Этапы педагогического общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы педагогического общения



Структура педагогического общения соответствует общей логике педагогического процесса – замысел, воплощение замысла, анализ, оценка. По В.А.Кан-Калику структура педагогического общения включает 4 этапа. Эти этапы составляют общую коммуникативную структуру занятия.

Этапы общения:

1. Моделирование предстоящего общения при подготовке к занятию (прогностический этап)

2. Организация непосредственного общения (начальный период общения)

3. Управление общением в педагогическом процессе

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения.

На 1 этапе моделирования планируется коммуникативная структура занятия, способы решения коммуникативных задач, варианты взаимодействия с учетом:

§ педагогических целей и задач

§ сложившейся в аудитории ситуации

§ индивидуальности педагога

§ используемой системы методов обучения и воспитания.

Этот этап надо хорошо продумать, представить свое коммуникативное поведение и эмоциональное состояние.

Второй этап – это завоевание инициативы в общении, «коммуникативная атака», т.е. быстрый переход к деловому общению, мобилизация, заинтересование обучаемых, введение личностных аспектов во взаимодействие с обучаемыми.

Педагог должен с первых мгновений уточнить общее настроение аудитории и возможность работы с помощью запланированных методов. Очень важно привлечь к себе внимание через:

Ø вербальное общение

Ø пауза с активным внутренним требованием внимания к себе

Ø двигательно-знаковый способ (развешивание таблиц, запись на доске)

Ø смешанный вариант.

Задача педагога – настроить аудиторию на работу, создать эмоциональное единство.

Третий этап – управление общением.. Основным условием управления является инициативность в общении. Добиться этого позволяет хорошее владение жестами, мимикой, голосом. Для ребят часто значима не информация сама по себе, а тот смысл, который вкладывает в нее педагог, его отношение к сообщаемым фактам. Для завоевания инициативы В.А.Кан-Калик предлагает соблюдать следующие условия:

Ø оперативное достижение социально-психологического единства с обучаемыми, формирование чувства «мы» (мы обсудим, мы рассмотрим)

Ø введение личностных аспектов во взаимодействие

Ø оперативный переход от приветствия к деловому и личностному общению

Ø преодоление стереотипных и негативных установок по отношению к отдельным учащимся (пример с фотографиями)

Ø организация контакта с обучаемыми

Ø постановка учебных задач, мобилизующих обучаемых на работу

Ø использование вербальных и невербальных средств общения (мимика, жесты, контакт глазами)

Ø умение транслировать собственную расположенность, дружелюбие

Ø находить яркие цели деятельности и показывать пути к их достижению

Ø достижение общего взаимопонимания.

Четвертый этап - анализ осуществленного общения – это этап обратной связи в общении. Педагог осуществляет анализ и коррекцию проведенного общения, прогнозирует будущее общение. Соотнесение целей, средств и результатов.

Для того, чтобы сформировать у студентов навыки и умения педагогического общения проводят коммуникативные тренинги – задания на действия в типичных ситуациях (зачет, экзамен, семинар...).

7.4. Стили педагогического общения и педагогического руководства.

Стиль педагогического общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с обучаемыми. Стиль педагогического общения и тесно с ним связанный стиль педагогического руководства зависят от индивидуальности педагога, его компетентности, культуры, а также от особенностей воспитанников (возраст, пол, обученность, воспитанность).

Согласно общепринятой классификации стили общения делят на авторитарный, демократический и попустительский (либеральный).

При авторитарном стиле педагог единолично решает все вопросы, касающиеся как коллектива, так и отдельного обучаемого. Авторитарный стиль общения проявляется через диктат и опеку. Свои действия педагог не разъясняет, не комментирует, он чрезмерно требователен, категоричен, постоянно проявляет свое превосходство, не позволяет обучаемым проявлять самостоятельность и инициативу. У такого педагога приказной тон обращения, общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении «Делайте как я говорю и не рассуждайте». Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность и инициативу, приводит к искаженному пониманию ценностей – например, к высокой оценке властности.

Демократический стиль – это стиль сотрудничества, совместной деятельности, Педагог прислушивается к мнению обучаемых привлекает их к решению общих дел, поощряет их активность и инициативу. Педагог положительно относится к обучаемым, адекватно оценивает их успехи и неудачи. Основная форма обращения – совет, рекомендации, просьба. «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги». Этот стиль способствует развитию обучаемых, стимулирует самоуправление, устанавливаются доверительные гуманистические отношения.

Попустительский стиль (либеральный) – отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива и отдельных учащихся. Он формально выполняет свои обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Отсутствует контроль за деятельностью обучаемых и их развитием.

Успеваемость и дисциплина в таких группах, классах обычно неудовлетворительные. Такой стиль ведет к панибратству или отчуждению, не побуждает у обучаемых к самостоятельности и инициативе. «Как все идет, так и идет», отчужденность, нет взаимодействия.

В чистом виде эти стили встречаются редко. Обычно в практике встречаются смешанные стили. Например, педагог не может полностью исключить из своего арсенала приемы авторитарного стиля общения, которые бывают необходимы при работе с отдельными обучаемыми. Элементы либерального стиля допустимы при организации творческой деятельности, когда надо предоставить самостоятельность и активность, не вмешиваться. В целом, педагог должен быть ориентирован на диалог и сотрудничество со студентами.

В.А.Кан-Калик установил и охарактеризовал такие стили общения как общение на основе:

· увлеченности совместной деятельностью

· общение на основе дружеского расположения

· общение-дистанцию

· общение-устрашение

· общение-заигрывание (Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя, м., 1987)

Общение на основе общей увлеченности предполагает содружество, сотворчество.

Общение на основе дружеского расположения проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу.

Общение-дистанция – наиболее распространенный стиль общения. Надо знать меру. Дистанция должна существовать, т.к. социальный статус разный, но она не должна превращаться в доминанту педагогического общения. Иначе она может перейти к авторитарному стилю.

Общение-устрашение строится на подчинении, страхе, диктате.

Общение-заигрывание – желание быстрее понравиться учащимся, завоевать авторитет, чаще проявляется у молодых педагогов без опыта коммуникативной культуры (разговоры на личные темы, злоупотребление поощрениями).

Стили педагогического общения влияют на психологическую атмосферу и на результативность педагогической деятельности. Такие стили как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции часто ведут к конфликтам.

Педагогическое общение это наука и искусство. Для его осуществления надо знать научные основе общения: его структуру, виды, формы, средства, стили, технологии. Но в каждой конкретной ситуации действия педагога неповторимы (различный возраст, ситуация, условия, индивидуальные особенности педагога и студентов).

Общение является индивидуально-творческой сферой личности педагога. В этом проявляется искусство общения. Искусство общения проявляется в том, что педагог творчески использует научные основы общения, соотносит стили общения с конкретной ситуацией

Искусство общения обусловлено следующими умениями:

Ø управлять своим поведением, чувствами

Ø уметь наблюдать, переключать внимание

Ø понимать и учитывать душевное состояние воспитанников, мотивы их действий и поступков, уметь читать «по лицу»

Ø подать себя в общении с другими

Ø уметь устанавливать речевой и неречевой контакт.

Ø

Способы формирования общительности как профессионально значимого личностного качества:

1. самосовершенствование – определять собственные коммуникативные качества + и – в общении, самоанализ, программа действий

2. тренинг на развитие у себя общительности – выступать на собраниях, говорить с людьми по собственной инициативе, обращаться с вопросами к старшим коллегам, доброжелательно комментировать чьи-либо действия, быть внимательными к собеседнику, упражнять себя в умении анализировать внешнее поведение людей в транспорте и других общественных местах.

При общении возникает:

Ø эмоциональная общность переживаний – усиливает познавательную активность

Ø при общении важно уметь оценивать эмоциональную реакцию обучаемых, быть физиономистом «по лицу узнавать душеное движение» (А.С.Макаренко)

Ø при общении важно правильно понимать друг друга, роль эмпатии, идентифицировать себя с другим человеком, очень важна эмоциональная идентификация.

Как повлиять на эффективность общения?

· появляться перед группой бодрым, уверенным, энергичным

· создавать эмоциональный настрой в группе

· управлять общением: оперативность, гибкость, воздействие

· управлять собственным самочувствием

· яркая образная и культурная речь

· педагогически целесообразная мимика, жестикуляция

· приспособления в общении (приемы психологические, мимические, речевые, двигательные)

· мускульная мобилизованность (общая собранность, подтянутость, это помогает занять активную позицию в общении).

Вопросы для повторения:

 

1. В чем заключается природа и сущность педагогического общения?

2. Каковы основные требования к профессионально-педагогическому общению?

3. Каковы основные функции педагогического общения?

4. В чем заключается сущность вербального и невербального средства педагогического общения?

5. Каковы стили педагогического общения?

6. В чем сущность планирования и организации педагогического общения?

7. В чем заключается значение индивидуального стиля педагогического общения?

8. В чем заключается значение коммуникативности как профессионально значимого качества педагога?

Резюме по модульной единице 7: Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с обучаемым на занятиях и вне их, имеющее определенные функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и обучаемым. Педагогическое общение характеризуется следующими особенностями – педагогическое общение всегда является обучающим, развивающим и воспитывающим, общение ориентировано на развитие личности как обучаемого, так и педагога, общение ориентировано на развитие взаимоотношений. Педагогическое общение осуществляется через личность педагога, его взгляды, мировоззрение, суждения, отношения к миру, людям, себе.

Выделяют три взаимосвязанные функции педагогического общения: коммуникативную, перцептивную, интерактивную. Педагог передает информацию вербальными (речевыми) и невербальными средствами. Педагог является инициатором и руководителем процесса общения, суть которого составляют приемы, навыки взаимодействия педагога у учебного коллектива. Содержанием общения являются обмен информацией, воспитательное воздействие, организация взаимоотношений, трансляция личности педагога обучаемым.

Структура педагогического общения соответствует общей логике педагогического процесса – замысел, воплощение, анализ, оценка, и включает в себя четыре этапа: моделирование предстоящего общения при подготовке к занятию, организация непосредственного общения, управление общением в педагогическом процессе, анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения.

Стиль педагогического общения – это индививидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с обучаемым. Стиль педагогического общения и тесно с ним связанный стиль педагогического руководства зависят от индивидуальности педагога, его компетентности, культуры, а также от особенностей воспитанников. Стили общения делят на авторитарный, демократический и попустительский (либеральный). Педагогическое общение это наука и искусство. Для его осуществления надо знать научные основы общения. Общение является индивидуально-творческой сферой личности педагога. В этом проявляется искусство общения, которое проявляется с творческом использовании научных основ общения, соотносит стили общения с конкретной ситуацией, и обусловлено в умении управлять своим поведением, чувствами, умении наблюдать, переключать внимание, умении понимать и учитывать душевное состояние воспитанников, умении подать себя в общении с другими, умении устанавливать речевой и неречевой контакт.

МОДУЛЬНАЯ ЕДИНИЦА 8. Профессиональное становление личности педагога. Педагогическая карьера.

 

Аннотация: В лекции дается представление о структуре подготовки педагогических кадров как системы общепедагогической, методической и практической подготовки, рассматривается система общепедагогических умений и навыков, место и роль дисциплин психолого-педагогического цикла, обеспечивающих общепедагогическую подготовку, методы и приемы самовоспитания и самообразования и возможности их использования в деятельности студента, анализируются условия формирования профессионализма, методы осуществления профессионального отбора, профессиональной ориентации и профессиональной адаптации студента к профессионально-педагогической деятельности, рассматривается сущность педагогической карьеры.

Ключевые слова: общепедагогическая подготовка, профессиональное самовоспитание, самообразование, профессиональный отбор, профессиональная ориентация, профессиональная адаптация, профессиональное становление, карьера, непрерывное образование

Рассматриваемые вопросы:

1. Общепедагогическая подготовка как основа непрерывного образования.

2. Система общепедагогических умений и навыков.

3. Место и роль дисциплин психолого-педагогического цикла в обеспечении общепедагогической подготовки.

4. Самовоспитание, самоменджмент и самообразование как элементы формирования педагога профессионального образования.

5. Условия и этапы профессионального становления.

6. Сущность профессионального отбора, профессиональной ориентации и профессиональной адаптации.

7. Педагогическая карьера.

8. Мотивационный аспект педагогической деятельности.

Цели и задачи изучения модульной единицы: Целью изучения модульной единицы является анализ основных компонентов структуры подготовки педагогических кадров, выявлении места и роли дисциплин психолого-педагогического цикла в обеспечении общепедагогической подготовки, ознакомление студентов с методикой профессионального самовоспитания в студенческие годы, элементами самоменджмента и самообразования как пути формирования интеллекта специалиста, анализируются мотивационные аспекты педагогической деятельности, компоненты профессиональной ориентации, профессионального отбора и профессиональной адаптации, условия осуществления педагогической карьеры.

8.1. Система педагогического образования в стране. Направления обновления содержания педагогического образования.

Система высшего педагогического образования представляет собой совокупность:

Ø государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования и соответствующих образовательных программ

Ø высших учебных заведений

Ø научных, культурно-просветительских предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего педагогического образования

Ø органов управления педагогическим образованием

 

Ø В настоящее время внедрена система многоуровневого педагогического образования. Целями многоуровневой структуры педагогического образования являются:

Ø расширение возможностей учебных заведений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества

Ø повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом потребностей экономики и рынка труда.

 

К началу 21 столетия в РФ имелось 92 государственных педагогических вузов, 363 средних педагогических учебных заведений и 96 учреждений дополнительного педагогического образования (институты повышения квалификации). В педагогических учебных заведениях учится более 500000 человек.

В деле развития системы педагогического и профессионально-педагогического образования важна деятельность учебно-методических объединений (УМО), которые функционируют по основным направлениям подготовки педагогических и профессионально-педагогических кадров.

В настоящее время идет процесс обновления содержания педагогического образования по следующим направлениями:

Ø Гуманитаризация и гуманизация образования, культурологический подход к воспитанию человека. Реализация этих подходов обеспечивается тем, что в учебном плане имеются гуманитарные предметы, изменяются содержание, формы и методы преподавания дисциплин.

Ø Экономика в образовании – в учебном плане имеются экономические дисциплины, в ряде вузов созданы учебные курсы по экономическим проблемам в образовании

Ø Информатизация образования

В учебном плане большое место занимают дисциплины, формирующие компьютерную грамотность. В ГОСВО предусмотрены учебные курсы по информационным технологиям в образовании.

Структура, содержание и методы подготовки будущих педагогов определяются требованиями общества, уровнем развития педагогической науки, особенностями педагогической деятельности в современных условиях.

 

8.2. Основные требования к специалисту в области образования. Общепедагогическая подготовка – понятие и содержание.

1. Иметь целостное представление о сфере образования как особой области гуманитарного знания

2. Знать основные закономерности развития природы, общества.

3. Знания о человеке как об индивидуальности и личности

4. Владение способами освоения исторической и современной действительности

5. Знание и владение современными системами поиска, обработки и применения информации

6. Умение применять управленческие решения в педагогической деятельности

 

Особое место в структуре подготовки преподавателя занимает общепедагогическая подготовка, целью которой является овладение педагогической теорией и практическими умениями и навыками в области образования. Следовательно под общепедагогической подготовкой понимают систему педагогических знаний, практических умений и навыков, необходимых для осуществления педагогических функций (Абдуллина О.А., 1984).

Большинство исследователей в области педагогического образования (Абдуллина О.А., Кузьмина Н.В., Никандров, Н.Д., Сластенин В.А., Спирин Л.В.) в системе общепедагогических знаний выделяют следующие блоки:

Ø методологические знания – методология педагогической науки, знание теории обучения, теории воспитания, основы педагогического менеджмента

Ø теоретико-практические знания в области обучения и воспитания, передовой педагогический опыт по обучению, воспитанию и управлению учебными заведениями

Ø методические знания о формах организации, методах и принципах обучения и воспитания.

Система общепедагогических умений и навыков включает в себя:

Ø организационно-педагогические умения, т.е. – умения по организации и руководству учебно-познавательной деятельности

Ø умения по организации и руководству воспитанием и самовоспитанием

Ø умения по управлению учебным заведением

Ø умения по организации общественно-педагогической работы среди населения.

 

Совокупность общепедагогических знаний, умений и навыков лежит в основе педагогической деятельности.

Содержание подготовки педагогических кадров реализуется через учебные планы. Учебные планы по специальности «Профессиональное обучение», включает ряд курсов, обеспечивающих общепедагогическую и профессионально-педагогическую подготовку.

1. «Введение в профессионально-педагогическую специальность».

Дает общее представление о профессионально-педагогической специальности, ее особенностях, перспективах педагогической профессии. Рассматриваются вопросы, связанные со взаимоотношениями между обучаемыми и педагогом, понятие профессионально-педагогической деятельности и ее структуре, профессионально-значимых личностных качествах педагога (педагогическая направленность, профессиональная компетентность, педагогические способности). Рассматриваются пути овладения профессией, содержание, структура, формы и методы освоения квалификации педагога профессионального обучения, система профессионального и профессионально0-педагогического образования, профессиональное становление педагога. Данный курс позволяет убедиться в правильности выбора профессии и способствует адаптации студентов к условиях вузовского обучения.

2. Курс «Общая и профессиональная педагогика»

Рассматривает педагогический процесс, его функции, структуру, движущие силы, основные направления развития. Изучаются основы педагогического проектирования, актуальные вопросы обучения и воспитания.

3. Курс «Педагогические технологии» - рассматриваются современные технологии обучения и воспитания, особенности проектирования педагогического процесса, формируются умения применять различные технологии обучения и воспитания.

4. Курсы «Методика воспитательной работы и «Методика профессионального обучения» освещают вопросы, связанные с основными компонентами процесса обучения и воспитания – содержание, методы, формы и средства, рассматриваются вопросы педагогического и дидактического проектирования, формируются умения и навыки по применению различных образовательных технологий.

Большую роль в профессионально-педагогической и общепедагогической подготовке играют учебные курсы по психологии, возрастной психофизиологии, философии и истории образования. Большая роль принадлежит педагогической практике, которая является связующим звеном между теоретической и практической подготовленностью.

Педагогическая подготовка строится в вузах на единых научно-организационных основах. Наряду с этим в соответствии с ГОСВО осуществляется дифференциация содержания обучения с учетом специфики вуза, факультета, региона.

Личностный подход реализуется через включение в учебные планы различных спецкурсов и семинаров, индивидуальную работу над курсовыми и дипломными проектами, участие в СНО

Общепедагогические знания и умения конкретизируются в частных методиках, т.е. методиках преподавания отдельных дисциплин. Методика преподавания предмета представляет собой частную дидактику, в которой, исходя из общедидактических закономерностей, раскрываются специфические цели, содержание, формы и методы обучения конкретному предмету.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.165.180 (0.061 с.)