Вторая русская школа (1848-1888) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вторая русская школа (1848-1888)



В начале 60-х годов сценические танцы разделяются на классические, национальные, характерные и гротесковые.

Ведущая роль принадлежала классическому танцу, он был основой спектакля и достиг во второй половине XIX века высокого совершенства, особенно в пределах сольных вариаций. Разрабатывалась прыжковая техника, совершенствовался танец на пальцах.

Вариация являла собой замкнутый номер по схеме А–В–А. Если первая и последняя части были быстрыми, то средняя – медленной, и наоборот. Формы кристаллизовались и в сфере классического дуэта или ансамбля. Теперь он имел несколько частей: адажио, вариации и коду.

Характерный танец находился на втором плане. Так же как классический танец, он мог быть сольным, дуэтным, ансамблевым и массовым. В основе он имел народный национальный танец, подвергавшийся значительной стилизации, как в рисунке групп, так и в трактовке движений.

Национальные танцы выражают характер, саму природу той или другой национальности, они носят на себе печать исторического развития народа.

Костюм балетного героя, сохраняя как униформу трико, испытывал воздействие моды и включал то жакеты, то бархатные блузы, то короткие плащи. Бородки и усы, ставшие принадлежностью быта, украшали физиономии балетных маркизов и пастушков. Пышный кринолин надевала и балерина, лишь укоротив его до середины икры. Декольтированный лиф с короткими рукавами был тот же, что в балетных туалетах, и под него также поддевали тугой корсет. Волосы разделяли прямым пробором, укладывая их в шиньон или распуская локоны. Прическу дополняли приметы роли: усики бабочки, алмазная звезда феи, кокошник боярышни и т.п.

Балеты строились по одной общей схеме, наиболее распространенная была трехактная композиция. Во всех балетах первый акт представлял собой экспозицию действующих лиц. Во втором акте с благополучным исходом сюжет стремительно развивался, но большой кульминационный танцевальный номер (pas d’action) был непременным. К концу второго акта обычно наступала развязка: герои соединялись, и действие заканчивалось. Третий акт начинался торжественным маршем уже знакомых и новых персонажей. Шествие заканчивалось выходом героев. Следовали дивертисментные танцы – ансамблевые и сольные, классические и характерные. Дивертисмент увенчивался выступлениями героев па-де-де в большом составе. А в заключение шел общий танец, так называемый балабиль, иногда прорезавшийся танцевальными «фразами» солистов. В балетах с печальным исходом второй и третий акты композиционно менялись местами таким образом, чтобы дивертисмент помещался в середине спектакля, а трагическая развязка беспрепятственно наступала в конце его.

Оба типа балетов, как правило, завершал апофеоз, своего рода живая картина. Пантомима утратила действенную былую силу и стала играть


служебную, вспомогательную роль. Танец, в свою очередь, окончательно разделился на классический и характерный.

Качество труппы во времена «второй русской школы» определяли не только танцы балерин – школа блистала выдающимся кордебалетом.

В этот период усиливается популярность характерных танцев, т.к. не только в этих танцах артистке дается простор показать не только свои

«стальные носки» и «удивительные пуанты», но и свою душу, выраженную в танце того или другого народа.

Особенностью «второй русской школы» является и дифференциация специальностей.

Характерные танцы выделились в особую специальность. Это был громадный шаг вперед на пути к симфонизации танца. По мере того, как классический танец освобождается от черт классического, театрального танца и приближается к стихии народных, национальных танцев –

неисчерпаемому источнику для вдохновения, подобно песенному богатству народов.

Пятилетнее пребывание Марии Тальони в России не прошло бесследно. Во-первых, русские танцовщицы переняли не только новизну в манере исполнения, но также узнали о пальцевой технике. В связи с этим изменился и балетный

башмак: его мягкий заостренный носок становится тверже и квадратнее, обеспечивая танцовщице устойчивую опору, а опора была нужна, т.к. возрастали быстрота и количество вращений, стремительность бега на пальцах с четкой фиксацией остановок.

«Вторая русская школа» блистала выдающимися солистками и разнообразием танцев. К тому же эпоха «второй русской школы» приносит разделение специальностей танца, что явилось громадным шагом в совершенствовании танцевального искусства в России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.005 с.)