Мотивационный аспект педагогической деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивационный аспект педагогической деятельности.



Мотивы выбора профессии.

Что значить правильно выбрать профессию? Правильный выбор профессии в 2-3- раза уменьшает текучесть кадров и на 10-15% увеличивает производительность труда. Человек тогда счастлив, когда с радостью идет на работу и с такой же радостью спешит домой.

Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие обучаемого с его индивидуальными особенностями (физическое, умственное развитие, возможности, интересы, характер, темперамент), а с другой стороны – специальности, с теми требованиями, которые она предъявляет.

Итак, проблема мотива выбора профессии. Е.А.Климов указывает на 8 факторов, определяющих выбор профессии:

1. позиция семьи, старших

2. позиция сверстников

3. позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители)

4. личные профессиональные и жизненные планы

5. способности

6. информированность о той или иной профессиональной деятельности

7. притязание на общественное признание.

 

Существуют внутренние и внешние мотивы выбора профессии.

  Внутренние мотивы:

Ø общественная и личная значимость профессии

Ø удовлетворение, которое приносит работа, благодаря ее творческому характеру

Ø возможность общения, руководства другими людьми

Внутренние мотивы возникают из потребностей человека и на их основе он трудится с удовольствием, без принуждения.

Внешние мотивы:

Ø заработок – материальные стимулы

Ø стремление к престижу

Ø боязнь осуждения со стороны семьи, старших, сверстников

Ø удовлетворительные условия труда и режима работы.

 

Внешние мотивы бывают положительными и отрицательными. К положительным внешним мотивам относятся: материальное стимулирование, возможности продвижения по службе, одобрение начальства, коллектива, престиж. Ради этих стимулов человек охотно работает.

К отрицательным мотивам относятся: воздействие на человека, чтобы он работал путем давления, угроз, наказания, критики.

Все эти факторы важны и при выборе педагогической профессии. Исследования, проведенные Сластениным В.А. показали, что лишь около 50% абитуриентов, поступающих в педагогический вуз, руководствуются мотивами, указывающими на из педагогическую направленность (склонность к обучению и воспитанию). Наиболее распространенными мотивами являются – чистый познавательный интерес к определенным предметам, стремление лучше подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

       Исследования, проведенные Пашкевич Г.Н. по изучению мотивов выбора педагогической профессии, позволили выделить 4 типа студентов:

I. студенты, имеющие одноплановый мотив выбора профессии (любовь к предмету)

II. студенты, поступившие в вуз без осознанного мотивирования

III. студенты, проявившие яркие организаторские способности

IV. студенты, отличающиеся ярко выраженными умениями, сопутствующими педагогической профессии (спорт, музыка, танцы, рисование, фотография...).

Соответственно, с этими студентами должна строиться и особенная внутривузовская профориентация. С 1 группой – надо внести коррективы в мотивационную сферу -усилить мотив – сочетать любовь к предмету с интересом к педагогической деятельности, со 2-ой группой – надо проводить полную профориентационную работу - формировать все мотивы, с 3-ей группой – надо формировать индивидуальный стиль управления, это потенциальные руководители в образовании, с 4-ой группой – развивать разнообразные умения и способности.

Для формирования внутренней установки важную роль играет педагогическая практика. На практике студенты могут проверить и оценить себя как будущего педагога, оценить свою профессиональную подготовку и профессиональную пригодность

Вопросы для повторения:

1. Каковы основные направления обновления содержания педагогического образования?

2. В чем заключается сущность общепедагогической подготовки (понятие и содержание)?

3. Какова основа профессионального становления личности педагога?

4. В чем заключается сущность педагогической карьеры?

5. Каковы основные компоненты профессиональной ориентации?

6. Каковы основные мотивы выбора профессии?

7. В чем заключается влияние мотивации на успешность учебной деятельности?

Резюме по модульной единице 8: Система высшего педагогического образования в стране представляет собой совокупность государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования и соответствующих образовательных программ, высших учебных заведений, научных, культурно-просветительских предприятий и учреждений, органов управления педагогическим образованием. Особое место в структуре подготовки преподавателя занимает общепедагогическая подготовка, целью которой является овладение педагогической теорией и практическими умениями и навыками в области образования. система общепедагогических умений и навыков включает в себя организационно-педагогические умения, умения по организации и руководству воспитанием и самовоспитанием, умения по управлению учебным заведением, умения по организации общественно-педагогической работы среди населения.

Профессиональное становление личности педагога обусловлено достижением профессионального мастерства, которое характеризуется профессиональной целесообразностью, индивидуально-творческим характером и оптимальным выбором средств деятельности. Профессиональное мастерство достигается путем самообразования, самовоспитания, профессионального самопрограммирования, самовоздействия. Через самовоспитание осуществляется личностное развитие – стремление человека стать более компетентным и способным, стремлением человека к поиску и реализации собственного смысла жизни. При постоянном личностном развитии происходит личностный рост человека, который можно охарактеризовать как качественные изменения личностного развития, которые затрагивают основные жизненные отношения личности с миром и собой. Личностное развитие и рост – обязательные условия достижения профессионализма. Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется не просто суммой профессиональных ЗУН, но и профессиональным творчеством.

 Карьера – это активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности Выделяют следующие виды карьеры – линейная, стабильная, платообразная и снижающаяся карьеры. Следовательно, профессиональная карьера – это профессиональное движение.

Необходимым условием профессионального становления является правильный выбор профессии. Существует комплекс факторов, определяющих выбор профессии: позиция семьи и старших, позиция сверстников, позиция школьного педагогического коллектива, личные профессиональные и жизненные планы, способности, информированность о той или иной профессиональной деятельности, притязание на общественное признание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.007 с.)