Место педагогики в системе наук о человеке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место педагогики в системе наук о человеке.



 Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие комплексного изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др.

 В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменения психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи ее широко используют при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и особенности психического склада людей, находящихся в разных социальных условиях.

Исключительно ценными знаниями о природе физического развития человека педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение условнорефлекторной деятельности помогает раскрывать научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек.

Новые, дополнительные возможности для исследования процессов обучения и воспитания перед педагогикой открывает быстро развивающаяся область знания, которая получила название теории управления. Возникнув в системе общественных наук, она использует достижения кибернетики, которая раскрыла наиболее общие закономерности управления сложными динамическими системами. При этом, однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы управления безотносительно к качественной природе самоуправляемых систем; воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой качественной спецификой, своими специфическими закономерностями, которые кибернетике недоступны.

Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не пользуется данными других наук. Педагогика использует материалы и данные смежных наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и выявления границ их применения.

Итак, педагогическая наука является сгустком многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука представляет собой результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно, что без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса создает основу педагогического мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно-познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений, требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.

Вопросы для повторения:

1. В чем заключается социальная функция педагогики?

2. Каковы основные этапы развития педагогики?

3. В чем проявляется связь педагогики с философией, психологией, медициной и другими отраслями человекознания?

4. Какие основные особенности педагогики?

5. Какая роль педагогики в разработке фундаментальных проблем воспитания и образования молодежи?

Резюме по модульной единице 1: Показаны цели и задачи изучаемого учебного предмета, его место в ряду других психолого-педагогических дисциплин, обосновывается его пропедевтическая направленность. Лекционное изложение материала чередуется с беседой со студентами, в ходе которой определяются основные направления учебной и воспитательной работы вуза. В ходе лекции даются рекомендации по организации своей учебной работы, чередованию различных видов учебно-познавательной деятельности. Результатом этой лекции является осознание студентами важности и необходимости активного включения в учебно-воспитательный процесс вуза с первых дней обучения на педагогическом факультете, формирования и совершенствования способов и приемов самостоятельной работы. В лекции рассматривается история становления науки педагогики, ее основной категориальный аппарат: развитие, формирование, воспитание, образование и обучение личности. Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин: общая педагогика, возрастная педагогика, специальная педагогика, частная педагогика, история педагогики. Педагогика развивается в тесной взаимосвязи с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией и др.

МОДУЛЬНАЯ ЕДИНИЦА 2. Система образования в РФ. Закон «Об образовании»

Аннотация: В лекции рассматриваются вопросы, связанные с системой образования в РФ: типы учебных заведений, формы получения образования, структура современной системы высшего и среднего профессионально-педагогического образования, анализируются основные положения федерального закона «Об образовании», принципы государственной политики в области образования, рассматривается стандартизация образования и государственный образовательный стандарт, даются общие сведения о вузе, его структуре, рассматриваются вопросы социализации личности в процессе высшего профессионального образования. 

Ключевые слова: система образования, непрерывное образование, профессионально-педагогическое образование, образовательная программа, стандарт образования, гуманизация образования, социализация личности.

Рассматриваемые вопросы:

1. Система образования в РФ, ее отличительные признаки.

2. Структура системы образования.

3. Закон «Об образовании» и принципы государственной образовательной политики.

4. Государственный образовательный стандарт и его функции.

Цели и задачи изучения модульной единицы: Целью изучения модульной единицы является дать четкое представление студентам о системе образования в стране и за рубежом, рассмотреть основные положения федерального закона “Об образовании» и основные тенденции развития высшего образования в стране, дать представление о таких понятиях, как стандартизация образования, государственный образовательный стандарт, функции государственного образовательного стандарта, рассмотреть структуру вуза в котором обучаются студенты.

 

2.1 Система образования в РФ, ее отличительные признаки.

Законодательной основой российской системы образования является Конституция РФ, законы об образовании, законодательные акты в области образования.

Система образования – это совокупность образовательных программ, образовательных учреждений, где осуществляются эти программы и органов управления образованием. Главный признак современной системы образования – это вариативность. Вариативность проявляется в:

1. Вариативность организационно-правовых форм:

· государственные образовательные учреждения

· муниципальные (местного управления)

· негосударственные (частные образовательные учреждения, объединения, общественные и религиозные организации)

2. Вариативность типов образовательных учреждений:

· дошкольные

· общеобразовательные (в них реализуются образовательные программы начального общего, основного общего, полного общего образования)

· учреждения начального профессионального образования – ПТУ

· учреждения среднего профессионального образования – СПУЗ, техникумы, колледжи, высшие профессионально-технические училища

· учреждения высшего профессионального образования

· учреждения дополнительного образования для взрослых (курсы, клубы, дома культуры, курсы и факультеты переподготовки, повышения квалификации)

· специальные коррекционные учреждения для учащихся с отклонениями в развитии (школы для слабовидящих…..)

· учреждения дополнительного образования для детей (музыкальные, художественные, спортивные школы, клубы, дома культуры)\

· другие детские учреждения, где осуществляется педагогический процесс (интернаты, детские дома, приюты)

3 Вариативность форм получения образования:

· в образовательных учреждениях – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной

· в форме семейного образования

· самообразования, экстерната

· дистанционное обучение

4.Вариативность содержания образования, которое определяется типом образовательного учреждения.

Следующий признак системы образования – ее интегративность. Рассмотрим комплекс связей, обеспечивающих интегративность:

Ø Связи по вертикали – это преемственность и взаимодействие различных видов образования: дошкольного, общего и профессионального (на базе одного вида строится другое). Преемственность прослеживается в целях образования, в содержании образования, в средствах и методах обучения, в развитии личностных свойств и качеств.

Ø Связи по горизонтали – интеграция различных типов образовательных учреждений (интеграция внутри различных видов образования: интеграция учебных заведений начального и среднего профессионального образования с вузами).

Вариативность и преемственность типов образовательных учреждений и видов образования обеспечивает непрерывность образования. Непрерывное образование – это последовательное прохождение цепочки образовательных учреждений с целью подготовки к профессиональной деятельности и реализации индивидуальных образовательных траекторий личностью с целью удовлетворения ее образовательных потребностей.

Третьим отличительным признаком системы образования является ориентация системы образования на личностный подход в обучении и воспитании – отношение к обучаемому как личности, как к самостоятельному, ответственному субъекту собственного развития и как субъекту воспитательного взаимодействия.

 

2.2 Структура системы образования в РФ

Система образования – это социальный институт передачи основ культуры в широком смысле слова предшествующими поколениями последующим поколениям. В ходе развития системы образования в ней стали выделятся и системы передачи общей и профессиональной культуры. Постепенно сложилась система образовательных учреждений (школа) и система учреждений профессионального образования.

Каждой системе образования соответствуют свои типы учебных заведений. В системе общего образования функционируют такие типы учебных заведений как школы, лицеи, гимназии. В системе профессионального образования – ПТУ, СПУЗы, ВУЗы. Охарактеризуем основные типы образовательных учреждений.

Помимо общеобразовательной школы официально утверждены еще 3 вида общеобразовательных учреждений – гимназия, лицей, школа с углубленным изучением определенных предметов.

Гимназия – вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной, интеллектуально развитой личности, готовой к продолжению обучения в университете. Гимназии бывают разной направленности, но, в основном, гуманитарной. Гимназия функционирует с 5 по 11 класс, сейчас уже с первого класса, есть даже предгимназические подготовительные классы. Образование дается на широкой гуманитарной базе с изучением не менее 2-х языков.

Лицей открывается, как правило, на базе профильного вуза. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс (с 8 по 11 класс). Лицей предназначен для повышенной подготовки по отдельным предметам, ранней профилизации, осознанному выбору профессии. Ориентация на естественные и технические дисциплины.

Школа с углубленным изучением отдельных предметов дает углубленное образование по одному или нескольким предметам в одной выбранной области знаний и осуществляет раннюю профилизацию в выбранной области знаний. Для реализации образовательной программы школа может привлекать преподавателей вузов, НИИ (с 1 по 11 класс). Есть и другие типы общеобразовательных школ – воскресные школы, семинарии, авторские школы, учебный комплекс «сад-школа-вуз» (Новгород).

Подготовка профессиональных кадров осуществляется в системе профессионального образования. В системе профессионального образования существуют свои типы учебных заведений, соответствующие уровню профессиональной деятельности.

Уровни профессиональной деятельности (квалификационно-образовательные уровни)

1. квалифицированный рабочий

2. специалисты со средним профессиональным образованием

3. специалисты с высшим профессиональным образованием

4. кандидаты наук

5. доктора наук

Первый уровень характеризуется деятельностью по заданному алгоритму на основе хорошо известных и отработанных операций.

Второй уровень – деятельность по сложному алгоритму, с частичным конструированием решения.

Третий уровень – деятельность с использованием сложных алгоритмов, требующая конструирования решения, такой деятельности частично свойственны черты научного творчества.

Четвертый уровень – информационно-продуктивная деятельность по созданию ранее неизвестных теоретических моделей. Творческая деятельность.

Пятый уровень – организация и руководство научными исследованиями, направленными на решение крупных научных проблем.

Структура системы профессионального образования соответствует принятым уровням профессиональной деятельности и включает:

§ начальное профессиональное образование, НПО

§ среднее профессиональное образование, СПО

§ высшее профессиональное образование, ВПО

§ аспирантуру (подготовка кандидатов наук)

§ докторантуру (подготовка докторов наук)

       Кроме того, существует система дополнительного профессионального образования, обеспечивающая повышение квалификации, переподготовку, дополнительную профессиональную подготовку.

Типы профессиональных учебных заведений.

Начальная профессиональная подготовка осуществляется в ПТУ, СПТУ (среднее профессионально-техническое училище), куда ребята поступают после 9 класса. За три года обучения они получают рабочую профессию и полное общее образование.

  Средняя профессиональная подготовка осуществляется в техникумах и колледжах, а также в лицеях, которые в профессиональном образовании представляют собой СПТУ продвинутого типа. СПТУ продвинутого типа часто именуют лицеями, высшими профессиональными училищами (ВПУ или ВПТУ). Средняя профессиональная подготовка также осуществляется в педагогических, музыкальных, художественных, медицинских, военных, торговых и других училищах. Эти учебные заведения готовят квалифицированных специалистов и организаторов первичных звеньев производства, просвещения,  здравохранения, культуры, сферы обслуживания. Срок обучения 3,6 лет после 9 класса или 2,1 года после 11 класса. В техникумах и колледжах осуществляется подготовка по программам среднего профессионального образования. В колледжах реализуется многоуровневая подготовка: Первая ступень – 1.5-2 года, завершают полное образование и получают диплом квалифицированного рабочего (тракторист-машинист, оператор машинного доения, оператор ЭВМ), Вторая ступень – 1,5-2 года – получают диплом техника (техник-технолог с.х. производства), Третья ступень – 1 год обучения, диплом младшего специалиста (младший инженер, младший агроном, младший экономист).После третей ступени студенты могут поступить на 2 курс вуза при согласованности программ колледжа и вуза.

Высшая профессиональная подготовка осуществляется в ВУЗах. В ВУЗах реализуются многоуровневые образовательные программы (университеты, академии, институты, консерватории, высшие военные и хореографические училища). Первая ступень – неполное высшее образование(2 года), вторая ступень – базовое высшее образование (2 года), присваивается квалификация бакалавр, если студент выбрал образовательные программы бакалавр-магистр. Для получения квалификации «специалист» на основе базового высшего образования студенты в течении одного года осваивают профессиональные программы по своей специальности и получают полное высшее образование и диплом специалиста. Для получения квалификации «магистр» на основе базового высшего образования учатся еще 2 года, во время которых осваивают углубленные программы по направлениям специализации, защищают магистерскую диссертацию. Подготовка по программе магистра часто направлена на будущую научную деятельность.

Трехступенчатая модель высшего и среднего образования создает большой выбор для студентов, желающих получить подготовку разного уровня.

Послевузовское образование – аспирантура, докторантура – это уровень научной подготовки. Кроме теоретического обучения аспирантура может включать обучение в клиниках (ординатура), в высших военных учебных заведениях (адьюнктура).

 

2.3 Закон «Об образовании» и принципы государственной образовательной политики

10 июля 1992 г. был принят закон «Об образовании», который определил принципиально новые законодательные рамки функционирования всей системы образования. Поправки к нему были сделаны в 1996 году.

Этим законом были закреплены следующие положения:

1. создание альтернативной, негосударственной системы образования на разных уровнях.

2. формирование новой модели управления, которая разграничивает компетенцию органов управления образованием разного уровня. Управление образованием в настоящее время включает в себя органы управления на 3-х уровнях:

§ федеральный уровень, включает органы управления общегосударственного значения – это федеральные органы управления образованием – Министерство общего и профессионального образования.

§ уровень субъектов РФ – например, Министерство образования Чувашии, Департамент образования г. Москвы.

§ местный (муниципальный) уровень – муниципальные, районные органы управления.

В соответствии с этим положением Правительство России в лице Министерства образования не определяет более структуру, цели и обязанности учебных заведений, однако отвечает за согласованность взаимосвязанных программ обучения, реализуемых учебными заведениями разного уровня. Это положение тесно связано со следующим положением, а именно:

3. введение государственных образовательных стандартов для системы общего и профессионального образования.

4. в законе «Об образовании» провозглашены основные принципы государственной образовательной политики:

Ø гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни, здоровья человека, свободного развития личности;

Ø воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Ø единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие систем образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства (не только обучать, но и защищать, поддерживать и развивать национальные традиции, культуру);

Ø общедоступность образования, адаптивность системы образования к особенностям развития и подготовленности обучаемых;

Ø светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

Ø свобода и плюрализм в образовании (кроме деятельности политических партий);

Ø демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Эти принципы определяют критерии для разработки Федеральных и региональных программ развития системы образования.

 О других положениях закона:

В ст.5 – впервые государство готово оказывать поддержку гражданам с выдающимися способностями – через получение элитарного образования.

В ст.10 – право граждан РФ и других государств выступать учредителями образовательных учреждений в РФ.

В ст.14 – о факультативном прохождении военной подготовки (сейчас для ориентированных на военную деятельность студентов создаются военные факультеты).

В ст.40 – государство гарантирует ежегодное финансирование образования, не менее 10% от национального дохода (в реальности 2.5-4%).

В ст.41 – освобождение учебных заведений от всех видов налога, включая плату за землю. Предоставляются налоговые льготы отечественным и иностранным инвесторам в образовании.

В ст.50 – права выпускников государственных и частных учебных заведений приравниваются. Исключается дискриминация по формам и видам получения образования. Правда, с 2002 года в дипломы снова начали вписывать форму получения образования.

Эта хорошая законодательная база для образования, конечно, реализуется в зависимости от экономической и общественно-политической ситуации в стране.

2.4 Государственный образовательный стандарт  

Стандартизация образования. Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация. Чем вызвана необходимость стандартизации образования? Прежде всего необходимостью создания в стране единого образовательного пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего и профессионального образования, получаемого в разных типах учебных заведений.

Стандартизация образования в нашей стране осуществляется давно посредством разработки учебных планов и программ, установления определенного уровня образования. крупные социально-экономические изменения в стране вызвали необходимость пересмотра прежних положений в образовании и разработки государственных образовательных стандартов нового поколения. В настоящее время все вузы страны работают по ГОС 2000 года, а СПУЗы – 2002 года.

ГОС является основным нормативным документом, который определяет структуру и содержание образования разного уровня и создает основы для обеспечения необходимого качества обучения, поддержания единого образовательного пространства. ГОС регулирует структуру, содержание, формы образования. ГОС закрепляется законодательно и входит в систему управления государством. ГОС разрабатывается не реже 1 раза в 10 лет. В профессиональном образовании ГОСы разрабатываются по каждой профессии и специальности.

Важным показателем системы образования является степень демократизации его стандарта, которая характеризуется соотношением доли образования с централизованным нормированием и доли образования самостоятельно определяемой учебными заведениями: централизованно нормируемое образование / самостоятельно определяемое образование.

В законе «Об образовании» предусмотрено, что государственные органы власти нормируют лишь минимально необходимый уровень образования. Определение содержания сверх этой нормы находится в компетенции регионов и учебных заведений. Поэтому в ГОС выделяют три уровня: федеральный, национально-региональный и местный (вузовский, школьный и т.д.) уровень.

Федеральный уровень определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный уровень содержит нормативы в области родного языка и литературы, изучаемых дисциплин специального цикла. Это нормативы относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

Вузовский уровень определяет само учебное заведение. Это могут быть дисциплины специализации, курсы по выбору, факультативы.

Федеральный компонент ГОСа определяет:

Ø обязательный минимум содержания образования (обязательный минимум содержания основных образовательных программ);

Ø максимальный объем учебной нагрузки (не более 54 часов в неделю, включая внеаудиторную самостоятельную работу);

Ø требования к уровню подготовки специалиста.

Требования обязательного минимума содержания образования означает, что по каждой специальности определяются обязательные предметы, которые объединены в циклы:

Ø цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Ø цикл математических и общих естественно-научных дисциплин

Ø цикл общепрофессиональных дисциплин

Ø цикл специальных дисциплин

В своей совокупности эти циклы дисциплин являются важной частью учебного плана образовательного учреждения.

В ГОСе имеются требования к уровню подготовленности специалиста:

Ø требования к его образованности в целом, эти требования описываются в терминах: подготовлен к… владеет… умеет… может решать… готов к… понимает…

Ø требования по циклам дисциплин (что должен понимать, чем владеть, чем оперировать в области конкретных дисциплин).

В ГОСе представлена квалификационная характеристика специалиста. Она призвана отражать:

Ø назначение и сферу применения специальности

Ø базовые виды профессиональной деятельности специалистов

Ø базовые знания и умения профессиональной деятельности

Ø требования к личности специалиста

Частью ГОС является типовой учебный план по данной специальности. В типовом учебном плане раскрыта структура и содержание общеобразовательной и профессиональной подготовки по гуманитарным, социально-экономическим, математическим, общим естественнонаучным дисциплинам, общепрофессиональным и специальным дисциплинам, дисциплинам по выбору, производственной и преддипломной практикам, итоговой аттестации федерального и регионального компонентов содержания образования. На основании этого плана учебные заведения разрабатывают свои учебные планы, которые отражают национально-региональную специфику и особенности образовательного учреждения. В состав стандарта входят:

· профессиональная характеристика специальности

· основные требования к содержанию образования

· учебный план

· требования к разработке и условиям реализации образовательной программы подготовки выпускника по специальности (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, организация практик).

Квалификационная структура профессионального образования определяет место каждого уровня и его функции, устанавливает иерархию ступеней квалификации в системе непрерывного профессионального образования, устанавливает соотношение общего и профессионального образования.

 

Квалификационная структура профессионального образования

ступень квалификации уровень общего образования уровень профессионального образования согласно Закону РФ «Об образовании»
1 Основное общее Ускоренна профессиональная подготовка проф.навыкам
2 Основное общее Начальное профессиональное образование по профессиям для овладения которыми не требуется среднего (полного) образования
3 Среднее (полное) общее Начальное профессиональное образование по профессиям для овладения которыми требуется среднее (полное) общее образование
4 То же Среднее профессиональное образование, повышенное среднее профессиональное образование специалистов среднего звена
5 То же Высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование

В классификаторе специальностей перечислены группы специальностей и входящих в них специализаций – для установления взаимосвязей между группами специальностей и между специализациями внутри одной специальности.

Таким образом, разработка ГОС позволяет:

Ø обеспечить единство образовательного пространства в условиях разнообразия типов учебных заведений, национальных и региональных моделей образования

Ø установить базовый уровень, обеспечивающий минимальный уровень квалификации специалиста

Ø повысить качество подготовки специалистов путем расширения профессионального профиля, универсализации содержания образования, контроля за эффективностью деятельности учебных заведений.

ГОС является основным инструментом управления качеством профессионального образования на государственном уровне. ГОС должен служить социальной гарантией членам общества, обеспечивать их конкурентноспособностью на рынке труда, с одной стороны, и удовлетворять персональным потребностям, с другой.

Ведущие понятия ГОС

      1. «Квалификация» (ступень квалификации) – это завершенный этап подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования, который характеризуется определенным объемом и соотношением общего и профессионального образования, требуемого для освоения профессии, специальности. Совокупность ступеней квалификации составляет квалификационную структуру профессионального образования

2. «Уровень квалификации» - характеризует профессиональное мастерство личности в рамках данной ступени. Уровень квалификации зависит от обученности индивидума и характеризуется объективными и диагностично-проверяемыми параметрами, как объем знаний и умений, диапазон знаний и умений, качество знаний и умений.

Следовательно, ступень квалификации характеризует статус самой профессии, специальности. Чем сложнее профессия (специальность), тем больше требуется времени на ее освоение, тем выше ее статус, т.е. ступень квалификации. Уровень же квалификации является личностной характеристикой и учитывается при решении вопроса дифференциации труда, присвоении работникам разрядов и категорий.

Профессии и специальности могут быть ранжированы по ступеням квалификации. Батышев С.Я. выделяет 5 ступеней квалификации (см. вышеприведенную таблицу «Квалификационная структура профессионального образования»). Еще раз упомянем основные ступени квалификации (по Батышеву С.Я.).

1 ступень – включает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой, получаемой в разных формах.

2 ступень – основное общее образование + профессиональное образование в системе ПТУ (1-2 года подготовки).

3 ступень среднее (полное) общее образование + профессиональное образование в СПТУ (2-3 года подготовки).

4 ступень полное общее образование + профессиональное образование в лицеях, колледжах, техникумах.

5 ступень соответствует различным уровням высшего образования.

3. «Степень интеллектуальности труда» - отражает соотношение умственной и мануальной деятельности.

4. «Наукоемкость» - характеризует специфику профессиональной деятельности, обусловленную технико-технологическими особенностями производства и отражает степень научно-технического прогресса в отрасли.

5. «Многофункциональность» - характеризует сложность труда, свидетельствует о множественности и разнообразии выполняемых функций.

 

Вопросы для повторения:

1.  Какие основные типы учебных заведений и формы получения образования?

2. В чем особенности структуры современной системы образования?

3. В чем заключаются основные принципы государственной политики в области    образования?

4. Каковы тенденции развития высшего образования?

5. В чем заключаются функции государственного образовательного стандарта?

6. Какова квалификационная структура профессионального образования?

7. Каковы ведущие понятия ГОС?

Резюме по модульной единице 2. Главным признаком современной системы образования является ее вариативность, которая проявляется в организационно-правовых формах, вариативности типов образовательных учреждений, форм получения образования и вариативностью содержания образования. Также важными признаками системы образования являются ее интегративность, непрерывность образования и личностный подход. Система образования в РФ включает в себя систему общеобразовательных учреждений и систему учреждений профессионального образования. Каждой системе образования соответствуют свои типы учебных заведений. Структура системы профессионального образования соответствует принятым уровням профессиональной деятельности, которым соответствуют определенные типы профессиональных учебных заведений.

Принятие закона «Об образовании» определило принципиально новые законодательные рамки функционирования всей системы образования. Этим законом закреплены следующие принципиальные положения – создание альтернативной системы образования, формирование новой модели управления, введение государственных образовательных стандартов. В законе «Об образовании» провозглашены основные принципы государственной образовательной политики, которые определяют критерии для разработки Федеральных и региональных программ развития образования.

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, целью которой определяется необходимостью создания в стране единого образовательного пространства. ГОС является основным нормативным документом, который определяет структуру и содержание образования разного уровня, регулирует структуру, содержание, формы образования. ГОС подразделяется на три уровня – федеральный, национально-региональный и местный. В ГОСе имеются требования к уровню подготовленности специалиста, представлена квалификационная характеристика специалиста и квалификационная структура профессионального образования. К ведущим понятиям ГОС относятся – квалификация, уровень квалификации, степень интеллектуальности труда, наукоемкость, многофункциональность.

МОДУЛЬНАЯ ЕДИНИЦА 3. Становление, развитие и современное состояние профессионально-педагогического образования в стране.

 

Аннотация: В лекции рассматривается история становления МСХА – ведущего сельскохозяйственного вуза страны, вклад выдающихся ученых-педагогов в развитии сельскохозяйственного образования в России, образование, развитие и становление педагогического факультета МСХА, дается представление об основных целях начальной, средней и высшей профессиональной школы, формах подготовки педагогов профессионального обучения

Ключевые слова: среднее профессиональное учебное заведение, колледж, техникум, совхоз-техникум, содержание образования, теоретическая подготовка, практическая подготовка.

Рассматриваемые вопросы:

1.  Возникновение и развитие педагогической профессии.

2.  Становление системы подготовки педагогических кадров.

3.  Становление профессионального образования.

4.  Становление и развитие профессионально-педагогического образования в стране.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.15 с.)