера состоялась в 1877 году. Его, увы, крайне неудачным хореографом был Вацлав Рейзингер. К сожалению, неудача этой постановки бросила тень на сам балет.

В видоизменениях сюжетной основы приняли участие брат композитора Модест Чайковский, директор Императорских театров Иван Всеволожский и Мариус Петипа. Дирижер Дриго внес в партитуру балета значительные коррективы. Так первые два акта стали двумя картинами начального акта. Дуэт принца и поселянки стал ныне знаменитым па-де-де Одиллии и Принца, заменив на балу секстет с участием главных героев. Из финального акта изъята сцена бури, которая по замыслу композитора завершала балет. Мало того, Дриго оркестровал и вставил в балет 3 фортепианных пьес Чайковского:

«Шалость» стала одной из вариаций в паде-де, «Искорка» и «немножко Шопена» вошли в 3-й акт. Именно на эту видоизмененную партитуру и была создана знаменитая постановка 1895 года, давшая бессмертие балету. Петипа, помимо общего руководства постановкой, сочинил хореографию первой картины и ряд танцев на балу. Иванову принадлежит часть сочинения лебединых картин и некоторых танцев на балу.

1- е действие. 1-я картина. Парк перед замком.

1- я сцена – крестьянские девушки и парни принесли поздравления принцу в день его совершеннолетия. Начинаются танцы крестьян.

2- я сцена – слуги возвещают о приближении принцессы-матери. Она напоминает ему, что завтра он должен выбрать себе невесту.

3- я сцена – пир и танцы возобновляются.

4- я сцена – вечереет, пора расходиться. Танец с кубками.

5- я сцена – пролетает стая лебедей. Вид лебедей наводит принца и его друзей на мысль закончить этот день охотой.

1- е действие. 2-я картина. В глубине сцены озеро. Справа, на берегу, развалины часовни.

1- я сцена – по озеру плывет стая белых лебедей, впереди – лебедь с короной на голове.

2- я сцена – входит Бенно (друг Принца) с несколькими товарищами из свиты Принца. Заметив лебедей, они готовятся стрелять в них, но лебеди уплывают. Бенно отправляет своих спутников доложить Принцу, а сам остается. Лебеди, обратившись в юных красавиц, окружают Бенно. Возвращаются молодые люди. В это время развалины освещаются волшебным светом и появляется Одетта, умоляющая о пощаде.


3- я сцена – Зигфрид, пораженный ее красотой, запрещает товарищам стрелять. Одетта рассказывает о том, что они несчастные жертвы злобного гения, околдовавшего их, и они осуждены днем принимать образ лебедей и только ночью, близ этих развалин, могут сохранить свой человеческий вид. Их повелитель в образе филина стережет их.

Страшные чары его будут продолжаться до тех пор, пока кто-нибудь не полюбит ее неизменно, на всю жизнь; только человек, не клявшийся никакой другой девушке в любви, может быть ее избавителем и возвратить ей прежний образ. В это время прилетает филин, превратившись в злого гения, он появляется в развалинах и, подслушав их разговор, исчезает.

4- я сцена – Одетта вызывает всех подруг и танцами старается рассеять печаль Принца. Принц вызывается быть ее спасителем, он освободит Одетту. Но это невозможно. Погибель злого гения наступит только в тот миг, когда какой-нибудь безумец принесет себя в жертву любви к Одетте. Но завтра наступит день, когда ко двору его матери явятся красавицы и он будет обязан выбрать одну из них. Зигфрид говорит, что только тогда будет женихом, когда она, Одетта, явится на бал.

5- я сцена – Одетта прощается с Принцем и вместе с подругами скрывается в развалинах. Свет зари становится ярче. На озеро опять выплывает стая лебедей, а над ними, тяжело махая крыльями, летит большой филин.

2- е действие. Роскошный зал. Все приготовлено для праздника.

1- я сцена – церемониймейстер отдает последние приказания слугам. Он встречает и размещает прибывающих гостей. Шествие невест и их родителей. Общий танец. Вальс невест.

2- я сцена – принцесса-мать спрашивает сына, которая из девушек наиболее нравится ему. Зигфрид находит их всех прелестными. Но среди них нет той, которой он мог бы принести клятву в вечной любви.

3- я сцена – трубы возвещают о прибытии новых гостей. Входит фон Ротбарт с дочерью Одиллией. Зигфрид поражен ее сходством с Одеттой и восхищенно приветствует ее. Одетта, в виде лебедя, появляется в окне и предостерегает Принца от чар злобного гения. Но он, увлеченный красотой новой гостьи, ничего не слышит.

4- я сцена – выбор Зигфрида сделан. Фон Ротбарт торжественно берет руку своей дочери и передает ее молодому человеку, который произносит при всех клятву вечной любви.

В этот момент Зигфрид видит в окне Одетту. Он понимает, что стал жертвой обмана, но уже поздно: клятва произнесена. Ротбарт и Одиллия исчезают. Одетта навеки должна остаться во власти злого гения, который в виде филина показывается над нею в окне.


 

3-е действие. Пустынная местность близ Лебединого озера.

1- я сцена – лебеди в образе дев тревожно ожидают возвращения Одетты. Чтобы сократить время беспокойства и тоски. Они пробуют развлечь себя танцами.

2- я сцена – вбегает Одетта. Лебеди радостно встречают ее, но отчаяние овладевает ими, когда они узнают про измену Зигфрида.

3- я сцена – Зигфрид ищет Одетту, чтобы, упав к ее ногам, вымолить прощение за невольную измену. Он любит ее одну и произнес клятву верности Одиллии только потому, что видел в ней Одетту.

4- я сцена – появление злого гения прерывает минутное очарование. Зигфрид должен исполнить данную клятву и жениться на Одиллии. Зигфрид клянется умереть вместе с Одеттой. Злой гений в страхе исчезает, смерть ради любви к Одетте – его погибель. Несчастная девушка вбегает на скалу, чтобы бросится с ее высоты. Злой гений в виде филина парит над нею. Чтобы обратить ее в лебедя. Зигфрид спешит на помощь к Одетте и вместе с нею кидается в озеро. Филин падает мертвый.

 

«Спящая красавица»

Фантастический балет в трех действиях Автор либретто и балетмейстер М. Петипа.

Первое представление: Петербург, Мариинский театр, 3 января 1890 год.

Действующие лица

Флорестан XIV. Королева. Принцесса Аврора, их дочь. Принц Флер де Пуа, принц Шерн. Принц Шарман. Принц Фортюне – претенденты на руку Авроры. Принц Дезире. Добрые феи: фея Сирени, фея Кандид, фея Флер де Фарин, фея Виолант, фея Канареек, фея Хлебных крошек. Фея Карабосс.

Стройный по архитектонике балет поражает великолепием разнообразных хореографических красок. При этом конструкции актов


художественно продуманы. Вначале недлинный пантомимный эпизод (вязальщицы в первом акте) или жанровый танец (охота Дезире). Далее следует обширный танцевальный фрагмент (секстет фей в прологе, крестьянский вальс первого акта, придворные танцы во втором). И, наконец, танцевальный классический ансамбль (па д’аксьон) – Аврора, танцующая с четырьмя женихами, или сцена нимф. В последнем акте изобретательный гений Петипа ослепляет зрителей причудливым узором разноплановых танцев, вершина которых – торжественное па-де-де героев.

Пролог. Картина первая. Крестины принцессы Авроры.

Распорядители празднества просят строго придерживаться намеченного порядка во время церемонии поздравлений и выражения своих пожеланий королю, королеве. Фанфары. Входят король и королева, предшествуемые пажами, сопровождаемые няньками и кормилицами принцессы Авроры, несущими колыбель, в которой спит королевское дитя.

Распорядители возвещают о прибытии фей. Фея Кандид, Фарин, Виолант, фея Канареек и фея Хлебных крошек входят в зал первыми. Появляется фея Сирени – главная крестная принцессы Авроры.

Появляются пажи и девушки, несущие на парчовых подушках подарки, которые король приготовил для крестных своей дочери.

Феи спускаются с возвышения, чтобы в свою очередь одарить свою крестницу.

Наступает очередь феи Сирени, но едва она хочет подойти к колыбели, как раздается громкий шум в прихожей.

Вбегает паж и сообщает, что прибыла новая фея, которую забыли пригласить на праздник. Это фея Карабосс, самая могущественная и самая злая в стране.

Король и королева встревожены, это может стать причиной больших несчастий и повлиять на судьбу их дочери.

Появляется Карабосс в возке, который

тащат шесть больших крыс. Король и королева умоляют фею простить забывчивого Каталабюта, они готовы подвергнуть его любому наказанию, которое только соблаговолит указать Карабосс. Но она злобно хохочет, хохочут с ней ее чудовища пажи и даже крысы. «Дары шести крестных принцессы Авроры, – говорит Карабосс, – помогут ей стать самой красивой, самой умной принцессой в целом мире. Но в первый же раз, как принцесса уколет себе палец или руку, она уснет, и сон этот будет вечным».

Карабосс протягивает к колыбели свою волшебную палочку и произносит волшебные заклинания.

Но тут фея Сирени, которая не успела еще одарить крестницу и стояла незамеченной за колыбелью Авроры, выходит из своего убежища, склоняясь над колыбелью, шепчет: «Наступит день – и явится принц, который,


влюбившись в твою красоту, поцелует тебя, и ты очнешься от долгого сна». 1- е действие. 2-я картина.

Парк Фрорестана XIV. Авроре исполнилось 20 лет.

Каталабют собирается оштрафовать нескольких поселянок, он указывает им на объявление, в котором говорится о запрещении пользоваться иглами или спицами в округе ста лье от

королевской резиденции. Начинаются деревенские танцы и хороводы.

Четыре принца никогда не видели принцессу Аврору, но у каждого из них есть медальон с портретом дочери короля, каждый мечтает быть любимым ею.

Появляется Аврора. Следует сцена соперничества принцев и кокетства Авроры.

Четыре принца умоляют ее потанцевать при них, ибо они слышали, что на свете нет девушки грациознее принцессы. Она танцует под звуки лютни и скрипок, на которых играют ее фрейлины и пажи. Затем начинается общий танец. Вдруг Аврора замечает старуху, которая сидит за прялкой и веретеном. Аврора схватывает веретено и продолжает танцевать, вызывая новый восторг своих четырех поклонников. Но внезапно танец прерывается – принцесса смотрит на свою руку, пронзенную веретеном. Вне себя от ужаса, она бросается в одну сторону, потом в другую и в конце концов падает замертво. И тут старуха с прялкой внезапно сбрасывает прикрывающий ее плащ. Все узнают фею Карабосс. Она хохочет над отчаянием Флорестана и королевы. Четыре принца выхватывают из ножен свои шпаги и бросаются, чтобы поразить ими фею, но Карабосс исчезает в вихре огня и дыма. В этот момент в глубине сцены волшебным светом начинает светиться фонтан, и среди бьющих струй появляется фея Сирени. Она успокаивает родителей – принцесса спит и будет спать 100 лет. Но чтобы ничего не нарушило ее счастья при пробуждении, все будут спать вместе с ней.

Уснувшую принцессу уносят. Фея указывает своей волшебной палочкой на замок. И стоящие на крыльце и на лестнице люди внезапно окаменевают. Все засыпает, даже цветы, даже вода в фонтане. Деревья и густые заросли сирени, поднявшиеся по мановению руки могущественной феи, превращают королевский парк в непроходимый лес.

2-е действие. 3-я картина. Охота принца Дезире.

Слышатся звуки охотничьих рогов. Выходят охотники, располагаются на траве, чтобы отдохнуть. Вскоре появляется принц Дезире со своим наставником и несколькими придворными его отца-короля. Охотники, чтобы развлечь молодого принца, водят хороводы, придумывают всякие игры.

Танец герцогинь. Танец маркиз. Танец баронесс. Все девицы во что бы то ни стало стараются понравиться принцу. Охотники и придворные

удаляются охотиться.


Едва все исчезли, как на реке появляется перламутровая лодка,

украшенная золотом и драгоценными каменьями. Из нее выходит фея Сирени, являющаяся крестной и принца Дезире. Принц преклоняет перед ней колени, фея спрашивает его о сердечных делах.

Узнав, что ни одна из девушек не пленила его сердце, обращает свою палочку в сторону скалы, в глубине ее виднеются спящие Аврора и ее подруги. Фея взмахивает палочкой, и Аврора пробуждается. Принц поражен, он неотступно следует за Авророй, но та всякий раз ускользает от него. Она то качается на ветках деревьев, то плавает в реке, то покоится среди цветов. Наконец она вновь оказывается в глубине скалы – и тут же исчезает. Дезире просит крестную отвести его к Авроре. Они садятся в лодку, которая начинает медленно спускаться по течению. Вот, наконец, и замок – цель путешествия.

Движением волшебной палочки фея велит открыться двери замка.

Дезире устремляется туда, сопровождаемый феей.

4-я картина – замок спящей красавицы.

Дезире устремляется к ложу Авроры, но, сколько он не зовет принцессу, сколько не пытается разбудить короля и королеву, те не просыпаются.

Наконец принц устремляется к Спящей красавице, целует ее в лоб. И вот чары разрушены, Аврора просыпается. Вместе с ней пробуждаются и придворные. Пыль и паутина исчезают, свечи вновь освещают комнату.

Дезире умоляет короля отдать ему руку своей дочери.

3- е действие. 5-я картина. Свадьба Дезире и Авроры.

Появляется король в сопровождении свиты и жениха.

Дивертисмент.

Выход балета.

Турецкая  кадриль,  эфиопская кадриль.

Африканская кадриль.

Американская кадриль. Шествие персонажей волшебных сказок.

Большой полонез. В нем участвуют:

1. Синяя борода и его жена.

2. Кот в сапогах (Маркиз де Карабас).

3. Золушка и принц Фортюне.

4. Красавица и Чудовище.

5. Голубая птица и принцесса Флорина.

6. Белая кошечка (Ее несут на алой бархатной подушечке четверо слуг).

7. Красавица с золотыми волосами и принц Авенан.

8. Ослиная кожа и принц Шарман.

9. Красная шапочка и Волк.

10. Рике-Хохолок и принцесса Эмме.


11. Мальчик с Пальчик и его братья.

12. Людоед и Людоедка.

13. Фея Карабосс (в своем возке, запряженном крысами).

14. Добрые феи (из пролога).

15. Фея Сирени и ее свита.

16. Четыре феи: фея Чистого Золота, фея Серебра, фея Сапфиров, фея Алмазов.

Все танцуют кадриль.

«Щелкунчик»

Балет в двух действиях

Либретто М.Петипа. Балетмейстер Л.Иванов.

Первое представление: Петербург, Мариинский театр, 6 декабря 1892 года.

Действующие лица

Зильбергаус. Его жена. Клара и Фриц, их дети. Дроссельмейер. Няня. Щелкунчик. Щелкунчик-принц. Клара-принцесса. Фея Драже. Принц Коклюш. Мажордом. Куколка. Негр. Паяц. Мышиный король. Феи.

1- е действие. Небольшой немецкий городок. В доме Зильбергауса праздник. Детвора резвится, любуясь полученными подарками.

Появляются гости. Часы бьют полночь. Но среди гостей не видно старика Дроссельмейера – крестного маленькой Клары. А вот и он! Его появление вносит новое оживление. Он и сегодня преподносит детям четыре большие механические куклы в костюмах маркитантки, солдатика, Арлекина и коломбины. Заведенные куклы танцуют.

Зильбергаус, опасаясь, что замысловатые игрушки испортятся, приказывает унести их до поры до времени. Это вызывает огорчение Клары и Фрица.


Желая утешить детей, Дроссельмейер вынимает из чемодана новую смешную куклу Щелкунчика.

Озорной Фриц хватает Щелкунчика и вкладывает ему в рот самый большой орех. У Щелкунчика ломаются зубы. Фриц бросает игрушку. Но Клара поднимает с пола изуродованного Щелкунчика, повязывает ему голову платком и укладывает спать на кровать любимой куклы. Гости исполняют старинный танец.

Бал окончен. Детям пора спать

Маленькой Кларе не спится, она встает и подходит к Щелкунчику. Но что это? Из щелей в полу появляется множество блестящих огоньков. Это глаза мышей. Комната наполняется мышами. Клара бежит к Щелкунчику искать защиты.

Лучи луны заливают своим волшебным светом зал. Елка начинает расти, куклы и игрушки оживают, зайчики бьют тревогу. Появляется отряд пряничных солдат. Мышиное войско наступает. Щелкунчик приказывает зайчикам снова бить тревогу. Крышки слетают с коробок, в которых лежат оловянные солдатики: здесь и гренадеры, и гусары, и артиллеристы с пушками.

Мышиный король приказывает войску возобновить нападение и, видя неудачу, вступает в единоборство со Щелкунчиком. Клара снимает с ноги туфельку и бросает ее в Мышиного короля. Щелкунчик тяжело ранит своего врага, который со своим войском спасается бегством. И вдруг из уродца Щелкунчик превращается в красивого юношу. Он становится перед Кларой на колени и предлагает следовать за ним. Они подходят к елке и скрываются в ее ветвях.

 

 

2- е действие. Зал превращается в зимний еловый лес. Все сильнее падает снег, поднимается метель.

Конфитюренбург – дворец сластей. Фея Драже и принц Коклюш живут в сахарном дворце, украшенном дельфинами, из пастей которых бьют фонтаны смородинового сиропа, лимонада и других сладких напитков.

Появляются феи мелодий, цветов, картин, фруктов, кукол, феи ночи, феи плясунов и сновидений, феи конфет-карамелек, появляется Ячменный сахар,


Шоколад, пирожные, мятные лепешки, драже, фисташки и бисквиты. Все склоняются перед феей Драже, а серебряные солдатики отдают ей честь.

В лодке в виде золоченой скорлупы медленно плывут по реке Клара и Щелкунчик. Вот они вышли на берег, солдатики отдают им честь, а маленькие мавры в костюмах из перышек колибри подхватывают Клару под руки и помогают ей войти во дворец. Фея Драже с принцем Коклюшем и принцессами, сестрами Щелкунчика, встречают прибывших; свита почтительно им кланяется, а мажордом приветствует Щелкунчика с благополучным возвращением.

Начинается праздник: танцуют Шоколад (испанский танец), Кофе (арабский танец), Чай (китайский танец), паяцы (танец буффонов), леденцы (танец трубочки с кремом).

В заключение появляется фея Драже со своей свитой и принцем Коклюшем и принимают участие в танцах.

 

Александр Константинович Глазунов Балет «Раймонда» Либретто

Л. Пашковой,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.096 с.)