Височные подвески в полтора оборота как объект классификации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Височные подвески в полтора оборота как объект классификации



К концу 70-х гг. количество украшений срубной культуры позволило исследователям перейти от описательно-систематизирующего подхода непосредственно к их «типологии». Проведенный С.А.Агаповым и А.Ю.Ивановым [1, С.49-51] анализ подвесок срубной КИО, позволил им выделить семь типов подвесок. Пять из семи типов находят аналогии в алакульских, федоровских и тазабагъябских комплексах. Два типа, четвертый и седьмой, происходят из чисто срубных памятников Поволжья.

В основу выделения типов были положены такие признаки, как: размеры изделия (высота), форма подвески, наличие или отсутствие обкладки изделия золотом, а также наличие или отсутствие орнамента. На мой взгляд, отобранные исследователями признаки не в полной мере отражают особенности височных подвесок в полтора оборота. Так, например, учитывая высотный показатель, без внимания остаются множественные пропорциональные характеристики подвесок, что, на мой взгляд, не совсем верно. Довольно абстрактно выглядят выделенные авторами формы подвесок: грушевидные, восьмеркообразные, круглые, овальные. Эмпирически выделив и проиллюстрировав данные формы на примере конкретных изделий, С.А.Агапов и А.Ю.Иванов, по сути, не выделяют критерии на основании которых можно достоверно определить форму вновь найденной подвески, оставляя исследователям простор для фантазии.

Хотелось бы отметить одну, на мой взгляд, существенную деталь. В статье посвященной типологии таджикских серег, известный этнограф Л.А.Чвырь пишет, что типообразущими признаками часто оказываются отнюдь не самые заметные или более интересные эстетические признаки. Сопоставленные предметы или явления по сути своей совсем разные, нередко внешне очень «похожи», и, наоборот, изделия, имеющие мало внешнего сходства, по структуре являются вариациями одного типа [16, С.105].

Бронзовые височные подвески являются одной из самых многочисленных категорий украшений найденных в погребениях. Опуская статистические выкладки чуть ниже, обсудим морфологию данного изделия. В первую очередь нас будут интересовать следующие вопросы: Что же мы относим к так называемым височным подвескам? Какие характерные черты изделия дают нам основания относить то или иное изделие к категории подвесок в полтора оборота?

Для этого взглянем на профиль подвесок в полтора оборота. Несмотря на все различия между подвесками, а именно высота, ширина, округлость, форма профилировки и оформление кончиков есть одна существенная черта, которая позволяет нам без сомнения относить найденное изделие к категории подвесок в полтора оборота. Попробуем дать определение этой черте.

Подвеска в полтора оборота - это изделие, чью внешнюю форму обуславливает цельное, вытянутое металлическое полотно вне зависимости от формы сечения путем продольно-поперечного сгибания в средней части образующее дугу, от которой полотно двумя приблизительно равными по длине лопастями расходится к низу. Каждая из лопастей образует в нижней части крючковидную дугу, чей кончик загнут в сторону противоположной лопасти.

Дав определение, попробуем условно разделить подвеску на составляющие части и дать основные геометрические характеристики подвески.

Итак, первое, составляющие части подвески. Подвеска, несмотря на кажущуюся цельность и симметрию, зачастую довольно-таки ассиметрична и из всех однотипных изделий срубной культуры наиболее вариативна в конечной форме, за счет чего и может создаваться путаница при разделении их по типам. Так у одной подвески лопасти будут разведены шире относительно другой, и при поверхностном взгляде может создаться впечатление, что обе подвески относятся к совершенно разным типам. Однако, если мысленно или на чертеже восстановить угол разведения лопастей первой подвески до угла второй мы получим идентичные друг другу изделия. В связи с этим мне хотелось бы выделить те критерии, которые помогут избежать нам подобных ошибок.

Мной предлагается следующее условное деление подвески на составляющие, точнее будет сказать не подвески, а каждой из лопастей в отдельности: верхняя часть – соединительная дужка, нижняя часть – крючковидная дужка которые вместе образуют – спинку лопасти. Для того чтобы понять, что подразумевается под этими терминами и как на практике выделяются эти составные части рассмотрим основные геометрические характеристики подвески.

При рассмотрении подвесок с боку у каждой из них можно выделить три оси симметрии (РИС.):

Первая – ось симметрии подвески. Определяется следующим образом. Прокладываем горизонтальный отрезок между наиболее удаленными друг от друга точками, находящимися на спинках подвесок, как правило, располагающихся в нижней части. В нашем случае это отрезок ВВ1. От середины отрезка, точки А1, откладывается перпендикулярная прямая к вершине соединительной дужки, отрезок АА1. Полученный отрезок и будет являться осью симметрии подвески.

Вторая – оси симметрии лопастей. Определяется она следующим образом. Из самой высокой точки соединительной дужки, точка А, опускаем прямую на самую нижнюю точку крючковидной дужки, точку А, полученная прямая и является осью симметрии лопасти. Почему именно эти точки? Обе эти точки, помимо того, что являются максимумами сгиба, одновременно являются своего рода границами. Так, точка А, является границей между двумя лопастями, а точка А1, границей спинки и кончика лопасти. Т.е. теми самыми принципиально важными для нас точками, преднамеренная или непреднамеренная деформация которых может существенно изменить внешний вид лопасти и соответственно подвески в целом. Участок лопасти от точки А до точки А1 является спинкой подвески.

 Для того, что бы показать как смещение осей симметрии лопастей относительно оси симметрии подвески может повлиять на внешний вид подвески в целом, и на её место в типологических построениях, в частности, проиллюстрируем её на примере всё той же подвески из погребения курганного могильника Подстепки II, к.2 п.11. (). На рисунке показано как с помощью небольших манипуляций в программе Photoshop мы сместили оси симметрии лопастей, приблизив их, относительно друг друга и оси симметрии подвески. Результатом, на мой взгляд, стало довольно таки существенное изменение внешнего вида подвески. Если первоначально форму подвески можно было охарактеризовать как грушевидную, по терминологии С.А.Агапова и А.Ю.Иванова, то при смещении осей симметрии мы получаем подвеску, которую по той же номенклатуре можно назвать восмёрковидной. Надо сказать, что, несмотря на существование терминов грушевидность и восьмёрковидность, критериев по которым можно определить форму подвески как грушевидную или восьмёрковидную С.А.Агаповым и А.Ю.Ивановым предложено не было. В результате в литературе прижились оба термина, иногда подменяя друг друга иногда противопоставляясь друг другу, но как уже было сказано, до сих пор остается не вполне понятным, что подразумевается под этими терминами.

Меж тем такой формообразующий признак как профилировка спинки подвески является одним из самых важных при создании типологии данной категории украшений. Для того чтобы избежать дальнейшей путаницы между грушевидными и восьмёрковидными, круглыми и овальными подвесками мне представляется необходимым ввести более общий термин позволяющий нам для начала отделить две вышеозначенные группы друг от друга.

Восьмёрковидные и грушевидные подвески. При рассмотрении спинки подвесок относимых к данным вариантам профилировки необходимо отметить одну деталь, характеризующую оба варианта в равной степени. Для этого необходимо абстрагироваться от конкретного изделия и представить профиль спинки в виде кривой расположенной в системе координат XY (РИС.). Как итог, мы получаем волнообразную синусоиду, состоящую из трех дуг, две из которых характеризуются положительными значениями относительно оси Y, а также дуги соединяющей две первые и имеющей отрицательные значения относительно оси Y. Для удобства в дальнейшем будем именовать эти дуги волнами, а сам вариант профилировки волнообразным. Длина и высота этих волн относительно оси симметрии лопасти будет являться предметом нашего дальнейшего исследования, а сейчас разберемся с вариантами профилировки, именуемые С.А.Агаповым и А.Ю.Ивановым как круглые или овальные.

Круглые и овальные подвески. Кривая образующая профиль подвески при перенесении её в систему координат XY представляет собой дугу, в соответствии с этим данный вариант профилировки будет именоваться нами дугообразный (РИС.). Длина, высота, а также смещение высотного максимума дуги относительно оси симметрии лопасти, как и в предыдущем случае, будет являться предметом дальнейшего рассмотрения.

Итак, подведем промежуточные итоги. Во-первых, для определения варианта профилировки целесообразно рассматривать как подвеску в целом, так и профилировку лопастей относительно оси симметрии лопасти. Во-вторых, нами выделено две крупные группы вариантов профилировки – дугообразный и волнообразный. Основанием для выделения групп стал признак, который вне зависимости от вариаций, в равной степени характеризует предметы внутри группы.

Теперь вернемся к вариациям профилировок внутри групп и в начале рассмотрим варианты волнообразной профилировки. Даже при беглом взгляде, мы увидим несколько вариантов профилей и, несмотря на то, что все они относятся к волнообразному варианту профилировки, по визуальному восприятию они существенно различаются. Одна подвеска кажется, более широкой и вытянутой в нижней части, другая напротив, обладает равномерными пропорциями и в верхней и в нижней части. Будь наша воля, мы бы с легкостью эмпирическим путем отличили один вариант от другого, однако подобный подход весьма и весьма субъективен, в то время как нам нужны объективные, реально выделяемые критерии.

Что же это за критерии и существуют ли таковые в принципе? На наш взгляд одним из таких критериев является изменение высотных и широтных пропорций спинки подвески относительно о.с.л. и высоты лопасти, или по-другому, соотношение высоты и длинны волн образующих синусоиду, которая определяет профиль спинки.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.008 с.)