Предмет и метод курса «Экономика организаций» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод курса «Экономика организаций»



ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ

Предмет и метод курса «Экономика организаций»

Объектом изучения курса являются коммерческие производственные организации.

Экономика организаций (предприятия) – это совокупность факторов развития производства.

Факторы развития производства это ресурсное обеспечение, уровень экономического и технического развития, социальной сферы.

Предметом курса является экономическая деятельность организации (предприятия).

Способы познания окружающей действительности составляют метод науки.

Для анализа экономического материала используют различные методы экономических исследований.

Абстрактно-логический.

Исследователь рассматривает лишь одно свойство объекта. От остальных абстрагируется (то есть отвлекается).

Например, нужно выяснить перспективы развития малых предприятий. Для этого рассматриваются предприятия только по одному, но существенному признаку – наличие производственного оборудования. Далее следует вывод о перспективах развития по количеству имеющегося оборудования на предприятиях.

2. Статистико-экономические методы: статистическое наблюдение, группировки, индексы, корреляционно-регрессионный анализ.

3. Монографический метод.

Это изучение публикаций, статей, монографий.

Дает возможность углубленно изучать опыт успешно хозяйствующих предприятий для его распространения и применения в своей деятельности.

4 Экспериментальный метод.

Применяется при изучении эффективности использования новой техники, технологии, рациональной организации производственных процессов и т.д. при помощи эксперимента.

5. Метод планирования и прогнозирования лежат в основе разработки хозяйственных стратегий предприятия, применяется при принятии предпринимательских решений.

Расчетно-конструктивный метод.

Примером использования расчетно-конструктивного метода является технико-экономическое обоснование любого проекта.

 На основе нормативов определяется какой-то технологический процесс, его конечный результат с точки зрения экономики.

Например, принимается решение о применении нового оборудования по производству какого-либо товара. Для этого рассчитываются капитальные вложения, срок их окупаемости, себестоимость, трудоемкость производства и сравнивается с базовым вариантом. Только после этого применяется новое оборудование.

1. Экономико-математический метод с применением ПЭВМ. Например, оптимальная структура производства. В качестве критерия оптимальности выбирают максимум прибыли и минимум затрат.

2. Графический метод – графики и диаграммы, показывающие наглядно в динамике тенденцию какого-либо явления (объем производства товара, трудоемкость, себестоимость и т.д.)

Метод сравнительного анализа.

Состоит в сопоставлении частных и обобщающих экономических показателей с целью выявления наилучших результатов. Предприниматель должен сопоставлять затраты своего предприятия с затратами конкурента, сравнивать различные альтернативные варианты своей деятельности.

 

Организация (предприятие) и предпринимательская деятельность

Организация – строение, устройство чего-либо или совокупность людей, объединенных для достижения какой-либо цели на основе принципов разделения труда и иерархической структуры.

Классификация предприятий

Полное товарищество

Участники (полные товарищи) – 2 и более.

Ответственность неограниченная – Обязанность субъекта отвечать по своим обязательствам всем своим имуществом, включая личное.

Учредительный документ – учредительный договор

Товарищество на вере

Входят два типа участников: один или несколько «полных» товарищей и один, или несколько «вкладчиков» (коммандистов).

«Полные» товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность, и, несут неограниченную ответственность.

Коммандисты не участвуют в управлении делами товарищества и несут ограниченную ответственность - несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Производственный кооператив

- имущество производственного кооператива делится на паи его членов в соответствии с уставом.

- члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность в размере и в порядке, предусмотренном законом и уставом кооператива.

Число членов кооператива не должно быть менее 5.

Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом или уставом.

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Унитарное предприятие, основанное на праве полного хозяйственноговедения – не вправе продавать имущество, сдавать его в аренду и т.д. без согласия его собственника (государства). Собственник имущества или учредитель унитарного предприятия не несет ответственности по его обязательствам, за исключением тех случаев, когда действия собственника вызвали банкротство предприятия.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативногоуправления (федеральные казенные предприятия). На них распространяется бюджетное финансирование, и они имеют значительно меньшую оперативную самостоятельность, поскольку работают по утвержденному плану. Необходимость сохранения таких предприятий вызвана, в первую очередь, спецификой некоторых отраслей народного хозяйства и сфер деятельности, требующих прямого государственного регулирования (планирования) и финансирования (это предприятия Госзнака, атомная энергетика, оборонная промышленность).

 

Основные фонды – это средства производства, которые многократно участвуют в процессе производства, не меняют своей физической формы и переносят стоимость на создаваемую продукцию по частям в виде амортизации.

Состав и структура основных фондов –  удельный вес каждого вида фондов в стоимостном и процентном выражении в их общем объеме.

Состав основных фондов. Основные фонды можно разделить на две группы: производственные и непроизводственные.

Производственные основные фонды – это средства труда, которые непосредственно участвуют в производственном процессе, создают условия для его нормального осуществления и служат для хранения и перемещения предметов труда.

Непроизводственные основные фонды – это основные фонды, которые не участвуют в производственном процессе, но находятся на балансе предприятий (столовые, ЖКХ, медпункты, детские сады, и т.д.)

В зависимости от степени воздействия на предмет труда основные фонды делятся на активные и пассивные.

К активным относятся такие основные фонды, которые в процессе производства непосредственно воздействуют на предмет труда, видоизменяя его.

Пассивные – это те основные фонды, которые не воздействую на предмет труда, а создают необходимые условия для нормального протекания производственного процесса.

Различают производственную (видовую), технологическую и возрастную структуру основных фондов.

Под производственной структурой понимается соотношение различных групп ОПФ по вещественно-натуральному составу в их общей среднегодовой стоимости (Здания, сооружения и т.д.)

Технологическая структура ОПФ характеризует их распределение по структурным подразделениям предприятия в процентном выражении от их общей стоимости (например, по цехам).

Возрастная структура ОПФ характеризует их распределение по возрастным группам. Выделяют следующие возрастные группы: до 5 лет, от 5 до 10, от 10 до 15, от 15-20 и свыше 20-ти лет.

В соответствии с Общероссийским классификатором основные фонды объединены в 10 групп:

ПАССИВНЫЕ:

1. Здания – архитектурно-строительные объекты, создающие необходимые условия для труда и хранения материальных ценностей.

2. Сооружения – инженерно-технические объекты, выполняющие технические функции по обслуживанию процесса производства, но не связанные с изменениями предмета труда (тоннели, эстакады, водостоки и др.)

АКТИВНЫЕ:

3. Передаточные устройства – устройства, с помощью которых передаются электрическая, тепловая и механическая энергия, а также жидкие и газообразные вещества (теплосети, линии связи, паропроводы и т.д.)

4. Машины и оборудование.

5. Транспортные средства – средства для перемещения людей и грузов.

6. Инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь (в том числе мебель)

7. Рабочий скот.

8. Продуктивный скот.

9. Многолетние насаждения.

10.  Другие, не перечисленные виды основных фондов.

 

Производственная программа

Для измерения объема производства продукции используют показатели:

Натуральные показатели - номенклатура и ассортимент продукции в физических единицах (вес, длина, объем).

Номенклатура продукции – наименование (перечень) изделий (работ, услуг), подлежащих выпуску.

Ассортимент продукции – разновидность этих изделий (работ) по типу, сортам и т.д в разрезе номенклатуры.  

Натуральные измерители применимы только для продукции однородного значения.

Условно-натуральные показатели применяются при измерении объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку. Уголь различной калорийности измеряют в условных тоннах.

Стоимостные показатели – отражают объем произведенной продукции (услуг) в денежном выражении.

В денежном выражении рассчитываются показатели производственной программы: валовая, товарная, реализованная продукция (объем продаж).

Валовая продукция – это стоимость общего результата всей производственной деятельности предприятия за определенный период времени (СВП)

      СВП = Валовой оборот – внутризаводской оборот

Или

СВП = СТП + (НП н.г. – НП к.г.)

Валовая продукция рассчитывается в оптовых и сопоставимых оптовых ценах предприятия на определенную дату (неизменные цены). Сопоставимые цены необходимы для определения динамики объема производства продукции.

      Незавершенное производство учитывается по себестоимости.

Товарная продукция - это стоимость готовой продукции, полученной в результате производственной деятельности предприятия, законченных работ и услуг, предназначенных для реализации на сторону.

СТП = СВП - (НП н.г. – НП к.г.)

Товарная продукция рассчитывается в оптовых и сопоставимых оптовых ценах предприятия на определенную дату (неизменные цены).

Реализованная продукция характеризует стоимость объема продукции, поступившей в данном периоде на рынок и подлежащей оплате потребителями.

 

СРП = Он.г + СТП – Ок.г.

 

Объем реализованной продукции рассчитывается в действующих (оптовых) ценах без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок (по экспортируемой продукции – без экспортных тарифов).

 

 

Собственные.

Первоначально при создании предприятия оборотные средства формируются как часть его уставного капитала. Они направляются на приобретение производственных запасов, поступающих в производство для изготовления товарной продукции.

Размер собственных оборотных средств устанавливается предприятием самостоятельно. Обычно он определяется минимальной потребностью средств для образования необходимых запасов товарно-материальных ценностей, для обеспечения планируемых объемов производства.

К собственным источникам формирования оборотных средств относятся:

- Прибыль.

- Устойчивые пассивы.

Устойчивые пассивы – это постоянно используемые предприятием в обороте пассивы, не принадлежащие ему (задолженность по заработной плате, по отчислениям бюджету, по отчислениям на социальное страхование, в пенсионный фонд и т.п.)

2. Заемные средства

   - Кредиты банка.

Краткосрочный кредит выдается на срок до одного года.

- Средства, предоставленные другими кредиторами взаймы. Другие кредиторы предоставляют средства предприятию взаймы под оговоренный процент на срок менее года.

- Коммерческий кредит (предоставляемый в товарной форме) также оформляется Это кредит поставщика покупателю, когда оплата товарно-материальных ценностей производится покупателем позже в оговоренные с поставщиком сроки.

% за пользованием банковским и коммерческим кредитом включается заемщиком в себестоимость продукции. Сам кредит выплачивается из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Так же из прибыли выплачивается процент по просроченным ссудам.

% по ссудам других кредиторов уплачивается из чистой прибыли предприятия.

В настоящее время коммерческих кредит и предоставление средств взаймы другими кредиторами пока не получил значительного распространения.

3. Привлеченные – это:

  кредиторская задолженность всех видов.

К числу привлеченных источников формирования оборотных средств можно также отнести

- временно неиспользуемые остатки фондов специального назначения, образованные за счет прибыли ( Резервный фонд, используемый для покрытия непредвиденных потерь- убытки, стихийные бедствия; Фонд накопления – для расширения производства; Фонд потребления для развития социальной сферы и поощрения работников).

 

 

Метод прямого счета.

Определение величины оборотных средств по каждому элементу.

 2 Аналитический метод.

Используют фактические данные о величине оборотных средств в предшествующем периоде. При анализе имеющихся оборотных средств их фактические запасы корректируются, излишние исключаются.

 3 Коэффициентный метод.

Определение норматива обор. средств с учетом роста объемов производства.

НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА

Аналитический метод

Затраты времени вычисляются по научно-обоснованным нормам или на основе измерения затрат на рабочих местах.

Опытный метод – нормы времени устанавливаются на основе опыта нормировщика.

Статистический метод – нормы времени устанавливаются на основе статистических данных о выполнении аналогичных работ.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА

При планировании рассчитывается численность работников и фонд рабочего времени:

1 Списочный состав отражает движение численности всех работников (постоянных, временных, сезонных), прием на работу и увольнение с работы и др.

2 Среднесписочная численность работников за месяц и за год используется при определении производительности труда, средней заработной платы, текучести кадров.

3 Среднесписочная численность за месяц - сумма численности работников списочного состава за каждый день месяца деленная на число дней в месяце.

Чср (м) = Сумма спис. состава за кажд. день месяц / кол-во дней в месяце 

Для малых предприятий допускается упрощенное определение среднесписочной численности работников как полусуммы на начало и конец каждого отчетного месяца.

 

4 Среднесписочная численность за год рассчитывается как отношение суммы среднесписочной численности за каждый месяц к числу месяцев году.

            Чср.1+ Чср.2 + …… Чср.12

Чср.(г) = -------------------------------------

                                     12

5 Явочная численность – количество человек, явившихся на работу в данную смену.

Р азличают фонды рабочего времени:

Календарный фонд времени - число дней в году.

Номинальный фонд времени  представляет собой календарное время за вычетом выходных и праздничных дней.

Эффективный фонд времени рассчитывается как разность между номинальным фондом и общим числом неявок на работу (отпуска, болезни, прогулы, целодневные простои, забастовки).

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА: СУЩНОСТЬ, МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Бальная система

При бестарифной системе оплаты труда заработная плата отдельного работника является его долей в общем, фонде оплаты труда коллектива.

Бестарифная система оплаты труда ставит заработок работника в полную зависимость от конечных результатов работы коллектива.

При бестарифной системе (бальная система) заработная плата отдельного работника зависит от квалификационного уровня работника, отработанного времени и уровня трудового участия работника.

2 Система «плавающих окладов» - Размер оклада повышается или понижается за каждый процент роста (снижения) важнейших технико-экономических показателей (производительность труда, прибыль и т.д.) по отношению к предыдущему месяцу.

3 Система участия в прибыли предприятия – она предусматривает разделение между работниками и предприятием дополнительной прибыли, которая была получена в результате повышения производительности труда, улучшения качества продукции.

4 Среди новых систем организации заработной платы можно выделить смешанные системы: комиссионная форма оплаты труда и дилерский механизм.

Смешанными эти системы называют по той причине, что они имеют признаки одновременно тарифных и бестарифных форм оплаты труда.

4.1 Комиссионная форма оплаты труда - оплата работника по заключению какой-либо сделки в комиссионных процентах от суммарного размера этой сделки.

4.2 Дилерский механизм – предусматривает закупку работником части продукции предприятия за свой счет с последующей ее реализацией собственными усилиями работника. Иными словами это выплата зарплаты авансом в виде «натуры» с последующим перерасчетом.

 

ВИДЫ СЕБЕСТОИМОСТИ

Различают следующие виды себестоимости:

1. По полноте охвата затрат: цеховая, производственная и полная (коммерческая) себестоимость.

Цеховая себестоимость – представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.

Производственная себестоимость включает цеховую себестоимость и общехозяйственные затраты.

Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции. Полная себестоимость слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).

2 В зависимости от объекта различают себестоимость индивидуальную и отраслевую.

Индивидуальная себестоимость – себестоимость единицы продукции отдельного предприятия.

Среднеотраслевая себестоимость – определяется как средне-взвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли.

3. По времени исчисления и в зависимости от источника материалов различают плановую, расчетную, провизорную и отчетную (фактическую) себестоимость.

Плановая себестоимость – исчисляется перед началом года на основе нормативных расчетов и плановых показателей.

Провизорная (ожидаемая) – разновидность плановой себестоимости, включает в себя фактические затраты за 9 месяцев и плановые затраты на четвертый квартал.

Отчетная (фактическая себестоимость) – исчисляется по истечении года, исходя из фактических затрат на производство и реализацию продукции.

4. В зависимости от рациональности:

Производительные и непроизводительные затраты.

 

Затраты на оплату труда

Кроме расходов на оплату труда сюда включается стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты.

Амортизация основных фондов

К амортизации основных фондов относятся все амортизационные отчисления по основным средствам за отчетный период.

Прочие затраты.

Прочие затраты – это платежи по процентам, износ нематериальных активов, командировочные расходы, представительские расходы, расходы на рекламу, расходы на подготовку кадров, некоторые налоги (налог на имущество, дорожный налог, затраты на ремонт основных фондов, платежи за выбросы загрязняющих веществ.

В отличие от других элементов затрат «Прочие затраты» по своему составу неоднородны.

Группировка по статьям расходов определяет себестоимость каждого отдельного вида продукции.

Статьи калькуляции – состоят из разнородных в экономическом смысле затрат.

Г руппировка затрат по статьям калькуляции:

1. Сырье и основные материалы, за вычетом годных отходов

2. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций

3. Топливо и энергия на технологические цели

4. Затраты на основную и дополнительную оплату труда производственных рабочих

5. Отчисления на социальные нужды

6. Расходы на подготовку и освоение производства

Сюда входят затраты капитального характера: совершенствование технологии, переналадка оборудования, изготовление специального оборудования и т.д.

7. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

Сюда включаются затраты на техническое обслуживание машин и механизмов; расходы на текущий и капитальный ремонт оборудования, транспорта и инструментов; амортизация основных фондов; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

8. Цеховые расходы или общепроизводственные

В состав цеховых расходов включаются затраты на управление, обслуживание и содержание цехов: заработная плата мастеров, начальников и их аппарата управления; освещение, отопление, уборка цехов; амортизация зданий, общецехового оборудования и транспортных средств и др.

ИТОГО ЦЕХОВАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ

9. Общехозяйственные расходы

Сюда включаются расходы по управлению и обслуживанию общехозяйственных нужд предприятия: заработная плата аппарата управления; содержание зданий, территории, транспорта и пр., имеющих общехозяйственное назначение; командировки; конторские и почтово-телеграфные расходы и т. д.

10. Потери от брака

11. Прочие производственные расходы

ИТОГО ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ

12. Внепроизводственные (коммерческие) расходы

Включаются затраты, связанные с реализацией продукции: расходы на тару и упаковку; расходы на транспортировку продукции; комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовыми предприятиями и организациями в соответствии с договорами; затраты на рекламу; прочие расходы по сбыту (хранение, подработка, подсортировка).

ВСЕГО ПОЛНАЯ (КОММЕРЧЕСКАЯ) СЕБЕСТОИМОСТЬ

 

 

Прямые затраты – это расходы строго целевого назначения. Их включают в себестоимость продукции методом прямого счета. Так, статьи расходов с 1 по 5 являются прямыми, так как их определяют прямо, непосредственно исходя из норм расхода.

Косвенные затраты не могут быть отнесены к выпуску определенного изделия, так как они связаны с работой подразделения или предприятия в целом. Эти затраты относятся на себестоимость конкретного изделия пропорционально какому-либо показателю (основной зарплате производственных рабочих, цеховой себестоимости и т.д.).

3. По экономическому содержанию все статьи калькуляции могут быть подразделены на основные и накладные.

Основные  включают затраты, непосредственно связанные с производством, изготовлением продукции.

Накладные  - это затраты, связанные с организацией, технической подготовкой производства.

5. По степени зависимости от изменения объемов производства все затраты подразделяются на переменные и постоянные.

Переменные-  затраты, находящие в прямой зависимости от объема производства. Это затраты на сырье и основные материалы, основная заработная плата и др.

Постоянные относятся затраты, величина которых при изменении объема производства не меняется или меняется незначительно (отопление и освещение, заработная плата управленческого персонала, амортизационные отчисления).

6. В зависимости от времени возникновения и отнесения на себестоимость затраты подразделяются на расходы текущего и будущих периодов и предстоящие затраты.

Под расходами текущего периода понимаются расходы, связанные с производством и реализацией продукции данного периода.

К расходам будущих периодов относятся такие, которые, хотя и возникают в данном периоде, но подлежат отнесению на себестоимость в последующие периоды по частям (расходы на освоение новых видов продукции).

Предстоящие затраты – еще не возникшие затраты, на которые резервируются средства (оплата отпусков, сезонные расходы и т.п.) 

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЦЕН

Распределительная функция

Эта функция реализуется через включение в себестоимость налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и др., а так же через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

Таким образом, государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

Функция равновесия спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, то есть между предложением и спросом.

Стимулирующая функция

Высокая цена стимулирует ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции. Слишком низкие цены могут оказывать обратное действие.

 

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ценообразование – это процесс установления цены на конкретный товар.

Порядок установления цены включает несколько этапов:

1. Определяются цели ценообразования (обеспечение выживаемости, максимизация прибыли, завоевание лидерства на рынке).

2. Определение спроса на товар.

3. Оценка издержек производства.

4. Анализ цен и товаров конкурентов.

5. Выбор метода ценообразования.

 

Основные методы ценообразования.

1. Одним из наиболее распространенных является метод, ориентированный на затраты. Это «Издержки плюс прибыль».

В этом случае цена равняется полной себестоимости плюс прибыль, рассчитанная как коэффициент от себестоимости продукции.

      Цена = Себестоимость + Прибыль  = Себестоимость + Коэффициент рентабельности * себестоимость =  10 + 0,2 * 10 = 12 руб.

Недостаток этого метода заключается в том, что он не учитывает спрос и конкуренцию.

И не смотря на это такой метод расчета цены остается популярным по ряду причин:

- продавцы лучше знают свои издержки, чем владеют информацией о спросе;

- при использовании такого способа установлении цены большинством производителей товара их цены будут схожими, что сводит ценовую конкуренцию к минимуму.

Рентабельность капитала

А) Рентабельность совокупного капитала

                Чистая прибыль

Рсов.к = --------------------------------------------------------------

                      Собственный капитал + Заемный капитал

 

Показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение коэффициента свидетельствует о падающем спросе на продукцию и о перенакоплении активовов.

 

Б) Рентабельность собственного капитала (Рсобств.к)

                     Чистая прибыль

Рсобств.к = --------------------------------------------------------------

                Собственный капил

 Этот показатель дает представление о том, какую прибыль дает каждый рубль инвестированного собственного капитала. Динамика этого коэффициента оказывает влияние на уровень котировки акций на фондовых биржах.

Так же можно установит период, в течение которого окупятся вложения в данную организацию.

 

Для прибыльных предприятий

Срок окупаемости КВ (Тп)

     КВ, вызвавшие прирост чистой прибыли

Тп = -----------------------------------------------

         Прирост чистой прибыли (Пр)

 

Для убыточных предприятий

Срок окупаемости КВ (Тп)

               КВ

Тп = ----------------------

      (Сс1 – Сс2) * V2

 

Коэффициент эффективности капитальных вложений сравнивают с нормативным коэффициентом. Если рассчитанный коэффициент абсолютной эффективности капитальных вложений равен нормативному или выше его, то капитальные вложения считаются эффективными.

Значения нормативных коэффициентов капитальных вложений дифференцированы по отраслям и составляют от 0,07 до 0,25.

Основной недостаток этой методики в современных условиях заключается в том, что нормативные величины коэффициента значительно занижены. В условиях рыночной экономики величина нормативного коэффициента абсолютной экономической эффективности КВ должна изменяться в зависимости от уровня инфляции и быть на уровне процентной ставки дивиденда или другого аналогичного критерия.

2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ экономическая эффективность капитальных вложений основана на сравнении приведенных затрат по вариантам. Экономически целесообразным считается вариант, который обеспечивает минимум приведенных затрат (Зп)

 

Зп = Сс + Ен * КВ

 

Сс – себестоимость продукции по вариантам;

Ен – нормативный коэффициент эффективности КВ (0,08);

Кв – капитальные вложения по вариантам.

 

Недостатком данной методики является то, что критерием для определения лучшего варианта являются приведенные затраты, а не прибыль, которая в наибольшей степени отвечает требованиям рыночной экономики. Кроме того, данная методика не может быть использована при обосновании капитальных вложений, направляемых на улучшение качества продукции, так как улучшение качества продукции на предприятии, как правило, ведет к увеличению затрат на производство продукции. 

Традиционный расчет показателей абсолютной и сравнительной эффективности производится в статистике, при этом не учитывается динамика притока и оттока наличности (не принимаются во внимание периоды вложения средств и получения прибыли). Также эта методика применяется при оценке капитальных вложений на 1 год.

 

39.  ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ (дисконтирование денежных потоков)

Экономический смысл обоснования инвестиций: количественная оценка экономической эффективности инвестиций выражается соотношением прибыли и вложенного в дело капитала (рентабельность) или капитала и прибыли (срок возврата капитала). Если рентабельность инвестиций выше процентной ставки банка, то это свидетельствует о целесообразности осуществления инвестиционного проекта. Если рентабельность ниже, то лучше деньги положить в банк и ожидать дивиденды.

Процентной ставкой называется размер платы в процентах за пользование ссудой (кредитом) в течение определенного времени.

Методология обоснования инвестиционных проектов, принятая в рыночной экономике базируется на дисконтировании потоков денежной наличности.

Дисконт – это коэффициент увеличения или уменьшения стоимости, зависящий от процентной ставки по кредитам.

Например 50 млн. руб. положены в банк на 3 года под 20 % годовых. Через 3 года вклад составит: 50 млн. руб. * (1 + 0,2)3  = 86,4 млн. руб.

Расчет ведется с учетом коэффициента дисконтирования наращивания стоимости по формуле: Кд = (1+ Пс) t

Если сопоставить 50 млн. руб. прибыли третьего года с инвестициями первого года, то нужно воспользоваться коэффициентом дисконтирования потери стоимости по формуле: Кд = 1/(1 + Пс) t

50 млн.руб. * 1/ (1 + 0,2) 3  = 28,93 – прибыль будущих периодов значительно меньше в сравнении с началом инвестиций

 

Абсолютные цифры капитальных вложений и доходов в первый год и в последующие годы несопоставимы, их необходимо дисконтировать.

Для приведения разновременных затрат и результатов используется норма дисконта (Е), равная норме дохода на капитал. Результаты и затраты умножают на коэффициент дисконтирования.

           1

Кд = ------------

          (1+ Е)t

 

Е – норма дисконтирования (процентная ставка устанавливается Центральным банком) в % - плата за пользование банковским кредитом

t – порядковый номер временного интервала получения дохода.

 

Принятый способ расчета коэффициента дисконтирования исходит из того, что наибольшей «ценностью» денежные средства обладают в настоящий момент. Чем больше отнесен в будущее срок возврата вложенных денежных средств от момента их инвестирования в проект (настоящего момента), тем ниже «ценность» денежных средств.

 

Для оценки эффективности инвестиционного проекта или сравнения различных проектов используются следующие показатели:

1 Чистый дисконтированный доход (ЧДД)

2 Индекс доходности (ИД)

3 Внутренняя норма доходности (ВНД)

4 Срок окупаемости.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) – это сумма приведенных величин дохода (прибыли) за минусом приведенных капитальных вложений.

 

        T                             1              T                   1

ЧДД = Прибыль t * -------------- -   КВt * ------------

       t=1                      (1 + Е) t              t=1                       (1- Е) t

 

Если ЧДД имеет положительное значение, то инвестиционный проект является эффективным, если отрицательное значение, то проект считается убыточным для инвестора.

 

Индекс доходности (ИД) – отношение суммы приведенных доходов предприятия к величине приведенных капитальных вложений.

                   T                     1                                      

                Прибыль t * ----------

       t=1                     (1 + Е) t             

ИД = --------------------------------------------------------------

      Приведенные КВ(методом дисконтирования)

 

Если ИД больше 1, проект эффективен,

     ИД меньше 1 – неэффективен.

 

Внутренняя норма доходности (ВНД) – это норма дисконта (Е), при которой величина приведенных доходов равна приведенным капитальным вложениям. Иными словами ВНД (Е) является решением уравнения:

 T       Прибыльt            T КВ

---------------- = ----------------

 t=1    (1 + Е) t       t=1 (1 + Е) t      

ВНД проекта определяется в процессе расчета,  а затем сравнивается с требуемой инвестированной норма дохода (процентной ставкой) на вкладываемый капитал.

Если рассчитанная ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода (процентной ставки) на капитал, то инвестиции в проект оправданы, если меньше – то инвестиции нецелесообразны.

Если значения ЧДД и ВНД приводят к противо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.245 с.)