Профессиональная компетентность педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная компетентность педагога



Компетентность – это личные возможности должностного лица, его квалификация (опыт, знания), позволяющие ему решать профессиональные задачи. Под педагогической компетентностью понимают личные возможности, позволяющие человеку самостоятельно и эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией учебного заведения.

       Для решения этих задач необходимы знания педагогической теории и умение и готовность применять их на практике.

Словом, под педагогической компетентностью педагога понимают единство его теоретической и практической готовности к осуществлению ПД. Структура профессиональной компетентности включает различные педагогические        умения.

Что представляет собой содержание теоретической готовности? Теоретическая готовность проявляется в обобщенном умении мыслить, что, в свою очередь, предполагает наличие 1.аналитических, 2.прогностических, 3.проективных и 4.рефлексивных умений.

1.Аналитические умения состоят из:

Ø умения разделять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства)

Ø осмысливать педагогическое явление во взаимосвязи с другими

Ø находить закономерности, теоретические основы (идеи, концепции, выводы) в рассматриваемом педагогическом явлении

Ø диагностировать педагогическое явление, Диагностические умения необходимы для изучения педагогического явления, обучаемого с целью эффективной организации учебно-воспитательного процесса. Диагностические умения проявляются в умении всесторонне изучать учащегося, определять их уровень развития, обученности, воспитанности.

2. Прогностические умения (предвидение) – умения предвидеть результаты своей деятельности, и исходя их этого, определить стратегию своей деятельности. В основе прогностических умений лежит знание сущности педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Эти знания позволяют предвидеть, как учащиеся воспримут учебный материал, оценят определенные педагогические действия. Педагогическое прогнозирование позволяет увидеть те качества учащихся и особенно коллектива, которые д.б. сформированы за определенный промежуток времени. Следовательно прогностические умения – это:

Ø умение прогнозировать развитие коллектива и взаимоотношений

Ø умение прогнозировать развитие личности и ее качеств

Ø умение прогнозировать ход педагогического процесса – трудности учащихся, результаты применения педагогических средств.

3. Проективные умения. Проведя диагноз и опираясь на благоприятный прогноз, педагог приступает к проектированию ПД. Проективные умения – это умения конструировать модель предстоящей деятельности (своей и обучаемых), умение выбрать способы и методы деятельности для достижения цели, сформулировать частные задачи достижения цели и этапы достижения цели, определить виды контьроля и оценки. Диагноз, прогноз, проект – это основания для разработки плана педагогической деятельности.

4. Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направлены на себя – осмысление и анализ своих педагогических действий. При этом педагог проверяет:

Ø правильность сформулированных целей

Ø соответствие содержания деятельности учащихся поставленным целям

Ø эффективность применяемых методов, средств педагогической деятельности

Ø соответствие применявшихся форм обучения возрастным особенностям обучаемых

Ø причины успеха и неудач.

 

Содержание практической готовности педагога можно увидеть (определить) в наблюдаемых (внешних) действиях, которые проявляются через 2 группы умений – организаторские и коммуникативные.

Организаторские умения:

1. мобилизационные умения – умения привлечь внимание, возбудить интерес к учебной и другим видам деятельности, формировать творческое отношение, потребность учиться, формировать учебные навыки

2. информационно-дидактические умения – умения изложить материал, дидактически его переработать, умение вести беседу, рассказ, проблемную лекцию, эффективно использовать ТСО, средства наглядности...

3. развивающие умения – это умение определить «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выгодский), т.е. умение вовлекать учащихся в деятельность на повышенном уровне трудности, умение создавать проблемные ситуации для развития учащихся, стимулировать познавательную самостоятельность, умения проявлять индивидуальный подход к обучаемым.

4. ориентационные умения – умения формировать ценностные установки обучаемых (отношение к труду, учебе, природе, обществу, привитие учебных, профессиональных интересов)

5. коррекционные и контрольно- оценочные умения – умения создать стимулы для развития учебно-воспитательного процесса.

 

Коммуникативные умения. Сюда входят – перцептивные умения, умения общения и уменияи навыки педагогической техники.

Перцептивные умения – умение понимать других, их особенности, ценностные ориентации.

Умения общения – умение распределять внимание, выбирать правильные формы общения, управлять инициативой в общении.

Педагогическая техника – это комплекс умений и навыков, необходимых для взаимодействия с обучаемыми (речевые умения, мимика, пантомимика, умение управлять собой. Педагогическая техника включает 2 группы умений:

Ø умение управлять собой

Ø умение взаимодействовать.

Умение управлять собой – своими словами, поступками, поведением в целом, психическим состоянием, движениями, уметь снять психическое и мышечное напряжение.

Умение взаимодействовать – умение войти в контакт, высказать просьбу, требование, пожелание, дать совет, задать вопрос, расположить к себе собеседника, уметь образно передавать учебную информацию.

Помимо перечисленных умений ряд авторов выделяют такие умения как дидактические, воспитательные, методические, исследовательские.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.007 с.)