Природа и сущность педагогического общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа и сущность педагогического общения.



Главной особенностью педагогической деятельности является ее совместный характер. Общение – это основа педагогической деятельности. Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с обучаемыми на занятиях и вне их, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и обучаемыми (А.А.Леонтьев).

Сущность и особенности педагогической деятельности раскрываются в трудах А.А.Леонтьева, Н.В.Кузьминой, В.А.Кан-Калика, Я.Л.Коломинского, И.А.Зимней, А.А.Реан. Педагогическое общение – особый вид общения и оно характеризуется следующими особенностями:

Ø педагогическое общение всегда является обучающим, развивающим и воспитывающим

Ø общение ориентировано на развитие личности как обучаемого, так и педагога

Ø общение ориентировано на развитие взаимоотношений.

Педагогическое общение осуществляется через личность педагога. Именно в общении проявляются взгляды педагога, его мировоззрение, суждения, отношение к миру, людям, себе. Кан-Калик считал, что общение с обучаемыми – это своеобразный канал педагогического воздействия, что педагог своими действиями, поведением задает эталон общения для воспитанников. В.А.Сухомлинский писал, что слово учителя ничем незаменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитателя – это искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. А.А.Леонтьев отмечал «Оптимальное педагогическое общение создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся, творческого характера его деятельности, для формирования личности ребенка, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в коллективе и позволяет использовать в учебном процессе личностные особенности учителя».

Следующей характеристикой педагогического общения является то, что оно является важным средством решения задач обучения, воспитания и развития. Прежде всего потому, что педагог изучает индивидуальные особенности обучаемых, их ценностную ориентацию, причины определенных поступков. Далее, общение регулирует совместную деятельность педагога и обучаемых, обеспечивает их взаимодействие, повышает эффективность педагогического процесса. Об щение оказывает сильное влияние на формирование активной позиции, творчества, самодеятельности воспитанников. Исследования Г.И.Щукиной показали, что общение оказывает значительное влияние на формирование и укрепление познавательных интересов. Правильно построенное общение создает комфортные условия учебной и внеучебной деятельности, воспитывает культуру межличностных отношений. Поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учителя – садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды. Так и на начальном этапе формирования коллектива именно педагог, посредством общения формирует межличностные отношения. На высших ступенях развития коллектива высокий уровень межличностных отношений формируется при саморазвитии коллектива.   

Исследования многих авторов показали, что из всех задач, которые решает педагог, самыми сложными являются задачи, связанные с общением. Были получены следующие данные: у преподавателей с высоким уровнем педагогической деятельности в арсенале имеется 34 вида воздействия, у преподавателей с низким уровнем деятельности – 24. При этом за 45 минут занятия количество воздействий педагога с высоким уровнем педагогической деятельности составляет 17, а у педагога с низким уровнем – 69! Это означает, что у последних общение с обучаемыми сводится к назойливому многократному повторению одних и тех же замечаний.

Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с обучаемыми, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на занятии, с непониманием внутренней психологической позиции ученика, неумением выстраивать определенные взаимоотношения в зависимости от специфики педагогических задач.

Наконец, это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, а также неумение управлять собственным психическим состоянием. К организации педагогического общения предъявляются такие требования как содержательность, уважение и опора на положительное в личности учащегося, педагогический такт, умение мысленно представить себя на месте учащегося (эмпатия), взаимопонимание, установление обратной связи, культура речи.

Можно привести определение педагогического общения, данное В.А.Кан-Каликом и Н.Д.Никандровым «Под педагогическим общением понимают систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия (Педагогическое творчество, М.,1990).

Таким образом, педагогическое мастерство является важной профессиональной категорией педагогической деятельности.

       7.2. Функции педагогического общения.

Выделяют три взаимосвязанные функции педагогического общения:

Ø коммуникативную (обмен информацией)

Ø перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга)

Ø интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности).

Эти функции общения в педагогической деятельности реализуются в единстве, но для раскрытия их сущности рассмотрим их отдельно.

Коммуникация – это передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Эффективность коммуникации зависит от многих причин:

Ø важно обеспечить положительную мотивацию при передаче информации,

Ø ее понимание и

Ø восприятие.

Надо уметь привлечь внимание, вызвать интерес к теме общения. С этой целью используют занимательные факты, проблемные ситуации, отрывки из н.-популярной и художественной литературы, фрагменты видеофильмов.

Педагог передает информацию вербальными (речевыми) и невербальными средствами. В зависимости от цели речь может быть развлекательной, где главное – занимательность, интерес, поддержание внимания, информационной – дает новое представление о предмете, воодушевляющей – обращена к чувствам, эмоциям, убеждающей – построена на логике доказательства или опровержения каких-либо положений, призывающей к действию.

Ко всем разнообразным видам речи предъявляются особые требования – речь должна быть правильная, точная по значению, ясная, логичная, доступная, богатая по разнообразию языковых средств, образная, эмоциональная. Надо уметь говорить красиво. Этому учит риторика – наука, которая раскрывает способы красивой передачи информации и способы воздействия речи на человека. Важно владеть своим голосом, меняя интонацию, громкость, тембр, уметь выдержать паузу, засмеяться или вздохнуть. Высокий визгливый голос часто является причиной неудач в педагогическом общении.

Кроме слова в арсенале педагога есть и невербальные средства общения. К ним относятся:

· экспрессивно-выразительные движения

· такесика

· проксемика.

Экспрессивно-выразительные движения – поза, жест, мимика, походка, взгляд влияют на эффективность работы педагога. Педагогу надо следить за выражением лица, жестами, на то как надо стоять, сидеть, как подняться из-за стола, как улыбнуться, как посмотреть на воспитанника.

 К такесичексим средствам общения относятся рукопожатия, похлопывания, прикосновения, поглаживания. Этими средствами можно и утешить и успокоить, и примирить, и пойти на контакт с самыми несговорчивыми. Учитель литературы Е.Н.Ильин считает, руки, прикосновения могут больше, чем слово творить внутреннюю духовную тишину.

К проксемическим средствам относятся соблюдения определенной дистанции при общении. Расстояние при общении педагога с обучаемыми может быть от 45 см до 120см, при официальном общении с группой 120-400см, при публичном выступлении перед аудиторией 400-750см.

Обмен знаниями, эмоциональными реакциями происходит в монологической и диалогической формах устной речи. Монологическая речь используется педагогом для объяснения, изложения материала, выводов по работе (на ЛПЗ). Диалогическая форма речи – это беседа, дискуссия, дебаты, заседание круглого стола, во время которых происходит обмен информацией, проявляется отношение к обсуждаемой теме, создается атмосфера взаимопонимания, доверия и откровенности. В диалоге педагог ставит вопросы, отвечает, направляет мысль, соглашается или возражает, управляет общением.

Важно уметь формулировать вопросы. По замечанию И.Канта – умение ставить разумные вопросы – есть важные признаки ума и проницательности. Важно уметь не только задавть вопросы, но и выслушивать ответы на них. Умение хорошо слушать проявляется через уважение к отвечающему, заинтересованности тем, о чем говорят, доброжелательной поддержке, умении не перебивать.

При общении важно чувствовать, понимать воспитанников, в этом заключается перцептивная функция общения. В.А.Сухомлинский писал, что для педагога важно уметь чувствовать желания человека, его душу. Психолог В.Леви называл педагогов, умеющих хорошо разбираться в людях, гениями общения. Перцептивные способности педагога помогают понять психические особенности обучаемых, почувствовать их состояние, настроение, изучить их ценностные ориентации. Перцептивные способности педагога проявляются через педагогическую эмпатию, т.е. через умение поставить себя на место воспитанника, понять его, сопереживать ему. Но это возможно, если педагог хорошо знает и понимает себя, способен анализировать свои мысли, переживания, действия, отношения с людьми, т.е. если у него развита рефлексия.

Другой важной функцией общения является интерактивная функция, т.е организация и регуляция совместной деятельности. Взаимодействие – это совместные действия педагога и воспитанников по достижению общих целей деятельности.

Общение играет важную роль на разных этапах деятельности. В начале деятельности общение формирует положительную установку на совместные действия. При этом важно не навязывать свои цели воспитанникам, а определять ее совместно, чтобы цель деятельности была понятна учащимся. На следующем этапе – организации деятельности общение должно быть направлено не на предложение обучающимсяготовых форм и методов работы, а на совместный их поиск. Общение в сотрудничестве стимулирует процесс деятельности, формирует положительное отношение к деятельности.

Обязательно общение и при завершении деятельности, при подведении итогов занятия или мероприятия, при этом лучшим вариантом будет сочетание оценки и самооценки совместных действий.

В процессе взаимодействия возникает взаимопознание, взаимопонимание, формируются взаимоотношения. Благополучные взаимоотношения способствуют полному достижению целей.

Итак, педагог является инициатором и руководителем процесса общения, суть которого составляют приемы, навыки взаимодействия педагога и учебного коллектива, содержанием общения являются:

§ обмен информацией

§ воспитательное воздействие

§ организация взаимоотношений

§ трансляция личности педагога обучаемым.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.008 с.)